"Путешествие с русской печкой"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Считаю необходимым, в рамкам программы «Разговор о правильном питании», расширять знания учащихся, проводя небольшие экскурсы в кулинарное прошлое русского народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

               

Разработка внеклассного занятия

по программе

«Разговор о правильном питании"

            «Путешествие с русской печкой»

Хасанова А.М.
учитель – логопед

МОУ СОШ № 43

Пояснительная записка

        Обучение по данному учебно-методическому комплекту помогает  ученикам получать знания, необходимые в повседневной жизни. В процессе освоения навыков правильного питания, у детей формируется сознательное  отношение к своему здоровью, что очень важно.

        Ребятам нравятся наши занятия. Они с увлечением участвуют во всех играх и путешествиях.

        У каждой вещи есть своё настоящее и прошлое, есть оно и у кулинарных блюд. Считаю необходимым, в рамкам программы «Разговор о правильном питании», расширять знания учащихся, проводя небольшие экскурсы в кулинарное прошлое русского народа. Такие путешествия позволяют по-новому взглянуть на продукты, которые мы употребляем в пищу. Теперь они для ребят не  являются незнакомцами. Узнавая кулинарное прошлое народа, учащиеся в какой-то мере узнают историю своей родины, учатся её любить, ценить всё сделанное и изобретённое нашими предками.

        Внеклассное занятие «Путешествие с русской печкой» расширяет знания учащихся по вопросу, чем питались славяне в период зарождения Древнерусского государства. Ребята в процессе путешествия не только получают знания, но и анализируют, делают выводы, отгадывают загадки, ребусы, кроссворд.  Все стихотворения в занятии составлены автором.

Действующие лица: русская печка (записана фонограмма голоса), музыкальное сопровождение,  учитель, учащиеся.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, Для дегустации: кувшины с морсами  из ягод, одноразовые стаканы, салфетки.

Путешествие с русской печкой

Этап учебного

занятия

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Использование  компьютерных технологий

Фонограмма

Организационный

Приветствие,  настроить учащихся на положительные эмоции.

 

Ребята сегодня я шла по школе и услышала разговор двух учащихся  нашей школы, давайте послушаем, о чём они говорили.

-А вы, ребята, как думаете

чем питались наши предки славяне?

 - Я знаю, кто поможет нам разобраться в этом вопросе!

- А Вам нужно отгадать загадку для того, чтобы наша помощница появилась и помогла нам.

«Стоит мать толста,

У ней дочь красна,

Сын синь под небеса ушёл».

«В доме в углу стоит Арина,

Большой рот разиня,

Рот открывает,

что дают, глотает,

Зимой она ест, греет, фырчит,

А летом голодная спит».

-  Верно, и сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в древние времена, и нашей  помощницей будет русская печь, которая расскажет нам, что ели и как готовили наши предки древние славяне.

   

- Давайте её послушаем.

 

- Наше путешествие начинается!

- ребята, наши предки славяне, занимались хлебопашеством.

- отгадав загадку мы с Вами узнаем, какая же первая остановка в нашем с вами путешествии?

«Из края в край далёко,

Раскинулось широко,

Бескрайнее, как море,

В колосьях золотистых …» 

 - Молодцы, ребята!

Наша первая остановка «ПОЛЕВАЯ».

- А как Вы думаете, для чего выращивали славяне в полях зерновые культуры?

- Правильно, для того чтобы готовить себе пищу.

- А вот какие зерновые культуры выращивали наши предки, мы узнаем, выполнив следующее задание.

(Добавлять  слова из правой колонки в строки стихотворения).

На поле колосится

Золотистая пшеница.

А рядом поле темнее –

Там  рожь  зреет.

На жёлтых кисточках осы,

Это цветёт  просо.

На землю ложится тень –

Стеною стоит  ячмень.

Корм для лошади рос

Это зерно – овёс.

- Мы с Вами выяснили, какие зерновые культуры выращивали наши предки, для того, чтобы приготовить себе вкусную и полезную пищу.  

 -  Давайте послушаем русскую печку, что пекла и готовила бабушка, встречая внуков.

- Славяне очень любили кашу.

И готовили её тоже из зерновых культур, которые выращивали сами.

- А как её готовили, нам расскажет русская печка.

 

- Как вы думаете, зачем мёд в кашу добавляли?

- мёд является очень полезным продуктом, а для чего его добавляли в кашу, нам расскажет русская печь.

- А для того чтобы продолжить наше путешествие нам нужно выполнить следующее задание (Соединить слова из правой колонки с высказываниями и поговорками  из левой колонки).

- Давайте проверим, правильно ли у нас с Вами получилось?

Ребята мы с Вами отправляемся дальше…  

наши предки славяне ели  мясо и рыбу!

И следующая остановка нашего путешествия

«МЯСОРЫБНАЯ».

