Учебно-исследовательская работа по теме "Страницы истории детскогог археологического движения Челябинской области (начало ХХ в. - 1976г)" 2014 г.
материал по теме

В наше время невозможно представить археологические исследования на территории Урала без участия школьников. История школьной археологии Челябинска и Челябинской области с 80-х годов ХХ века и до нашего времени достаточно хорошо освещена в литературе /6/. В отличие от периода 20-70 годов прошлого века, где существует много белых пятен в истории детской археологии – это проблема, которую решает наша работа. Актуальность исследования в том, что в этом учебном году отмечается юбилей научного общества учащихся в Челябинске, в том числе и археологической секции НОУ. Новизна в недостаточной изученности этого периода детского археологического движения в Челябинской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ist._detsk._arh.doc79.5 КБ
Файл prilozhenie_1-6.docx1.52 МБ
Файл prilozhenie_7-11.docx415.29 КБ
Файл prilozhenie_12-13.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

1.Введение

В наше время невозможно представить археологические исследования на территории Урала без участия школьников. История школьной археологии Челябинска и Челябинской области с 80-х годов ХХ века и до нашего времени достаточно хорошо освещена в литературе /6/. В отличие от периода 20-70 годов прошлого века, где существует много белых пятен в истории детской археологии – это проблема, которую решает наша работа. Актуальность исследования в том, что в этом учебном году отмечается юбилей научного общества учащихся в Челябинске, в том числе и археологической секции НОУ. Новизна в недостаточной изученности этого периода детского археологического движения в Челябинской области.

Цель: изучение истории становления детской археологии Челябинской области от начала 20 века до 1976 года.

Задачи:

1.Сбор, изучение и обработка материала по данной теме в архивах клуба Формика, ЛАИ ЧГПУ, ЧОКМ, гимназии №10.

2.Опрос людей, связанных с детской археологией.

3.Обобщение и систематизация собранного материала.

Объектом исследования в нашей работе является история детского археологического движения. Предмет исследования события и факты школьной археологии в 20-70 годы ХХ века. Гипотеза: изучение документов, воспоминаний, фотографий позволят составить историю детского археологического движения в Челябинской области в 20-70 годы ХХ века.

 Методы: поиск, сбор, опрос, изучение и анализ документов, воспоминаний и фотографий, систематизация.


2.Школьники на раскопках С.Н.Дурылина

К.В.Сальников в машинописной рукописи «История археологических исследований на Южном Урале», опубликованной только в 2009 году, среди археологов-любителей начала 20 века отмечает сына сельского врача города Камышлова, гимназиста А.И.Попова. «Им в 1913 году открыто по берегам Пышмы … пять стоянок. Возле деревни Сизиковой им раскопан сарматский курган». В районе Шадринска в 1913-1914 годах «на дюнах р Исети» ученик Шадринского реального училища П.С.Кузьминых проводил активные сборы древних предметов. В 1908 году учитель М.П. Черноскутов произвел раскопки курганов у поселка Сухомесово близ Челябинска. Ему помогал 12-летний сын.

Упоминания о школьниках – участниках археологических раскопок, относятся к 1924-1925 годам. Они работали в экспедиции С.Н.Дурылина на раскопках курганов в районе озера Смолино /1, 2/. В челябинской газете «Советская правда» за 1925 год сообщалось: «В раскопках живое участие приняли своим трудом комсомольцы и пионеры, отнесшиеся с большим увлечением к важной в научном отношении работе». К этому же времени относится известная фотография, где мы видим детей и подростков на раскопе кургана /Приложение 1/.

