Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников средствами УМК «Планета знаний» выступление на педагогическом совете
статья по теме

 

     УМК «Планета знаний» стал одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов 

Начав работать, я включилась в работу над формированием у учащихся проектного мышления через проектную деятельность.

Метод проекта –  не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью её разрешения.

Целью проектной деятельности является:

- создание технологии устойчивого развития качества образования,

- разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в обучении и воспитании

младших школьников средствами УМК «Планета знаний»

 (слайд 1).

            Образовательный стандарт нового поколения ставит перед  начальным  образованием новые цели. Теперь  в   начальной  школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, этому сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений: это универсальные учебные  действия, составляющие основу умения учиться и формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии.

 Сегодня  многим педагогам становиться понятно, что для успешного обучения современный ученик должен уметь использовать и развивать свои творческие способности, которые определяют его интересы, содействуют становлению личности, развивают его индивидуальность.

     Проработав много лет  по УМК «Школа России», выпуская 4 класс в 2008 году,  я стояла перед проблемой: какой УМК мне выбрать для себя и моих будущих первоклассников? Хотелось чего-то нового, необычного, интересного…    Выбор чего-то нового – это всегда проблема, потому что не хочется ошибиться, а потом, пожалеть о своём решении. Мне хотелось выбрать такой комплект учебников и тетрадей, чтобы  можно было полностью довериться его авторам, чтобы  учебники не только отвечали всем требованиям нового  образовательного стандарта, но и были бы и для меня, и для моих учеников интересны.

     Когда я впервые увидела учебники и рабочие тетради УМК «Планета знаний», заинтересовалась. Я поняла, что это именно тот комплект, который мне нужен, по которому действительно хочется работать. Очень важно, что учебно-методический комплект «Планета знаний»  нацеливает педагога на использование в своей практике современных педагогических технологий, методов, форм, эффективно работающих на достижение учебных и воспитательных целей, предусмотренных новым стандартом.
    УМК «Планета знаний» стал одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов
 (слайд 2).

Начав работать, я включилась в работу над формированием у учащихся проектного мышления через проектную деятельность.

Метод проекта –  не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью её разрешения.

Целью проектной деятельности является:

- создание технологии устойчивого развития качества образования,

- разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству знаний.

     Проектная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников и дает возможность младшим школьникам попробовать свои силы и возможности, приложить свои знания, и показать достигнутый результат.

 Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно

  УМК  « Планета   знаний » располагает возможностями для создания проектов учащимися с первого по четвертый класс, предлагая для реализации различные темы, учитывающие возрастные особенности.

       Включать школьников в проектную деятельность я начинаю постепенно, вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

     Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1)Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.

Проектная деятельность  обеспечивает развитие следующих познавательных
навыков и умений:
 (слайд 3,4).

 самостоятельно конструировать свои знания;

самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;

самостоятельно планировать свою деятельность;

 самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

способствует практической реализации деятельности ребёнка;

развивает его индивидуальные интересы.

В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

      По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей. Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично свой результат.

УМК «Планета знаний» предполагает большое количество проектов и все они по предметам впервые представлены в учебном пособии на специальных разворотах после каждого большого раздела.

В 1 классе я  учила выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально.

На основе  первого опыта ученикам было предложено  заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число». Вот некоторые из них (слайд 5).

По завершению темы «Наша речь» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:

•        Сделай буквы из различных материалов.

•        Напиши другу рисуночное письмо.

•        Придумай свой проект (слайд 6,7).

По окружающему миру  по теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а так же показали выставку мод в рисунках и аппликациях (слайд 8).

     В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители первоклассников. Итоговый этап проводился на празднике «Мой первый проект» в виде защиты наиболее интересных и содержательных проектов. Ему предшествовала выставка всех детских работ (слайд 9).

        Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

 (слайд 10).   Тема «Растения». Это один из проектов во втором  классе, который предполагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляют в виде схематических рисунков и таблиц.  (слайд 11,12). Вот темы проектов, предлагаемые по окружающему миру и русскому языку во 2 классе. По технологии ребята так же выполняют учебные проекты, один из них «Сказка из пластилина» (слайд 13).

От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость  групповой работы над проектами.

    Теперь я  постепенно учу детей  работать по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке. Учимся искать нужную информацию в интернете. Учу оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.

Оформленные результаты представляются в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию.

     На школьной конференции научного общества «Начало» ученики моего класса представляли проектные работы: «Олимпийские игры», «Мороженое: польза или вред», «Влияние школьного завтрака на здоровье учащихся».

     Учащимся моего класса проектная работа очень нравится. Чтобы выяснить, насколько ученикам интересно работать над проектами, была проведена диагностика, результаты которой показали, что 75%  очень нравится заниматься проектной работой (слайд 14). Она предполагает активное сотрудничество с учителем и родителями, в результате чего успешнее идёт личностное, познавательное, коммуникативное развитие детей.    Чтобы выяснить отношение родителей к нашему учебно-методическому комплекту, в том числе и к проектной деятельности, на одном из родительских собраний  был проведён опрос.
Один из вопросов был такой:  Нравится ли Вам вместе с Вашим ребёнком
работать над проектами? Вот, что ответили родители: (
слайд 15, 16).

     Предметное содержание и структура УМК «Планета знаний» на мой взгляд, и по утверждению авторов комплекта соответствует требованиям нового государственного стандарта начального общего образования. Внедрение проектной деятельности в рамках данного УМК позволила педагогам нашей школы, работающим по данному комплекту, строить обучение детей с учётом их индивидуального темпа развития. Опыт работы позволяет утверждать, что данный УМК создаёт комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения. У детей возрастает интерес к учению. При внедрении метода учебного проекта в классе положительный психологический климат, что особенно важно для учащихся с разными образовательными потребностями.

   (слайд 17) Современное начальное образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития ребенка.   Проектная   деятельность  способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, создает условия для становления  деятельностной, предприимчивой, созидательной личности и  позволяет обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки  младшего   школьника (слайд 18).

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: