Краеведческая викторина "Что ты знаешь о родном крае?"
план-конспект на тему

Орлова Жанна Анатольевна

Вопросы викторины направлены на изучение историии Кольского полуострова, его прошлого и настоящего, флоры и фауны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskaya_viktorina.docx22.12 КБ
Файл literaturnyy_vecher_proekt.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческая викторина

«По родному краю»

Цель:   систематизировать знания о природе, истории родного края

Место проведения:   кинозал Центра

Возраст участников викторины:   средний школьный

Подготовительная работа:    подобрать и выучить стихи о родном крае, подготовить карточки ответов, подготовить презентацию видеозагадок.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Внимание! Внимание! Сегодня вы увидите увлекательное, захватывающее состязание между двумя командами в интеллектуальной викторине «По родному краю». И соревнующиеся и зрители смогут проверить свои знания о природе, истории родного края, узнать, насколько они эрудированны и внимательны.

В викторине принимают участие команды:

«Апатит»

 «Знатоки»

Вы обратили внимание, что зрители сидят в двух секторах, каждый из которых «болеет» за определенную команду. В случае, если команда не знает правильного ответа, она может обратиться за помощью к зрителям. Так что будьте внимательны, друзья.

В викторине 4 раунда. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Если в задании требуется перечислить как можно больше  объектов, то количество баллов равно количеству правильных ответов за одно задание раунда.

1 раунд

«Убери лишнее»

  1. Самые распространенные деревья на Кольском полуострове?

А) ель, сосна, береза

Б) сосна, береза, дуб

В) береза, кипарис, ель

2. Какое животное не обитает в Мурманской области?

А) росомаха     Б) олень     В) тигр

3. На Кольском полуострове росло уникальное дерево, с трудом выращенное, оно было варварски уничтожено в 1961 году по человеческой глупости. Как называется это дерево?

А) пихта           Б) кедр         В) ясень

4. Он был первым  директором совхоза «Индустрия». Его именем названа одна из улиц нашего города.

А) Бредов           Б) Зиновьев          В) Гладышев

5. Дата образования города Апатиты.

А) 1969                 Б) 1964              В) 1966

6. На какой улице стоят самые старые дома в городе?

А) Строителей       Б) Ленина       В) Северная

7. Сколько городов входит в состав Мурманской области?

А) 16              Б) 11        В) 21

8. Какие горы есть на Кольском полуострове?

А) Мончегорские и Хибинские       Б) Ловозерские и Хибинские

В) Хибинские и Сейдовские

9. Самый популярный минерал, добываемый в Хибинских горах.

А) кварц          Б) слюда           В) апатит

10. Самый древний город в Мурманской области.

А) Мурманск       Б) Кола          В) Заозерск

Стихотворение А.Москвичева «Кольский край» читает воспитанник Центра

Кольский край – дожди косые

Край любимый и родной

Здесь начало всей России –

Неразлучны мы с тобой!

Тут у Кольского залива

Твои реки и леса.

Как природа здесь красива,

Как чудна твоя краса!

Кольский край – любимый север,

Извини, что я на ты,

Начинается Россия

С твоей чудной красоты!

(Подведение итогов 1 раунда)

2 раунд

«Кто больше?»

  1. Сколько в Апатитах площадей? ( 2- Геологов, Ленина)
  2. Сколько улиц в микрорайоне Старые Апатиты? (4 – Комсомольская, Кирова, Жемчужная, Гладышева)
  3. Каким известным людям установлены памятники в нашем городе? (Академику Ферсману, вождю мирового пролетариата В. И. Ленину, строителям)
  4. Сколько церквей в нашем городе? (2)
  5. Назовите птиц, обитающих в нашем крае.
  6. Кто больше назовет улиц нашего города.
  7. Сколько километров  от Апатитов до ближайшего к нам города? (г. Кировск, 16 км.)
  8. Какими кустарниками озеленен наш город? (сирень, рябинник, черемуха, сирень, шиповник, смородина)
  9. Назовите все учебные заведения города.(школы, ПетрГУ (КФ), МГТУ(АФ), ИНЖЕКОН(АФ), Кольский медицинский колледж, Апатитский политехнический колледж)
  10.  Какие профессии были самыми востребованными в первые годы становления города? (Профессии строительных специальностей)

