Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю»
материал (4 класс) на тему

Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.

Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:

           - формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

           - воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon bryanskiy_kray_.zip178.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

к региональному краеведческому  курсу

«С азбукой по родному краю»

Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.

Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:

           - формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

           - воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.

Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России.  «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)  

В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.

Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.  

Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, было написано учебное пособие «С азбукой по родному краю».

Разрабатывая данный учебный курс с основами краеведения мы исходили из того, что отстоять и приумножить ценность российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

В связи с этим становится очевидным, что мало понимать важность решения задач патриотического воспитания, необходимо вооружить школу средствами и  способами, позволяющими эти цели реализовать. Решение этой задачи представляется возможным на уровне обновления содержания начального образования в рамках национально-регионального компонента. Начинать решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка в школе.

Цель краеведческого курса «С азбукой по родному краю» -  расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе  родного края. Только так, на наш взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

Главная идея курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

Практическая реализация данного курса находит выражение:

1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;

2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;

3) в системе учебных заданий, которые подчинены  логике построения курса.

Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, мы старались дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию его природного своеобразия и  особенностей его культурного наследия.

Курс «С азбукой по родному краю» - носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. На наш взгляд, краеведческий компонент должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс. При этом  не исключается возможность ведения отдельного курса.

Реализация краеведческого курса может осуществляться через:

 - интеграцию краеведческого материала в предметы федерального компонента или через план внеурочной деятельности.

Интеграция краеведческого материала в предметы федерального компонента в первом классе возможна на уроках обучения грамоте, литературного чтения, уроках   окружающего мира, изобразительного искусства.

На уроках обучения грамоте можно знакомить учащихся с произведениями брянских писателей и поэтов. На уроках  окружающего мира детей можно знакомить с историей родного края, его природным своеобразием. (Материал вводится по мере прохождения федеральной программы и в соответствии с темами).

Реализация курса через внеурочную деятельность позволит учащимся расширить свой кругозор, глубже изучить природу и историю родного края.

Примерная тематика внеурочных  занятий:

  1. Азбука – к мудрости ступенька. – 4 часа.
  2. Учимся разгадывать ребусы и загадки. – 2 часа.
  3. Сказки Брянского леса. – 2 часа.
  4. Животный мир Брянской области. – 2 часа.
  5. Природа родного края. –2 часа.
  6. Поэтическая Брянщина. –2 часа.
  7. Происхождение названий городов,  сел и рек Брянской области.—3 часа
  8. Из истории Брянского края. –4 часа.
  9. Герб Брянской области. – 1 час.
  10. Легенды Брянского края. – 2 часа.
  11. Памятники природы.—2 часа.
  12. К истокам слова. – 1 час.
  13. Суровые годы войны. – 2 часа.
  14. Учимся работать с картой Брянской области. –2 часа.
  15. Занимательное азбуковедение. – 2 часа.
  16. Конкурс грамотеев. – 1 час.

При проведении внеурочных занятий, возможно проведение коллективных творческих дел на краеведческую тематику («Мы живем на Брянщине», «История моего города , села», «Памятники природы», «Юный краевед» и др.)

Обучение и воспитание младших школьников на краеведческом материале позволит педагогам приобщить учащихся к пониманию истории своего края, к осознанию неповторимости и красоты природы своей малой родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"

   Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....

Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю» 1 класс

Сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветани...

"С Азбукой по родному краю" . Занятие по внеурочной деятельности на тему: "Реки Брянской области" 1 класс

У обучающихся сформируется представление  об особенностях рек Брянской области;   познакомятся с разнообразием животных и растений рек родного края....

Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы «Увлекательное путешествие по Архангельской области».Тема: "Путешествуем по родному краю".

Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы "Увлекательное путешествие по Архангельской области" Тема: "Путешествие по родному краю"...

Презентация «Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»

laquo;Реализация регионального компонента  в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»......