Особенности построения воспитывающей информационной среды для младшего школьника на базе ИКТ
статья на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vosis.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Масло И.И.

Особенности построения воспитывающей информационной среды для младшего школьника на базе ИКТ

В условиях формирования глобального информационного пространства человеческого общества понятие образовательного пространства, понимаемого как непрерывное, неразрывное множество индивидуальных форм развития образовательных возможностей, неизбежно приобретает смысл информационной системы, оптимальный процесс управления которой обладает такими критериями, как: целенаправленность, быстродействие, экономичность, самообучаемость на основе четко работающей обратной связи.

Современная система российского образования должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у неё потребность в самоизменении, заинтересованность в знаниях-трансформациях, психологических знаниях, знаниях-инструментах, которые позволят обрести утраченный менталитет, этнокультурную идентичность и эмоционально-нравственное отношение к жизни. Для жизни в информационном обществе становится важным сочетание устойчивого мировоззрения, личностной свободы с высокой психологической лабильностью, способностью творчески усваивать, перерабатывать и создавать информацию. Новый тип жизнедеятельности личности в таком обществе предполагает изменения в существе образования, его целях, содержании, методах и технологиях.

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Происходит поиск новых более эффективных технологий в образовании, и поскольку особое внимание сейчас уделяется информационным технологиям, то происходит переосмысление содержания на современном этапе и определение места и включения в него информационных технологий.

Разработки по обучению и работа по их созданию протекает достаточно быстро и интенсивно. Создаются обучающие и развивающие программы, различные тренажеры, образовательные сайты и тд. Но что касается воспитания, то на данный момент времени разработок почти нет.

Говоря о воспитании мы говорим о том, что на современном этапе развитие общества повышает требования к формированию личности. Обществу необходима личность, которая способна самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность, оценивать поступки не только других людей, но и свои собственные, а также намечать пути дальнейшего развития своей личности.

Нравственные качества являются важным фактором в формировании личности. Именно нравственные качества позволяют человеку регулировать свое поведение, делать выбор в жизненных ситуациях, намечать пути выхода при возникновении трудностей, а также определяют уровень стремлений и ценностей человека, характер его отношений с окружающими людьми.

Говоря о создании воспитывающей среды и о формировании нравственных качеств личности ребенка мы говорим о социализации личности – это многоплановый процесс усвоения человеком опыта общественной жизни. В результате социализации ребенок усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Основными же, конечно, институтами социализации и воспитания являются семья и школа. Ведь воспитывающая среда – это среда, механизмом организации которой является педагогическое событие детей и взрослых. Сама по себе среда – данность и не всегда обладает воспитывающим влиянием. Не факт, что и ребенок, находящийся в этой среде, будет осваивать и присваивать ее. Педагогизация среды, а также освоение ее ребенком как раз и происходят в процессе целей ценностно-ориентированной встречи педагога, ребенка и родителей, их события в данной среде.

Сейчас особо остро  встает вопрос о взаимодействии семьи и школы, так как  в последнее время наблюдается разрозненность, быстрый темп жизни, не понимание, не желание родителей, а иногда и учителей сотрудничать в достижении целей развития маленького человека, как полноценной личности.

Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности, научить наблюдать за его развитием, понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания. От сюда, встает еще одна важная проблема – это создание эффектикной информационно-технологической среды для взаимодействия семьи и школы - комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей.

Стоит обратить внимание на самого педагога, учителя  и его роли в воспитывающей среде.

На современном этапе меняется  роль учителя в образовании. Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание.

Личностно ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и свободу других людей.

Педагогика строится на принципах сотрудничества и уважения к личности ребенка. Процесс нравственного воспитания становится для школьников значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:

° опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие «эффект актуальности»;

° обеспечивают эмоциональную насыщенность общественно полезной деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;

° создает в коллективе атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

°  утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива;

° учитывает положительное воздействие общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражения;

° заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Все эти вышеперечисленные условия наиболее эффективно будут выполняться с использованием современных информационных технологий. Однако в современной школе еще остро ощущается недооценка этих средств воспитания. Учителя массовых школ не имеют специально разработанных программ воспитания у детей нравственных качеств, часто работа с учащимися в этом направлении носит неустойчивый, размытый характер.

Процесс компьютеризации обучения прошел ряд этапов: создание отдельных компьютерных программ, пакетов программ, программно-методических комплексов. В этом движении просматривается направление разработок от компьютера к педагогу. Ему предлагаются готовые решения профессиональных задач, которые не всегда вписываются в созданную обучающим модель преподавания. Необходимо «развернуть» процесс компьютеризации обучения, двигаться от педагога к ЭВМ. Так же стоит говорить о том, что возможности информационных технологий, как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения, привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в  процесс образования, что влечет за собой постоянное повышение уровня компетентности учителей и в тоже время проявления творческих способностей и самореализацию.

В связи с информатизацией образования и эффективным использованием информационных технологий возникают проблемы:

- подготовка учителей, преподавателей к использованию готовых и созданию собственных программных учебно-методических разработок для более эффективной организации образовательного процесса,

- повышение квалификации и непрерывного образования, достижение высокого уровня компетентности учителей с наименьшей затратой времени;

- накопление опыта преподавательской деятельности, возможность реализации творческих способностей и возможностей научной деятельности.

Современные информационные технологии характеризуются гибкостью, простотой освоения и использования, наличием дружественного интерфейса с пользователем, быстрым доступом к информации, простотой модернизации, большим разнообразием представления информации в максимально удобной для пользователя форме (за счет использования текста, графики, звука, цвета, анимации, видеоматериала, интерактивных возможностей и тд.).