Фотография сделана в 1924 году. Место съемок: археологические раскопки на юго-западном берегу озера Смолино. Что мы видим на фото? Групповой снимок. На нем взрослые мужчины и женщины и дети, подростки. Это участники археологической экспедиции. Они сидят на краю ямы (раскопа). Одеты они, так как одевались люди в 20-е годы 20 века в жаркую летнюю погоду. Большинство мужчин в белых или светлых рубахах, некоторые голые до пояса. Женщины в белых длинных платьях, на голове платки. Школьники в рубашках и шортах.  У некоторых в руках орудия, которыми археологи ведут исследования. Трое мужчин держат лопаты. Рядом с одним мужчиной кирка. У мальчика слева в руках совок – его археологи используют для расчистки погребений. Чуть выше, на куче земли из раскопа сидит мальчик, который держит в руках сито или грохот. Через него просеивали землю из раскопа для того, чтобы не упустить мелкие находки. Справа на краю раскопа сидит женщина. Она держит на коленях лист бумаги, на котором разложены находки. Это осколки разбитого горшка. Рядом с ней лежат кучкой фрагменты древнего горшка, какие-то камни, кость, стопка бумаги, щетка и специальные ножи для раскопок. Эта женщина, вероятно, делает камеральную работу: записывает и упаковывает находки. Еще одну находку держит в руках молодой мужчина с обритой головой  в центре снимка. В его руке фрагмент шейки горшка. На фото даже видно, что он орнаментирован треугольниками. Мы думаем, что фотография сделана сразу же после завершения раскопок древнего кургана. И все участники раскопок сфотографировались на память.  Раскоп отличается от современных археологических раскопов. Сейчас археологи копают могильные курганные насыпи полностью под снос. А в то время исследователи делали в центре насыпи яму. Насыпь по краям не трогали, она сохранялась.

Кто же изображен на снимке? Известны только некоторые из 17 человек изображенных на снимке. На снимке (слева направо): 1-й ряд (сидят) С.В.Орлинков, С.Н.Дурылин; 2-й ряд А.Ф.Сурьянинова, М.А.Минко, И.А.Комиссарова (?); 3-й ряд М.В.Максимов (в тюбетейке). К сожалению, нам не удалось выяснить имена детей на снимке. В челябинской губернской газете «Советская правда» за 1924 год в статье «Раскопки курганов» писали: «Принимающие в них (раскопках) учащиеся, учителя, комсомольцы и пионеры приобретают на опыте ценные сведения о древнем человеке, его культуре истории его труда и хозяйства, знакомятся с точными методами исследования…».  В газете «Советская правда» 23 августа 1925 года сообщалось: «Кроме того состава участников, которые работали в прошлом году сотрудники музея, учащие, учащиеся, советские служащие, в этом году видное участие приняли комсомольцы и пионеры» /6/. Эта фотография и публикации в газете - первое свидетельство об участии челябинских школьников в археологических исследованиях.


3.Участие школьников в археологических исследованиях в 30-50 гг. ХХ в.

В период 30 и до конца 40 годов ХХ века археологические исследования на территории Челябинской области проводились К.В.Сальниковым, С.Н.Бибиковым, но никаких упоминаний об участии школьников мы не находили.

Но в археологических отчетах, хранящихся в Челябинском областном краеведческом музее мы нашли информацию, относящуюся к началу 50-х годов.

В 1950 году у К.В.Сальникова /Приложение 2/ в Южно-Уральской археологической экспедиции работали ученики «средних классов» Кипарисова Ирина Сергеевна, Анкудинов Рудольф, Корда Ал в качестве коллекторов (коллекторы – лица, которые собирают и заносят в опись и хранят какие-либо образцы) /8/.

У него также упоминается в отчете об археологических исследованиях Челябинского музея в 1951 году участие учеников 10 класса Нижне-Тагильской средней школы Е.В.Пучкова, А.В.Слепушкина как коллекторов /9/.

В отчете о работах Увельско-Миасского отряда археологической экспедиции музея за 1952 год у Н.П.Кипарисовой указаны школьники ученики Н-Тагильских школ Ю.Рухтяев, В.Викторов, Саша Кипарисов. Нина Павловна Кипарисова /Приложение 3/ в то время работала в Нижне-Тагильском краеведческом музее и объясняется участие школьников из этого города в экспедициях по Челябинской области.

На раскопках в Чебаркуле в июле 1953 года у Н.П.Кипарисовой помимо нескольких студентов принимали участие и школьники. В полевом дневнике она пишет «… прошлогодний опыт работы в Чебаркуле показал, что там трудно найти рабочую силу, поэтому решила вести с собой учащихся, желающих работать на раскопках. Со мной из Тагила едут учащиеся 10 класса шк. №  6 – Антипов Алеша и Синицын Гера». Нина Павловна отмечает на то, что «Очень увлекается работой и тщательно работает Алеша Антипов» /4/.

В полевых дневниках  Кипарисовой пишется, что активно участвовали в раскопках чебаркульской стоянки местные ребята Иванов Валерик, Тихачев Женя и Пискулев Женя. Она же отмечает: «пришли пионеры из лагеря МВД работать до 12 часов…» /4/. Подобная запись единична.

Таким образом, школьники помогли Н.П.Кипарисовой в какой-то степени решить проблему рабочей силы на раскопе.

Из участников чебаркульских раскопок двое ребят, десятиклассник Алексей Антипов и шестиклассник Валерий Иванов, в этом же 1953 году приняли участие в работах Синарского разведочного отряда. Небольшим отрядом (2 школьника + 2 студента) руководила Н.П.Кипарисова. Школьники наравне со взрослыми участвовали в поисках археологических памятников, копке шурфов, сборах подъемных материалов, переносили все тяготы многодневной разведки /5/.

В.С.Стоколос в «Отчете экспедиции в районе села Степное Полтавского района» /10/ (1958 год) отмечает участие в исследованиях учащихся старших классов из школ г.Челябинска  Юрина Ю., Гудкова А., Валецких Л., Сутормину Т.  


4.Археологические разведки кружка А.И.Александрова

В 50-е годы разведочные археологические работы на берегах озер Челябинской области проводили отряды юных краеведов под руководством учителя школы №10 Челябинска А.И.Александрова /Приложение 5/. Анатолий Иванович Александров (1911-1997), журналист, педагог, краевед, общественный деятель, Заслуженный учитель школы РСФСР, учитель-методист, отличник народного просвещения РСФСР и СССР, ветерана Великой Отечественной войны, члена Союза журналистов /12/.

10 мая 1957 года Александрову был выдан открытый лист № 47 на право археологических разведок без производства земляных работ в районе д.Даутово (Каслинский район) и в районе озера Сунукуль (Чебаркульский район) Челябинской области /Приложение 6/. В отчете о проведении археологической разведки экспедицией историко-краеведческого кружка средней школы №10 г. Челябинска и Челябинского Дворца пионеров, говорится о том, что в состав экспедиции входили не только учителя средней школы № 10 Александров Анатолий Иванович, Ильин Михаил Николаевич и Гельбух Феликс Умович и студентка ЧПИ Валентина Леонова, но и ученики 9-10-х классов Анатолий Вейло, Жанна Синельникова, Нелли Путилова, Леонид Гдуловский и др.

Юные краеведы открыли ряд археологических памятников на озерах Сунукуль, Иткуль /Приложение 7/.

В 50-е годы добровольный труд школьников археологи начинают использовать все более активно. Группы школьников сравнительно с нашим временем очень небольшие.


5.Деятельность археологической секции НОУ

Новый этап в развитии школьной археологии начинается с января 1964 года, когда в Челябинском НОУ организуется археологическая секция. Первыми наставниками археологов-ноушат в 60-е годы были ассистент кафедры истории СССР пединститута Людмила Константиновна Матюхина /Приложения 8, 9/, студенты-историки Е.И.Морев, В.В.Малофеев, И.К.Морозов /6/.

Л.К.Матюхина в институтской газете «Молодой учитель» пишет: «В январе в кружок записалось19 человек, в настоящее время постоянных членов кружка – 11 человек. Было проведено 7 занятий … Была организованна экскурсия в областной краеведческий музей. Вишникина Люба, Щербакова Люда, Зукова Валя, ученицы 91 школы, собирают материалы об украинском археологе-любителе Н.К.Минко, погибшем в годы первой мировой войны, который много сделал для изучения памятников бронзового века на Южном  Урале» /7, 11/.

 Первое боевое крещение члены археологической секции НОУ приняли  летом 1964 года на раскопках курганов бронзового века у поселка Черняки под научным руководством уральского археолога В.С.Стоколоса.

После экспедиции юные археологи описали свои впечатления о раскопках /Приложение 10/: «А с каким нетерпением мы ждали лета, чтобы впервые в жизни побывать в археологической экспедиции, испытать на себе подлинную романтику полевой работы археологов.

Но вот настало долгожданное утро и нам вручили лопаты. Трудно было подавить волнение: ведь это были уже не простые лопаты, а тот основной инструмент, которым были сделаны самые выдающиеся открытия в науке археологии.

Место раскопок оказалось самым обычным полем, поросшим бурьяном.

