Внеклассное мероприятие "День птиц!"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Цель: экологическое воспитание учащихся.

Задачи: актуализация знаний учащихся о птицах;

  • способствовать самореализации детей;
  • развивать познавательную активность учащихся;

прививать любовь и бережное отношение  к пернатым друзьям

 Форма проведения: познавательно-игровая

--StartFragment-->

Цель: экологическое воспитание учащихся.

Задачи: актуализация знаний учащихся о птицах;

  • способствовать самореализации детей;
  • развивать познавательную активность учащихся;

прививать любовь и бережное отношение  к пернатым друзьям 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ptits.docx425.18 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра – путешествие

«День птиц!»

Белокопытова Марина Николаевна,

                                                                        учитель начальных классов,

     МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»,

                                                                                п.г.т. Анна, Воронежская область

2016 г.

Цель: экологическое воспитание учащихся.

Задачи: актуализация знаний учащихся о птицах;

  • способствовать самореализации детей;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • прививать любовь и бережное отношение  к пернатым друзьям .

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

  1. повышение интереса к познанию окружающего мира.

Личностные:

  1. активизация познавательной активности;
  2. определение  границы собственного знания и незнания;
  3. самооценка.

Метапредметные: 

  1. принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
  2. использовать в общении правила вежливости; контролировать свои действия в коллективной работе; умение корректно выражать и обосновывать свою позицию согласия или несогласия;
  3. умение корректно оценивать учебные действия партнера;
  4. умение сотрудничать с педагогом и сверстниками.

Форма проведения: познавательно-игровая

Оборудование: презентации, маршрутные листы для команд,  грамоты для награждения, бумага, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, листы с заданиями для каждой станции, книги о птицах, иллюстрации птиц, ветки, пух, кормушки, фонограммы песен и голосов птиц, маски и костюмы для участников сценария, экран, микрофоны, мультимедиапроектор, ноутбук, колонки.

Оформление зала: На центральной стене изображения солнца и тучки, радуги, птиц, цветов, деревьев. Стены спортзала украшены детскими рисунками с изображением птиц.

 Место проведения: спортзал и кабинеты начальных классов (в дождливую погоду),   школьный двор (в солнечный день).

     Методические советы на подготовительный период: 

  1. Учащиеся рисуют птиц.
  2. Готовят легенду о птице (по выбору класса).
  3. Рисуют плакат «Берегите птиц!».
  4. Разучивают песню о птицах (на мотив  песни «Лесной марш»).
  5. Репетиция сценок и песни «У дороги чибис».
  6. Придумать название и девиз команды.

          Участники праздника: ученики 1 - 4 классов

Подведение итогов игры: объявляют победителей среди двух возрастных групп:  I – учащиеся 1-2 классов; II – учащиеся 3 – 4 классов.

Ход праздника.

Звучит фонограмма звуки птиц

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на нашем празднике!

Ведущий 2: Тема нашего праздника спрятана в загадке. Отгадайте,  о ком идёт речь?

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла, ……

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали?

  • Это… (птица). 

Выбегает сорока.

Сорока. Вы слыхали? Не слыхали!?
И об этом вы не знали?
До сих пор вы не узнали,
Что у нас произошло?

Ведущий 1: Ты, Сорока - белобока,
Отдохни, постой немного,
Успокойся, отдышись.
Говори – не торопись.

Сорока. Отстаёте, вы, друзья!
Но на то - Сорока я, 
Чтобы вести разносить,
Все, что знаю, доносить…
Слушайте, друзья мои:
Прилетели журавли, 
И скворцы, и соловьи,
В гнёзда селятся свои.
К нам пришла Весна - красна,
Позвала друзей она!
 Ведущий 1: Вот сегодня, Сорока, ты опоздала со своими новостями. Твои новости – уже не новости!  

Сорока: Как так?

Ведущий 1: Во-первых, весна давно настала!

Во-вторых, посмотри, сколько ребят в зале! И все они собрались, чтобы отметить праздник - День птиц!

(Вылетают птицы и представляются)

 Соловей:  Ура! Сегодня праздник, дождались!

 Скворец:  Хорошо, что и у нас, птиц, есть свой праздник.

Сорока (обиженно): Кажется, или это только мне кажется? Но вы, по–моему, что – то забыли в этой праздничной суматохе! 

Все птицы: Здравствуйте, ребята!

Соловей:      Я - соловушка-соловей.

Маленький певец лесной,

Лучше всех пою весной.

Скворец:      Прилетел и я, Скворец.

Молодой весны гонец.

Смело червяков клюю

Чужие песенки пою.

Сова:  Ну, а я, не зная сна,

            Ловлю мышек допоздна.

            Даже шорох лёгкий слышу –

            Не уйти, пожалуй, мышке!

  • Слайд №2

Сова (обращается к птицам):  А вы знаете, что День птиц впервые начал праздноваться в США в 1894 году?

 Все птицы:  Нет!

 Сова: Уже больше века орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. 

  • Слайд №3.

У нас День птиц отмечают с весны 1927 года. Впервые его провели в Москве в Сокольниках юные орнитологи  со своим руководителем Николаем Ивановичем Дергуновым.
Скворец:

- А мне мой дед рассказывал, что традиция делать гнездовья и другие жилища для птиц зародилась именно в нашей стране - России.

 Сорока:

- Это точно! Моя бабушка говорила, что первые гнездовья были похожи на фигурки людей.

Соловей:

- Сова, а это правда, что ты за день можешь съесть до 10 полевок?

 Сова:

- Это правда. А вот наш друг грач способен за день уничтожить до 400 червей.

 Сорока:

- Да уж! А уж что  говорить о дятлах, скворцах, синицах – они истребляют огромное количество вредных насекомых!

 Соловей:

- Получается, мы приносим людям огромную пользу, а не просто украшаем окружающий мир!

 Ведущий 2: Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

Ведущий 1: Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.

  • Слайд №4

Послушайте песню «У дороги чибис». Музыка Михаила Иорданского, слова Антона Ходакова.

Дети исполняют песню "У дороги чибис".

Ведущий 1: Каждый год в нашей стране Союз охраны птиц России объявляет птицу года. Это делается для знакомства и привлечения внимания людей к конкретной птице. Сорока, а ты знаешь, кто из пернатых объявлен птицей года 2016?

  • Слайд №5

Сорока: А вот знаю!  «Птицей года- 2016»  выбран – удод.

  • Ученик 1: Это одна из самых ярких и запоминающихся птиц нашей страны. Необычна контрастная окраска  — темные и белые полосы на рыжем оперении. На голове  — пышный хохол - «ирокез», который птица то складывает на затылке, то разворачивает во всем великолепии.
  • Ученик 2: Удод — небольшая птица длиной 25–29 см и размахом крыльев 44–48 см, вес - 60-70 г.

Ученик 3: В нашей стране удод – перелётная птица. Появляется он обычно в конце апреля, а улетает на зимовку в конце лета или осенью. За пределами России удоды гнездятся в Европе, Центральной,  Южной Азии и Юго-Восточной, в Африке и на Мадагаскаре. 

  • Ученик 1: Обитает удод на открытых местах: опушка редкого леса, скошенный луг, поскотины, дачные участки. Удод не боится человека.
  • Ученик 2: Убежище ищет среди камней, в песчаных насыпях, дуплах, расщелинах. Гнезда не вьет. Делает подстилку из сухих травинок и высиживает птенцов от 5 до 9 штук.

Ученик 3: Излюбленная пища удода – медведки и их личинки. Если Вы хотите сохранить свой урожай, пригласите удода охранять Ваш огород, постройте для него искусственное гнездо.

  • Слайд №6

Ведущий 1: Ребята,  сегодня мы совершим с вами замечательное путешествие в мир птиц. Путешествовать будем по станциям. Каждая команда получит маршрутный лист, в котором указан порядковый номер и название станции, а также количество набранных баллов. Двигаться от станции к станции необходимо в колонне по двое. За нарушение дисциплины команде будут начисляться штрафные баллы. После того, как команда пройдёт весь маршрут, она возвращается в спортзал, строится, сдаёт мне маршрутный лист и ожидает другие команды.

 - А сейчас за маршрутным листом я приглашаю капитана команды 4 «А» класса

 - Капитан, представь команду!

Идёт представление команды: название, девиз, Ф. И. капитана.

Ведущий 1: Маршрутные листы получены.

- Команды готовы отправиться в путешествие?

- Первыми выходят из зала учащиеся 2 «В», 2 «Б» и 2 «А» классов.

- Теперь учащиеся 4 «А»                                                               4 «Б»                         

                                3 «Б»                                                                3 «А»

                                1 «Б»                                                                1 «Г»  

                                1 «А»                                                                1 «В»                                                                                           

1 станция «Загадочная».

Загадать команде любые 8 загадок.

За каждый верный ответ – 1 балл.

1) На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его
…    (скворец)

2) Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А лечит.                  
(Дятел)

3) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.    
(Цапля)

4) Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.        
(Сорока)

5) По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки
.      (Гусь)

6) Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…      
(грач)

7) Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не взглядывает,
А время показывает.  
(Петух)
8) Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце.
(Ласточка)
9) Мать, отца не знаю,
но часто называю,
Детей знать не буду –
чужим сбуду
.                             (Кукушка)
10) Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает.                    
(Филин)
11) Это старый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длиннохвостый,
Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
12)  Шапочка алая, жилетка нетканая,
Кафтанчик рябенький
.                     (Курица)

2 станция «Кузница дятла»

Оборудование: квадраты для оригами, ветки, трава, пух, пазлы с изображением птиц (снегирь, поползень, синица, чибис, удод)

Рассказать о породах голубей (сизый, кудрявый, павлиний, дутыш, париковые, Воронежский белозобный и т.д.), почему голубь птица мира, показать  презентацию .

- Разделить детей на 3 группы: в первой группе 10, а оставшиеся дети делятся пополам на II и III группы.

 Каждой группе дать задание:

I группа: Дети изготавливают птичек из оригами. (Учитель показывает, а дети вместе с ним делают).

II группа: Дети самостоятельно изготавливают гнездо из веток и травы.

III группа: Дети самостоятельно собирают мозаику и отвечают, как называется эта птица.

(Дать вытянуть конверт №1, №2, №3, №4, №5 с мозаикой)

Оценивание:

За активное участие и хороший вид поделок «Голубь» и «Гнездо» – по 5 баллов,

за мозаику: собрали и назвали птицу – 2 балла, не назвали – 1 балл, не собрали – 0 баллов.

3 станция «Птичьи трели»

Оборудование: компьютер, колонки, фонограммы: песня «Лесной марш» и голоса птиц.

- Прекрасно поёт соловей! А известно ли вам, как поют другие птицы?

- Я вам называю птицу, а вы говорите, как она поёт: например, петух – кукарекает.

  1. «Птичьи разговоры»

Гуси                     гогочут

Соловьи               свистят

Журавли              кричат

Утки                     крякают

Вороны                каркают

Ласточки              щебечут

Голуби                 воркуют

Синицы                пищат

Совы                    ухают

  1. Детям предлагается послушать птичье пение. Потом дети угадывают звуки.
  1. Сова
  2. Кукушка
  3. Соловей
  4. Ворона
  5. Дрозд
  6. Жаворонок
  1. Исполняют гимн птицам (домашнее задание)

Гимн птицам на мотив песни «Лесной марш».

1: Нам птицы просигналили: «Подъем!»

Привычными тропинками проходим мы,

Мы каждую березку сбережем

В лесах любимой Родины.

ПРИПЕВ: Мы сами написали

В лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса надежные друзья.

Такие же девчонки,

Такие же мальчишки,

Такие же счастливые,

 Как ты и я!- 2 раза

2: На восходе ярко солнышко встает.

При любой погоде птица запоет,

Будет петь и в холод и в жару,

Чтоб человек стремился к свету и добру.

ПРИПЕВ:

    3: Если вы хотите слышать птичий говор

       Уханье совы и трели соловья

  Постарайтесь птиц не обижать,

  Чтоб светлей и радостней была Земля!

