Статья "Здоровый образ жизни"
статья ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Формирование основ здорового образа жизни у
младших школьниках в условиях школы-интерната.
Шишкина Марина Васильевна,воспитатель.
Кировское областное государственное общеобразовательное казенное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Советска»
Здоровье, здоровый образ -та ценность ,которая остается неиссякаемой на
протяжении всей жизни человека .Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием ,которое позволит расти и развиваться каждому ребенку .Наблюдающиеся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей ,стало общегосударственной проблемой .Решить ее может валеология -наука о здоровье. Валеология утверждает , что здоровье каждого человека ,прежде всего зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья ,и никакие враги , никакие лекарства не помогут ,если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни .Воспитательную работу по ЗОЖ осуществляю по следующим направлениям:
- «Я и мое здоровье». Элементарные сведения об анатомии человеческого тела.
- «Я и другие люди» . Взаимодействие в коллективе как условие, здоровья ребенка.
- «Мальчики и девочки - чудо природы». Половые различия как основа мироустройства.
- «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья.
Приоритетным направлением в воспитании ЗОЖ должно быть формирование нравственных качеств ребенка , которые являются фундаментом здоровья .Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку , целеустремленность, смелость ,оптимистическое отношение к жизни ,чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым ,верить в свои собственные силы и доверять миру.
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношению к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым ,вести здоровый образ жизни ,он должен осознавать ,что здоровье человека важнейшая ценность ,главное условие любой жизненной цели ,что каждый сам имеет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья .Чтобы мотивировать ребят на здравоохранительное поведение ,необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции ,при освоении знаний ,дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления , использовать положительные примеры из окружающей жизни ,личный пример родителей.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья .И мой класс не исключение. Изучив в сентябре медицинские карточки детей , получила такие результаты: 49% детей имели различные заболевания .Поэтому тема формирование здорового образа жизни у младших школьников выбрана мной не случайно, т.к. дети в условиях интерната большую часть времени проводят под руководством воспитателя. Поэтому для меня, как воспитателя, основная цель - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся .Отсюда возникают основные задачи ,которые ставлю в своей работе на первое место.
-Соблюдение требований здоровья сбережения во внеурочной деятельности.
-Формирование у учащихся знаний , умений и навыков по ведению здорового образа жизни.
-Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста , где учу детей заботиться о своем здоровье, воспитываю стремление быть здоровыми. В работе , с детьми формирую навыки личной гигиены ,тщательно мыть руки перед едой после посещения туалета ,после прогулки. Для усвоения гигиенических навыков использую дидактические и сюжетно-ролевые игры ,оздоровительного характера ,такие как «Друзья Вода и Мыло», «Я принимаю душ», «Я умываюсь», «Чтобы зубы были крепкими», «Одежда зимой ,весной ,летом ,осенью».Игры помогают повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой .Большое внимание уделяю формированию навыкам самообслуживания. Большую работу по здоровому образу жизни проводила в разных видах деятельности: на прогулке ,в трудовой деятельности ,на занятиях ,на самоподготовке.
Учеными физиологами доказано , что эффективным средством снятия утомления и напряженности во время самоподготовки являются различные физкультминутки .В своей работе системно использую такие виды, как пальчиковая гимнастика ,гимнастика для глаз.
Доказано , что существует прямая связь между развитием речи и мелкой моторикой. Именно поэтому уделяю большое внимание- пальчиковой гимнастике. Упражнения мы выполняем с использованием известных детям стихов , они приносят большую пользу и очень нравятся детям. Очень важны физкультминутки , корректирующие осанку и упражнения для мобилизации внимания.
Движение занимает большое место в жизни младших школьников . Именно поэтому дети так любят заниматься спортом .Во время прогулок дети играют в подвижные игры с мячом ,играют в классики ,в зимнее время катаются на лыжах и ледянках .Большинство детей посещают спортивные секции.
Внеклассные занятия часто направлены на формирование ЗОЖ , включают в себя беседы, викторины, игры .На занятиях также читаем художественные произведения и обсуждаем прочитанное с выводами о правильном образе жизни ,например произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».Эти произведения дают возможность поговорить о личной гигиене и предметах личной гигиены.
Проводила беседы: « Откуда берутся болезни?»-целью этой беседы было сформировать представление о здоровье , болезнях , микробах ,сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней.
«Для чего нужна зарядка?» -приобщала детей к регулярным занятиям физкультурой.
В работе использую материал доступными методами и приемами. Все игры , задания позволяют формировать у детей правильное отношение к своему здоровью .Считаю ,что в формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывание на свежем воздухе ,занятия ,игровая деятельность ,отдых ,прием пищи, личная гигиена ,занятия физкультурой.
Надеюсь ,что полученные знания будут способствовать развитию навыков и умений, которые позволят детям успешно взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому мы
должны научить их жить с молодых лет в гармонии с собой и окружающим миром. Хочется ,чтобы наши дети росли здоровыми ,крепкими ,ловкими.
В своей работе использую пособие Л.Ф.Тихомировой «Уроки здоровья»,Э.Н Петляковой «Уроки здоровья в начальной школе :стандарты второго поколения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час из цикла «Здоровьесбережение» 1 класс Тема: «Что значит здоровый образ жизни?»
Знакомство с понятием "здоровый образ жизни", пропаганда здорового образа жизни среди учащихся. В классный час включена игра "Поле Чудес в стране Здоровья"....
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...
Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...
Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"
Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...
Внеклассное мероприятие по основам здорового образа жизни "Значение осанки в жизни человека"
В данном внеклассном мероприятии описаны здоровьесберегающие технологии, разработанные Н. И. Дереклеевой, И. П. Товпинец. Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в...
"Образ жизни семьи - образ жизни ребенка"
презентация к родительскому собранию...
Здоровый образ жизни как один из способов формирования стиля жизни младших школьников
Статья посвящена актуальной теме формировния здорового образа жизни младших школьников...