Копали долго и усердно, до мозолей, с ожиданием увидеть что-нибудь необыкновенное. Но первая траншея оказалась пустой, а за ней вторая, и, на конец, в третьей мы обнаружили погребение с трупосожжением. Это были просто пережженные косточки и черепки от горшка, но радости нашей не было границ. Ведь это были наши первые находки/!/. наконец-то мы почувствовали себя настоящими археологами.

Дальше мы уже копали более спокойно, более спокойно относились и к новым находкам. Привыкли. Стало обычным делом вставать рано утром, идти на работу, а вечером отдыхать у костра и петь «бродячие песни» /11/.

Осенью работа возобновилась, ребята делали камеральную обработку материалов с того же кургана. Они научились восстанавливать  первоначальную форму сосудов. В набросках плана работы археологической секции НОУ на 1964-1965 учебный год (к сожалению, от него сохранился только один листок из 2-х) Л.К.Матюхина предполагала подготовить с воспитанниками доклады «Итоги работы археологической экспедиции 1964 г.», о федоровской, алакульской, срубной керамике. Подготовить лекции по археологии Урала выступить с ними перед учащимися школ Челябинска /11/.

Один из руководителей 60-х годов Морев Е.И.(студент 5-го курса) писал в своём докладе на тему «Развитие навыков самостоятельного исследования у учащихся в секции археологии» следующее: «Нам, видимо, повезло с этими ребятами, Они готовы были даже зимой ехать на раскопки, но поскольку, зимой раскопки не производятся, мы на занятиях секции занялись более прозаическими делами, т.е. в Челябинском краеведческом музее мы проводили ряд бесед на тему «Археология, как наука». Так родился первый доклад на тему «Н.К.Минко - один из первых археологов нашего края». С этим докладом девочки выступали на 2 отчётной конференции 25 апреля 1965 года. Некоторые из ребят занимались составлением археологической карты нашей области, … Но в своих работах ребята применяли, порой, «заумные» фразы и приводили такие факты, что сразу было понятно, всё это было взято из книг. И когда их спрашивали: «Из каких?», они отвечали: «Не помню». Ребята исправляли эти ошибки и тогда их доклад на «их языке» становился интересным» /11/.

В 1067-68 учебном году в секции археологии НОУ занималось 14 старшеклассников из 8 школ города Челябинска /Приложение 11/.

На 5-ой конференции НОУ в 1968 году юные археологи впервые выделились в самостоятельную секцию из исторической.


6.Школа юного археолога в Озерске

В второй половине 60х начале 70х в Озерске существовала Школа юного археолога (ШЮА), основанная руководителем археологического кружка, при городском Доме пионеров, Маргаритой Ивановной Волковой.

«В 1967-69 годах руководитель школы М.И.Волкова с ребятами ездила в Свердловск, где встречалась с учеными-археологами Уральского государственного университета. Были достигнуты договоренности о методическом руководстве со стороны УрГУ, составлена программа обучения, рассчитанная на три года. Планировалось, что после теоретического курса и учебной практики, учащиеся ШЮА проведут разведку и, в зависимости от результатов, раскопки разведанных памятников в окрестностях города Озерска.»

Первый набор состоялся осенью 1967г занятия начались в конце ноября - начале декабря. В этом наборе, в частности, были учащиеся городской школы № 23: Расчектаев Сергей, Колесников Коля, Шурупов Толя, Петрова Таня, Смагина Галя, а также автор настоящей статьи.

Зимой 1970-71 г.г. ребята по заданию краеведческого кружка проводил обмеры и составление общих планов некоторых городищ: на острове Гусева гора, в районе беседки в парке, на Козьем острове. «При этом применялся траверсовый метод измерений с использованием компаса и рулетки. Высоты определялись с помощью строительного уровня и мерных реек. Позднее предполагалось провести более детализированную съемку с разбивкой территории на квадраты (секторы) и составлением точных профилей.»

«В июле 1971 года выпускники ШЮА, в качестве учебной практики, в течение месяца участвовали в раскопках на оз. Андреевском недалеко от Тюмени. Окрестности озера славятся большим количеством древних памятников - это настоящая Мекка западно-сибирской археологии. Работы проводились под руководством профессиональных археологов УрГУ в рамках Уральской археологической экспедиции.» Здесь ребята впервые смогли практически применить полученные знания, получить опыт настоящей полевой работы, освоить технику раскопок

«За время существования ШЮА ребятами по берегам озер было сделано немало различных находок, особенно керамики и изделий из кремня (скребков, наконечников стрел, ножевидных пластин, микролитов, нуклеусов, отщепов, сколышей и др.). Позднее эти подъемные сборы вошли в музейную экспозицию по древней истории нашего края, подготовленную следующим руководителем краеведческого кружка - Юрием Борисовичем Заславским.»


7.Н.Б. Виноградов

В начале 70-х годов эстафету наставничества в работе с юными археологами принимает Н.Б.Виноградов, тогда еще студент ЧГПИ. Он активно включился в работу по организации археологической секции Научного общества учащихся Челябинской области /Приложение 12/. В 1971 году он руководил группой челябинских школьников на раскопках укрепленного поселения бронзового века у села Кизильское. Одной из главных задач организованной Н.Б.Виноградовым студенческой археологической лаборатории в ЧГПИ была работа с юными археологами в НОУ /6/.

Работа воспитанницы Николая Борисовича Юсуповой Г. «Развитие археологии на Южном Урале» была опубликована в сборнике НОУ «Юный исследователь» /Приложение 13/.

Г.Т. Обыденнова-Юсупова сейчас вспоминает: «Я увлеклась историей, а точнее - археологией еще в школьные годы. В Челябинске, где я выросла, при Дворце пионеров существовало научное общество учащихся, где и была секция археологии. Моим первым наставником в те годы был  Николай Борисович Виноградов, …» /11/.

Открытие в 1976 году Челябинского государственного университета и появлении в городе Г.Б.Здановича с командой молодых, энергичных археологов благоприятно сказалось на дальнейшем развитии детского археологического движения.

Опыты работы Н.Б.Виноградова с детьми в НОУ в начале 70-х годов ХХ века стали той базой, которая позволила ему создать одну из лучших в стране систему работы со школьниками по археологическому краеведению.


8.Заключение

Мы изучили только некоторые страницы становления детской археологии в Челябинской области.

Но уже по имеющейся информации можно сделать некоторые выводы:

1.До начала 50-х годов ХХ века школьники в экспедициях почти не участвовали (исключение – раскопки С.Н.Дурылина).

2.В 50-х – начале 60-х годов начинается привлечение школьников к археологическим исследованиям, но в скромных масштабах. Школьники выполняли самые разные работы – рабочие на раскопе, коллекторы, участвовали в поисках памятниках в разведках.

3.До начала 60-х годов не было археологических кружков. Первая археологическая секция в Челябинске возникла в январе 1964 года. С образованием секции юные археологи начали заниматься исследовательской деятельностью.

4.Малочисленные школьные отряды 60-70-х годов стали той базой, на которой впоследствии возникло массовое детское археологическое движение.

5.До того времени как движение юных археологов в середине 70-х годов ХХ века начало принимать массовый характер, они внесли свой вклад в исследование таких памятников как могильники Смолино, Степное и Черняки, стоянка Чебаркуль, поселение Кизильское, участвовали в разведках.


8.Источники и литература

  1. Дурылин С.Н. Челябинские курганы// Сборник материалов по изучению Челябинского округа /Челяб. музей, О-во изучения местного края. – Челябинск, 1927. Книга 1. С. 56-71.
  2. Дурылин С.Н. Раскопки под Челябинском //Записки Уральского общества любителей естествознания. Том 40. Выпуск 2. Свердловск, 1927.
  3. Кипарисова Н.П. Отчет о работах Увельско-Миасского отряда археологической экспедиции Челябинского Областного Краеведческого музея. 1952. Архив ЧОКМ.
  4. Кипарисова Н.П. Дневник работ по раскопкам Чебаркульской неолитической стоянки на берегу озера Елового. // Проблемы археологического изучения Южного Урала. – Челябинск: АБРИС, 2009. Стр. 119-157.
  5. Кипарисова Н.П. Дневник Синарского отряда археологической экспедиции Челябинского областного Музея в 1953 году. //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 1 Исторические науки. Выпуск 3/2005. Челябинск, 2005. Стр. 163-197.
  6. Марков С.В. История областного клуба юных археологов «Муравей» //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 1 Исторические науки. Выпуск 3/2005. Челябинск, 2005. Стр. 198-215.
  7. Матюхина Л.К. Поиски юных археологов // Молодой учитель, май, 1964. Архив клуба «Формика» МАУДОД ДПШ имени Н.К.Крупской.
  8. Сальников К.В. Отчет о работах Увельского отряда археологической экспедиции Челябинского Областного Краеведческого музея. 1951. Архив ЧОКМ.
  9. Сальников К.В. Отчет об археологических исследованиях челябинского музея. 1951. Архив ЧОКМ.
  10. Стоколос В.С. Отчет экспедиции в районе села Степное Полтавского района.1958.        
  11. Фонды археологического музея МАУДОД ДПШ имени Н.К.Крупской.
  12. Фонды краеведческого музея МАОУ гимназия №10.
  13. Фотоснимки.  Археологическая экспедиция ЧОКМ в районе деревни Черняки Сосновского района под руководством  В.С.Стоколоса. т.1. 1962 год. Архив ЧОКМ.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 7

IMG_3588

DSCF3967

DSCF3969

Фото и планы из отчета краеведческого отряда школы №10 Челябинска о проведенной археологической разведке.

Приложение 8

IMG_8174

Первый руководитель археологической секции НОУ Л.К.Матюхина. 1964 год.

Приложение 9.

IMG_8177

На занятии археологической секции НОУ. 1964 год.

Приложение 10

Отчет археологической секции НОУ об участии в раскопках могильника Черняки летом 1964 года.

«Археология… что это за наука? По книгам и учебникам мы уже знали, что это что-то очень интересное, но желание узнать о ней как можно больше привело нас в секцию археологии НОУ.

За период занятий зимой и весной мы прочитали много специальной литературы, прослушали лекции о науке археологии, об эпохах камня, бронзы у нас на Урале и т.д., познакомились и с работами многих ученых, работающих в этой области.

Под руководством Л.К.Матюхиной, Е.И.Морева и В.В.Малофеева мы работали и над нашими темами исследований по различным разделам археологии.

А с каким нетерпением мы ждали лета, чтобы впервые в жизни побывать в археологической экспедиции, испытать на себе подлинную романтику полевой работы археологов.

И вот настал тот день, когда мы вступили «на землю обетованную три с половиной тысячи лет назад.

Правда, чтобы попасть на нее, нужно было, не хуже чем в сказке, пройти ряд «испытаний». Нет. Нас поджидала не только холодная и глубокая река Миасс, которую надо было перейти в брод.

Мы смело подняли над головой лопаты и рюкзаки и форсировали реку, а, подходя к лагерю экспедиции, услышали музыку, песни, смех. Было время обеденного перерыва и нас встречали студенты педагогического института, которые здесь вели раскопки уже целую неделю.

После трудного перехода полагалось бы отдохнуть и осмотреться, но вдруг пошел сильный дождь и мы бросились ставить палатку. Конечно, вымокли «до нитки», а потом сидели и сушились у костра.

Но вот настало долгожданное утро и нам вручили лопаты. Трудно было подавить волнение: ведь это были уже не простые лопаты, а тот основной инструмент, которым были сделаны самые выдающиеся открытия в науке археологии.

Место раскопок оказалось самым обычным полем, поросшим бурьяном. Нам объяснили, что это древний могильник эпохи бронзы, но мы почему-то не видели ни могил, ни курганов.

Оказалось, что курганы не видны из-за длительной распашки. Поэтому нам пришлось вести раскоп по методу, так называемых «примыкающих траншей».

Копали долго и усердно, до мозолей, с ожиданием увидеть что-нибудь необыкновенное. Но первая траншея оказалась пустой, а на ней вторая, и, на конец, в третьей мы обнаружили погребение с трупосожжением. Это были просто пережженные косточки и черепки от горшка, но радости нашей не было границ. Ведь это были наши первые находки/!/. наконец-то мы почувствовали себя настоящими археологами.

Дальше мы уже копали более спокойно, более спокойно относились и к новым находкам. Привыкли. Стало обычным делом вставать рано утром, идти на работу, а вечером отдыхать у костра и петь «бродячие песни».

Так мы и жили почти месяц. Сильно загорели, развили необычайные аппетиты и узнали очень много интересного и полезного для своей работы.

