День науки. Проект « Великий сын Отечества: М.В. Ломоносов» 2класс
план-конспект занятия (2 класс) на тему

День науки. Проект « Великий сын Отечества: М.В. Ломоносов» 2класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lomonosov.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

                   День науки.    Учитель:  Тимофеева И.В.

 Тема:   Проект « Великий сын Отечества: М.В. Ломоносов»
   

   Цели: 
- Дать представление о М.B.Ломоносове, как о человеке, о великом ученом. 

- донести до младшего школьника достижения, открытия этого ученого, мечту: «...чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство».
- Познакомить с достопримечательностями, носящими его имя. 
- Пробудить интерес учащихся к М.Б. Ломоносову как к человеку, ученому-энциклопедисту. 
- Развивать познавательную активность, речь детей. 

Материалы и оборудование: 

-портрет М.Б. Ломоносова 
-мультимедийная презентация. 

Ведущий. Наш проект мы посвящаем великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову. О раннем детстве и отрочестве Ломоносова до нас дошли крайне скудные сведения. У Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых 19 ноября 1711 год родился сын Михаил.

1-й ученик.
В деревне Денисовке, близ Холмогор,
У Белого моря, в округе помор
Родился сынишка, он крепок, силен.
Отец мальчугана Михайлой нарек.

2-й ученик. Мать мальчика рано умерла, отец женился вторично. Мачеха невзлюбила пасынка, настраивала против него отца. Ломоносов называл мачеху злой и завистливой. От криков и попреков Михайло забивался в подклеть, по целым дням сидел, не евши, за книгами, лишь бы в дом не возвращаться.

3-й ученик. Лишь только Михайле исполнилось 10 лет, отец стал его брать с собой на рыбную ловлю. Работа в суровом холодном море сделала Михаилу упорным, сметливым, научила быть наблюдательным, выносливым, не бояться невзгод и трудностей. Девятнадцать лет своей жизни провел он на севере и уже не уступал сноровкой бывалым добытчикам - без богатого улова домой возвращался редко.

4-й ученик. Но у  Михайлы с детства была неодолимая страсть - книги. «Грамматика»  Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого - первые недуховные книги Ломоносова, которые он выучил наизусть. «То были врата учености моей», - сказал о них Ломоносов. А первым учителем его был крестьянин Иван Шубной.

5-й ученик. Вскоре надумал его отец женить. Но Михайло не хотел жениться, а жизнь в отцовском доме была непереносимой. Кроме того, слыхал он от людей, что ученые книги все по латыни пишутся, а латыни обучаться ближе Москвы негде.

1-й ученик
Как хотелось юноше учиться,
Как хотел он многое узнать,
Что из своего селенья с караваном
В дальний путь, в Москву сумел он убежать.


Ведущий. Бегство Ломоносова совершилось 7 декабря 1730 года. Паспорт юноше удалось достать тайком. Сосед Фома Шубной, вероятно родственник первого учителя Ломоносова Ивана Шубного, снабдил его на дорогу полукафтаньем и тремя рублями денег.

2-й ученик.
Три рубля в кармане денег было.
Надо хлеб купить, бумагу, обувь, квас.
Я на все согласен,
Всякое приму мученье,
Лишь бы только знанья получать.

Ведущий. Непросто было поступить Михаилу Васильевичу в первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинскую академию. Но он добился своего и стал учиться. Товарищи по возрасту были значительно моложе его и встретили великовозрастного детину обидными насмешками. К тому же он был плохо одет и обут. Но это не испугало его, наук он не оставил.

3-й ученик.
За полгода, изучив науки,
Переводят сразу в третий класс.
Молодец, Михайло Ломоносов,
Не теряет время просто так.

4-й ученик. Юношу заметил архимандрит и  рекомендовал отправить его в Петербург.

5-й ученик. В Петербурге он пробыл недолго. Изучать иностранные языки он едет в Марбург. Но уже в то время его влекли металлургия, горные дела.


Ведущий. В Россию Ломоносов возвращается с громадным запасом знаний и сразу же принимается за работу. Сколько книг ему пришлось прочесть, сколько опытов провести, чтобы прийти к своим знаменитым открытиям и изобретениям. Эти открытия были сделаны в различных областях  химии, физике, астрономии, географии, металлургии, геологии, горном и мореходном деле, истории и словесности. Еще Ломоносов слагал стихи, неплохо рисовал.

1-й ученик. Долго не давала покоя М.В. Ломоносову тайна северного сияния.
Я миру докажу,
Что волшебное свечение
С синими, розовыми, сиреневыми переливами
Вызвано вспышками солнечного излучения электрическими разрядами в воздухе.

2-й ученик. Михаил Васильевич Ломоносов сам разработал способ получения разноцветных кусочков непрозрачного стекла и сделал из них свыше сорока мозаичных работ. Ученый просит правительство разрешить ему построить стеклянную фабрику «к пользе и славе России». Разрешение было получено. И первая фабрика расположилась в шестидесяти верстах от Петербурга, близ деревни Усть-Рудица.

3-й ученик.
Любуется народ умением творца.
Вот полотно - мозаика.
Портрет великого царя Петра.

4-й ученик.
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.

Ведущий. Мозаичные картины были так хороши, что Академия художеств избрала Ломоносова своим почетным членом. Мозаика «Полтавская баталия», созданная Ломоносовым, не потеряла своей яркости и красочности до сих пор. Поражают ее размеры  8,5 м в длину и 8 м в высоту. Мозаика уложена и закреплена на огромном медном подносе, который вместе с креплением весит более двух тонн. В настоящее время картина находится в здании Академии наук в Санкт-Петербурге.

5-й ученик. Но главным смыслом жизни для Ломоносова была наука. Ей он отдавал всего себя без остатка. Самоучка, сын рыбака, Ломоносов многого достиг в жизни. Он был удостоен самого высокого ученого звания – стал академиком. Его имя получило всемирную известность.

1-й ученик.
Ломоносов, по твоей стезе
Через тернии - к знаньям
Мы идем за шагом шаг.
Пусть Россия гордится и нами!
Будущее ее в надежных руках!

Ведущий. Как всякий большой ученый, Михаил Васильевич Ломоносов заботился о развитии науки и распространении научных знаний. По его инициативе в Москве был открыт первый в России университет. Основанное в 1755 году это высшее учебное заведение и сейчас носит имя Михаила Васильевича Ломоносова. Наш проект позволил  прикоснуться к жизни и научным открытиям удивительного человека Михаила Васильевича Ломоносова. Без изобретений и научных открытий прошлого современные поколения ученых не сумели бы создать того, что мы имеем сейчас в науке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок защита проектов: Великий гражданин нашего Отечества Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Подвести итог сформированных  представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;Обобщить знания;Проверить сформированность умения  делать выводы;Воспитывать чувс...

Сценарий выступления на тему "Часы" в рамках детского праздника "День Науки. Великие изобретатели и изобретения"

Данная разработка является результатом реализации проектной деятельности учителя в своем классе....

Методическая разработка по теме «Великие люди России. М.В. Ломоносов»

Сегодня мы поведем речь о человеке, у которого была невероятная сила воли и духа.Это Михаил Васильевич Ломоносов. (1)Он был первым русским физиком. (2)Первым русским химиком.Первым историком России.Пе...

Методическая разработка по теме «Великие люди России. М.В. Ломоносов»

Сегодня мы поведем речь о человеке, у которого была невероятная сила воли и духа.Это Михаил Васильевич Ломоносов. (1)Он был первым русским физиком. (2)Первым русским химиком.Первым историком России.Пе...

Презентация "Великий сын Отечества: М.В.Ломоносов".

Презентация "Великий сын Отечества: М.В.Ломоносов"....

Внеклассное занятие на тему « История изобретения бумаги» в рамках проекта День науки и творчества

Внеклассное занятие на тему « История изобретения бумаги» в рамках проекта День науки и творчества...