Использование метода проекта в работе с младшими школьниками
материал на тему

Матюшенко Надежда Альбертовна

      Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического и прикладного характера. При этом овладение методом проектной деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_metoda_proekta_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное казённое образовательное учреждение  

 «12 лет Октября средняя общеобразовательная школа»

Использование метода проекта

 в работе с младшими школьниками

                   

                                                     Учитель начальных классов

                                              Матюшенко Надежда Альбертовна

   

                                           2015г.                                                                                        

                                      Перечень модулей

1.Возникновение и становление интереса к методу проектов

2. Актуальность исследовательско - практического метода

 3.Теоретическая интерпретация  

       3.1. Как разработать проект?

      3.2. Как грамотно организовать проектную деятельность?

      3.3.Структура проекта

      3.4. Роль учителя в организации поисково-исследовательского метода

4.Из опыта работы над проектом

5.Заключение

 6. Приложение

  Цель: Создать условия  для формирования навыка

                учебно - исследовательской работы.

Задачи:

- формировать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой, учить отбирать необходимый материал;

- формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность;

- развивать творческие способности учащихся через различные виды деятельности, формы и методы;

-  формировать умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы;

- воспитывать коммуникативные качества

    1.Возникновение и становление интереса к методу проектов

     Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания

учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель - создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логически выстроенного режима работы, ярких запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории.

     Интерес к методу проектов был у меня всегда, о нем я узнала ещё учась

в Бийском государственном педагогическом институте, но тогда, в 80-е

годы, и  думать о нём было нельзя, так как устоявшаяся традиционная педагогика не давала возможности раздвигать границы урока. Только сейчас я понимаю, что проводя экскурсии в природу, ведя наблюдения за погодой, явлениями природы, заполняя дневники наблюдений, ведя календари погоды, мы учили детей наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы.

А гербарии, коллекции, поделки из природных материалов - это результат, продукт работы. Проанализировав весь свой педагогический труд, я пришла к выводу, что метод проектов – это не новое изобретение, а несколько переосмысленное, хорошо забытое старое.

    2. Актуальность метода проектов

      Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического и прикладного характера. При этом овладение методом проектной деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся.

      Сущность развития личности в данном случае состоит в качественном изменении деятельности. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся.  Учитель в этом случае не передаёт готовые знания. Не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых учащиеся сами формируют понятия об изучаемом предмете, овладевают способами поисковой творческой деятельности.

       Проектный метод – один из способов реализации детских знании наглядным способом.

    Основное направление модернизации современной школы – оптимальное развитие личности  каждого ученика, поэтому метод проектов актуален как никогда. Проектная деятельность развивает у учащихся способность наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения, оформлять результаты исследований. Всё это способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а это, как известно, является важным качеством современного ученика.      

  3. Теоретическая интерпретация метода проектов

      Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структуированной системы образования.

      В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо–игровые, информационные и практикоориентированные проекты.    

      Конечно, научно – исследовательская деятельность в образовательном учреждении не может быть массовым явлением и ни в коем случае не должна декларативно внедряться как обязательный вид учебной деятельности.

Но почти в каждом образовательном учреждении есть дети, которые очень быстро вырастают из школьных учебников, им хочется двигаться дальше и постигать глубины знаний. Такие дети требуют особой поддержки, не просто внимания и опеки, но и квалифицированной помощи, обеспечения научной литературой, современными источниками информации.

      Проектная деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое её отражение, где какой-то продукт получается не случайно, путём целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, изучив  литературу о проектной деятельности, я пришла к выводу, что проектирование – это серия определённых шагов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определённого результата, планируемого ещё в самом начале проекта. Другими словами, любой проект связан с прогнозированием. А потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта ребёнка. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Элементы проектной деятельности я очень часто включаю в свои уроки, когда учу детей планировать и действовать по составленному ими же плану.

     Работая по методу проектов, передо мной встал ряд вопросов:

  • Как разработать проект?
  • Как грамотно организовать проектную деятельность?
  • Какова структура проекта?          
  • Какую роль играет учитель?

