Музейный урок- как одно из средств нравственно-патриотического воспитания.
статья на тему

Мороз Наталья Вениаминовна

В статье обозначены цели и задачи музейных уроков , предоставлена примерная тематика музейных уроков по классам и разделам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУЗЕЙНЫЙ УРОК – ОДНО ИЗ СРЕДСТВ  

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

                                                                                     Усманова Анна Викторовна,

                                                                                     учитель истории и кубановедения

                                                                                     БОУ СОШ №2

                                                                                     Мороз Наталья Вениаминовна,

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     БОУ СОШ №2

                                                                                    станица Динская, Динской район,

                                                                                    Краснодарский край                                                                                                                                                                          

«Патриотизм… За ним стоит всё – совесть, и долг, и истина, и вера, и личность, и      гражданин, и многое другое. Патриотизм – это не любовь к идее, а любовь к Отчизне, к родной земле, верность ее заветам, почитание праха и слова ее, страдания за все ее страдания и вера в ее очистительный исход. Будет в нас все это – тверже и идея, с которой согласится душа». В. Г. Распутин

Аннотация. Статья посвящена роли музейного урока как одного из средств нравственно – патриотического воспитании школьников. В статье раскрыты актуальность, цель и задачи музейных уроков, направления деятельности, особенности. На основе проведенной работы составлена примерная тематика музейных уроков для 1 – 11 классов и выявлен уровень сформированности компонентов нравственно – патриотического воспитания школьников.

Ключевые слова: нравственно – патриотическое воспитание, музейный урок, музейная педагогика, урочная и внеурочная деятельность.

В наше время одним из главных результатов модернизации образования и внедрения Федерального государственного стандарта рассматривается сохранение работы с подрастающим поколением – нравственно -  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо со школьного возраста.

Особенно актуально это звучит сейчас – в год празднования 70 – летия победы над фашизмом. Развитие нравственно – патриотических качеств учащихся сегодня – это здоровая нация завтра, следовательно, школа должна создать все условия для воспитания высоконравственной, культурной, творчески активной личности, с чувством патриотизма, а так же социально зрелой личности.

Каждый педагог пытается с помощью отвечающего потребностям времени содержания и формам деятельности решить поставленные государством цели.

Педагогический коллектив нашей школы осознает, что музейный урок является залогом успешного самоопределения воспитанников школы в будущем.

Таким образом, можно отметить, что музейный урок представляет большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращает его в существенный фактор развития личности.

Актуальность темы проекта заключается в том, что одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных учреждений является патриотическое воспитание, основная цель которого согласно государственным программам «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» - «воспитание личности патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой этносоциальной среде и защищать его интересы». В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества» [4].

В школьном возрасте когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление патриотического воспитания школьников в процессе их включения в разнообразные виды деятельности: учебную, игровую, трудовую, межличностное общение, направленные на воспитание бережного ценностного отношения к истории и культуре своего родного края, к обычаям и традициям своего народа и народов страны совместного проживания. В этих целях в образовательном процессе школы используются музейные уроки [1].

Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста, но и подлинные памятники истории и культуры. Он может проводиться как в школьном музее, так и на территории мемориального комплекса, вблизи которого расположена   школа, а так же с выездом в районный музей и музеи края. Нами была составлена примерная тематика музейных уроков для 1 – 11 классов (см. таблицу).

Класс

Тема урока

Форма занятия

1

1.

Мы приглашаем вас в музей

Обзорное знакомство со школьным музеем

2.

Славные имена

Обзорное знакомство с жизнью людей, основавших школьный музей

3.

Моя любимая школа

Обзорное знакомство с историей школы

4.

Дом наших предков -  казаков

Экскурсия в школьном музее

2

1.

Обычаи и традиции жителей Краснодарского края.

Экскурсия в школьном музее

2.

«Из солдатского вещмешка»

Экскурсия в школьном музее

3.

Музей – как центр хранения историко – культурного наследия

Экскурсия в школьном музее

4.

Школа моей мечты

Презентация творческих работ

3.

1.

Мой дом и вещи в нём

Экскурсия в школьном музее

3.

Как составить родословную семьи

Практическое занятие

4.

