Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная» для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Комарова Зоя Анатольевна

Курс «Земля родная» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabprogr_zemlya_rodnaya.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Башмаково

Башмаковского района Пензенской области

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей начальных классов

___________//

Протокол №____

 от « »_____________ 20__ г.

« Одобрено»

педагогическим советом

МБОУСОШ № 1р.п. Башмаково

Протокол №

«» ____________ 20__ г.

« Утверждаю»

Директор МБОУСОШ № 1

__________//

Приказ № ___

от  «       »  ________ 20__ г.    

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

«Земля родная»

для 1 класса

                                                                    Составил учитель

 начальных классов

высшей категории

 Комарова Зоя Анатольевна

2016-2017уч. г.

Пояснительная записка

Курс «Земля родная» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель курса.

— формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к

малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-

историческим наследием и природно-географическим богатством Пензенской области.

Задачи курса:

1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Пензенской области; об историческом прошлом и настоящем; о культурном наследии и

духовных традициях; о значении поселка и области в истории развития России; о символах Пензенской области; о людях, прославивших родной край; умений ориентироваться в своем родном городе (поселке), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.

2.  Развитие  познавательной  активности  младших  школьников,  творческих

способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения сравнивать,

анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные

наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края;

умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и

географическими картами.

З. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей

области; любви и уважения к землякам, прославившим город (поселок) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

Программа составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение курса  способствует воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к поисково — исследовательской работе. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

Содержание курса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным селом.

Программа обучения рассчитана на школьников 1 класса. В ее основе развитие

личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, района.

Ожидаемые результаты изучения курса «Земля родная».

Личностными результатами изучения курса являются:

•  осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

  • • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

 Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

•     способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 Предметными результатами изучения курса являются:

  • • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

  • • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
  • • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
  • Участие в социальных акциях;
  • Создание и реализация социальных проектов.

Формы работы с детьми.

Особенностью организации внеурочной деятельности по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность

Основные  принципы, положенные  в  основу  программы:— принцип

доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание

благоприятных условий для их развития;— принцип демократичности, предполагающий

сотрудничество учителя и ученика;— научности, предполагающий отбор материала из

научных источников, проверенных практикой;— систематичности и последовательности

– знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети

могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является

ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы

способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой

информации.— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,

коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального

обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления

детей;— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические

работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,

способствуют  развитию  навыков  и  умение  детей.  Учитывая  возрастные  и

психологические особенности детей,  необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Особенностью организации учебного процесса является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, улица, дом, учреждения и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие

технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо — туристические

технологии, проектные технологии.

Место в учебном плане.

Согласно учебному плану МБОУСОШ №1 р.п.Башмаково занятия

проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели).

Содержание программы (33 часа, 1 час в неделю)

1. Вводная беседа - 1 ч.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие

места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

2. Мой дом, моя семья - 10ч.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед,

прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка

Семейный альбом

Практические занятия:

1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”

2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.

3. Герб семьи. Эмблема класса.

3 . «Малая родина» - 10 часов

Моя школа, мой класс, мои учителя.Мой дом, моя улица.История школы

Мои родители учились в этой школе…. Какой была школа много лет назад. Традиции

школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое

расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

4. Начальные навыки туризма - 3ч.

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно.Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.Умей оказать первую медицинскую помощь. Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу. Что должен помнить турист. Правила техники безопасности.

Практические занятия:

1. Поход в березовую рощу.

5. Охрана природы – 4ч.

Растительность нашего края.Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности. Съедобные и ядовитые грибы и растения. Животный мир нашей местности. Охрана окружающей среды,“Красная книга”.

Практические занятия:

1.Проект «Наша экологическая тропа»

6. Поиск - 5ч.

Война – глазами очевидцев.Учителя - выпускники нашей школы.Оформление записей, фотоматериалов.

Практические занятия:

Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков. Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.

Тематическое планирование (33 часа)

п/п

Тема

Содержание деятельности.

Теоретическая часть занятия.

(Форма организации

деятельности)

Практическая часть занятия.

(Форма организации

деятельности)

Раздел 1. «Моя родословная» - 11часов

Введение в краеведение.

Техника безопасности на

занятиях.

Беседа об истории возникновении

краеведения. Для чего это нужно?

Просмотр презентации

Имя твое.  

Беседа «Что означает твое имя».

Самостоятельно найти в

книгах.

Фамилия – герб семьи

Беседа «Что означает твоя

фамилия» .

Самостоятельно найти в

книгах.

Моя семья. Семейные

традиции.

Беседа «Где работают мои

родители».

Практическая деятельность

по составлению

родословной: день рождения

семьи.

Моя семья. Семейные

традиции.

Беседа «Где работают мои

родители».

Практическая деятельность

по составлению

родословной: день рождения

семьи.

Семейные гербы

Знакомство со знаменитыми

семейными гербами России

Составление герба своей

семьи.

Семейные гербы

Знакомство со знаменитыми

семейными гербами России

Составление герба своей

семьи.

Летопись семьи

Беседа «Генеалогичес-

кое древо семьи».

Составление

генеалогического древа

семьи.

Конкурс исследователь-

ских работ «История моей

семьи –история моего

народа»

Беседа «Что такое биография»

Работа по изучению

биографии своих предков.

