Главные вкладки

    Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"
    классный час на тему

    Томко Татьяна Викторовна

    Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Смородинская средняя общеобразовательная школа»

    Классный час

    на тему:

    «ПРОДУКТЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, ПРОДУКТЫ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ»

                                                    Разработала:

    Томко Татьяна Викторовна,

    учитель начальных классов,

    5 лет работы по программе

    Адрес:

    Белгородская область,

     Грайворонский район,

    с. Смородино

    ул. Выгон, д. 64

    тел.8- 951-145-22-18

    Смородино, 2016

    Цель: 

    • Расширить осведомленность учащихся о различных пищевых веществах (белках, жирах, углеводах), их роли и значении для организма, а также роли витаминов и минеральных веществ.

    Задачи:

    •  Развитие представления учащихся о продуктах — основных источниках белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.
    • Развитие представления о важности разнообразия в рационе питания человека.
    • Формирование готовности и умения анализировать свой рацион питания с точки зрения его соответствия принципам правильного питания.

    Оборудование:

    • три стола, покрытых цветными скатертями — зеленой, желтой, красной;
    • таблички с названиями различных продуктов (Морковь, сметана, яйцо, мармелад, жареная рыба, салат листовой, ягодный морс, чернослив, орехи, колбаса копченая, белокочанная капуста, овсяные хлопья, яблоки, виноград, пирожное, сливочное масло, соленые огурцы, бананы, сыр, йогурт, квашеная капуста, гречневая крупа, вафли, картофель фри);
    • изображение «Белкового», «Углеводного», «Жирового» кругов.

    Ход занятия.

    1) Подготовка: 

    Кл. руководитель.

    -Вспомните что вам известно об основных пищевых веществах — белках, жирах, углеводах, а также витаминах и минеральных веществах.

    2) Игра «Разноцветные столы»

    Кл. руководитель.

    - Сейчас мы с вами распределимся на 3 группы: «зеленый», «желтый», «красный столы». На «зеленом» столе размещаются продукты, которые нужно есть каждый день, на «желтом» — продукты, которые нужно есть нечасто или понемногу каждый день, на «красном» — продукты, которые следует есть изредка.

    -Ваша задача, получив набор табличек с названиями продуктов, в течение нескольких минут посоветоваться в группах на каком столе должен оказаться тот или иной продукт. Затем по очереди из каждой группы выходит участник и кладет табличку на красный, желтый или зеленый стол. Остальные группы оценивают выбор.

    Ключ к заданию:

    Зеленый стол: морковь, салат листовой, ягодный морс, белокочанная капуста, овсяные хлопья, яблоки, сыр, йогурт, квашеная капуста, гречневая крупа, молоко и молочные продукты, кефир, белый хлеб, черный хлеб, чай, сок, ряженка, творог.

    Желтый стол: сметана, яйцо, мармелад, жареная рыба, чернослив, орехи, виноград, сливочное масло, соленые огурцы, бананы, вафли, вареная колбаса, макароны, сливки, курага, селедка, плавленый сыр, вареная рыба, маринованные овощи, булочки, растительное масло.

    Красный стол: колбаса копченая, пирожное, картофель фри, жареная курица, лимонад, торт, мороженое, ветчина, конфеты, вяленая рыба.

    3) Мини-лекция

    -А сейчас послушайте о роли белков, жиров, углеводов для организма человека.

    Основными компонентами, входящими в состав пищи, являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.

    Белки в человеческом организме выполняют целый ряд важнейших функций. С ними связаны основные проявления жизни — обмен веществ, сокращение мышц (а значит движение), способность к росту и размножению (белки входят в состав всех клеток), раздражимость нервных волокон (перенос информации), иммунитет — защита от болезнетворных организмов.

    Несмотря на то что белки составляют ¼ часть человеческого тела, организм обладает лишь незначительными резервами белка и нуждается в постоянном его восполнении.

    Белки организма строятся из аминокислот, входящих в состав белков, содержащихся в пище. Различают заменимые (12 видов) и незаменимые (8 видов) аминокислоты. В том случае, если заменимые аминокислоты не поступают в организм по тем или иным причинам, они могут быть синтезированы из других органических компонентов, находящихся в клетках. Незаменимые аминокислоты в организме не образуются и поэтому обязательно должны содержаться в продуктах, входящих в ежедневный рацион человека. Источниками незаменимых аминокислот являются мясо, рыба, творог, молоко, яйца, соя и другие продукты.

    Дети в 11—13 лет должны получать в сутки около 90 г белка. Для этого суточный рацион подростка должен содержать до 500 мл молока (в том числе, кисломолочного напитка), 50—60 г творога, 10—15 г сыра, 150—200 г мяса (в том числе птицы и субпродуктов), 1 яйцо.

    Целесообразно сочетать менее ценные растительные белки (хлеб, каши) с белками животного происхождения (молоко, творог, сыр, мясо, рыба, яйца).

    Отдельного внимания требует обсуждение вопроса о возможности вегетарианства в детском и подростковом возрасте. Сторонники этого направления утверждают, что растительная пища может обеспечить потребности организма в белках.

    Только в продуктах животного происхождения содержится витамин В12 (мясо, говяжья печень, рыба, продукты моря, молоко, сыры), который отсутствует в растительных продуктах. Он влияет на кровообразование, наряду с железом препятствует снижению гемоглобина и развитию анемии, активирует процессы свертывания крови и обмена углеводов и жиров.

    В растительной пище практически нет витамина D, витамина А, мало минерального вещества цинка. Между тем, цинк участвует в процессах синтеза белка, кроветворения, заживлении ран, усвоении витамина А и т. д.

    Жиры входят в состав структурных компонентов всех органов и тканей организма, участвуют в многочисленных физиологических процессах, выполняют важную энергетическую функцию.

    Основные источники полиненасыщенных жирных кислот — растительные жиры (растительные масла, крупы, овощи). В животных жирах содержится больше насыщенных жирных кислот.

    Среднесуточная потребность 12—13-летних подростков в жирах составляет около 100 г. Организм нуждается как в растительных, так и животных жирах.

    Главная функция, которую выполняют углеводы в организме — источник энергии. Но не только. Углеводы выполняют и пластическую функцию, входят в состав клеточных мембран, а также играют важную роль в обеспечении иммунитета организма.

    В среднем на углеводы приходится от 50 до 60% калорийности дневного рациона человека.

    Среди наиболее важных для питания человека углеводов — глюкоза, фруктоза (относящиеся к моносахаридам), сахароза, мальтоза, лактоза (дисахариды), крахмал и гликоген (перевариваемые полисахариды), клетчатка, пектиновые вещества (неперевариваемые полисахариды).

    Основными пищевыми источниками углеводов являются: зерновые и продукты их переработки (мука, крупы, макаронные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия), кондитерские изделия (сахар, мед, конфеты, варенье, повидло и т. д.), овощи и фрукты, компоты, кисели, муссы, нектары, соки.

    При построении пищевого рациона важно обеспечить оптимальное соотношение продуктов, содержащих различные виды углеводов — быстро и медленно всасывающихся.

    Продукты — источники легкоусвояемых углеводов — сахар, конфеты, варенье, джем, пирожные, торты.

    Потребление большого количества легкоусвояемых углеводов оказывает нагрузку на работу поджелудочной железы, способствует выработке инсулина и его выбросу в кровь. В конечном итоге, это может провоцировать развитие сахарного диабета. К тому же избыток легкоусвояемых углеводов приводит к развитию жировой ткани, появлению избыточного веса и возникновению ожирения.

    Важно, чтобы основная потребность в углеводах покрывалась за счет круп, хлеба грубого помола, овощей и фруктов, содержащих крахмал, растительные волокна, витамины, минеральные соли, микроэлементы. Продукты, богатые крахмалом, должны обеспечивать 80—90% общего количества потребляемых подростком углеводов — около 300 г в сутки. На долю же сахаров, соответственно, должно приходиться 10—20% углеводов (около 80 г в сутки).

    Витамины — биологически активные органические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Они выступают в качестве специфических регуляторов физиологических и метаболических процессов (роста, поддержания нормального кроветворения, половой функции, работы нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и т. д.). Витамины выполняют чрезвычайно важную роль в обеспечении иммунитета, защите организма от неблагоприятных факторов.

    Витамины не образуются в организме и поступают с пищей. Они содержатся в подавляющем большинстве продуктов питания, в том числе и в овощах и фруктах. Содержание витаминов в пищевых продуктах значительно ниже, по сравнению с жирами, белками и углеводами — 0,1—100 мг на 100 г продукта. Однако и потребность организма в витаминах в количественном выражении тоже ниже. Так, суточная норма витамина А для подростков составляет — 1 мг, витамина В — 1,5 мг и т. д. При этом даже небольшая нехватка витаминов в организме может приводить к возникновению серьезных функциональных нарушений.

    Витаминная недостаточность может быть обусловлена разными причинами. Ряд из них связан с нерациональным построением пищевого рациона, длительным и неправильным хранением продуктов, нерациональной кулинарной обработкой, приводящей к разрушению витаминов. Вторая группа причин связана с нарушением усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменными нарушениями. Третья группа обусловлена угнетением микрофлоры кишечника, продуцирующей ряд витаминов (из-за болезней желудочно-кишечного тракта, использования лекарств).

    Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих правилах:

    — рациональное построение рациона, включение в него всех групп продуктов;

    — рациональная кулинарная обработка продуктов (плоды и овощи промывают в цельном, а не нарезанном виде, закладывают овощи в кипящую воду, варят в кастрюле под плотно закрытой крышкой, не хранят долго очищенные и вымытые овощи или фрукты и т. д.);

    — дополнительное снабжение детей и подростков витаминами. Особенности питания современных детей не обеспечивают их потребность в основных витаминах только за счет питания. Компенсировать эту нехватку можно благодаря продуктам, обогащенным витаминами, приемом поливитаминных препаратов.

    Еще один важный аспект здорового питания связан с полноценностью минерального, в том числе микроэлементного, состава пищи.

    Минеральные вещества участвуют в построении органов и тканей организма, обеспечивают нормальное функционирование клеток, участвуют в водном обмене, регуляции работы многих ферментов. Так же, как и витамины, минеральные вещества не образуются в организме и обязательно должны поступать с пищей.

    Минеральные вещества, в зависимости от их содержания в организме, делят на макроэлементы (содержание в организме до 1,2 кг) — натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты; микроэлементы (до 1000 мг) — железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и т. д.

    Так, содержание кальция в организме взрослого человека составляет 1,2 кг. Кальций наряду с фосфором и белком составляет основу костной ткани. Поэтому его достаточное поступление — обязательное условие нормального роста детей и подростков.

    Кальций участвует в процессах свертывания крови, в работе мышц, в том числе и сердечной мышцы. Недостаток кальция в детском и подростковом возрасте может стать причиной развития остеопороза у взрослого человека.

    Суточная потребность в кальции у подростка оказывается выше, чем во все остальные возрастные периоды и составляет 1200 мг в сутки. Это связано с высокой скоростью роста. Основные источники кальция — молоко, молочные продукты (особенно сыр и творог, которые содержат кальций в легкоусвояемой форме и в оптимальных соотношениях с фосфором).

    Железо относится к группе микроэлементов. Железо является составной частью гемоглобина — белка крови, обеспечивающего транспорт кислорода в организме. Потребность организма в железе у подростков — 10—18 мг. Недостаток железа вызывает нарушение окислительно-восстановительных реакций в тканях, ведет к снижению работоспособности, быстрой утомляемости. К сожалению, сегодня анемия (нехватка железа) широко распространена среди детей дошкольного и школьного возраста, в некоторых регионах может составлять 30—40%.

    Источники железа — печень, почки, гречневая крупа, зернобобовые, айва, инжир, кизил, персики, яблоки. Следует отметить, что усвоение железа организмом зависит от формы, в которой железо присутствует в продукте. Лучше усваивается железо, содержащееся в животной пище — мясе, рыбе, печени. Поэтому исключение из рациона питания мясных и рыбных продуктов может стать причиной развития анемии.

    Для того чтобы организм был обеспечен всеми необходимыми веществами, полноценный рацион питания подростка 12—13 лет должен включать в себя следующие группы продуктов:

    Продукты

    Количество в гр.

    Молоко и кисломолочные пр.

    500

    Творог и творожные изделия

    45

    Сметана

    10

    Сыр

    10

    Мясо

    170

    Рыба

    50

    Яйца

    1 шт.

    Хлеб ржаной

    100

    Хлеб пшеничный

    200

    Крупа (макаронные изделия)

    50

    Сахар, кондитерские изделия

    80

    Масло сливочное

    30

    Масло растительное

    15

    Картофель

    250

    Другие овощи

    300

    Фрукты, ягоды

    150—500

    Конечно, ежедневно все перечисленные продукты не могут быть использованы в питании. Часть продуктов должна присутствовать каждый день (мясо, молоко, масло сливочное и растительное, хлеб, овощи, фрукты, мед (сахар)), другая часть (сыр, яйца, творог, рыба) может включаться 2—3 раза в неделю.

    4) Задание «Пищевые круги»

    Кл. руководитель.

    - Внимательно рассмотри «Белковый круг». На этом рисунке показано, с какими продуктами мы обычно получаем белки: мясо и мясные продукты составляют 36 частей круга, зерновые продукты (крупы, хлеб, кондитерские изделия) — 24 части, молоко, молочные продукты — 22 части, овощи и фрукты — 8 частей, рыба — 5 частей, яйца — 5 частей.

    5                        5

    8

              36

    22                                 24

    - Сложи отдельно количество частей, относящихся к животным белкам, и количество частей, относящихся к  растительным белкам.

    Продолжи предложения:

    Белки животного происхождения мы получаем с _______________________

    _________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________.

    Белки растительного происхождения мы получаем с ___________________

    _________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________.

    5) Задание «Анализ рациона питания» 

    а) - Раскрась до конца сектор синего цвета, показывающий количество белков, которое мы получаем с пищей животного происхождения; сектор голубого цвета, который оказывает, какое количество белков мы получаем с пищей растительного происхождения. Обрати внимание на то, какие продукты являются основными источниками белков.

    - Сделайте  вывод, ответив на вопросы:

    С какой пищей (животного или растительного происхождения) мы получаем большую часть белков? Почему важно, чтобы пища животного происхождения обязательно входила в твой рацион? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    -Сейчас самостоятельно выполните, отмечая наличие в своем рационе продуктов растительного и животного происхождения — источников белков, жиров и углеводов.

    В таблице отмечай знаком «+» , если в твоем рационе были продукты, содержащие белки; знаком «—», если в твоем рационе не было продуктов, содержащих белки.

    Если у тебя в таблице нет «—» или не больше 4 «—», закрась шар зеленым цветом. Если же у тебя больше 4 «—», красным.

    Продукты

    Пн.

    Вт.

    Ср.

    Чт.

    Пт.

    Сб.

    Вс.

    Растительного происхождения, содержащие белки

    Животного происхождения, содержащие белки

    б) - Внимательно рассмотри рисунок «Жировой круг», на котором изображены продукты — основные источники жиров в нашем рационе. Раскрась до конца сектор оранжевого цвета, показывающий количество жиров,  получаемых из продуктов животного происхождения, и

    сектор желтого цвета, показывающий количество жиров, получаемых из продуктов растительного происхождения. Обрати внимание, какие продукты являются основными источниками жиров в нашем рационе.

    Продолжи предложения:

    Жиры животного происхождения мы получаем с ________________________________

    Жиры растительного происхождения мы получаем с _____________________________

    Сделай вывод, ответив на вопрос:

    Жиры животного или растительного происхождения составляют большую часть нашего рациона? ________________________________

    С помощью рисунка проанализируй свой рацион питания за неделю. В таблице отмечай знаком «+», если в твоем рационе были продукты животного или растительного происхождения, являющиеся источником жиров; знаком «—», если в твоем рационе не было продуктов растительного или животного происхождения, являющихся источником жиров.