(Подведение итогов 2 раунда)

3 раунд

«Видеозагадки о городе Апатиты»»

  • В Мурманске есть, в Кировске есть, а теперь он появился и в Апатитах (Фонтан)
  • Самое интересное здание в Апатитах, (с точки зрения архитектуры), его считают визитной карточкой города. (Библиотека – музей им. Л. А. Гладиной)
  • Единственная пешеходная улица в нашем городе, как она называется? (
  • ул. Дзержинского)
  • На улице Ферсмана есть необычное место, похоже на музей под открытым небом, но не музей. (Первый в мире геологический парк под открытым небом).
  • Что было на пустыре за мостом много лет назад? (Парк культуры и отдыха)
  • Как называется новый православный храм в Апатитах? (ЦЕРКОВЬ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ)
  • В нашем городе есть город. Как он называется? (Академгородок)

(Подведение итогов3 раунда)

Стихотворение В. Иванова «Мой Север» читает воспитанник Центра

Земля моя, любимая земля…

Суровая, гранитная, могучая,

Ты – жизнь моя, ты – родина моя.

Ты часть меня – и большая и лучшая.

Люблю твои ветра, дожди твои,

Твои снега, и осень желто-алую.

Как хочется излить слова любви

На каждую твою травинку малую.

4раунд

«Чудеса нашего края»

  • Он уступает по размерам лишь Родине – матери в Волгограде. Высота 35,5 метра, стоит на семиметровом основании. Монумент открыт в 1974-м, а 9 мая 1975 года перед ним торжественно перезахоронили останки солдата и зажгли вечный огонь.

В каком городе находится этот монумент и как он называется?

Слайд 1. «Алеша» - мемориал защитникам Заполярья в г. Мурманск

  • Единственное место в России и Европе, где можно увидеть дрессированных тюленей. Интересен его купол – он когда-то был военным радаром, а сейчас это здание – визитная карточка Мурманска.

Как называется здание, в котором они выступают?

Слайд 2. Мурманский океанариум

  • Единственное озеро в Европе, где в течение тысячелетий установилось равновесие пресной и морской воды. Образовалось 3 слоя воды, которые не смешиваются друг с другом.

Как называется это озеро?

Слайд 3. Озеро Могильное в Мурманской области

  • На фоне нашего северного пейзажа они заметны издалека. Близко видно, что вот он, камень, напряженно стоит на мелких камушках, нацеленный в зенит. Кажется, что эта глыба поднимется ввысь, повисит и снова опустится на свои камушки. Эти природные памятники считались священными у саамов.

Как называются эти памятники?

Слайд 4. Сейды, или священные камни.

  • Кольский полуостров – земля легенд. Многие гордятся тем, что следы древнейших цивилизаций у нас, что называется под боком. Одной такой весточкой из прошлого являются наскальные рисунки 2-4-го тысячелетий до н. э. Есть среди них рисунки людей, лодок, оленей, рыб, птиц.
  • Как называется этот вид живописи, встречающийся на Кольском полуострове?

Слайд 5. Петроглифы.

(Подведение итогов, награждение победителей)



Предварительный просмотр:

Проект

«Охраняя природу – охраняешь Родину»

Цель:

Пробудить интерес к экологическим проблемам и сформировать у детей интерес к экологическим проблемам и сформировать у детей ответственное отношение к окружающему миру в целом.

Сроки проведения: с 03.05.16 по 09. 06.16 год

Место проведения:    АЦПД им. В. Р. Булычева

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит в дальнейшем:

  1. Создать условия для формирования эффективного формирования у детей культуры познавательной деятельности по освоению опыта людей в отношении природы, как к источнику материальных ценностях.
  2. Достичь положительного результата при участии детей в дальнейших мероприятиях экологической направленности.
  3. Активизировать работу с общественностью по формированию ответственного и бережного отношения к природе.

