Классный час "Прилёт птиц"
классный час (2 класс) на тему

Материал классного часа даёт возможность учащимся познакомиться с особенностями птиц, раскрывает связь между живой и неживой природой, а также даёт возможность развивать умения находить взаимосвязь в природе, а так же умения самостоятельно строить и применять новые знания; работать в группе и в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_prilyot_ptits_.docx51.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Валуйки Белгородской области

Сценарий классного часа

«Прилет птиц»

Учитель начальных классов

Букреева Ирина Юрьевна

Валуйки – 2016

Цель. Познакомить с особенностями птиц; формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание; раскрыть взаимосвязь между живой и неживой природой; воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому; развивать умение находить взаимосвязь в природе; способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения.

Оборудование. Карточки с заданиями, загадки, пословицы, сообщения о птицах, грамзаписи «Голоса птиц», «Говорящий скворец», статья Н. Сладкова «Знахари»,

Личностные УУД

  • Развивать навык сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Коммуникативные УУД

  • уметь озвучивать правила и следовать им;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;
  • умение давать определение понятиям;
  • учиться анализировать и сравнивать;
  • учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;
  • учиться делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну уметь определять информацию в другую.

Регулятивные УУД

  • уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.

Сценарий классного часа.

  1. Организация класса.
  2. Актуализация знаний.

Весна всему свой голос дарит —

Воде, листве, земле — всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Все началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и луга.

Несется плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвет,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижеру смотрит в рот.

- Какое красивое стихотворение!

-  О каком времени года идет речь в стихотворении?

- Что с приходом весны мы можем наблюдать в неживой природе? (Сейчас чаще и ярче светит солнце, день стал длиннее ночи — увеличение светового дня, температура воздуха днем выше нуля, появились проталины, растаял снег, много воды)

Возвращаются певцы

Возвращаются певцы,

Наши старые жильцы.

От невидимых лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке,

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка, и дрозд

Занялись устройством гнёзд.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

                      Г. Ладонщиков

  1. Разговор о птицах.

(Учитель открывает запись на доске. )

Март — весна света.

Апрель — весна воды.

-  Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе? (Потепление).

Учитель записывает на доске: потепление.

- А что происходит в живой природе? (Цветут некоторые деревья, например ольха; появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы)

На доске появляется схема:_

потепление          проталины          насекомые           птицы

Вывод. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке, отрядами, каждый отряд прилетает в свою очередь. Давайте рассмотрим карту и узнаем, кто и откуда возвращается.

Дети рассматривают карту, на которой есть широкие стрелки, указывающие название птицы и место ее зимовки.

- Грачи из Средней Азии.

— Скворцы из Туркменистана.

— Чечевица из Индии.

— Ласточки из Африки.

— Куличок-плавунчик из Америки.

      Птицы должны обладать необыкновенной выносливостью, иначе они не могли бы преодолеть столь большие расстояния. По своим атлетическим качествам они не имеют себе равных. Чтобы совершить длительный перелет, птицы сначала должны накопить гигантские запасы горючего жира, удваивая свой нормальный вес. Давайте подумаем, в каком же порядке птицы возвращаются домой и почему? Скажите, на какие две группы можно разделить этих птиц?

В результате ответов детей появляется запись на доске:

На доске:

                   I группа

II группа

                 Зимующие

Перелетные

грач, скворец

  остающиеся

 на весну

                                кочевники

дятел

синица

сорока

снегирь

- Так кто же из перелетных птиц первым прилетает домой? (Грачи открывают весну).

Всех перелетных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад-вперед по пашне вскачь

И зовется птица (грач).

- А кто прилетает за ними? (Скворцы).

На шесте — дворец,

Во дворце — певец,

А зовут его ...(скворец).

Кто-то из детей выходит к доске и делает сообщение, приготовленное дома.

      Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнезд.

     Из чего грачи строят свои гнезда? (Из прутьев и веток, высоко над землей, чтобы не достала кошка. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Так они меняются, иначе гнездо займет другая пара птиц).

 

 Скворцы прилетают вслед на грачами. Летят они стаями до 5000. Им мало небольших проталин, и они ждут, когда проталины разойдутся пошире.

      Никогда не явятся сразу под окна — уставшие птицы сначала отправляются к ветлам, где проводили прошлую осень, там молча без песен начнут кормиться и отдыхать. Ночуют кто в дуплах, кто среди ветвей.

      Наряд весной у самца яркий: он весь черный, с желтым клювом, а по черному цвету пера разбегается металлический отлив.

      А самочка с желтым клювом, черная, но без яркого металлического отлива.

      Скворцы — это насекомоядные птицы, питающиеся личинками жуков, гусениц.