На эти вопросы я пыталась найти ответы и отразить их в своей работе.

     Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Так создаётся проблемная ситуация.

Успех любой деятельности зависит от правильной её организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несёт на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды. А самое главное – вдохновителя и стратега.    

Ученик и родитель действуют тандемом, где ребёнок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи. Проект рассматривается на уровне ребёнка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей. Такая организация хороша тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребёнка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.          

       Структура проекта – это некий скелет, основные шаги, следуя которым мы получим грамотно созданный и правильно организованный проект.

       В своей школе я работаю над проектами уже третий год. Шаг за шагом, анализируя удачи и промахи, я приблизилась к технологии работы над проектом.

       Проектная деятельность включает в себя следующие шаги (этапы):

  1. Постановка проблемы

Проблема может идти от ребёнка, а может направляться учителем.

Учитель создаёт такую ситуацию, которая покажет заинтересованность ребёнка данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от ребёнка.

  1. Тема проекта

Тема должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта.

Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом проблема, которая определила название проекта.

  1. Цель проекта

После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.  

  1. Задачи проекта
  • задачи, связанные с теорией (изучить, найти, собрать информацию)
  • задачи, связанные с исследованием (провести исследование-эксперимент)
  • задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта)

5)       Гипотеза

Гипотезу выдвигаем  исходя из цели.

  1.       План работы

Прежде чем начать практическую разработку проекта, мы должны познакомить детей с методами исследования  (наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, обобщение, прогнозирование, беседа)

         В защите проекта мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть практическая реализация задач через методы.                                                              

7)    Продукт проекта    

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Это может быть книга, в которой вы собрали самую важную и полезную информацию по теме проекта, альбом, диск, фильм. Но в любом случае всё, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для вас, но и для других. Продукт проекта – материализованный итог вашей работы, которая подтверждает значимость проекта в современной жизни.

8)   Выводы   (итог проекта)

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить план на будущее. Этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки.

4 .     Из опыта работы над проектом

Метод проектов в своей педагогической деятельности я использую три года.

Так как у меня не было опыта работы над проектом, то первый проект «Зелёная аптека», над которым мы работали, по количеству учащихся был индивидуальный, по времени – долгосрочный. Для работы над проектом я выбрала Вилисову Алину. Ребёнок воспитывается в полной благополучной семье, я была уверена, что девочке окажут помощь: мама, папа, дедушка, бабушка и старший брат. Алина пришла в 1 класс, умея читать (50-60 слов в минуту), всесторонне развита: танцует, поёт, рисует, сочиняет стихи, начитана, любознательна, хорошо развит кругозор. В семье много внимания уделяется воспитанию ребёнка: привита любовь к чтению, имеется большая домашняя  библиотека, которая пополняется различными энциклопедиями. Поэтому девочке на уроках нужно было постоянно давать дополнительные задания, т.к. она всё делала очень быстро. Для развития её творческих способностей нужны были  новые формы работы, поэтому я выбрала метод проектов.

      Работа над проектом осуществлялась поэтапно. На этапе предпроектной подготовки была определена тема проекта: «Зелёная аптека». Ребёнок сам определил данную тему. В 1классе на уроках окружающего мира,  во время работы в летнем пришкольном лагере, я заметила интерес девочки к лекарственным растениям,  как объяснила она сама, это не случайно, потому что её дедушка врач. Поэтому при выборе темы у нас не было разногласий. Сформулировав гипотезу, мы определили с ней цель: узнать как лекарственные растения помогают людям.

       Моя цель при этом предполагала создать условия для формирования навыка учебно-исследовательской работы, которую я реализовала через задачи:

  • научить самостоятельно работать с литературой
  • отбирать необходимый материал
  • развивать коммуникативные навыки
  • научить оформлять результаты исследований
  • координировать работу учащихся.

    При работе над проектом использовались исследовательские методы:

  1. проблемно-поисковый
  2. социологический опрос
  3. анализ
  4. синтез
  5. наглядный (газета, слайд-презентация)

Проблемно-поисковый метод способствовал развитию самостоятельного мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.

