Программа "Школа выживания"
рабочая программа (4 класс) на тему

Моткина Тамара Николаевна

Пояснительная записка, учебный план, календарно - тематическое планорование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_shkola_vyzhivaniya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

 Программа школьного кружка «Школа выживания» туристско-спортивного направления, ориентирована на организацию образовательной среды в детско-юношеском центре и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.

Программа предусматривает широкий подход в изучении природы, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.

Во время походов, дети учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы, как средств выживания.

   Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.  

Преемственность программы "Школа выживания" в том, что в основу данной программы положена триада системы безопасности - "Природа - Человек -Общество", особое внимание придается воспитанию гармонически развитой личности. В термин "общество" условно введено не только понятие "социума", но и результаты деятельности человека, то есть техногенные аспекты и их воздействие на людей и окружающую среду.

Обращение к внешне столь простой схеме способно в доступной для детей форме трактовать условия, в которых возможно гармоничное развитие жизни, и помогает четко определить роль и место человека как решающего фактора обеспечения безопасности.

Программа включает в себя несколько блоков:

1.  Туризм, как средство познания окружающего мира.

  1.  Знания о природных факторах и ресурсах.
  2. Медицинская и психологическая и физическая подготовка.
  3. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе ив    антропогенных ландшафтах.
  4. Система знаний и навыков в стрельбе из винтовки

Успех программы зависит от количества проведенных занятий на местности, относящейся к объекту изучения, в работе необходимо использовать все формы активных видов туризма: прогулки, экскурсии, туристские  походы,  экспедиции. Блок выстрел разработан с учетом того, что главными ценностями реально становятся национальная безопасность страны, жизнь и здоровье человека. На занятиях по огневой подготовке учащиеся получают начальные знания и навыки в стрельбе из винтовки, а в конце занятий сдают контрольные нормативы. При проведении занятий особое внимание уделяется строгому соблюдению правил и мер безопасности при обращении с оружием, боеприпасами.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.

     Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью, практических умений и навыков в области обороны государства; военно-профессиональных интересов и мотивов; знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства; требований, предъявляемых к моральным, психологическим и профессиональным качествам учащихся; военно-профессиональной ориентации; умения самостоятельно приобретать и применять знания; умения обсуждать результаты и делать выводы, производить коррективы в жизнедеятельности различных объектов; умения проводить сравнительные характеристики и вести контроль своей деятельности;

 Задачи:

           - формирование у учащихся  системы  знаний  о  законах  и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;

- обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных условиях;

- обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии, России и мира;

-        закрепление знаний по картографии, экологии.

- приобщение учащихся к вопросам личной, общественной и государственной  безопасности;

-  популяризация и пропаганда здорового и безопасного образа жизни;

-  популяризация военно-прикладных видов спорта.

-        воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных  на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

-        формирование организаторских навыков работы в коллективе.

-        развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и
жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы   (убеждения   в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Занятия по огневой подготовке проводятся на основе следующих методических принципов:

а) Принцип сознательности и активности. Каждый учащийся должен вполне сознательно выполнить, поставленные перед ним задачи.

б) Принцип наглядности. Наиболее доходчивая форма обучения. На конкретных наглядных примерах учащиеся  должны более качественно усваивать необходимый материал.

в) Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному). Материал подбирается доступный для усвоения на основе уже имеющихся знаний.

г) Принцип систематичности занятий. Успех в освоении определенных знаний, умений и навыков основывается на их систематическом закреплении.

д) Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества выполнения упражнений и повышение результатов стрельбы можно ожидать, только постепенно увеличивая нагрузку и повышая требования.

 Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного  здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации. Программа объединяет в себе материал по различным школьным предметам: биологии, химии, физике, кубановедению, географии, ОБЖ и физической культуре, а это вызывает интерес более углубленного изучения вышеперечисленных предметов.

Программа рассчитана на воспитанников  9 -15 лет.

Сроки реализации 1 месяц, с перспективой расширения знаний по изученным темам и накопленному опыту работы в полевых условиях.

Методы и формы  работы.

Изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары).

Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий),

Интеллектуальные игры («Брейн-ринг», различные викторины).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Количество учебных часов: 4.

Ожидаемый результат.

В результате прохождения программного материала воспитанники объединения «Школа выживания»

Знать:

- что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);

- типичные растения и животные природной зоны края, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;

-   свой организм - как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;

- понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.

  • понимание основных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности России;
  • понимание правовых основ военной службы;
  • знание основных видов воинской деятельности;
  • знание огневой подготовки;
  • знание правил применения оружия для поражения различных целей в бою;
  • знание материальной части стрелкового оружия

Уметь:

- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять  правила хождения  по равнинным участкам  в  лесу  (хвойным,  смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

-  определять типичные виды растений  и животных  края по   внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков,   приводить примеры и объяснять особенности внешнего   строения живых организмов в   связи со средой обитания;

- выполнять правила личной гигиены,  правила оказания первой медицинской   помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

- правильно выбирать и собирать   топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и  очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать  разные типы бытовых отходов,  собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные  растения, объяснять целесообразность  своего поведения в конкретном природном окружении.

