Программа кружка "Библиотечный час"
рабочая программа (1 класс) на тему

Ветренко Светлана Анатольевна

Программа кружка содержит цели, задачи, актуальность, формы работы, содержание занятий и календарное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_1_klass.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Библиотечный час»

Пояснительная записка

Актуальность

     В настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема формирования информационной культуры чтения школьника, т.к. с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий он включается в бескрайнее информационное пространство. Из различных каналов коммуникации дети получают огромное количество информации, в том числе негативной, неточной, агрессивной. Учительская практика показывает, что школьники недостаточно хорошо умеют ее анализировать, систематизировать и критически оценивать, затрудняются при составлении собственных информационных продуктов (рефератов, докладов, сочинений). А между тем, освоение библиотеками новых информационных технологий, предоставление пользователям доступа к электронному каталогу, к документам на электронных носителях (энциклопедиям, развивающим программам и т.п.) делает современную библиотеку привлекательной для ребѐнка. В формировании информационной культуры чрезвычайно велика роль семьи. Без поддержки родителей сложно воспитать грамотного читателя. Суть концепции информационной культуры личности в том, что массовое повышение уровня информационной грамотности общества возможно лишь при организации специального обучения учащихся. Такая работа в школе ведѐтся, но нет системы взаимодействия между учителем и библиотекарем. А на эффективный результат работы по формированию информационной культуры у детей начальной школы можно надеяться только в случае объединѐнных усилий, целенаправленных действий с трѐх сторон: семьи, учителя, библиотеки.

Направление кружка – общеинтеллектуальное

Цель программы кружка: создание модели взаимодействия участников воспитательного процесса по формированию информационной культуры учащихся начальной школы.

Задачи:

  1. Создание на практике условий, способствующих формированию информационной культуры младших школьников.
  2. Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов.
  3. Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Формы организации кружка

- Литературные игры

- Конкурсы-кроссворды

- Библиотечные занятия

- Путешествия по страницам книг

- Проекты

Место в учебном плане.

    Программа кружка адресована первоклассникам. Курс рассчитан на 72 часа, два часа в неделю. 13 занятий планируется провести в школьной и районной библиотеках.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

Программа кружка «Библиотечный час» охватывает комплекс получения знаний по культуре чтения, библиотечно-библиографической грамотности. Читательская культура (приобретение читательских навыков, читательской активности, вдумчивой, заинтересованной работой с книгой):

- осознанный выбор тематики чтения;

- систематичность и последовательность чтения, умение выбрать конкретную книгу;

- знание правил гигиены чтения;

- владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ориентацию в книге, усвоение и глубокое понимание прочитанного;

- умение использовать и применять на практике полученную информацию, почерпнутую из различных источников.

Библиотечно-библиографические знания (набор умений и навыков работы с книгой, с каталогами, с информационными изданиями: энциклопедиями, словарями, справочниками)

- знание читателем правил пользования библиотекой;

- передача знаний о структуре и составе фонда, каталогах, библиографических пособиях, о правилах библиографического описания и оформления требований на литературу;

- освоение навыков ориентироваться в фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки.

Содержание занятий

1. Вводное занятие «В книжном царстве». Знакомство друг с другом, с учителем. Игры на коллективизм и согласованность. Беседа о значении книг в жизни человека.

2. Работа с чистоговорками, со скороговорками. Игры на тренировку памяти, внимания, на запоминание  имен, движений, поз.

3. Игры с книжками- игрушками. Рассматривание книжек– малышек; раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.

4. Экскурсия в школьную библиотеку «Книжкин дом». Знакомство с библиотекой, с правилами поведения в библиотеке, с правилами выдачи книг. Чтение и рассматривание книг, журналов для детей.

5. Игры с загадками. Разучивание и отгадывание загадок.

6-7, 9-10.  Поляна сказок. Чтение русских народных сказок учителем. Слушание (аудиозапись). Инсценировка сказки «Репка». Игры на основе сказок. Игра «Театральная разминка». Творческая игр «Что это за сказка?» Раскрашивание иллюстраций по теме «Сказки», лепка героев сказок из пластилина, выполнение групповых упражнений.

8. Экскурсия в школьную библиотеку «Встреча со сказкой». Чтение и рассматривание книг.

11-14. Игры с буквами. Игровые упражнения с помощью пальчиков. Игра-инсценировка с помощью пальчиков. Сочинение сказки про буквы. Чтение стихотворений и сказки про буквы Токмаковой И.П. «Аля Кляксич и буква А». Рассматривание карточек с буквами; подбор слов к соответствующей букве на карточке; коллективное сочинение сказки про буквы; показ букв с помощью пальчиков; раскрашивание букв, конструирование букв из палочек, из бумажных полосок.

15. Экскурсия в школьную библиотеку «Весёлая азбука». Чтение и рассматривание книг.

16-18. Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки, забавные считалки. Игры и хороводы. Чтение учителем произведений. Упражнение «Изобрази настроение».  Игра «Загадочные картинки». Инсценировка. Игра «Придумай рифму». Игры с выбором водящего. Упражнения в проговаривании фраз с различной интонацией.

19. Рассказы Николая Носова. Знакомство с произведениями и творчеством писателя. Презентация.

20. Экскурсия в районную библиотеку «Из чего состоит книга?». Знакомство с библиотекой, с правилами поведения в библиотеке, с правилами выдачи книг. Беседа, рассматривание книг. Игра «Угадай книгу». Упражнение «О чем расскажет обложка книги».

21. Игра-викторина по произведениям Н.Носова.

22. Экскурсия в районную библиотеку «Книги Н.Носова». Чтение и рассматривание книг.

23-26. «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова. Чтение учителем. Слушание (аудиозапись). Инсценировка. Конкурс рисунков. Викторины, презентации, игры.

27. Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Ганса –Христиана  Андерсена». Чтение и рассматривание книг. Презентация.

28-31. «Сказки» Ганса –Христиана  Андерсена. Чтение учителем. Слушание (аудиозапись). Просмотр мультфильмов.  Инсценировка.  Игра «Узнай героя» по сказкам Г.-Х. Андерсена. Конкурс рисунков «В сказочном царстве» по сказкам Г.-Х. Андерсена.

32. Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Александра Милна». Чтение и рассматривание книг. Презентация.

33-36. « Винни-Пух и все-все-все» Александра Милна. Путевые записи по произведению А. Милна « Винни-Пух и все-все-все». Конкурс рисунков «Винни-Пух и все-все-все». Лепка героев из пластилина.

37. Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Виктора Драгунского». Чтение и рассматривание книг. Презентация.

38-41. Рассказы Виктора Драгунского. Чтение учителем. Слушание (аудиозапись).  Инсценировка. Викторины, игры.

42. Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Шарля Перро». Чтение и рассматривание книг. Презентация.

43-47. «Волшебные сказки» Шарля Перро. Чтение учителем. Слушание (аудиозапись). Инсценировка. Викторины, презентации. Игра «Звездный час» по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков «Я работаю волшебником» по сказкам Ш. Перро.

48. Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Алексея Толстого». Чтение и рассматривание книг. Презентация.

49-53. «Приключения Буратино» Алексея Толстого. Чтение учителем. Слушание (аудиозапись). Игра «Брейн - ринг» по сказке А. Толстого «Приключения Буратино». Конкурс рисунков «Составь коллаж» по произведению А. Толстого «Приключения Буратино».

54. Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Владимира Успенского». Чтение и рассматривание книг. Презентация.

55-59. «Крокодил Гена и его друзья» Владимира Успенского. Чтение учителем. Слушание (аудиозапись). Игра «Радуга» по сказке В. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».  Составление кластера (зашифрованных рисунков) по произведению В. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

60. Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Александра Пушкина». Чтение и рассматривание книг. Презентация.

61-65. Стихи и сказки Александра Пушкина. Чтение. Слушание (аудиозапись). Просмотр мультфильмов.  Инсценировка.  Сказочная викторина «У лукоморья дуб зеленый…». Конкурс рисунков «Волшебное дерево» по сказкам А.С. Пушкина.

66. Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Евгения Шварца». Чтение и рассматривание книг. Презентация.

67-71. Сказки «О потерянном времени», «Два брата» Евгения Шварца.  Чтение. Слушание (аудиозапись). Просмотр фильма.

72. Итоговое занятие.  Игра «Как хорошо уметь читать».

Учебно-тематическое планирование.

№ занятия

Темы

Количество часов

Из них теория

Из них практика

1

Вводное занятие «В книжном царстве».

1

1

2

Работа с чистоговорками, со скороговорками.

1

1

3

Игры с книжками- игрушками.

1

1

4

Экскурсия в школьную библиотеку «Книжкин дом»

1

1

5

Игры с загадками.

1

1

6-7

Поляна сказок

2

1

1

8

Экскурсия в школьную библиотеку «Встреча со сказкой»

1

1

9-10

Поляна сказок

2

2

11-14

Игры с буквами

4

4

15

Экскурсия в школьную библиотеку «Весёлая азбука»

1

1

16-18

Малые фольклорные жанры: народные песенки,  потешки, забавные считалки.

3

1

2

19

Рассказы Николая Носова. Знакомство с произведениями и творчеством писателя.

1

1

20

Экскурсия в районную библиотеку «Из чего состоит книга?»

1

1

21

Игра-викторина по произведениям Н.Носова

1

1

22

Экскурсия в районную библиотеку «Книги Н.Носова»

1

1

23-26

«Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова.

4

2

2

27

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Ганса –Христиана  Андерсена».

1

1

28-31

«Сказки» Ганса –Христиана Андерсена.

4

2

2

32

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Александра Милна»

1

1

33-36

«Винни-Пух и все-все-все» Александра Милна.

4

2

2

37

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Виктора Драгунского»

1

1

38-41

Рассказы Виктора Драгунского.

4

2

2

42

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Шарля Перро»

1

1

43-47

«Волшебные сказки» Шарля Перро.

5

3

2

48

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Алексея Толстого».

1

1

49-53

«Приключения Буратино» Алексея Толстого.

5

3

2

54

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Владимира Успенского».

1

1

55-59

«Крокодил Гена и его друзья» Владимира Успенского.

5

3

2

60

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Александра Пушкина».

1

1

61-65

Стихи и сказки Александра Пушкина.

5

3

2

66

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Евгения Шварца».

1

1

67-71

Сказки «О потерянном времени», «Два брата» Евгения Шварца.  

5

3

2

72

Итоговое занятие.  Игра «Как хорошо уметь читать».

1

1

Ожидаемые результаты

Повышение эффективности работы по воспитанию информационной культуры младших школьников в соответствии с разработанными критериями.

Получение основ информационной культуры учащимися начальных классов, опыта поиска и отбора необходимой информации.

 Развитие положительной читательской мотивации у детей.

 Умение ориентироваться в потоке книжной информации.

 Умение выбрать нужную интересную книгу.

Личностные результаты. 

Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Высказывать своѐ отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.

Метапредметные результаты. 

Регулятивные УУД: 

- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

- учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

 Познавательные УУД: 

- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.

 Коммуникативные УУД: 

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Материальное обеспечение.

Наглядные пособия, учебные пособия и др.

- портреты детских поэтов и писателей;

- детские книги для чтения;

- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации (фото- и видеокамера);

- аудиозаписи и видеозаписи детских произведений.

 

Требования к учащимся.

Посещать кружок систематически, регулярно, не бояться сложных и непосильных задач, следовать девизу: «Сегодня не получилось – обязательно получится завтра, надо только захотеть».

Мониторинг

Программа кружка открытая, в нее могут вноситься некоторые коррективы. Предложения могут вносить дети, так на тему, вызвавшую наибольший интерес детей, могут быть реализованы часы из другой темы.

В конце каждого занятия с целью повышения мотивации к знаниям проводится обсуждение. Дети высказывают свое мнение, учатся быть объективными, не обижать друг друга, быть гуманными, доброжелательными, учатся без обид выслушивать критику, быть самокритичными.

 

Литература

1. Великие люди – библиотекари: От А до Я / Сост. Е.И. Полтавская; Под.ред. Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2005.- 160 с., ил.

2. Иванова Г.А. Школьный библиотекарь: Становление профессии.- М.: Школьная библиотека, 2004.- 288 с.

3. Календарь юбилейных дат. Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.4.- М.:РШБА, 2006.-240с.