Актуальность:

Актуальность проекта в том, что экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического образования и воспитания детей приобретают особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безграмотность. В связи с этим необходимо больше уделять внимание экологическому образованию детей. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти проблемы появятся позже и не останутся незамеченными.

Проблема:

Низкий уровень осведомленности детей об экологических проблемах, происходящих в мире, несформированность практических знаний, ценностных ориентаций, поведения, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди воспитанников с целью выявления уровня осведомленности об экологических проблемах, происходящих в настоящее время.
  2. Разработать тематическое планирование по разным направлениям.
  3. Осуществить контроль над реализацией проекта.

Методы:   анкетирование, беседы, воспитательные часы

Результативность (критерии оценки)

Воспитанники будут знать:

  • Основы экологической культуры.
  • Некоторые особенности природы края.
  • Значение природы для человека.
  • Ответственное отношение к окружающей стране.

Уметь:

  • Выполнять правила поведения в природе.
  • Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости.
  • Применять полученные знания в практической деятельности по сохранению природы.

Техническая оснащенность : мультимедийный проектор, компьютер

План реализации проекта:

I Определение круга проблем.

  • Определение круга проблем, связанных с уровнем сформированности экологической культуры.
  • Проведение анкетирования:

«Леса Заполярья», «Воздействие человека на растительный мир»

II Формирующий

Тематическое планирование мероприятий по экологическому образованию и воспитанию детей.

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Видеоэкскурсия «Леса Заполярья»

03.05.16

Орлова Ж.А.

2

«Экологическая тропа» (экскурсия)

08.05.16

Орлова Ж.А.

Редькин А. В.

(физрук)

3

Дискуссия «Влияние человека на природу»

14. 05.16

Орлова Ж. А.

4

Выступления учащихся перед младшими детьми на тему: «Культура поведения в лесу»

21.05-22.05.16

Орлова Ж. А.

5

Очистка берега реки Тик-губа от мусора

29.05.16

Орлова Ж. А.

6

Заваривание чая из лекарственных трав Заполярья

04. 06.16

Орлова Ж. А.

Зацепина Т.А.

(медсестра)

7

Санитарная вырубка кустарников на садово–огородном участке Центра

09.06.16

Орлова Ж. А.

Редькин А. В.

III Обобщающий

Подведение итогов по данному проекту.

Итоги реализации проекта:

В рамках проекта будут проведены запланированные мероприятия, которые повысят уровень знаний учащихся о законах природы, сформируют у детей ответственное отношение к окружающей среде.

Анкетирование воспитанников:

    «Леса Заполярья»

  1. Самые распространенные деревья на Кольском полуострове?

А) ель, сосна, береза

Б) сосна, береза, дуб

В) береза, тополь, ель

2. Какую часть полуострова занимают еловые леса?

А) 10%            Б) 30%      В) 50%

3. Какие деревья не растут в Мурманской области?

А) лиственница    Б) тополь       В) ива

4. Высота елей на крайнем севере

А) 20м           Б) 35м         В)50м

5. Максимальный возраст елей в Мурманской области?

А) 110 лет     Б) 270 лет       В) 500 лет

6. С продвижением на север леса становятся:

А) реже         Б) гуще            В) не изменяются

7. Какой кустарник не растет в нашем лесу?

А) можжевельник    Б) шиповник    В) гортензия древовидная

8. Какой процент территории нашего края занимают леса?

А) 35, 7%                Б) 65,5%               В) 79,1%

9. На каких климатических поясах не располагается наша область?

А) субарктический

Б) умеренный климатический

В) континентальный

10. Какие ягоды не растут в наших краях?

А) вороника, клюква

Б) морошка, брусника

В) земляника, облепиха

Критерии оценивания:

Оценка «5» ставится, если воспитанник наберет более 45 баллов (95% заданий).

Оценка «4» ставится, если воспитанник наберет более 40% баллов (75 – 89% заданий).

Оценка «3» ставится, если воспитанник наберет более 30% баллов (60 – 74% заданий).

Оценка «2» ставится, если воспитанник наберет более 20% баллов (ниже 59% заданий).