  • умение поражать цель с первого выстрела;
  • умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Способы проверки результатов усвоения программы:

Участие в соревнованиях туристов (поисково-спасательные работы).

Проведение конкурсов викторин по изученному материалу.

Проведение родительских собраний.

Подготовка отчетов о проведении походов, экспедиций.

Контроль администрации учебного учреждения.

Учебно-тематический план.

№ занятия

Содержание

Всего

Теория

Практика

Начальная туристская подготовка

4

3

1

1

Турист - друг природы

1

1

-

2

Способы поиска воды и пищи

1

1

1

3

Специальная туристская подготовка

1

1

Содержание изучаемого курса.

Турист - друг природы

Туризм - массовая форма активного отдыха и оздоровления, как вид спорта. Виды туризма. Влияние пешеходного туризма на окружающую среду. Как туристы познают окружающий мир. Какие туристские и краеведческие должности и поручения бывают.

Что такое "экология"? Что такое окружающая среда. Зачем туристу изучать экологию. Как разные виды туризма влияют на окружающую среду. Участие туристов в деле по охране природы.

Практическая работа - подбор иллюстративного материала о растениях и животных края (для альбома, реферата), организация выставки книг, распределение туристских и

краеведческих   должностей   и   поручений.   Организация   наблюдений   за   природой.

Способы поиска воды и пищи.

Поиск воды является первоочередной задачей для существования в автономных условиях. Источники воды, типы водных ландшафтов. Способы добычи воды из атмосферы.

Охота, рыбалка, приготовление и заготовка пищи в экстремальных условиях. Растения - враги и друзья: лекарственные, плодово-ягодные (съедобные) дикорастущие растения, съедобные грибы. "Красный сигнал" - осторожно, ядовиты! Универсальный тест на съедобность.

Практическая работа - экскурсия-практикум по изучению и сбору гербария лекарственных растений "Зеленая аптека". Наблюдение за природой оформление материалов наблюдения.

         

Специальная туристская подготовка

Подготовка к соревнованиям по туристской технике и поисково-спасательным работам.

Практическая работа - тренировки в спортивном зале и природных условиях.

 литература

  1. Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся.- М.: ЦДЮТур, 2006.
  2. Планета — наш дом: учебн. - Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. / Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. - М.: Лайда, 2009.
  3. Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. - М.: 2008.
  4. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: "Просвещение", 1980. - 108 с.
  5. Минделевич С. Пора в поход! - М.: "Молодая гвардия", 2008.
  6. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина                
  7. Барышева Ю.А. Формирование эколого-краёведческих знаний в школе- М.: ЦДЮТ РФ, 2007.
  8. Плешаков А. А. Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"
  9.  Плешаков А.А. Программа "Природа и мы"
  10.  Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. - М.: Агар, 2007.
  11. Конституция РФ.
  12. Закон РФ «Об образовании».
  13. Закон РФ «Об обороне».
  14. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
  15. Государственный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».
  16. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» №727 от 16.05.1996г.
  17. Постановление Правительства «О военно-патриотических и детских объединениях» №551 от 24.07.2001г.
  18. Профильное обучение в вопросах и ответах (учебно-методическое пособие), Калуга-2006, КОИПКРО.
  19. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
  20. Книга для учителя «Основы подготовки к военной службе», В.А.Васнев и С.А.Чиненный, г. Москва, «Просвещение», 2003 год.
  21. «Военно-профессиональная ориентация учащихся», А.А.Волокитин, Н.Н.Грачев, В.А.Жильцов и др., г. Москва, «Дрофа», 2004 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка праздника по ОБЖ "Школа выживания"

Детство – начальный этап формирования личности человека. Важно у каждого маленького человека пробудить стремление к умению защитить себя. Вопрос в том, как сделать так, чтобы дети не только хоте...

Проект "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях"

Проект выполнен на основе материалов авторской программы внеурочной деятельности "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях"....

Школа выживания

сценарий открытия Школы выживания...

Здоровьесбережение в школе. Стратегия выживания.

Здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.          Т...

Борьба за выживание

Занятие для 1 класса, о способах защиты животных от нападения....

Презентация по СБО на тему Урок Выживания

Презентация подготовлена учителем сосвместно с обучающимися 2 класса для урока по социально-бытовой ориентировке...

Выживание в экстремальных условиях

Конспект внеклассног занятия по теме: "Выживание в экстремальных условиях". На занятии дети узнают о том, что такое экстремальные ситуации и сообща решат, как же в них выжить, научатся оказы...