Оценивание:

1 и 2 задание: за каждый верный ответ – 1 балл;

3 задание: 3 – 5 баллов.

4 станция: «В гостях у тётушки Совы».

Блиц-опрос  Кто  больше  ответит  на  вопросы  за  2  минуты. За каждый верный ответ – 1 балл.

  1. Какая птица является символом мира? (голубь). 
  2. Кто из птиц имеет самое большое яйцо? (Страус.)

Как сажа черна, как сметана бела.

Люблю всем в лесу рассказать, где была? (сорока)

  1. Трели, песни разливались

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твое пенье

Голосистый ……  (соловей)

  1. Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперед по пашне вскачь.

А зовется птица …… (грач)

  1. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки (стрижи)
  2. Имя, какой птицы связано с лошадью? (Конёк)
  3.  У какой птицы гнездо выстлано рыбьими костями? (зимородок)
  4. Самая маленькая птица (королек)
  5. Какую птицу называют «пернатой кошкой»? (сова) 
  6. Какая птица выводит птенцов зимой (клест)
  7. Древние индейцы называли эту птицу парапушта, что значит «выкормленная другим». А как называем эту птицы мы? (Кукушка)
  8. Какие птицы, согласно легенде, спасли город Рим? (Гуси)
  9.  Кто в воде купался, да сух остался? (гусь)
  10. Кто кукует у кукушек: самец или самка? (Кукует только самец)
  11. Где водятся пингвины (в Антарктиде)
  12. Какие птицы самые быстрые (стрижи)
  13. Самая крупная птица в России (дрофа)
  14. Какая птица барабанит (дятел)
  15. Какие птицы ночуют в снегу?  (Тетерева, куропатки)
  16. Дышит ли птенец в яйце (да)
  17. У каких птиц поют самки и самцы (снегири)
  18. Какая птица носит название насекомого (мухоловка)
  19. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге (нет)
  20. Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)
  21. Какую птичку зовут так же, как и мальчишку? ( Славка)
  22. Какая птица бегает под водой? (Оляпка)
  23. Какая птица носит название танца?  (Чечётка)
  24. Какие города носят название птиц? (Орел, Сокол в Волгоградской области, Гусь-Хрустальный, Лебедянь)
  25. Названия, каких птиц носят созвездия? (Лебедь, орел.)
  26. У какой птицы хвост похож на струнный музыкальный инструмент? (Лирохвост.)
  27. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).
  28. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).
  29. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).
  30. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).
  31. Так называют влюбленных. (Голубки).
  32. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).
  33. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).
  34. Кто ночует в «снежной гостинице»? (рябчики, тетерева, куропатки)

5 станция. «Знатоки птиц родного края».

Учитель задаёт вопросы.  На каждый вопрос обязательно назвать 2 - 3 птицы.

  1. Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в теплые края? (Вороны, воробьи, сороки, дятлы, клесты, совы, галка, сизый голубь, глухарь, тетерев, овсянка, синицы, сойки, поползни, снегири, свиристели, чижи, беркут, орлан - белохвост).
  2. Какие птицы на зимовку улетают в теплые края? (Утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки, зяблики, жаворонки, журавли, гуси.)

3. Назовите птиц, которые занесены в Красную книгу Воронежской области:

 (орёл-могильник, беркут, орлан - белохвост, степной луньбольшой подорлик, скопа, змееяд, филин, европейский средний дятел, серый сорокопут. Скопа, Степной лунь, Европейский тювик, Балобан, Дрофа Стрепет, Розовый пеликан, Каравайка, Чёрный аист, Обыкновенный фламинго, Краснозобая казарка, Белоглазая чернеть, Змееяд, Степной орел,  Стервятник, Черный гриф, Белоголовый сип, Сапсан, Степная пустельга, Белая куропатка, Красавка, Авдотка, Золотистая ржанка, Кречетка, Ходулочник, Шилоклювка, Кулик-сорока,  Большой кроншнеп, Степная тиркушка, Малая крачка, Филин, Средний дятел, Серый сорокопут, Вертлявая камышевка, Белая лазоревка.)

Учитель показывает фото некоторых птиц, занесённых в Красную книгу Воронежской области, и называет птицу.

