Сценарий краеведческого урока по теме "Судьба человека блокадного Ленинграда"
классный час (4 класс) на тему

Ермолаева Нина Ивановна

Краеведческий урок по теме "Судьба человека блокадного Ленинграда" Поисковая работа учеников 4 класса вывела на знакомство с интересной личностью человека, который подростком жил во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде. Ребят не оставила равнодушными судьба  Виноградова Виктора Дмитриевича и его рассказ о тяжёлом испытании судьбы. На основе рассказа очевидца был разработан сценарий, который ученики представили на театрализованной основе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий  по теме « Судьба человека блокадного Ленинграда»

Задачи:

- ЛИЧНОСТНЫЕ:
1.формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю России.
2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
1. активное использование речевых средств для решения познавательных задач.
4.овладение умением проводить исследование, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с познавательными задачами
2. готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- ПРЕДМЕТНЫЕ: 1. понимание особой роли России в мировой истории; воспитание чувства гордости за свершения, победы.
2. формирование уважительного отношения к истории России.
3. овладение умением проводить интервью, собирать материал об участниках Великой Отечественной, готовить его к публикации

Великая Отечественная Война. Сколько о ней сказано, сколько написано, сколько услышано…. Это огромное горе народа и безграничный его подвиг. Наше поколение уже почти не видит ветеранов, они редко появляются на улицах и почти не приходят на торжественные мероприятия и праздники. Но мы помним о них и наш долг передать эту память следующим поколениям. Мы с классом и нашей учительницей часто ходим в музеи. Изучаем прошлое, интересуемся нашей историй.

          27 января 2016 года исполнилось 72 года со дня снятия блокады Ленинграда. Мы решили посвятить эту работу не героям, а просто детям войны. Детям блокадного Ленинграда. Изучив книги памяти Саратовской области, обратились к главному редактору, поговорили с председателями городского Совета Ветеранов и Совета Ветеранов Заводского района, попросили у них помощи в поиске детей блокадников. Нам предложили поговорить с несколькими Ветеранами, но настолько эти воспоминания тяжелые для них, а люди они уже пожилые и здоровье не самое хорошее, что с нами смог пообщаться только один из них - Виноградов Виктор Дмитриевич.

     Виктор Дмитриевич встретил нас на пороге своего дома, пригласил пройти в комнату, повернулся к окну, прикрыл глаза и начал рассказывать….

     Это был страшный рассказ… Из его глаз периодически вытекали слезы, тряслись губы, он обхватывал голову руками, мы боялись пошевелиться и кажется даже почти не дышали. Только его тихий, прерывистый голос звучал в комнате…

… В кольце, плечом к плечу, втроем –                                                        ребенок, женщина, мужчина,                         под бомбами, как под дождем,

                                                        стоят, глаза к зениту вскинув.  

                                                       И надпись сердцу дорога, -    

она гласит не о награде,                                  она спокойна и строга:                                     «Я жил зимою в Ленинграде»…

     Виктор Дмитриевич вспоминает,

Объявление о начале войны, мы с мамой застали в сельской местности, скорее всего, гостили у родственников. Вскоре вернулись обратно в Ленинград.

8 сентября 1941 года была объявлена блокада. Сначала голода не ощущалось, но очень скоро запас продуктов стал кончаться. Диверсанты взрывали склады. Вот на эти склады я и бегал с братом в поисках сахара. Мы собирали сахар, перемешанный с золой. Город бомбили. Огромное количество немецких самолетов в небе, спрятаться от них некуда. Рядом с домом небольшое убежище, но там помещалось только 5-6 человек, поэтому бомбежки и артобстрелы пережидали чаще всего дома.

     Поздней осенью начался голод, паек хлеба уменьшился. Старикам и детям полагалось всего 125гр хлеба на день. Крупы, рыбу и все, что выдавали раньше вместе с хлебом, выдавать перестали. Только кусочек тяжелого, темного блокадного хлеба.

               «Сто двадцать пять блокадных грамм,                                                                   с огнем и кровью пополам»

     В семье, нас было трое детей,

вспоминает Виктор Дмитриевич.

Я самый младший. Был еще брат, Павел, на несколько лет старше. Его оформили на работу, приписав в возрасте несколько лет. И старшая сестра, Вера, ей было лет 17-18. Она уже работала. А значит и паек получала рабочий. Мама установила правило, что все пайки должны приносить домой и делить их поровну, съедая постепенно. Но голод был настолько сильный, что удержаться и не съесть, если еда (хоть какая ни будь), попадала в руки ребенку, было не возможно. Так и мой брат, Павел, съел что-то и у него стал сильно болеть живот. Он несколько дней мучился, но ходил на работу, а потом слег и через два дня умер. Меня уже к тому времени в садик не водили, т.к. взрывной волной в садике выбило все окна, а вставить новые не было возможности. осколки стекла упали в кастрюлю с блокадной кашей, уничтожив и эту скудную еду.

Дома тоже холодно, электричества нет, топить нечем, мы с Пашей лежим под одеялами напротив друг друга и перебрасываются редкими фразами, и тут я понимаю, что Павел давно молчит. Встаю, дохожу до его кровати, трогаю его, а он уже холодный.

