Конспект классного часа на тему " День космонавтики " 3 класс
классный час (3 класс) на тему

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_kosmonavtiki.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: День космонавтики

Тип занятия: классный час

Планируемые результаты:

Предметные:  расширить свои , познания в области покорения космоса.

Познавательные: Познакомить с историей покорения космоса, с биографией Гагарина

Регулятивные: Удерживать цель деятельности до получения результата; оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: строить сообщения в устной форме; строить монологическое высказывание; владеть диалогической формой  речи; свободно и правильно излагать свои мысли.

Этап занятия

 Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

10 минут

Здравствуйте ,ребята. Садитесь.

Здороваются с учителем

Вводная часть

1 минута

 В умах ученых много лет
Жила мечта заветная:
Взлететь при помощи ракет,
В пространство межпланетное.

Сегодня у нас классный, посвящённый дню космонавтики, который наша страна отмечает 12 апреля. 

Основная часть

25 минут

А как же начиналась история космической эры человечества?
Человек с давних времен мечтал летать. Прикрепляя к рукам бумажные крылья, старался подняться ввысь. А когда смог полететь на летательных аппаратах и самолетах – всматривался в звезды. Это казалось сказкой, фантастикой, но все же многие верили в то, что это возможно. В нашей стране таким человеком был Константин Эдуардович Циолковский, который впервые в истории человечества разработал теорию полетов в космос.
А продолжателем дела Циолковского стал еще один российский ученый – Сергей Павлович Королев. Под его руководством 4 октября 1957 года с космодрома Байконур ушел в полет первый в мире искусственный спутник Земли, а 3 ноября состоялся старт второго спутника, но уже с живым существом на борту – собакой Лайкой.
Затем человек решил исследовать Луну и ближайшие к Земле планеты – Венеру и Марс. Запуск ракет к другим небесным телам открыл людям то, что веками было скрыто для человечества.
Но все же это были полеты в космос управляемых машин, а человек мечтал о самостоятельных полетах, хотел все увидеть сам.

Все, пробные полеты закончились. Настала очередь человека!
И вот наступил знаменательный день – 12 апреля 1961 года, когда на всю страну прозвучало сообщение о том, что «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом является гражданин России, летчик, майор Юрий Алексеевич Гагарин».
Это был великий подвиг человека, открытие, важнейшее, знаменательное событие не только для нашей страны, но и для всего человечества!

В Советском Союзе памятный день установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1962 года. Отмечается под названием День космонавтики.

А как вы думаете, космонавт - это мужская профессия?

Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это - Валентина Николаевна Терешкова . А впервые вышел в открытое космическое пространство известный космонавт - Алексей Леонов.

В космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в Гжатском районе Смоленской области семье колхозника. В 1941 году поступил учиться в среднюю школу, но нашествие гитлеровцев прервало его учебу. 
После окончания второй мировой войны семья Гагарина переехала в город Гжатск. Там Юрий продолжал учиться в средней школе. В 1951 году окончил с отличием ремесленное училище в городе близ Москвы по специальности формовщика-литейщика и одновременно школу рабочей молодежи. Затем Юрий Гагарин обучался в индустриальном техникуме в городе Саратове на Волге. В 1955 году окончил техникум с отличием. 
Свои первые шаги в авиации Гагарин начал, будучи студентом техникума: обучался в Саратовском аэроклубе. После окончания курса аэроклуба в 1955 году учился в авиационном училище в городе Оренбурге. С 1957 года, окончив училище, служил летчиком советской авиации. В 1960 году был зачислен в Центр по подготовке космонавтов. Из характеристики Юрия Гагарина, представленной на аттестацию кандидатов в космонавты: "...В спортивных играх занимает место инициатора - вожака, капитана команды. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Уверенность всегда устойчива. Его очень трудно, по существу невозможно, вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое. Вероятно, потому, что у него с юмором, смехом до краёв полна голова. Вместе с тем трезво рассудителен. Наделён беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Чистосердечен. Чист душой. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Любит повторять: "Как учили!" Скромен. Интеллектуальное развитие высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстротой реакций. Усидчив. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной." 
27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин и Владимир Серёгин трагически погибли, выполняя учебный боевой полёт на самолёте. На месте их гибели, близ деревни Новосёлово (Киржачский район Владимирской области),в 1975 году был установлен памятник. Воронку опоясало кольцо из чёрного гранита, и пятиконечеая звезда навеки обозначила место последнего приземления Юрия Гагарина. Над звездой взметнулась стела из красного гранита, похожая сразу и на лопасть пропеллера, и на крыло самолёта. В Звёздном и Гагарине(ранее Гжатск) открыли музеи, поднялись на постаменте изваяния первого космонавта в бронзе и граните. Именем Гагарина названы улицы, школы, корабли. О нём слагают песни. Помнят Юрия Гагарина и в своём Отечестве, и за его пределами. 

10 малоизвестными фактами о полёте Гагарина

«1. До космического корабля Юрия Гагарина провожал не один, а два дублера. Помимо всем известного Германа Титова, дублером был Григорий Нелюбов. В отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов осуществить полет в случае особых обстоятельств.

Жизнь Нелюбова сложилась трагически: через некоторое время после полета Гагарина он был исключен из отряда космонавтов за нарушение дисциплины, а через несколько лет погиб в результате несчастного случая.

2. За два дня до полета в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдет катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.

3. Полет «Востока-1» проходил в полностью автоматическом режиме. Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний случай Юрию Гагарину был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля.

4. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое было записано Юрием Гагариным, а еще два – его дублерами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Ровно также было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полете человека в космос: на случай успешного полета, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы.

5. Перед полетом «Востока-1» произошло ЧП: при проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал.  Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска.

Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик, и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлен в запланированное время.

6. Во время заключительной стадии полета Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: « Я горю, прощайте, товарищи!»

Дело в том, что до Гагарина никто не имел четкого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблем плотных слоев атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий летчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждом полете. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.

7. Известные кадры съемки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королева на командном пункте – это имитация, сделанная в более поздний период. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит – в момент реального старта им было просто не до этого. Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королева повторять, те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.

8. На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы.

Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный полет Гагарина. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году.

9. Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полетом Гагарина – это надпись «СССР» на шлеме космонавта. Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим возник вопрос – а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта? Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности. Герой Советского Союза, летчик испытатель Марк Галлай, занимавшийся тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском старте, в книге «С человеком на борту» рассказывал, что надпись появилась в самый последний момент. Якобы за 20 минут до выезда Гагарина на старт вспомнили про случившийся перед этим шпионский полет американца Пауэрса, и решили нанести на шлем буквы «СССР», чтобы космонавта не спутали с диверсантом. Буквы рисовали впопыхах, не снимая шлем с головы Гагарина.

В то же время ветераны предприятия «Звезда», которое производит скафандры для космонавтов, утверждают, что надпись была нанесена еще во время подготовки скафандра к полету, заблаговременно, и даже указывают фамилию рабочего, выполнившего эту задачу – Давидянц.

10. Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полете человека в космос стали …шнурки. Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущеву об успешном осуществлении полета в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Это бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем, Сергей Хрущев, сын Никиты Хрущева, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка  била его по ноге».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЖИЗНИ КОСМОНАВТОВ В КОСМОСЕ

-На орбите Солнце восходит и заходит каждые 90 минут, поэтому в течение дня можно наблюдать рассвет целых 16 раз. Из-за такого режима спать вкосмосе нелегко, космонавты условно придерживаются земного времени. Исследования, проведённые в 2001 году, показали, что те астронавты, которые храпели на Земле, спят в космосе очень тихо. Отсутствие силы тяжести уменьшает храп.
-Отсутствие силы тяжести распрямляет позвоночник так, что можно «подрасти» на 5-8 см. К сожалению, лишний рост может вызвать осложнения в виде болей в спине или проблем с нервной системой.
-В космосе некоторые продукты и специи можно употреблять только в жидком виде. Например, соль и перец могут попросту от вас уплыть. Это опасно засорением вентиляторов и оборудования и неприятно при попадании в глаза.

-Самое длительное пребывание в космосе – 438 дней. Рекорд по самому длительному пребыванию в космосе установил русский космонавт Валерий Поляков. Он находился 14 месяцев на борту космической станции Мир в 1995 году.

-По данным до 2004 года, из 439 астронавтов 11 погибли во время тренировок, 18 – во время несчастных случаев во время старта, и лишь 3 человека - команда Союза-11 – умерли непосредственно в космосе. Георгий Добровольский, -Виктор Пацаев и Владислав Волков погибли от разгерметизации корабля, которая произошла в результате отделения модуля в 1971 году.

-Практически каждый астронавт пережил «космическую» болезнь. При отсутствии гравитации, сигналы вестибулярного аппарата становятся противоречивыми. Результат – дезориентация: многие астронавты не чувствуют расположения даже собственных рук и ног. Дезориентация – главная причина так называемого Космического адаптационного синдрома, который для самих космонавтов является эвфемизмом для обозначения рвоты.

-Самое трудное после возвращения на Землю – привыкнуть к тому, что предметы всё-таки падают. Космонавты после долгого пребывания в космосе долго привыкают к гравитации, бьют предметы, по привычке отпуская их, в течение нескольких месяцев после полёта.

-В космосе невозможно принимать ванну, для гигиены используют влажные губки и салфетки. Проблематично также почистить зубы, пену от зубной пасты приходится просто глотать.

-Из космоса астронавты наблюдают то, что никогда не увидеть на Земле: Землю – голубой диск на чёрном фоне, обратную сторону Луны, а также странные вспышки света в глазах. Оказывается, это вовсе не свет, а космическая радиация, которая воспринимается мозгом как вспышка. Подобные вспышки очень вредны для глаз, и многие космонавты впоследствии имеют проблемы со зрением.

А сейчас давайте немножко поиграем

 1Конкурс: "В космос всем открыта дверь. Ну-ка, сам себя проверь!"
1)Назовите дату, когда отмечается День космонавтики.
2)Назовите имя первого космонавта.
3)Как называется костюм у космонавта?
4)Как называется место старта космического корабля?
5)Почему космонавты не едят ложкой?
6)Какой самый быстрый вид транспорта?

 2Конкурс «А ну, сообрази!»

Можно устроить литературное соревнование на воображение и фантазию - у кого они лучше развиты? Дайте детям следующие задания.

1. Представьте, что вы - космонавты. Вы прилетели на незнакомую планету, где вас поразил необычный пейзаж. Попробуйте описать то, что увидит ваш взгляд на новой планете. Для примера можно прочитать детям отрывок из какого-нибудь фантастического рассказа, например, писателя Рэя Брэдбери, где он описывает картину, открывшуюся путешественникам, прилетевшим на Марс:

«Невысокие марсианские горы, придавленные тяжестью тысячелетий, древние города, затерянные в лугах, будто хрупкие детские косточки, раскиданные в зыбких озерах трав... И по ночам под луной, в пустынном море трав, где уже двенадцать тысяч лет, точно забытые шахматы, белели марсианские города, дул и дул неотступный ветер».

2. Представьте, что, приземлившись на незнакомой планете, вы встретились с ее обитателями. По их повадкам видно, что они дружелюбно настроены, только не понимают вашего языка. Как вы попытаетесь с ними объясниться? Попробуйте сделать это мимикой, жестами или еще какими-нибудь способами.

3 конкурс

Из слова «космонавтика» собрать как можно больше других слов.(Ток,космонавт,Ватикан,Костик,ватин,нитка,касатик,сок,коса,вата,каток,кино,воск,кит,кот,ток,том,мост,кимоно,комик и другие.)

До того, как в космос отправился человек, в полет отправляли животных. Так, 15 мая 1960 года место космонавта занимали мыши. 4 дня корабль находился на орбите, но когда была дана команда возвращаться, корабль не послушался. Мыши остались в космосе.
А 19 августа на орбиту отправились собаки Белка и Стрелка. Они 17 раз облетели вокруг Земли и благополучно возвратились обратно. В дальнейшем было несколько удачных полетов животных в космос.

 Давайте посмотрим мультик про полет животных в космос.

Высказывают свое мнение

Отвечают на вопросы

12 апреля

Гагарин

Скафандр

Космодром

Им мешает невесомость

Ракета

Выполняют задания

Рефлексия

10 минут

О чем мы сегодня говорили?

Кто узнал что то новое?

отвечают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа. Тема: "Дружба" 1 класс + презентация

конспект занятия на тему "дружба"занятие проводилось в 1 классе...

Конспект классного часа. Тема "Милосердие".3 класс.

ДЕТСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ О ДОБРОТЕ И МИЛОСЕРДИИ И О ТОМ,КАК ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ВНИМАНИЕ И СОСТРАДАНИЕ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ НА ЗЕМЛЕ....

Конспект классного часа. Тема:«Мужество», 4 класс

Конспект занятия«Мужество»Цель деятельности учителя: формирование у детей представления о «мужестве» на примерах отважных поступков старшего поколения и сверстников, мотивирова...

Конспект классного часа. Тема:«День добрых дел. Волонтерское движение», 4 класс

Конспект занятия«День добрых дел. Волонтерское движение» Цель деятельности учителя:  расширение представлений детей о волонтёрстве; раскрытие детям сущности понятий «добро...

Конспект классного часа. Тема: "Дружба" (2 класс).

Цель: формирование  представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг....

Конспект классного часа. Тема: "мотивы " 1 класс

Конспект классного часаЦель: выявление наименее (наиболее) осознаваемых мотивов ученика, изучение нового понятия....

Конспект классного часа к Дню космонавтики

Классный час проводится в форме познавательного квеста "На Марс!"...