Оценивание: если дети назвали 2 – 3 птицы – 1 балл. За каждый дополнительный ответ  по 1 баллу.

6  станция: «Барометры природы»

- Что такое барометр? 

Барометр-анероид (без жидкости) — один из основных приборов, используемый метеорологами для составления прогнозов погоды на ближайшие дни, так как её изменение зависит от изменения атмосферного давления.

- Вот и птицы могут предсказывать погоду. Я описываю вам поведение птиц, а вы, говорите,  какой будет погода!

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)

2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)

3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)

4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)

5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)

6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)

7. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)

8. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)

9. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)

10. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)

11. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)

12. Днём сова кричит. (К дождю.)

Оценивание: за каждый верный ответ – 1 балл.

Если останется время можно дать информацию. (Баро́метр (др.-греч. βάρος — «тяжесть» и μετρέω — «измеряю») — прибор для измерения атмосферного давления. Ртутный барометр был изобретён итальянским математиком и физиком Эванджелистой Торричелли в 1644 году, это была тарелка с налитой в неё ртутью и пробиркой (колбой), поставленной отверстием вниз).

7 станция: «Пословица недаром молвится».

- Разделить детей на 4 группы. Раздать по 3 пословицы. Задание: «Соединить начало и конец пословицы». Время выполнения 2 минуты.

НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ…                                      РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.

ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ…                                     ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.

У КАЖДОЙ ПТИЦЫ…                                                   СВОЯ ПЕСНЯ.

ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ…                                                 СЧИТАЮТ.

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ…                                                ВЫЛЕТИТ, НЕ ПОЙМАЕШЬ.

РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА…                                     КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.

СТАРОГО ВОРОБЬЯ…                                                   НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.

ВСЯКИЙ КУЛИК…                                                         СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.

ГЛУПА ТА ПТИЦА…                                                      КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.

ОДНА ЛАСТОЧКА…                                                       ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.

НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ…                                А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.

МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,…          ДА НИЗКО СЕЛ.

КОГОТОК УВЯЗ…                                                           ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.

 (За каждый верный ответ – 1 балл)

8 станция «Крылья, ноги, клюв»

Поделить класс на 5 групп, каждой дать по заданию. Время выполнения - 2 минуты.

1 группа: -  А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Соедини стрелками птицу и её «профессию»:

Птица – рыболов                           соловей

Птица – плотник                           ласточка

Лесная кошка                                 поползень

Птица – строитель                         баклан

            Птица – акробат                             иволга

Пернатый солист                           кукушка

Ночной хищник                            дятел

Легкомысленная  мамаша             сова

Ответ:  птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.

Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп

Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

2 группа: Чей нос лучше? Задача: проверить умения учащихся определять по форме клюва птицу; суметь объяснить, чем и как питаются эти птицы. 

Дать группе картинки и карточку с вопросами.

Карточка:

- Определите по форме клюва птицу.               (За каждый верный ответ – 1 балл)

- От чего зависит форма клюва у птиц?            (1 балл)

- Чем и как питаются эти птицы?                      (За каждый верный ответ – 1 балл)

                                                            (Итог: Все баллы сложить и выставить в маршрутный лист.)

клёст224.фламинго5. клюв%20вороны6. пеликан 7. лебедь222орёл

Правильные ответы: Форма клюва зависит оттого, чем и как питается птица.

  1. клест, 2. дятел, 3. сокол, 4. фламинго, 5. ворона, 6. пеликан, 7. лебедь, 8. тукан, 9. вальдшнеп, 10. Змеешейка, 11. Орёл.