На следующее утро маленький трупик, завернутый в простыню, выносят на улицу. Хоронить не было ни сил, ни возможности. Трупы собирали и увозили специальные бригады. Через некоторое время не вернулась домой мама,

соседка пришла и сказала, что мама собирала дрова  у полуразрушенного дома, и на нее упало бревно, придавив насмерть. Сестра привезла труп мамы на санках домой

, а на следующее утро его тоже вынесли на улицу, завернутым в простыню. Так Витя остался с сестрой. Отца практически не видели, он хоть и был в Ленинграде, но дома почти не появлялся (работал на заводе и был на казарменном положении).

Еды совсем не было. Варили похлебку из столярного клея, разбавляя его до такой степени водой, чтобы он переставал клеиться. Если разбавить его недостаточно, то он склеивал желудок, и наступала смерть.

однажды пришел домой отец, принес охапку травы (которая пробилась через снег) мы вскипятили эту траву, попили чайку это и был ужин.

Блокада продолжалась, люди умирали. К весне 1942 года сестра решила эвакуироваться из Ленинграда. Она собрала маленького Витю, сложила нехитрые пожитки на саночки и они отправились к Ладожскому озеру.

Как переправлялись по «Дороге Жизни» я не помню. Проспал все это время, так как был уже совсем слабым. Но, когда выгрузились из грузовика, все люди говорили, что мы счастливцы, так как грузовик, который шел перед нами провалился под лед, никто не выжил. Это было 17 апреля 1942 года. На Большой земле нас ожидал эшелон. Вера отлучилась то ли получить паек, то ли оформить документы. В это время меня посадили в вагон. Поезд тронулся. Я хотел выпрыгнуть, но взрослые меня не пустили, сказали, что сестра найдется.

Но, к сожалению, эти люди были не совсем правы. Сестра Виктора нашлась, но только через 30 лет, благодаря радиопередаче «Найди человека», ее ведущей Агнии Львовны Барто и целой цепочки событий, последовавшей за этой передачей, помощи архитектора Л.Е. Марголина и других людей.

22 января 1972 года Веру удалось найти. Моему счастью не было предела. А вести об отце мы так и не смогли найти. Хотя, как оказалось те, кого я считал всю жизнь отцом и матерью были лишь тетей и дядей усыновившими нас с братом и сестрой, а настоящие наши родители трагически погибли за несколько лет до войны.     А в том далеком 1942 году я остался совсем один. На первой же остановке состава, на вокзале наелся капусты с сахаром и попал в больницу, пролежал там недолго и меня отправили в детский дом в Ивановскую область.

После этого Виктор менял еще несколько раз детские дома, часто попадал в больницы, сказались последствия блокады, однажды с другом сбежал из детского дома. Но потом их вернули обратно.

День Победы мы встретили в детском приемнике. Это был огромный праздник. в этот день нам сделали омлет из яичного порошка и дали белый хлеб с маслом, это было неимоверно вкусно

     Потом я оказался в Саратовской области, окончил ремесленное училище, и всю жизнь проработал на Саратовском Авиационном заводе.

     

Мы спросили Виктора Дмитриевича, а не хотел ли он вернуться в Ленинград после окончания войны или позже. Он ответил, что слишком тяжелые воспоминания связаны у него с эти городом. Поэтому возвращаться туда он не хотел.

     Все дальше и дальше уходят страшные годы войны. Все тише ее отголоски. Но огромной болью в сердцах, оставшихся в живых, Ветеранов, по-прежнему отзывается каждый момент тех страшных дней.

Время – бесценный лекарь. Но здесь оно бессильно. Как неизлечимая рана, кровоточит память Ветеранов. С волнением и гордостью мы, пока еще дети, слушаем рассказы Ветеранов. Мы, последнее поколение, имеющее возможность общаться с Ветеранами Великой Отечественной Войны, обещаем не забыть историю тех роковых дней и передать ее нашим потомкам!

Люди!

Покуда сердца стучатся, –

Помните!

Какою ценою завоевано счастье,

пожалуйста, –

Помните!

ПЕСНЯ    ????

В поиске нам помогали:

- Городской Совет Ветеранов (Кострюкова Лидия Александровна)

- Совет Ветеранов Заводского района (Балак Евгения Григорьевна)

- Редакция «Книги памяти Саратовской области» (Фролов Георгий Васильевич)

В докладе мы использовали:

Интервью с ветераном Виноградовым Виктором Дмитриевичем

Литература:

Книга памяти: СРОО «Фонд Книги Памяти», 2014г. том 30.

Книга памяти: СРОО «Фонд Книги Памяти», 2015г. том 31.

«Помним – Заводчане вспоминают о войне», 2015г.

Ольга Берггольц. Поэмы, Лениздат, 1974г.

    Газета:

«Строительный рабочий» № 8 (24 февраля 1973г.) Еженедельное обозрение Ленинграда и области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда.

Урок памяти, посвящённый блокадным дням Ленинграда. Учащиеся узнают о том, как учились дети в блокадном городе....

Блокадный Ленинград. Город жив. Литературно-музыкальная композиция. Сценарий

История жизни блокадного Ленинграда в стихах, чувствах, мыслях, в самоотверженном отношении друг к другу, к животным. Героический пример стойкости и силы человеческого духа....

Урок мужества "Дети блокадного Ленинграда" (3 класс)

Урок мужества "Дети блокадного Ленинграда" (3 класс)...

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...

Сценарий классного часа в 1 классе тема: «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»

Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1 класса. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действ...