Учитель. Посмотрите на его массивное тело и короткую шею, он нам покажется неуклюжим, тяжелым, хотя весит всего 75 граммов Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, потешно шествует он за плугом. Выдергивает из отваленные пластов земли дождевых червей и жучков. Осенью, правда, стаи скворцов совершают налеты на сады. Но этот вред несравним с той пользой, которую они приносят, выкармливая птенцов. Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов Скворец еще и пересмешник. С поразительной похожестью умеет он передать все, что услышит в дальних своих странствиях. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, не и отчаянный мальчишеский свист, кваканье лягушек, рычание собак и даже скрип тележного колеса. Звучит запись пения скворца.

Кто как весну встречает

- Что объединяет грача и скворца? (Грач и скворец — это насекомоядные птицы. Эти птицы имеют небольшие крылья, так как летают не на открытом пространстве, как аисты или журавли).

        Но вот взошло и заиграло над лесом весеннее солнышко, зажгло янтарным светом журчащие ручейки. Набухли на деревьях почки. И послышался в лесу чей-то голосок. Звучит запись голоса кукушки.

Учитель : Чей же это голос?

Дети: Это голос кукушки.

Солнцем залита опушка,

Загорелся только день,

И проказница-кукушка

Куковать уселась в тень

Где она? Никто не знает,

На каком сидит суку,

В прятки с солнышком играет

И кричит ему...Ку-ку!

Учитель.  Что вы знаете о кукушке?

      Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнездышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствие своих приемных родителей oн выталкивает из гнезда братишек и сестренок, и тогда птицам ничего не остается, как выкармливать его одного. Птица эта большая и окрашена в коричневый цвет.

Спереди — шильце,

Сзади — вильце,

На груди белое полотенце.

Наша гостья — ласточка.

Показывается изображение ласточки.

      Ласточки прилетают в середине мая. Её легко узнать по черному оперению и белой грудке. У ласточки быстрый непрерывный полет, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров. Говорят, что по ее полету можно определить погоду.

      Лепят гнезда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал — его много: грязь, глина, а склеивается все слюной самой птицы.

Осторожная слишком,

Стоя прямо под ней,

Ее можно услышать,

А увидеть трудней... (Иволга.)

С виду скажем, неприметна,

Оперение неярко,

Шелушить же любит зерна

 И зовется ...(Коноплянка).

  1. «Голоса птиц»  

Далее дети слушают грамзаписи «Голоса птиц», «Говорящий скворец» и делают еще одно открытие: птицу, не только попугая, можно научить говорить. После этого они читают статью Н. Сладкова «Знахари», рассказывают о том, что нового и интересного они узнали.

  1. Работа в группах.

Откройте конверт  – прочитайте текст, выделите опорные слова для ответа на вопрос и выберите из карточек необходимые варианты.

Группа № 1 «Почему птицы  поют?»

Текст для работы

Найдите  слова-действия, которые относятся к слову «поют»

Разнообразны и красивы голоса птиц! Вы задумывались над вопросом: «Для чего птицы издают звуки?».  Наступает весна, и песню заводят самцы, чтобы привлечь внимание самочки. Пением дают понять, что территория уже занята. Звуками предупреждают об опасности. Пение – это сигнал к тому, чтобы птицы собрались все вместе, в стаю. Перелётные птицы издают звуки для того, чтобы никто не потерялся и не отстал во время перелёта.

Карточки

привлекают внимание самочек

охраняют территорию

предупреждают об опасности

сигнал, помогающий не потеряться

сигнал, созывающий вместе

не служит ни для какой цели

высматривать добычу на земле

кормят птенцов

Группа № 2  «Зачем птицам летать?»

Текст для работы

Найдите  слова-действия, которые относятся к слову «летать»

Может быть птицам и не обязательно уметь летать? Ведь пингвины не летают и хорошо приспособились к этому! Нет, полёт для птицы необходим так же, как для нас возможность ходить. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов.  Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма.

Карточки

строит гнёзда повыше

спасаться от врагов

ловить в воздухе добычу

добираться до тёплых стран

высматривать добычу на земле

не служит ни для какой цели

издавать звуки

охранять территорию

Группа № 3 «Значение птиц в жизни природы и  человека»

Текст для работы

Найдите  слова-действия, которые относятся к слову «природа и человек»

Птицы – красота природы. Отличные певцы. Помощники в борьбе с вредителями и семенами сорных растений. Например,  щеглы поедают семена сорняков. Птицы, собирая нектар – опыляют растения. Перенося семена, помогают расселяться растению на других территориях.  В прошлые века существовала специальная «голубиная почта» - голуби помогали доставлять почту. Весёлое воркование, щебетание и чириканье помогает людям отдыхать.

