Главные вкладки

    Организация совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и учащихся по достижению максимальных результатов в обучении и воспитании младших школьников
    учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

    Колчанова Светлана Камилевна

    С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

    В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

    Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

    Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и учащихся по достижению максимальных результатов в обучении и воспитании младших школьников

    С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

    В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

    Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

    Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

    К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

    - познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),

    - поддержка физического здоровья учащихся,

    - дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,

    - поддержка одаренных детей,

    - социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

    Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

    Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:

    1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.

    2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

    • трудности в адаптации,
    • агрессивность,
    • страхи,
    • проблемы общения со сверстниками,
    • не усвоение программы и другие.

    3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

    Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

    Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.

    Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.

    Ежемесячные формы общения с родителями – это:

    • праздники,
    • родительские собрания,
    • спортивные мероприятия,
    • походы.

    Сегодня выделяют примерно три группы родителей:

    Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.

    Они добросовестны, активны, заинтересованны и готовы в любую минуту прийти на помощь.

    Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

    Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.

    Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты. В практике школы используются и такие формы как

    1. Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.

    2. Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними.

    Защита прав ребёнка.

    3. Приглашение на заседания родительского комитета, административного совета и уже нередки случаи обращения в общественные организации города – в комиссию по делам несовершеннолетних, в суд (вплоть до лишения родительских прав).

    Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:

    • диагностика,
    • консультация, тренинг,
    • наблюдения,
    • беседа,
    • тестирование и анкетирование,
    • сочинение как метод изучения семьи,
    • метод обобщения независимых характеристик,
    • педагогическая гостиная.

    Эта работа включает использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей:

    • Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
    • Организация диагностической работы по изучению семей.
    • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
    • Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
    • Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
    • Внедрение в семейное воспитание традиций педагогики.
    • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
    • Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
    • Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, родительский комитет, Совет отцов и др.);
    • Объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
    • Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам “Этика и психология семейной жизни”, “Основы семейного воспитания”).
    • Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
    • Иинформационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
    • Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
    • Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
    • Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

    Содержание и формы работы с родителями.

    1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
    2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
    3. Участие родителей в управлении школой.

    Формы взаимодействия педагогов и родителей.

    Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

    Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

    Традиционные формы

    Нетрадиционные формы

    Коллективные:

    Индивидуальные:

    Творческие дела.

    Родительское собрание

    Семейные традиции.

    Общешкольная конференция

    История моей семьи.

    Родительский лекторий

    Талисман семьи. Гороскоп семьи.

    Вечер для родителей

    Семейная книга рекордов.

    Родительские чтения

    Географическая карта моей родословной.

    Семинар

    Долгожитель” семьи (книга, игрушка, другое).

    Практикум

    День рождения в семье.

    Заседание

    Праздники семьи.

    “Круглый стол”

    Семейные увлечения.

    “Педагогическая гостиная”

    “Четыре способа обрадовать маму”.

    “Устный журнал”

    Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры).

    Тренинг

    Мой семейный альбом.

    Спортивные соревнования

    Известные люди семьи.

    Акция “Милосердие”

    Папа может все, что угодно.

    Акция “Книжка”, “Игрушка”

    Наш дом театр, музей, оранжерея….

    Трудовой десант

    Песни (сказки) моей бабушки.

    Субботник

    Самое ласковое мамино слово.

    Творческий концерт

    Мое любимое блюдо.

    Выставка

    Я горжусь своим дедом!

    Вернисаж

    Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.

    Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.

    На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.

    Родительский лекторий, “Университет педагогических знаний” и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

    Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

    Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

    Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов).

    Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

    Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

    Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитетаРодительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

    Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.

    Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.

    Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.

    Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

    Литература:

    1. Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.
    2. Фролов П.Т. “Школа молодого директора”, М, “Просвещение”, 1988.
    3. Ерофеева НЮ. “Методика подготовки и проведения педагогических советов”, Ижевск, 1995.
    4. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.
    5. Журнал “Классный руководитель” (1997–2003 гг.)
    6. Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
    7. Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
    8. Кульневич СВ. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ “Учитель”, 2001.
    9. Шилина ЗМ. Классный руководитель: искусство воспитания. М. 1997.
    10. Созонов ВП. Организация воспитательной работы в классе. М. “Педагогический поиск”, 2000.
    11. Сергеева ВП. Классный руководитель в современной школе. М 2001.
    12. Дружинин ИА. Заботы и радости классного руководителя. М. “Просвещение”,1982.
    13. Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.
    14. Болдырев НИ. Классный руководитель. М. “Просвещение”, 1978.
    15. Макаренко АС. О воспитании. М. 1988.
    16. Питюков ВЮ. Основы педагогической технологии. М. 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ в обучении и воспитании младших школьников

    Статья раскрывает опыт учителя по работе с младшими школьниками в новой информационной среде, освещает цели и задачи информатизации образовательного процесса в современной школе....

    Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

    Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

    Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова

    Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией.  Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...

    Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников средствами УМК «Планета знаний» выступление на педагогическом совете

    УМК «Планета знаний» стал одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов Начав работать, я включилась...

    обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

    Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

    ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Для осуществления взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения ориентироваться в условиях социума,...