Анкетирование воспитанников:

 «Воздействие человека на растительный мир»

  1. На каком расстоянии от дерева можно разводить костер?

А) 0,5 м          Б) 1,5 м       В) 2,0 м

2.Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:

А) быстро выходить из леса в подветренную сторону

Б) оставаться на месте до приезда пожарных

В) быстро выходить из леса до приезда пожарных

3. Выберете несъедобные растения:

А) одуванчик       Б) дикий щавель            В) борщевик

4. Что необходимо сделать с мусором, оставшимся после вашего пребывания в лесу?

А) аккуратно сбросить в водоем

Б) положить в ямку и засыпать землей

В) постепенно мусор сгниет и так

5. на какую сторону света показывает растущий на дереве мох?

А) север                  Б) запад                     В) восток

6. Собирая в букет ветки цветущих растений, правильно ли вы делаете?

А) поставим в вазу с водой

Б) рвать можно, их в лесу много

В) сорванные ветки цветов не дадут семян

7. Как правильно тушить костер в лесу?

А) слегка присыпать землей, далее сам затухнет

Б) засыпать толстым слоем земли

В) сильно похлопать по костру ветками

8. Что нельзя делать, заблудившись в лесу?

А) стоять на месте и громко кричать

Б) бегать из стороны в сторону и кричать

В) прислушиваться к окружающим звукам

9. Вы пошли в поход и порезали ногу, какое растение вам поможет?

А) подорожник            Б) Иван – чай               В) тысячелистник  

10. Телефон пожарной службы:

А) 01                         Б) 02                  В) 04

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если воспитанник наберет более 45 баллов (90% заданий).

Оценка «4» ставится, если воспитанник наберет более 40 баллов (75 – 89% заданий).

Оценка «3» ставится, если воспитанник наберет более30 баллов (60 – 74% заданий).

Оценка «2» ставится, если воспитанник наберет более 20 баллов (ниже 59% заданий)

Литературный вечер

«Заполярная строфа»

Цель:

Воспитание патриотических чувств у воспитанников Центра

Задачи:

  1. Воспитание любви к родному Заполярному краю.
  2. Знакомство с творчеством поэтов Мурманской области

Оборудование:  картины, иллюстрации о природе Мурманской области, мультимедийный проектор.

Предварительная работа:  поиск воспитанниками интересных стихов о родном крае, подбор иллюстраций.

Возраст:   средний, старший школьный

Ведущий:

Ребята, представьте себе, что вы идете в школу по свежему скрипучему снегу. И вдруг чувствуете, что сейчас что-то произойдет. Еще минута, две… и оно показывается, совсем ненадолго, краешком – солнце!

И где-то в Ловозерской тундре у погонщика не поднимется рука, чтобы ударить оленей. Рогатые звери стоят и щурятся от солнечных лучей, вспоминают июльское тепло, слепней и воды тундровых озер. С этой минуты хочется верить, что заканчивается Полярная зима.

(иллюстрация «Первые лучи»)

Ребенок читает стихотворение «Январское солнце» А. Иванова, поэта из г. Мончегорск.

Оно сурово – солнце января,

Но с каждым днем становится все ярче.

А поздняя январская заря

Декабрьской и приветней, и богаче.

Снегов белейших плотные пласты

Морозом изукрашены богато.

Но гнезда вить готовятся скворцы,

Вот – вот должны родиться медвежата.

Какая б сила стуже не дана –

И как бы ветер не казался резок

В смолистых шишках зреют семена –

Лесов еловых будущий подлесок.

( Оценка жюри)

Ведущая:

Маяки на Севере – это целая поэма о высоте, о море, о низких облаках и пароходном дыме. Это поэма о ледяной корочке на камнях, о прищуренных глазах маячника, об огне в ночи, об этом вечном обязательном огне, от которого там, в бесконечном море благодарно теплеют сердца.

(Картина «Маяк», стихотворение)

Ведущая:

Это только в рисунках ложится дорога под тяжелые колеса лентой. А в Хибинах на Расвумчорре и шоферам, и машинам можно давать значки альпинистов: в самое поднебесье лезут самосвалы, а там – апатитовый рудник и под крыльями самосвала - серые облака.

Юрий Визбор некоторое время жил у нас на Севере и посвятил ему следующие строки:

Ребенок читает стихотворение «Хибины»

Остались на юге поля и долины,

Я в горы по снежной тропе иду.

И здесь, в Заполярье, седые Хибины

Скучают со мной о тебе – я жду.

Я жду, и ты поскорее в путь собирайся и знай:

Я сердце отогрею для тебя, Полярный край!

Про нас обязательно сложат былины,

Расскажут о том, как даем руду,

Про наш апатит, про наши Хибины.

Когда ж ты приедешь:

Мы ждем… Я жду!

(Оценка жюри)

Ведущая:

Это у нас в Заполярье все самое северное. И незамерзающий порт тоже у нас. Зимними вечерами, когда Мурманск зажигает огни, на причалах видны темные женские силуэты. Это жены моряков приходят к вечерней воде, вглядываются в черный коридор залива. Ждут. Ветер осторожно перебирает краски на воде, на небе, шуршат о причалы льдины, тихая песня. Ожидание.… Еще сутки.… Еще десять часов.

Ребенок читает стихотворение И. Карасева «Знакомая полярная звезда»

Знакомая полярная звезда

Нас молча провожает из тумана.

Мы медленно уходим, как всегда,

В жестокие объятья океана.

И пусть морская вахта нелегка

Приборами изучим мы глубины.

Мы знаем, что отчизна далека,

Но здесь она особенно любима.

По курсу мы уверенно идем,

И выдержки у нас, и силы хватит.

Мы почту запоздалую не ждем.

Хотя, конечно, письма были б кстати.

А где-то рядом над родной землей,

Наверное, вовсю бушуют вьюги.

Когда придем усталые домой

 Обнимут нас грустившие подруги.

(Оценка жюри)

Ведущая:

Лето на Мурмане! Всмотритесь в краски, и вы поймете, о чем щебечут птицы, журчат ручьи или тихо шепчут листья березы. (Иллюстрация)

Ребенок читает стихотворение Рыбакова «Полярное лето»

Край ночи и сплошного света,

Природа к людям здесь строга.

Оленем белым мчится лето,

Откинув за спину рога.

Там, где нога моя ступает,

Сквозь толщу вечной мерзлоты

Отважно нежные цветы.

Там ягель стелется дорожкой,

А в мхах, ты только посмотри-

Лениво нежится морошка, вбирая сок самой земли.

(Оценка жюри)

Ведущая:

Кольская земля… она часто хмурится, но хмурится, в общем-то, приветливо, как строгая мать. Она берет нас, своих детей, на плечи и поворачивает лицом к будущему. Она учит нас смотреть вперед, в будущее, в завтра. И мы благодатны ей за это.

 Стихотворение Л. Татьяничевой «Как прекрасна земля»

(Оценка жюри)

Заключительное слово о конкурсе стихов «Заполярная строфа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"

   Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....

Краеведческий экологический проект целевых прогулок " Родная природа""

Методические рекомендации по организации целевых прогулок в курсе "Окружающий мир" начальной школы разработан с целью формирования у младших школьников интереса к изучению природы своей местности, фор...

Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю» 1 класс

Сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветани...

Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю»

Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальны...

Путешествие по городу Омску. Краеведческая экспедиция «Люби и знай родной край».

Классный час, посвященный 300-летнему юбилею города Омска.  Путешествуя по станциям "Омск- исторический", "Омск - литературный", "Омск - театральный", "Омск - спортивный" юные краеведы расширят з...

Краеведческий вечер «Башкортостан – мой край родной».

Башкортостан - многонациональный край с богатейшими историческими и культурными традициями. Цветок курая на гербе республики символизирует единение народов, живу­щих на просторах Южного Урала, их ...

Краеведческий марафон "Знаешь ли ты свой край"

Краеведческий марафон. «Знаешь ли ты свой край», посвященный 300-летию Кемеровской области. Цель: Воспитание у детей интереса и любви к родному краю. Задачи: расширение кругозора...