Моя родословная

Презентация творческих работ

4

Служили наши прадеды

Экскурсия на мемориальный комплекс

4.

1.

Отсюда начиналась моя станица

Экскурсия по станице

2.

Дом наших предков - казаков

Музейный урок

3.

Достопримечательности моей станицы

Экскурсия по станице

4.

Я люблю свою  станицу

Презентация творческих работ

5

1.

История возникновения казачества. Этнографический комплекс Атамань.

Поездка в Атамань.

2.

Геральдические символы станицы, района, края

Музейный урок

3

Города – герои края

Посещение мест боевой славы края

4.

Поле ратной славы.

Выпуск школьной газеты

6.

1.

Наши земляки в годы Великой Отечественной войны

Встреча с ветеранами ВОВ

2.

У войны не женское лицо

Поездка в музей Степановых г. Тимашевск

3.

«И танки наши быстры!»

Поездка в музей г. Темрюк

4.

Жизнь и быт казаков

Музейный урок (экскурсия в районный музей)

7.

1.

Начало Великой Отечественной войны. Крупнейшие битвы.

Музейный урок (защита творческих  проектов)

2.

Освобождение г.Краснодара от немецко – фашистских захватчиков

Экскурсия в г. Краснодар,  Чистяковкая роща

3.

Я горжусь своей малой Родиной!

Защита творческих проектов

4.

Шли на бой ребята, ровесники твои.

Музейный урок. Встреча с детьми – войны.

8.

1.

День Победы в моей семье.

Музейный урок. Защита творческих проектов

2.

История треугольного конверта.

Музейный урок.

3.

Учителя – участники ВОВ.

Музейный урок. Встреча с учителями – участниками ВОВ и их родственниками

4.

Новороссийск – город воинской славы.

Музейный урок, г. Новороссийск.

9.

1.

Подвиг жителей станицы в годы ВОВ

Музейный урок. Встреча с участниками ВОВ

2.

Крупнейшие битвы войны. (Сталинградская, Курская, битва за Москву.)

Музейный урок. Просмотр фильма о ВОВ.

3.

Подвигу жить. (Встречи с солдатскими матерями.)

Музейный урок. СОШ №1.

4.

Песни войны.

Музейный урок.

10.

1.

Блокадный Ленинград.

Музейный урок. Встреча с жителями Блокадного Ленинграда.

2.

Исторический портрет Г.К.Жукова.

Музейный урок.

3.

Славься Родина родная.

Защита творческих проектов.

4.

«Маршалы Победы»

Музейный урок.

11.

1.

Дорогая моя станица.

Музейный урок.

2.

Земляки, внесшие вклад в развитие науки, супруги Кирлиан.

Урок – экскурсия в районный музей.

3.

Развитие промышленности и экономики станицы, района, края в XХв.

Экскурсии на предприятия станицы, района, края.

4.

Особенности труда и быта жителей Краснодарского края.

Защита творческих проектов.

Темы уроков затрагивают не только курс школьной программы, но и предлагаются ученикам в рамках всех учебных предметов. Они могут быть самостоятельными, ориентированными на получение дополнительных знаний о какой либо отдельной сфере жизни или событии.

Перед современной школой в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» поставлена конкретная задача – создать такие условия обучения,  при которых ребенку было бы интересно и комфортно получать знания, умения и навыки [5].

Целью музейного урока является  формирование у учащихся гражданско – патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

Задачи: 

  1. Пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др.
  2. Стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы.
  3. Воспитание у учащихся  необходимости занятиями исследовательской деятельностью.
  4.  Укрепление и совершенствование материальной базы для проведения музейных уроков.
  5. Развивать сотрудничество с различными музеями района и края
  6. Разработать научно-практические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников средствами музейной педагогики.
  7. Активизировать участие родителей, Управляющего совета школы в организации и проведении музейных уроков.

Сегодня многое делается в ОУ по совершенствованию системы нравственно - патриотического воспитания учащихся, и этот акцент усиливается т.к. школа работает по  ФГОС в начальной и пилотная по внедрению ФГОС в основной школе. Музейный урок является одним из средств в развитии нравственных, патриотических качеств, привитие любви к Родине, сохранение культурного наследия. Внедрение музейных уроков в урочное и во внеурочное время, является одним из основных компонентов ФГОС [3].

В настоящее время  перед школой ставится задача повышения привлекательности музейных уроков не только для учащихся, но и родителей и педагогов. Инструментом развития нравственно – патриотического воспитания учащихся посредством различных форм проведения музейных уроков.

Особую актуальность и приоритетность внедрения музейных уроков имеет не только соприкасание с историей, но и воспитание патриотизма, и привитие таких ценностей у подрастающего поколения, как чувства любви и гордости за свою Родину.  

Проблема совершенствования нравственно - патриотического воспитания в  БОУ СОШ №2  является приоритетной: ОУ является одним из лучших в крае и  районе по нравственно – патриотической работе, о чем свидетельствуют результаты участия ОУ в районных и краевых конкурсах. Среди всех возможностей можно  выделить:

- в воспитательной области – приобретение положительного опыта гражданского воспитания в социуме в процессе поисковой и исследовательской деятельности;

- в развивающей – возможность самоутверждения и самореализации;

- в обучающей – становление мировоззрения кубанского школьника.

Музейная педагогика – научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему[2, с.3].

Музей не может оставаться простой выставочной комнатой, а должен быть главным средством для повышения познавательного интереса учащихся на уроках кубановедения, истории и др.

Наш школьный музей располагает достаточной наглядностью и помогает реализовать идеи авторов учебников по кубановедению и истории.

Экспозиции школьного музея:

  1. Жизнь и быт казаков (интерьер хаты)
  2. Домашняя утварь, предметы быта казаков
  3. История станицы
  4. Знаменитые земляки
  5. Кубанские ремесла
  6. Дорогой мужества
  7. Подарки музею (книги, фотографии, документы)
  8. Стенд по Великой Отечественной войне

Направления деятельности:

  • Диагностическая;
  • Аналитическая (мониторинги);
  • Информационно-методическая:

 - Создание методических рекомендаций для педагогов, классных руководителей, волонтеров; информационная работа с родителями; консультирование; семинары, педагогические советы, заседания Управляющего совета ОУ; мастер-классы; поисковая деятельность, как один из этапов формирования музейного фонда; проектная деятельность.

Одна из трудных педагогических проблем – поддерживать и сохранять постоянный интерес у школьников  к музею и его деятельности. Мы прилагаем  все усилия к тому, чтобы ребята ясно понимали общественно полезную значимость своей работы, стремимся к тому, чтобы музей был для них источником новых знаний и открытий, средством приобретения различных навыков и умений.

Музей является ведущей формой по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся, интегрирующий цели формирования личности гражданина России в процессе деятельности данного учреждения. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности учащихся в освоении исторического прошлого. Процесс сбора, исследования, обработки материалов для музея служит целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления. Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений. Пропаганда материалов музея способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурирования знания и его изложения. Его деятельность основывается на актуализации, созидании и пропаганде традиций учреждения, микрорайона, города, страны среди учащихся [6].

Список используемой литературы.

  1. Автореферат «Патриотическое воспитание школьников», ноябрь 2010 г. кандидат педагогических наук Т.А.Долматова.
  2. М.Ю. Юхневич/ Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике
  3. ФГОС НОО
  4. http://www.rusnauka.com/7_NND_2009/Pedagogica/42750.doc.htm. Статья «Музей как средство патриотического воспитания»/Караваева Наталья Борисовна 
  5. http://www.ybs.ru/mincult/document/G01-0122.txt
  6. http://минобрнауки.рф/documents/1450


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения как средство духовно- нравственного воспитания

Урок литературного чтения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в свете требований ФГОС НОО второго поколения....

ПРИТЧА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ

Данный материал позволяет рассмотреть применение притчи на уроках ОРКСЭ, а так же и на других уроках. Представлены виды притч, направления, методика применения....

Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования художественной литературы для воспитания и формирования нравственных основ патриотических чувств младших школьников.Ключевые слова: нрав...

Занятие творческой мастерской с обучающимися 2 класса на тему: "Природа родного края как средство нравственно - патриотического воспитания".

         Уважение к своей стране, к ее национальным традициям,  истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего граж...

Роль уроков русского языка в формировании нравственно-патриотических качеств младшего школьника

Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов....