Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Друзья природы"
рабочая программа (2 класс) по теме

Программа кружка затрагивает самые насущные проблемы современности. Детям интересно предоставляется информация о ЗОЖ, экологических проблемах, о строении организма, о многообразии животногои растительного мира. Программа содержит КТП на 34 недели по 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_druzya_prirody.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка 

Рабочая программа рассчитана на младших школьников 2-го года обучения. Возраст детей – 8-9 лет.

Организация и проведение занятий строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка младшего школьного возраста.

Основными возрастными особенностями младшего школьника, влияющими на его интерес и активность являются:

  • высокая эмоциональность;
  • любознательность;
  • легкое переключение с одного вида деятельности на другой;
  • быстрая утомляемость от однообразия работы;
  • конкретно-образное мышление и др.

Занятия для детей младшего школьного возраста проводятся в игровой форме , с сочетанием разных форм работы и видов деятельности: работа в группах, в парах, индивидуальная  работа, проведение викторин, конкурсов, игр, соревнований, экскурсий.

Цель и  задачи данного курса обучения.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Данный курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи.

Образовательные:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  • Формировать культуру поведения в природе.
  • Обогащать представления об окружающем мире.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Развивающие:                             

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
  •  Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей

        Для реализации программы формируются  группы не более 15 человек.

Ценностные ориентиры программы

 

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения.

        К концу обучения учащиеся  

должны знать:

  • Основы экологической культуры.
  • Некоторые особенности природы своего края.
  • Основные признаки времен года.
  • Значение природы для человека.
  • Группы растений и животных.
  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
  • Правила поведения в природе.
  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

должны уметь:

  •    Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила личной гигиены.
  • Различать изученные растения, животных.
  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.
  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка

Для отслеживания результативности  программы используются следующие способы проверки и формы подведения итогов:

  •  педагогическая диагностика;
  • наблюдение педагога за деятельностью учащихся;
  • тестирование по темам разделов программы;
  • результаты соревнований, конкурсов, викторин;
  • учет и фиксация личных достижений учащихся.

Оценка результативности программы проводится с помощью методов педагогической диагностики, которая осуществляется в конце года в групповой форме с целью выявления  знаний учащихся по правилам дорожного движения, по основам безопасной езды на велосипеде и основам оказания первой доврачебной помощи.

Проверка усвоения  знаний, практических  умений и навыков по программе проводится в форме тестирования и зачётов.

Оценка знаний осуществляется путем использования контрольных тестов на занятиях. Свои умения дети демонстрируют на конкурсах и соревнованиях, где подводятся итоги, анализируются результаты обучения практической деятельности и достижений. За лучшие показатели дети награждаются призами, грамотами.

Результаты изучения курса "Друзья природы"

Освоение курса вносит существенный вклад в достижение следующих личностных результатов

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.).

 При изучении курса достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли человека в природе;

2) гуманное отношение к окружающей  среде, животным, растениям и пр.

3) осознание целостности окружающего мира, освоение и расширение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм сберегающего здоровье поведения в природной и социальной среде;

4) получение знаний о способах заботы и защиты окружающей среды;

5) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

6) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Реализация программы.

        Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Всего за год (34 учебные недели) 68 часов.

        

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Дата план.

Дата факт.

Кол-во часов

Тема

Вид работы

Содержание занятия

1

2

Введение в экологию. Основные сведения об экологии.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Беседа.

Техника безопасности на занятиях. Правила поведения на экскурсиях.

2

2

Экология и здоровье.

Занятие - игра.

Знакомство с "экологией", цели и задачи науки.

3

2

Растения: травянистые, садовые, комнатные.

Беседа. Экскурсия.

Разнообразие растений. Строение растений. Виды растений. Растения-хищники. Значение растений в жизни людей. Растения Хабаровского края.

4

2

Комнатные растения.

Проект. Презентация.

Разнообразие комнатных растений. Родина комнатных растений. Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности ухода за комнатными растениями.

5

2

Деревья.

Экскурсия.

Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных.  Деревья Хабаровского края.

6

2

Леса.

Презентация. Беседа.

Разнообразие растений леса. Особенности произрастания и цветения. Исчезающие виды растений. Охрана растений.

7

2

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов

Видеофильм, обсуждение.

Экологические проблемы леса. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас.
Лесные пожары.

8

2

Лекарственные растения.

Беседа, видеофильм.

Лекарственные растения. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений. Лекарственные растения Хабаровского края.

9

2

Грибы.

Разнообразие грибов. Значение грибов в жизни леса. Ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Грибы нашего региона.

10

2

Мхи.

Разнообразие мхов. Значение мха в жизни леса.

11

2

Что мы знаем о растениях и грибах? (итоговое занятие)

Викторина.

Обобщение и закрепление знаний.

12

2

Животные.

Беседа.

Знакомство с разнообразием животного мира. Особенности проживания животные в разных районах. Животные Хабаровского края.

13

2

Пернатые друзья.

Видеофильм, беседа.

Отряд птицы. Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Птицы перелетные, оседлые, кочующие. Птицы наших лесов. Пищевые цепи. Охрана птиц.

14

2

Домашние животные.

Презентация проектов.

Домашние животные. Отрасли животноводства. Породы домашних животных. Особенности жизни и содержания домашних животных.
Участие детей в выращивании домашних животных.

15

2

Дикие животные.

Видеофильм, рассказ, презентация.

Дикие животные. Условия жизни и выживания. Дикие животные зоны лесов. Особенности размножения и питания. Значение диких животных в природе и жизни человека. Браконьерство. Защита диких животных. Животные нашего края.

16

2

Земноводные.

Видеофильм, рассказ, презентация.

Земноводные. Особенности строения земноводных. Приспособленность к условиям обитания. Польза и вред земноводных. Животные, занесены в Красную книгу. Земноводные нашего региона.

17

2

Пресмыкающиеся.

Видеофильм, рассказ, презентация.

Пресмыкающиеся. Особенности строения тела пресмыкающихся. Места обитания. Приспособленность к условиям обитания. Отличие пресмыкающихся от земноводных. Самые большие, кровожадные, полезные пресмыкающиеся.  Пресмыкающиеся Дальнего Востока.

18

2

Пауки.

Презентация. Проекты.

Разнообразие пауков. Пауки Дальнего Востока. Особенности строения тела. Места обитания. Приспособленность к условиям обитания. Отличие пауков от насекомых. Роль пауков в природе.

19

2

Бабочки. Стрекозы.

Выставка рисунков и фотографий. Презентация. Мини-проекты.

Разнообразие бабочек и стрекоз. Их роль в природе. Бабочки и стрекозы Хабаровского края.

20

2

Необычные животные.

Видеофильм. Презентация.

«Знаете ли вы…». Самые большие и самые маленькие животные, самые быстрые, самые прожорливые и т.д. (Сведения энциклопедий и «Книги рекордов Гиннеса»).

21

2

Животные и мы. (итоговое занятие по теме)

Викторина. Коллаж. Выставка рисунков и фотографий.

Обобщение и закрепление знаний.

22

2

Природа и человек.

Вводное занятие. Экскурсия.

Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы. Природное равновесие.

23

2

Люби и знай свой край.

Видеофильм. Презентация. Беседа.

Границы края. Особенности климата, растения и животные края. Красная книга.

24

2

Воздух и вода.

Экскурсия. Определение температуры воды и воздуха.

Свойства воздуха и воды. Температура воздуха и воды. Три состояния воды, условия перехода из одного состояния в другое. Значение воды в жизни человека. Охрана воздуха и воды.

25

2

Подземные сокровища.

Видеофильм. Презентация. Беседа.

Драгоценные камни. Что такое драгоценные камни. Какие драгоценные камни существуют, как они выглядят в природе. Органические драгоценные камни.

26

2

Человек - часть природы. Организм человека. Органы и системы.

Видеофильм. Презентация. Беседа.

Организм человека. Органы чувств. Пищеварительная система. Наша пища и витамины. Первая помощь при отравлении.

27

2

Организм человека. Кровеносная система.

Видеофильм. Беседа.

Значение и функции кровеносной системы. Болезни сердца современного человека. Тренировка сердца.

28

2

Организм человека. Опора тела и движение.

Видеофильм. Беседа.

Значение скелета и мышц в организме. Здоровый образ жизни. Спорт и физкультура.

29

2

Как человек воспринимает окружающий мир? Органы чувств.

Видеофильм. Беседа.

Органы чувств человека. Сохранение слуха и зрения. Роль органов чувств.

30

2

Я -человек! (итоговое занятие)

Презентация мини-проектов.

Обобщение и закрепление знаний.

31

2

Экология и охрана окружающей среды.

Презентация. Видеофильм.

Основные проблемы экологии, охрана окружающей среды.

32

2

Экологические проблемы нашего края. Современные способы охраны природы.

Проект.

Основные проблемы экологии нашего края, современные способы охраны окружающей среды.

33

2

Что мы знаем об отходах?

Викторина.

Виды отходов. Утилизация отходов. Охрана окружающей среды.

34

2

Давайте думать вместе.

Работа с экологическими изданиями. Стенгазета.

Экология и мы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)

Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов»

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов» для 2-3 классов1 час в неделю (всего 68 часов)Рабочая программа внеурочной деятел...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...

Разговор о правильном питании. Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)

Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) Кружок «Разговор о правильном питании»1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу хорошо учиться» для обучающихся 1 класса

В работе представлена рабочая программа, полностью соответствующая требованиям по составлению рабочих программ, прописанных в ФГОС НОО. Программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального н...

Программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление) « Проектная деятельность»

Цель: активизация социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.Задачи:1. Форми...