Практические методы (составление книги рецептов, сбор гербария) развивают практические умения, навыки и умения  добывать, систематизировать и применять знания на практике, навыки самообразования.

Словесные методы (социологический опрос) формируют кругозор, развивают мышление, познавательный интерес, творческую активность.

На этапе планирования мы составили план действий, наметили пути решения.

На организационно-исследовательском этапе собрали и обработали информацию. При изучении литературы о лекарственных растениях моя роль заключалась в отборе необходимой литературы, т.к. по данной теме её очень много. При проведении опроса учила правильно брать интервью и отбирать необходимый  материал. На данном же этапе при оформлении результатов координировала работу учащихся, помогала сделать выводы.

На заключительном этапе – представление полученных результатов – моя роль заключалась в оказании помощи при отборе материала к презентации, которую помогал готовить Алине старший брат.

      Результат работы над проектом показал, что цель достигнута, т.к. большую часть работы девочка выполняла самостоятельно. Ей понравилась работа над проектом ,  она пожелала продолжить работу в следующем году по другой теме.

       Проект жизнеспособен, индивидуальная работа переросла в коллективную. Она сумела заинтересовать ребят своего класса. Весной на пришкольном участке ребята всем классом сажали лекарственные растения.

     На следующий год тему проекта Алина определила сама. Мы работали над проектом  «Витаминный калейдоскоп». Это был краткосрочный проект. Девочка работала более самостоятельно. Сформулировав гипотезу, мы определили с ней цель: узнать, какие витамины содержатся в овощах, фруктах и ягодах. Какова их роль в сохранении и укреплении здоровья. Цель была достигнута. Проект жизнеспособен. На пришкольном участке нам выделили участок, где мы выращивали уже не только лекарственные растения, а  и овощи и приправы, богатые витаминами, которые столовая использовала для приготовления пищи.

           С этим проектом Алина участвовала в районном конкурсе «Продвижение – первая ступень» и стала лауреатом.

         В этом учебном году  наш проект будет коллективным по теме «Жизнь диких животных».

5.         Заключение

Работая по методу проектов, я сделала вывод, что  педагогическая значимость проектно- исследовательской деятельности заключается в следующем:

  • Открывает возможности формирования жизненного опыта;
  • Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в  

       самореализации,  самовыражении;

  • Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы  в окружающий   мир;                                      
  • Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая

         коллективное и индивидуальное;    

  • Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.  

Проектная деятельность развивает у учащихся способность наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения, оформлять результаты исследований. Всё это способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а это, как известно, является важным качеством.  Поэтому я сделала вывод, что   проект это:

             - это цель, принятая детьми, конкретное творческое дело;

        – уникальный метод обучения, который можно использовать при  

           изучении  любого предмета;

 - форма организации учебного процесса. Полноценный проект нельзя «вписать» только в уроки – он альтернатива классно – урочной системы;

     – философия образования: цели и деятельности, результатов и

       достижений;

 – педагогическая технология: комплекс знаний, умений необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся;

            – это дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им

             нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь;

            – маленький шаг по пути творческого развития, капля в море  

            жизненного опыта, которая формирует личность. Метод

           ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, на умение

           работать с различными источниками информации, он позволяет

           интегрировать знания, полученные из разных предметных областей;

            – уникальный метод  обучения, творческое дело.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников средствами УМК «Планета знаний» выступление на педагогическом совете

УМК «Планета знаний» стал одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов Начав работать, я включилась...

Статья « Метод проектов при обучении младших школьников».

В данной статье описывается опыт работы над проектами при обучении младших школьников. Данный метод имеет большое значение при работе по новым стандартам второго поколения в начальной школе. Этот мето...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...

Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед  начальным  образованием новые цели. Теперь  в   начальной  школе ребенка должны научить не только читать, считать ...

Особенности использования метода проектов с учащимися младшего школьного возраста

Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность и качество образования напрямую зависит от уровня сформированности универсальных учебных действий. Степень их освоения в значит...

«Использование метода проектов для творческого развития младших школьников». ( из опыта работы)

    Проектная деятельность совмещает учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности  направлена на дости...