(1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – дятел - долотообразный клюв, с помощью которого дятлы долбят кору и сердцевину дерева, извлекая оттуда пищу — насекомых и их личинок;  3 - сокол - мелкие птицы, наземные млекопитающие, ящерицы, насекомые, грызуны; 4 – фламинго – по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных;

5 – ворона – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 6 – пеликан – в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу; 7 – лебедь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей; 8 – тукан - питаются почти исключительно сочными плодами (например, бананами) и ягодами, могут есть и пауков, изредка ящериц и даже мелких змей; 9 – вальдшнеп - Основу питания составляют дождевые черви,  насекомыми и их личинками, жуками, многоножками, пауками; 10 – змеешейка - клюв длинный, прямой, на конце заострённый, имеет слегка зубчатые края. Змеешейки в основном питаются рыбой. Свой длинный острый клюв используют для прокалывания рыбы подобно гарпуну. А также земноводными (лягушки, тритоны), рептилиями (змеи, черепахи) и насекомыми, креветками и моллюсками. 11 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица).

3 группа: Чьи это ноги? Задачи: определить, чьи это ноги изображены и дать обоснованные объяснения своим ответам.

Дать группе картинки и карточку с вопросами.

Карточка:

- Отчего зависит форма ног у птиц?

- Определите, чьи это ноги.

Правильные ответы: Форма ног у птиц связана со способами добывания ими пищи и характером передвижения.

  1. лысуха, 2. орел, 3. дятел, 4. утка, 5. фазан, 6. воробей, 7. цапля, 8. куропатка, 9. африканский страус.

4 группа:  Остроглаз. Задача: определить по силуэтам летящих птиц.

Дать группе карточку

Правильные ответы: 1. деревенская ласточка, 2. гагарка 3. гусь 4. голубь, 5. журавль, 6. стриж, 7. сорока. 8. береговая ласточка, 9. орел - беркут, 10. пустельга,11. чибис,12. цапля, 13. скворец, 14. ворон, 15. Вальдшнеп

9 станция: «Ребусы».

Поделить класс на 5 групп, каждой дать по 3 ребуса. Время выполнения - 1 минута.

(За каждый правильный ответ – 1 балл)

Ответ: стриж, коршун, фазан, цапля, сорока, иволга, ворона, воробей, ласточка, канарейка, синица, свиристель, сокол, сова, утка, попугай, чайка.

10 станция. «Берегите птиц!»

(Бумага, фломастеры, карандаши, памятки – 11 штук).

Разделить класс на группы.

      1.  Показать плакат «Берегите птиц!» и объяснить к чему он призывает. (Д/з)         (3 - 5 баллов)

      2. Составить и оформить памятку «Берегите птиц!»                                                     (3 – 5 баллов)

       По окончании выполнения заданий учитель раздаёт командам памятки на класс.

Примерная памятка «Берегите птиц!»

1. Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.

2. Не подходите близко к гнездам птиц.

По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.

3. Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть.

4 .Весной и в начале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.

5. Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.

6. Регулярно подкармливайте птиц зимой. Для этого собирайте плоды и семена растений. (Для того чтобы узнать, какой корм нужен птицам, необходимо изучить тип их питания, чтобы правильно подобрать для них пищу)

7. В начале весны стройте домики для птиц, скворечники и развешивайте их в садах.

11 станция: «Игровая».

(Обручи  – 5 штук, шарф, «червячки», мел, мяч)

(За активность – 5 баллов) 

«Птицелов»

Играть можно на любой площадке. Количество игроков не ограничено.

В начале игры выбирается водящий, которому завязывают глаза. Дети придумывают какую-нибудь птицу, чей голос они смогут изобразить и расходятся по площадке.

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке.

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

После этих слов водящий хлопает в ладоши, дети замирают, и он старается отыскать их. Как только он находит игрока, просит его назваться. Найденная «птица» должна произнести те звуки, которые ей свойственны в природе. В задачу водящего входит отгадать, что за птица перед ним, и кто тот ребенок, который ее изображает.

Примечание: «птицам» не разрешается прятаться за предметами, которые будут преграждать путь «ловцу».

Игра “Гуси-лебеди”

В начале игры мелом или палочкой очерчивается «гусятник» — дом, в котором живут гуси и где их ждет хозяин.

На другой стороне площадки очерчивается «поле» — туда гуси уходят гулять.

Между «гусятником» и «полем» рисуется круг — «логово», там будет жить волк.

Далее с помощью считалочки выбирается волк (если ребят много, волков может быть несколько) и хозяин гусей. Остальные становятся гусями.

При игре со взрослыми роль хозяина обычно берет на себя взрослый, он же является ведущим игры.

Хозяин говорит гусям:

— Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.

Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».

Далее происходит диалог хозяина и гусей:

— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой, не пускает нас домой.
— Что он делает?
— Зубы точит, нас съесть хочет.
— Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси растопыривают руки-крылья и летят домой в гусятник, а волк рычит и пытается их поймать. Пойманные гуси из игры выбывают, и игра продолжается. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

Правила:

  1. Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов: “Ну, бегите же домой!”
  2. Гуси, выходя в поле, должны разойтись по всей площадке.

"Птицы в гнѐздышках".

(Обручи разложить кругом, т. к. дети будут находиться в центре получившегося круга.)

Сейчас мы поиграем в игру "Птицы в гнѐздышках". Для этой игры надо 6 человек. Обручи - это гнѐзда. По сигналу "Птички, полетели!" все птицы вылетают в центр, приседают, "разыскивая зѐрнышки", снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды "Птицы, в гнездо!" дети должны вернуться в обручи. Кто не успел занять обруч, уходит в сторону, взяв с собой обруч.

«Червячки»

Поделить класс на 3 команды. Разбросайте на большом участке игровой площадки веревочки, изображающие червячков. Пусть дети на скорость (1 минута) соберут их – чья команда больше, те и выиграли.

«Охотники и утки».

Количество играющих 20-40 чел. Место зал, площадка. В центре чертят большой круг. Играющих делят на две команды -"охотников" и "уток". "Охотники" встают за чертой круга и получают мяч(волейбол), "утки" располагаются внутри круга "озера". В ходе игры, "охотники", не заходя в круг, стараются попасть мячом в "уток". Те увёртываются, перебегая внутри круга в более безопасное место. "Утка" выходит из игры, как только в неё попадают мячом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все "утки". После этого играющие меняются ролями. Выигрывает команда, которая затратит меньше времени или в установленное время выбьет больше игроков другой команды. Правила; 1."Охотники" не имеют права заступать внутрь круга. 2."Утки" не имеют права покидать круг, нарушивший это правило выбывает из игры. 3. Попадание засчитывается, если мяч коснулся любой части тела, кроме головы, и не отскочил от пола или от другого партнёра. 4. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры до смены команд.

12 станция: «Фантастическое животное»

- О птицах в народе слагали не только стихи, песни, но и легенды. Легенда всегда связана с чем – то загадочным и таинственным.

  1. Дети рассказывают легенды о птице и показывают рисунок. (3 балла)
  2. Отгадать из частей, каких птиц составлено животное.             (2 балла)
  3. «Из какой мы сказки?» За каждый верный ответ – 1 балл.

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

(Учащиеся 2-4 классов читают вопросы на карточках и отвечают, а для детей 1 классов вопросы читает учитель.)

  1. Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
  2. С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
  3. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
  4. В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).
  5. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
  6. В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких  лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
  7. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
  8. У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
  9. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
  10. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

Подведение итогов.

Жюри удаляется для подсчета баллов.

Птицы проводят игру с залом.

Ведущий 2: Игра «Это – я, это – я, это все мои друзья!»

Ведущий читает вопросы, участники, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это – я, это – я, это все мои друзья!» Если неправильно – молчат.

  1. Кто помог замерзающей птице?
  2. Кто взял птенчика домой?
  3. Наш гусак встает на зорьке,

Он к реке сбегает с горки,

Он гусиную зарядку

Любит делать по порядку.

Кто, как наш гусак, делает зарядку?

  1. Кто любит разорять птичьи гнезда?
  2. Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?
  3. Кто на уроке считает ворон?
  4. Кто птичкам помогает, правила не нарушает.

Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?

  1. Кто задорный и веселый, верность, правилам храня, бережет природу от огня?

Ведущий. Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!

  • А теперь послушайте песню «Просьба». (Включить презентацию «Берегите природу!»)

Ведущий 1: Итоги подведены. Итак, награждается команда «….» …(Грамота)

Ведущий 2: - Закончить нашу игру я бы хотела словами киргизского поэта Мусы Джангазиева:

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поёт весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей.

Ведущий 1: - Спасибо всем за игру. До свидания!                               (Звуки природы)

Используемые источники:                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                               

  1. Кудряшёва Л. А. Турнир орнитологов / Л. А. Кудряшёва // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1. – С. 92-95.
  2. Михайлов К. Е. Птицы мира / ред. группа: К. Михайлов, Т. Евсеева. – М.: Мир энциклопедий, 2006. – 184 с. : ил. – (Самые красивые и знаменитые).
  3. http://amudra.ru/?p=1337 – пословицы, поговорки о птицах
  4. http://aloban75.livejournal.com/644398.html - история праздника, фотографии советских детей со скворечниками
  5. http://www.alegri.ru/deti/vs-dlja-devochek-i-malchikov/razvlechenija-dlja-shkolnikov/viktorina-o-pticah-dlja-shkolnikov-s-otvetami.html - викторина про птиц

  6. http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-pro-ptic.html - пословицы о птицах

  7. http://festival.1september.ru/articles/412460/ - станция «Барометры природы»
  8. http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/scenarii-gorodskogo-prazdnika-den-ptic.html - песня «Лесной марш»
  9. http://festival.1september.ru/articles/600164/ - станция «Крылья, клюв, ноги»
  10. http://vse-razgadaem.ru/rebusy-pro-ptic/ - ребусы
  11. http://onbird.ru/opredelitel-ptic/sizyy-golub/golos - голос сизого голубя
  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B7%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D1%8C – фото сизого голубя
  13. http://golyb.ru/foto1.htm - павлиньи голуби
  14. http://miragro.com/ptitsevodstvo/golubi/porody-golubei?page=1 – кудрявые голуби
  15. http://birds-altay.ru/2010/12/udod-upupa-epops/ - фото удода, сведения об удоде
  16. http://birds-altay.ru/2010/12/udod-upupa-epops/ - фото удода
  17. http://loveopium.ru/zhivotnye-2/ptica-udod.html - фото удода, сведения об удоде
  18. http://galkolas.ru/post364633831/ - фото удода, сведения об удоде
  19. http://www.animalsglobe.ru/udodi/ - фото удода, сведения об удоде
  20. http://www.school-freedom.ru/2015/12/22/neozhidanno-podkralsya-god-udoda-bez-shutok/ - фото удода, сведения об удоде
  21. http://igrushka.kz/vip82/rusnar.php - народные игры для детей
  22. http://poiskm.org/show/%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%91%D0%B6%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2 – песня «Просьба»
  23. http://tvoiraskraski.ru/raskraski-priroda/raskraska-pticy
  24. http://www.zaiushka.ru/category/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8/ - птица со скворечником для грамоты
  25. http://poiskm.org/show/%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0-%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86-%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B4 – голос удода
  26. http://kakvyglyadit.ru/zhivotnye-i-pticy/chibis-foto
  27. http://barguzinskiy.ru/news/2015-04-01.html - картинка день птиц, история праздника
  28. http://vector-images.com/clipart/clp798980/?lang=rus – летящие птицы и облака
  29. http://takpro100.net.ua/index.php?Itemid=92&catid=67:clipart&id=340:birds&option=com_content&view=article -  клипарт «Птицы»
  30. http://www.liveinternet.ru/users/li-ko/post268716545/ - силуэты птиц
  31. http://strizh-51.livejournal.com/122363.html - фото голубей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...

Внеклассное мероприятие "Птицы весной"

Мероприятие приурочено к Дню птиц, материал сопровождается презентацией...

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

На мероприятии учащиеся закрепляют знания о пользе птиц, которые они приносят человеку; о бережном отношении к птицам. В материале предоставлена научная информация о птицах....

Внеклассное занятие «Птицы зимой»

Цели:Обобщить знания детей о зимующих птицах.Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.Воспитывать заботливое отношение к птицам....

Внеклассное мероприятие "Птицы - зто красота и тайна"

Данное внеклассное мероприятие познакомит обучающихся с птицами и их повадками. Дети узнают о значении птиц в жизни человека....

Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"

Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Углубление теоретических знаний обучающи...