Конкурс исследователь-

ских работ «История моей

семьи –история моего

народа»

Беседа «Что такое биография»

Работа по изучению

биографии своих предков.

Конкурс исследователь-

ских работ «История моей

семьи –история моего

народа»

Беседа «Что такое биография»

Работа по изучению

биографии своих предков.

Раздел 2 «Малая родина» - 10 часов

12

Моя школа - мой дом.

Беседа о своей школе, история

школы. Составление летописи.

Конкурс рисунков «Моя

школа»

13

Моя школа - мой дом.

Беседа о своей школе, история

школы. Составление летописи.

Конкурс рисунков «Моя

школа»

14

Учителя нашей школы  

Рассказ учителя об учителях поселка

Сбор материала об учителях поселка

15

Мой край на карте

Родины

Беседа

Составление небольших

рассказов о своей малой

родине

16

Мой край на карте

Родины

Беседа

Составление небольших

рассказов о своей малой

родине

17

Экскурсия по памятным

местам .

Изучение истории поселка  

Экскурсия.

18

Экскурсия по памятным

местам.

Изучение

достопримечательностей поселка

Экскурсия.

19

Мой двор, моя улица. За

что люблю.

Беседа

Составление небольших

рассказов о своем дворе

20

Улицы поселка. Беседа

Экскурсия.  

Сбор материала о названиях

улиц поселка

21

Улицы поселка. Беседа

Экскурсия.  

Сбор материала о названиях

улиц поселка

Раздел 3 « Начальные навыки туризма» -3часа

22

Туристское снаряжение.

Ориентирование по

приметам, карте , компасу.

Беседа.

Практическая работа:

укладывание рюкзака

23

Гигиена туриста. Правила

техники безопасности.

Беседа.

Практическая работа.

Доврачебная помощь.

24

Поход в березовую рощу.  

Инструктаж по ТБ.  

Экскурсия.

Раздел 4 «Охрана природы» -4 часа

25

Растительность нашего

края. Экскурсия

Беседа.

Экскурсия .

Сбор информации о

лекарственных растениях,

произрастаю-

щих в нашей местности

Съедобные и ядовитые

грибы и растения.

26

Растительность нашего

края. Экскурсия

Беседа.

Экскурсия .

Сбор информации о

лекарственных растениях,

произрастаю-

щих в нашей местности

Съедобные и ядовитые

грибы и растения.

27

Животный мир нашей

местности.

Беседа.

Сбор информации о

животных местности.

28

Красная книга родного

края.

 

Беседа.

Защита проекта

Раздел 5 « Поиск» – 5часов

29

Наш край в годы

Великой Отечественной

войны

Беседа.

Оформление записей,

фотоматериалов.

30

Наш край в годы

Великой Отечественной

войны

Беседа.

Оформление записей,

фотоматериалов.

31

Защита проекта «Это

совесть моя с обелисков

глядит»

Беседа.  

Конкурс презентаций

32

Герб района  

Беседа.  

Конкурс рисунков

33

Фотовыставка “Живи,

Моя малая Родина!”

Сбор фотографий с видами

села. Организация выставки.

Показ выставки ученикам и

родителям.

«Мой современный поселок».

Список литературы.

  1. Алексеева. Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. СПб: Тритон, 1997.
  2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис   пресс, 2003.
  3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. М.: Генезис, 2004.
  4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. - Новосибирск, 2003.
  5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] Режим доступа: konf //' vvvvw.ipkps.bsii.edii.ru
  6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /ОС. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
  7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. 2009. -№17. - 9 - 13с,
  8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. М.:Вако, 2007
  9. Концепция патриотическою воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников.   2005. - №1. - 147с.                      

10. Концепция духовно нравственного воспитания российских школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2009.  - 35с.

11. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов - М.: Просвещение. 1990.

12.  Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

13.Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Аеар. 1999.

14.   О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание
школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.

15.Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. Смоленск: Русич, 1996.

16.Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.

17.   Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010.   191., 204с.

18.   Сухолет,И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании/И.Н.Сухолет.-М.: Школьная пресса, 2003.

19.  Три ступени к демократии: гражданское образование учащихся
общеобразовательных учреждений России // Граждановедение: приложение к «Учительской газете». 2003.№7.

20. Черемисина,В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

21.  Шемшурина А.И. Программа нравственно-этического воспитания
школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И.Шемшурина // Этическое воспитание. 2006-№2

22.Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации [Текст]./ А.И.Шемшурина II Этическое воспитание. 2005-№1

23.Яковлев, Ю.Я. Ваши права, дети [Текст]./ / Ю.Я Яковлев.-М.: 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб "Наш дом-Земля" 1-4 классы

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в р...

программа внеурочной деятельности(интенсив)"Уголок земли родной."

Программа разработана в соответствии с ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности(интенсив) Уголок земли родной

Программа разработана в соответствиис федеральным государственным образовательным  стандартом начального общего образования второго поколения(приказ Министерства образования и науки Российской Фе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс

Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

рабочая программа по русскому( родному) языку3 класс

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная»

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь. Программа отражает особенности развития истории Пензенского края. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Земля - мой дом родной"

Рабочая   программа по факультативному курсу «Земля – мой дом родной» для 2-4 классов  на основе требований к результатам освоения основой образовательной программы на...