Карточки

помогают в борьбе в вредителями

помогают растению расселяться

служат для выполнения поручений человека

поедают семена сорных растений

участвуют в опылении растения

помогают человеку отдохнуть

не служит ни для какой цели

приносят только вред и загрязняют местность

  1. Игра «Узнай птицу по описанию»
  1. «Очень красивая птица отряда воробьиных. Широко распространена в Евразии. Преобладающая окраска –золотисто – желтая, от основания клюва к глазу идет черная полоса. Крыло черное с желтым пятном. Обеспокоенная птица издает громкий, неприятный звук, отдаленно напоминающий крик обозленной кошки. Они строят гнезда почти всегда на лиственных деревьях. Эти птицы очень полезные – в больших количествах поедают крайне вредных для леса волосатых гусениц, а также они едят пауков. В конце лета, когда в лесу созревают плоды и ягоды, охотно кормятся ими».     ИВОЛГА.
  2. «Спинка и хвост темно-серые, клюв черноватый, слегка загнутый у вершины. Ноги короткие оранжевого цвета. Подкладывают свои яйца в чужие гнезда, поэтому встречаются практически везде.  Во время пения самец опускает крылья, приподнимает и опускает хвост. Самки куковать не умеют. Взрослые птицы питаются волосатыми гусеницами и различными жуками. Средняя продолжительность этих птиц – 10 лет».      КУКУШКА
  3. «Небольшие птицы, размерами с домового воробья или немного крупнее (длина 110—230 мм). Телосложение у них плотное, голова большая. Ноги короткие, хорошо приспособленные к передвижению по земле.  Крылья длинные и довольно широкие хвост, состоящий из 12 рулевых перьев, относительно короткий, прямо обрезанный или с неглубокой вырезкой на конце. Окраска оперения преимущественно скромная, малозаметная. Поют птицы обычно на лету, совершая токовой полет, но высоко в горах, а также в холодные дни, рано утром и под вечер жаворонки поют, сидя на земле. Гнезда устраивают на земле в небольшом естественном углублении или в ямке, которую выкапывают сами. Обычно кладка состоит из 4—6 яиц, которые в течение 12—16 дней высиживаются самкой. Выкармливают вылупившихся птенцов оба родителя в течение 10—11 дней. Эти птицы питаются, подбирая корм с земли и склевывая его с низких растений, куда можно дотянуться клювом. Добытая  пища состоит почти исключительно из насекомых, а также семян сорняков и падалицы культурных растений».   ЖАВОРОНОК
  1. Итог классного часа.
  1. Викторина.
  • Какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки?   (ласточки)
  • Какая птица умело подражает голосам многих птиц?  (скворец)
  • Кто кукует у кукушки? (самец)
  • С прилетом каких птиц  считаем мы начало весны? (грачей)
  • Какие птицы страдают от весеннего разлива? (те, кто гнездится на земле)
  • Где устраивают гнезда скворцы, которым не хватило скворечен? ( в рощах, в садах, дуплах)
  • В какую птицу превратился гадкий утенок? (в лебедя)
  • Почему перелетные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)
  • Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)
  • Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть дождю. (Ласточка.)
  •  Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)

VIII. Конкурс «Пословицы и поговорки».

 Дети называет пословицы и поговорки по очереди.

Например:

1.Одна ласточка весны не делает.

2.Грач на горе, весна во дворе.

3.Всяк кулик болото знает.

4.Всякая птичка свои песенки поёт.

5.Ласточка день начинает, а соловей кончает.

6.Синичка невеличка, а птичка.

7.Болтлива, как сорока.

8.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

  1. Итог классного часа.
  2. Рефлексия.

             Работали дружно со всеми заданиями справились.

             Работали хорошо, но могли показать лучшие результаты.

             Работа в группе не получилась, но надо стараться.

  • Оцените себя на линейке успеха.

Литература.

  1. Л.И. Грехова «В союзе с природой» Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми.
  2. Т.В. Модестова  «Птицы». Справочник школьника.
  3. Книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу. Природоведение».
  4. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.И., Обухова Л.А.  «Внеклассные мероприятия, 1 класс».
  5. Интернет – ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Птицы России"

Конспект проведения классного часа ко дню птиц....

Классный час "Птицы Крассной книги" в 3 классе

Классный час "Птицы Красной книги" с презентацией...

Классный час "Птицы - наши друзья" 3 класс

Классный час с презентацией и элементами соревнования. В ходе данного занятия дети расширят знания о птицах, научатся работать в группе....

Классный час "Птицы -наши друзья"

Главная особенность данного классного часа состоит в организации природоохранной деятельности, а именно изготовление и развешивание кормушек, подкомка птиц....

Классный час: "Птицы - наши друзья"

Загадки о птицах, словарные слова,...

Классный час "Птицы вокруг нас"

Цели мероприятия: создать оптимальные условия для усвоения знаний о внешнем виде, повадках птиц и формирования у детей эстетического восприятия природы- наступления весны, бережного отношения к живому...

Классный час "Птицы зимой"

Подробная разработка классного часа "Птицы зимой". Систематизируются знания детей о зимующих птицах, о способах помощи зимующим птицам....