4. Календарь юбилейных дат. Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.4.- М.:РШБА, 2007.-256с.

5. Кашурникова Т.М. Основы информационно-биографической грамотности для учащихся: Методические рекомендации для библиотекарей: Учеб.пособие.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.-128 с.

6. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга.- М.: Школьная библиотека, 2006 . -104 с.

7. Левин В.А. Уроки для родителей.- М.: ООО «Издательство АСТ». 2001.-448 с.

8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. - 2-е изд., испр. и доп.- М.:АРКТИ, 2001.-160с.

9. Праздник книги и чтения: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией / Российская государственная детская библиотека. – М.: Школьная библиотека, 2005.- 288 с.

10. Родительское собрание по детскому чтению: сборник материалов по разработке моделей и методик проведения/ Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина, РШБА.- М.: РШБА, 2008.- 136с.

11. Справочник школьного библиотекаря/ О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская; Т. Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2006.-448с.

12. Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имѐн: Биобиблиографический справочник.- М.: РШБА,2007.-492с.

13. Тубельская Г.Н. Зарубежные детские писатели. Сто имѐн: Биобиблиографический справочник в 2- х частях.ч.1 А-М, ч.2 Н.Я.- М.: ШБ, 2005.-500с.

14. Чтение как увлечение/ сост. О.Л. Кабачек.- М.:РШБА, 2007.- 176с.

Интернет-ресурсы

festival.1september.ru/articles/522439/

shkola6.moy.su/index/znachenie_knigi_v_zhizni_shkolnika/0-90

www.maam.ru/.../-znachenie-chhl-v-zhizni-detei-ranego-vozrasta.html


www.murzilka.org/glossary/knigi_dlya_detey/

lib.mygrodno.com/cat/lessons/1-form/


www.wow.com/Книги+Для+Детей‎


Календарно-тематическое планирование работы кружка

«Библиотечный час» на 2015-2016 учебный год

№ занятия

Темы

Количество часов

Из них теория

Из них практика

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводное занятие «В книжном царстве».

1

1

2

Работа с чистоговорками, со скороговорками.

1

1

3

Игры с книжками- игрушками.

1

1

4

Экскурсия в школьную библиотеку «Книжкин дом»

1

1

5

Игры с загадками.

1

1

6-7

Поляна сказок

2

1

1

8

Экскурсия в школьную библиотеку «Встреча со сказкой»

1

1

9-10

Поляна сказок

2

2

11-14

Игры с буквами

4

4

15

Экскурсия в школьную библиотеку «Весёлая азбука»

1

1

16-18

Малые фольклорные жанры: народные песенки,  потешки, забавные считалки.

3

1

2

19

Рассказы Николая Носова. Знакомство с произведениями и творчеством писателя.

1

1

20

Экскурсия в районную библиотеку «Из чего состоит книга?»

1

1

21

Игра-викторина по произведениям Н.Носова

1

1

22

Экскурсия в районную библиотеку «Книги Н.Носова»

1

1

23-26

« Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова.

4

2

2

27

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Ганса –Христиана  Андерсена».

1

1

28-31

«Сказки» Ганса –Христиана  Андерсена.

4

2

2

32

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Александра Милна»

1

1

33-36

« Винни-Пух и все-все-все» Александра Милна.

4

2

2

37

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Виктора Драгунского»

1

1

38-41

Рассказы Виктора Драгунского.

4

2

2

42

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Шарля Перро»

1

1

43-47

«Волшебные сказки» Шарля Перро.

5

3

2

48

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Алексея Толстого».

1

1

49-53

«Приключения Буратино» Алексея Толстого.

5

3

2

54

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Владимира Успенского».

1

1

55-59

«Крокодил Гена и его друзья» Владимира Успенского.

5

3

2

60

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Александра Пушкина».

1

1

61-65

Стихи и сказки Александра Пушкина.

5

3

2

66

Экскурсия в районную библиотеку «Знакомство с произведениями и творчеством Евгения Шварца».

1

1

67-71

Сказки «О потерянном времени», «Два брата» Евгения Шварца.  

5

3

2

72

Итоговое занятие.  Игра «Как хорошо уметь читать».

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...