Очень не хотелось уезжать, но это было неизбежно. Подошло 25 июля, закончились на этот год наши раскопки. С грустью смотрели мы на опустевший лагерь и «осиротевшие» раскопки. Это было последнее «испытание» потому что до следующего полевого сезона нужно было ждать целый год, а, оказывается это очень долго, т.к. бацилла археологии проникла в нас.

Мы, по-хорошему, «заболели» этой наукой и пусть не все из нас смогут стать археологами-профессионалами, но у каждого останется в памяти любовь к этой древней, и все же очень молодой науке-археологии.

Ю.Огроганова, уч-ца 11 класса шк. № 46.

Н.Змеева, уч. 10 кл. шк. 91

И.Карпушкина, уч. 11 кл. шк. № 46.

Члены секции археологии.

Приложение 11

                                                  Секция Археологии

                              /список членов секции археологии НОУ. 1967-68 уч.год/

1.Нахимовсий Аркадий                     шк.№1           кл.82

2.Терещенко Галя                              шк.№50         кл.103

3.Чалин Виктор                                  шк.№10         кл.9б

4.Коровина Лена                                шк.№13         кл.8а

5.Хохлова Наташа                              шк.№13        кл.8а

6.Шамсудинова Раиса                        шк.№137      кл. 8

7.Макасейчук Володя                        шк.№46         кл.9в

8.Зубков Валерий                               шк.№46         кл.9в

9.Колтышева Лариса                          шк.№121       кл.10а

10.Шевкунова Наташа                       шк.№121      кл.10а

11.Мордасов Саша                               шк.№18        кл.9а

12.Генин Дима                                      шк.№10        кл.9б

13.Бикбулатов Гриша                          шк.№10        кл.9б

14.Антонюк Люда                                шк.№46        кл.8б



Предварительный просмотр:

Приложение 12

img_017 

Н.Б.Виноградов на занятиях археологического кружка. Начало 70-х гг. ХХ века.

Приложение 13

Отзыв

на работу Юсуповой Г. «Развитие археологии на Южном Урале».

Южный Урал, в том числе и пределы Челябинской области, насыщены интересными археологическими памятниками, изучение которых  связано с именами известных краеведов и учёных Игнатьева, Минко, О.Н. Бадера, К.В. Сальникова и др. Г.Юсупова в своей небольшой работе попыталась проследить путь этих учёных, показать на их примере развитие археологических знаний на Южно Урале. Конечно, не всё, что сделано в этой области, она сумела показать. Остались не прочитанными и поэтому, очевидно, не вошли в обзор, некоторые важные работы К.В.Сальникова, Г.Н. Матюшина и др. Но несмотря на это Юсупова Г. удалось в своём очерке наметить основные вехи на пути археологического изучения Южного Урала. Эта работа показывает несомненный интерес автора к трудной, но увлекательной профессии археолога. Этот интерес, очевидно, может быть развит в призвание и поэтому я беру на себя смелость рекомендовать ей поступить на учёбу на историческое отделение высшего учебного заведения  Урала или Поволжья, где занимаются археологией.

Профессор, доктор исторических наук /А.Х.Халиков/

29.03.72.

г. Казань


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению учебно - исследовательской (проектной) работы в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе

Настоящие методические рекомендации содержат подробно расписанный алгоритм проведения учебно-исследовательской (проектной) работы учащихся 3 класса при изучении раздела «Мы и наше здоровье» по учебном...

ДЕНЬ НАУКИ ТЕМА: «ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОЕЙ ФАМИЛИИ» УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ФИЛОЛОГИЯ 1-4

     Провести анкетирование одноклассников. Собрать и изучить материал о способах образования фамилий, истории  образования фамилий моих одноклассников, образования фамилии ...

Презентация Учебно - исследовательская проектная работа по русскому языку "Сложные слова" 4 класс

Презентация Учебно - исследовательская проектная работа по русскому языку  "Сложные слова" 4 класс...

Презентация Учебно - исследовательская проектная работа "История происхождения моей фамилии"

Презентация Учебно - исследовательская проектная работа "История происхождения моей фамилии"...

Конспект внеурочного занятия "Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" (4 класс)

Название кружка: Юный краевед.Направленность внеурочной деятельности: СоциальноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: Геологическая история Челябинской области, соседние города Чел...

Технологическая карта "Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" 4 класс

Название кружка: Юный краевед.Направленность внеурочной деятельности: СоциальноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: Геологическая история Челябинской области,...