    Продукты

    Пн.

    Вт.

    Ср.

    Чт.

    Пт.

    Сб.

    Вс.

    Растительного происхождения, содержащие жиры

    Животного происхождения, содержащие жиры

    Если у тебя нет «—» или не больше 4 «—», закрась шар зеленым цветом. Если больше 4 «—», красным.

    в) - Внимательно рассмотри рисунок «Углеводный круг», на котором изображены продукты — основные источники углеводов в нашем рационе. Раскрась до конца сектор темно-зеленого цвета, показывающий примерное количество углеводов, которое мы получаем из пищи животного происхождения, и сектор светло-зеленого цвета, показывающий количество углеводов, которое мы получаем из пищи растительного происхождения.

    Сделай вывод, ответив на вопрос:

    Какие продукты — растительного или животного происхождения  служат нам основным источником углеводов? _____________________________________________________________________________

    С помощью рисунка проанализируй свой рацион питания в течение недели. В таблице отмечай знаком «+» , если в твоем рационе были продукты, содержащие углеводы; знаком

    «—», если в твоем рационе не было продуктов, содержащих углеводы.

    Продукты

    Пн.

    Вт.

    Ср.

    Чт.

    Пт.

    Сб.

    Вс.

    Растительного происхождения, содержащие углеводы

    Животного происхождения, содержащие углеводы

    Если у тебя нет «—» или не больше 4 «—», закрась шар зеленым цветом. Если больше 4 «—», закрась красным.

    Кл. руководитель.

    - Подводя итоги нашего классного часа мы сделаем вывод о своем рационе питания: нужно или нет что-либо изменить, если нужно, то что именно?

    1. Питание должно быть ________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    2. Необходимы продукты ________________ и _____________происхождения

    3. Важно рациональное соотношение ____________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    4. В ежедневном рационе должны содержаться ____________________________________

    и___________________________________________________________________________

    5. Недостаток и избыток ________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________Подсчитай количество набранных тобой шаров. Запиши результат.

    После выполнения задания педагог сообщает учащимся оценку результатов:

    зеленый шар — рацион питания организован правильно;

    желтый — следует увеличить количество продуктов с высокой пищевой ценностью;

    красный шар — необходимо существенно изменить рацион, отказаться от ряда продуктов и увеличить количество продуктов с высокой пищевой ценностью.

    Список используемой литературы

    1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании». Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА-ПРЕСС». 2008г. 
    2. М.Безруких, Т.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании». Москва. «ОЛМА Медиа Групп», 2008 г.  
    3. Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА ПРЕСС», 2006 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий "Мамы разные нужны, мамы всякие важны".

    Сценарий "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"....

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ К 8 МАРТА "«Мамы разные нужны . Мамы всякие важны»

    Форма: праздник с использованием компьютерных технологий.Участники: ученики НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, их  мамы, классный руководитель.Цель: развитие познавательного интереса младших школьников к миру проф...

    Проект "Мамы разные нужны, мамы всякие важны" 2013-2014 уч.год

    Проект ко Дню Матери "Мамы разные нужны, мамы всякие важны".Цель: Формирование осознанного понимания значимости матерей в жизни ребенка, семьи, обществаЗадачи:1) Воспитать заботливое внимательное отно...

    Открытое внеклассное мероприятие "Мамы разные нужны, мамы всякие важны" (Профессии наших мам)

    Внеклассное мероприятие проводилось в рамках областного семинара и в преддерии Дня матери. Подготовка к занятию велась с помощью проектно - исследовательской работы "Особенности профессии моей мамы"...

    Открытое мероприятие "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"

    Открытое мероприятие "Мамы разные нужны, мамы всякие важны" проводится совместно с родителями и детьми накануне Международного Женского дня  - 8 марта, где присутствующие узнают много интересного...

    "Каши разные нужны, каши всякие важны"

    Открытое мероприятие в рамках месячника по ЗОЖ...