Сегодня, в непрерывно меняющемся информационном обществе, меняются и расширяются возможности и информационных технологий. Интернет - технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. Возможности использования сетевых технологий в образовании определяются в первую очередь не техническими характеристиками телекоммуникационных систем, а содержательным и методическим наполнением.

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако необходимо учитывать то, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения и информационно-предметная среда, прежде всего, первичны дидактические и воспитательные задачи, особенности познавательной и воспитательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. А Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами - средство реализации этих целей и задач.

По этой причине, следует определить, для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть, и найти наиболее эффективные пути для их решения.

        Разрабатывая информационно-технологический ресурс для учащихся начальной школы, следует руководствоваться тем, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Поступление в школу, новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в коллектив, новый вид деятельности (учебная деятельность)- все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности - к другим людям, коллективу, к учебной деятельности и связанными с ней обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей. В свою очередь, взаимодействие с окружающими является основой становления ребенка как субъекта нравственного поведения.

Что дает создаваемая воспитательная среда с использованием ИКТ:

- повышение эффективности воспитательного процесса, так как позволяет активизировать усвоение знаний, формирование мотивации и приобретения опыта деятельности;

- позволяет осуществлять связь воспитательного процесса с реальной педагогической деятельностью, благодаря возможности ее моделирования;

- организация деятельности каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

- создание благоприятных условий организации поэтапной деятельности ребенка;

- оказание влияния на эмоциональный фон поведения ребенка.

     - создание благоприятных условий развития самостоятельности в выборе

     траектории построения нравственных форм поведения;

     - создание условий для творческого развития значимых личностных качеств;

     - создание условий для эффективного и активного взаимодействия с

     родителями, учителями и сверстниками;

     - создание условий для развития информационной культуры: умение уверенно работать с информационными средствами, умение общаться с помощью различных видов информационных средств, формирование этикета общения;

     - обеспечение условий для развития самостоятельности (саморегуляции, познавательной активности);

     - создание условий для формирования способности к саморазвитию и самосовершенствованию, где субъектом и движущей силой является сама личность;

     - воспитание младшего школьника как уверенного пользователя ИТ.

Создание воспитывающей среды предполагает:

1) диагностику среды – выявление ее воспитательного и антивоспитательного потенциала, изучение потребностей и мотивов находящихся здесь субъектов;

2) разработку модели воспитательной среды – приоритетным должно стать сетевое моделирование воспитательного пространства, которое предполагает моделирование не столько поведения субъектов воспитательного пространства, сколько связей и отношений между ними (причем, каждый из субъектов строит с другими свои связи и отношения, которые находятся вне управляющего воздействия проектировщика и могут им только предполагаться).

При разработке заданий, отборе видеофрагментов, материалов используемых в создаваемой воспитывающей среде, исходя из возрастных  особенностей младшего школьника, следует выделить принципы формирования нравственных качеств с использованием информационных технологий:

  1. Наглядность представления явления или ситуации обеспечивается с помощью создания базы видеофрагментов, флеш - мультфильмов и игр, изображений, текстовых файлов.
  2. Личностная ориентация (индивидуализация) понимается нами как создание возможностей для организации деятельности каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
  3. Интеграция линий развития психической деятельности осуществляется через создание условий для развития всех психических процессов, а также нравственных качеств личности.

3) создание ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства через выработку педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания;

4) организацию взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы процесса интеграции, необходимого для его функционирования;

5) создание условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.

Обобщая все выше сказанное, следует отметить, что для реализации целей воспитания личности младшего школьника, учитывая факт информатизации общества и фактор непрерывности образования, фактор влияния и взаимодействия с различными институтами социализации, стоит говорить о разработке информационно – технической среды включающей в себя различные ресурсы для создания наиболее эффективной воспитательной среды и реализации целей воспитания подрастающего поколения. Для этого оптимальнее всего использовать сетевые Интернет - технологии.

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А.В. Петровского.- М., 1979
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М., 2003
  3. Кислова Е.И. Взаимодействие семьи и школы http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=410137
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под.ред. Е.С. Полат- М., 2002
  5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2000
  6. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. - М., 2003
  7. Холина Л.И. Принцыпы, технология и этапы создания обучающих программ с гибкой структурой управления. http://www.nsu.ru/archive/conf/nit/96/sect1/node23.html
  8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.- М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационной компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира. Конспект урока "Когда жили динозавры?"

ФГОС формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного раздела является ключевым. Речь идет об освоении...

Методическая разработка с использованием ТРИИК (технология развития информационно- интеллектуальной компетенции младшего школьника)

Актуализация знаний о  правописании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Освоение приёма работы со словарём. Правописание словарных слов....

Статья "Формирование информационной культуры у младших школьников"

Многочисленные документы правительства РФ свидетельствуют о том что образование и развитие человека XXI века неполноценны без информационной культуры, которая помогает ему адаптироваться к жизни ...

«Особенности методики преподавания иностранного языка младшим школьникам на базе УМК «Английский в фокусе»»

Цель данной презентации - рассмотреть особенности методики преподавания иностранного языка в младшей школе. Для этого автор характеризует основные цели обучения иностранному языку в начальной школе,ра...

Использование новых информационных технологий на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции младшего школьника

Использование новых информационных технологий  на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции  младшего школьникаЦель: сформировать информационно-коммун...