- На широких просторах Руси жило мало людей, дичи, рыбы  хватало на всех. Добывалось всё легко: рыба – сетями, дичь - силками в лесу или даже в собственном огороде. Ребёнок 11-12 лет мог за полчаса набить птицы на ужин для 12-15 человек, так как семьи у наших предков славян были большие. Ели говядину, свинину, баранину, медвежатину, зайчатину. К столу подавались тетерева, гуси, журавли, голуби, куры и многое другое.

- Как славяне готовили мясо, нам расскажет наша уважаемая печка.

- Наши предки умели готовить супы. Только называли супы – «варево». К варевам относилась уха или «навар», «похлёбка».

- И наша уважаемая печка нам расскажет, как славяне варили варево.

-  Интересно была организована подача блюд, у наших предков. В начале обеда или ужина ели «жаркое» (современное второе блюдо), затем первые блюда, последним на очереди был десерт или как тогда говорили «заедки».

- Древние славяне любили молоко и молочные продукты – сметану, сливки, ряженку, кислое молоко, простоквашу, творог. Сыр славяне не готовили и на Руси словом «сыр» называли творог.

- А, что пили древние славяне, мы узнаем, побывав на следующей остановке. «НАПИТКИ»

Наша печка, приглашает нас узнать  какие, напитки пили наши предки.

- И самым любимым напитком детей был, конечно, морс!

- А Вы ребята любите морс?

Наши предки варили морс из лесных ягод, в которых содержится большое количество витаминов, поэтому дети наших предков росли  здоровыми, крепкими, ловкими и умными.

- Разгадав ребус, мы узнаем, из каких ягод варили морс?

- Проверим, правильно ли мы разгадали ребусы.

- Ребята, а теперь я приглашаю Вас и гостей отведать полезный морс и угадать, из каких ягод он сварен?

- Кто мне скажет, из каких ягод был сварен морс?

- На Руси занимались возделыванием огородных культур.

И следующая остановка нашего путешествия «ОГОРОДНАЯ»

 разгадав кроссворд, мы узнаем, какие овощи выращивали наши предки в своём огороде.                           

1. Круглая да гладкая,

Откусишь – очень сладкая,

Я не репа и не клюква,

Догадайтесь, кто я …  (брюква)                            

 2.На грядке длинный и зелёный,

  А в кадке жёлтый и солёный.

                                 (огурец)

3.Лоскуток на лоскутке –

   Зелёные заплатки,

   Целый день на животе

   Нежится на грядке.   (капуста)

                           

4. Вросла в землю крепко

    Сочная чёрная…     (редька)

                             

5. Расту в земле на грядке я,

   Красная, длинная, сладкая.

   Мой нос в землю врос,

  Снаружи только длинный хвост.

                               (морковь)

6. Круглый бок, жёлтый бок,

   Сидит на грядке колобок.

   Врос в землю крепко.

   Что же это?                  (репка)

                                   

- Скажите ребята, а как вы думаете, для чего выращивали овощи славяне?

- Правильно, для того, чтобы  готовить их в пищу.

- Разгадав кроссворд,  мы получили  ключевое слово «АПТЕКА».

-Как вы думаете, какая связь между аптекой и овощами.

- В аптеке мы с Вами покупаем лекарства, для лечения различных заболеваний. А в  древности таблеток люди делать не умели, приходилось использовать целебные свойства овощей, ягод для лечения различных болезней.

 - Но вам, ребята, я хочу дать один совет, который вы прочитаете, расположив буквы в нужном порядке.

- Давайте проверим, что у нас получилось.

- Как вы думаете, почему мы должны придерживаться этого совета?

- Мы должны с Вами помнить, что организм каждого человека индивидуален, поэтому со всеми лечебными средствами, даже из овощей и ягод нужно быть внимательными и осторожными. И только  врач может дать нам квалифицированный совет, который мы должны выполнять.

-  Наш урок подошёл к концу.  Наша уважаемая печка прощается с нами.

- Сегодня на уроке благодаря русской печке мы узнали много интересного. Мы побывали в древней Руси, где наши предки выращивали на полях зерновые культуры, для того,  чтобы приготовить себе вкусную и полезную пищу. Собирали в лесу ягоды, чтобы сварить себе и своим детям, богатый витаминами морс.

- Скажите, ребята, отличается пища наших предков, от пищи которую едим мы?

- Конечно в наше время для того, чтобы приготовить кашу нам не нужно выращивать зерно. Для того, чтобы  сварить морс мы можем использовать ягоды, купленные  в магазине. Но мы должны с Вами знать, что наше здоровье зависит только от нас самих и для того, чтобы быть здоровыми, сильными, умными, ловкими, мы должны правильно питаться, употребляя в пищу продукты богатые витаминами.  

Учащиеся слушают диалог между детьми

Учащиеся высказывают различное мнение.

Учащиеся отгадывают загадку «Печка»

Учащиеся слушают фонограмму  русской печи.

Учащиеся отгадывают загадку «Поле»

Учащиеся высказывают своё мнение.

Учащиеся слушают задание и выполняют его.

Учащиеся слушают фонограмму.

Учащиеся слушают фонограмму.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Учащиеся слушают фонограмму.

Учащиеся выполняют задание, на заранее приготовленных карточках.

Учащиеся проверяют своё задание со слайдом.

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопросы.

Учащиеся слушают учителя, фонограмму.

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся слушают фонограмму.

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Учащиеся разгадывают ребусы.

Учащиеся проверяют отгаданные ребусы.

Учащиеся пьют морс и отгадывают, из каких ягод он сделан.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Учащиеся отгадывают кроссворд.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Учащиеся выполняют задание на заранее приготовленных  карточках.

Учащиеся выполняют задание на заранее приготовленных карточках.

Учащиеся читают получившийся совет.

Учащиеся высказывают своё  мнение.

Учащиеся высказывают своё мнение.

На доске появляется слайд с изображением русской печи.

На доске слайд

№ 4

На доске слайд  с изображением русской печки, бабушкой и внуками.

На доске слайд  с изображением русской печки.

№ 7

На доске слайд с правильными ответами.

На доске слайд  с изображением русской печки

На доске слайд  с изображением русской печки

На доске слайд  с изображением русской печки

На доске слайды с ребусами.

На доске слайд с ответами.

На доске слайд с изображением ягод.

На доске слайд с кроссвордом.

На доске слайд с отгаданным кроссвордом.

На доске слайд

Зашифрованная фраза.

На доске слайд

С правильно выполненным заданием.

(все лекарства принимайте по совету врача)

Диалог между детьми

- Интересно, чем питались наши предки славяне?

- Наверное, тем же, чем и мы. Ели картофель, лапшу, киви, бананы.

- Не может быть! Картофель в Древней Руси не ели, его позже из-за границы привезли.

Фонограмма  русской печки.

«Русскую печь всегда уважали,

Родной матерью называли.

Печь в избе хозяйка главная!

Тёплая, чистая, славная.

Уж её и белили, и мыли,

В ней хлеб пекли,

Щи да кашу варили.

Даже мылись в печи,

Чтобы хворь - болезнь излечить.

На печи спали,

Стариков согревали.

Если гость промок, устал,

Тоже на печь попадал».

Печка (фонограмма)

Бабушка внуков в гости ждала,

Тесто месила, в печи пекла:

Лепёшку – Алёшке,

Ковригу – Серёжке,

Кулебяку – для Прошки.

Пряники медовые и калачи

Вынимала из печи.

Блины на стол подавала

И с караваем встречала.

Хороши были пироги да каша

Ай, да бабушка наша!

Печка (колонка 1 )

Муку мололи,

Молоком заливали,

Мёду добавляли,

Кашей называли.

Бывало, готовили на воде,

Любили кашу

Всегда и везде.

Печка (колонка 2 )

Мёд добавляли

                   для сладости,

Для вкуса и радости,

Мёд силу давал.

Болезни и хворь,  

Прочь прогонял.

Печка (колонка 1 )

На углях мясо пекли,

Варили, жарили в печи.

Кусками большими

На столы носили.

Князь Святослав

В походы ходил.

Мясо жарить на углях

Очень любил.

Печка (колонка 2 )

Славяне рыбу ловили,

Варево варили.

Если в печи жар,

Был с похлёбки большой       навар.

В каждой печи

Стояли щи.

Печка (колонка 3 )

Сок берёзовый пили,

Пиво, квас заводили.

Под сладкий мёд разговор затевали,

Под пиво, квас песни громко певали,

Запивали калачи молоком.

Да в поле на работу бегом.

А после бани морс да квас

Были в самый раз.

Печка фонограмма

Ребята, это была наша последняя остановка и, к сожалению, мне пора с вами прощаться. И я Вам говорю досвидания, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" В гостях у русской печки"

Музейный урок. Фольклорная игровая программа для учащихся начальной школы. Загадки, сказки, пословицы, частушки. Экскурсия в школьный краеведческий музей....

"Праздник русской печки"

Цель: знакомство с бытом, традициями, обрядами русской старины,            воспитание интереса к жизни старшего поколения....

Праздник русской печки

Праздник-презентация коллективной проектной работы младших школьников...

Индивидуальный проект на тему: «Русская печка»

Когда мы жили в старом доме, у нас была в доме печка. Она занимала много места и играла важную роль в нашей жизни.Казалось, что печка – это сердце в доме. Когда мы затапливали ее дровами, дома с...

Праздник русской печки.

В рамкахвнеурочной деятельности знкомство детей с традициями и бытом русского народа....