Главные вкладки

    Внеклассное занятие по теме: "Огонь. Друг или враг"
    методическая разработка (2 класс) на тему

    Дузь Валентина Ивановна

    Внеклассное занятие, способствующее ознакомлению детей с тем, какую пользу или вред может принести огонь человеку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект24.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    основная общеобразовательная школа №21 станицы Роговской

    муниципального образования Тимашевский район

                                                               Занятие разработала учитель начальных классов Дузь Валентина Ивановна

       Внеклассное занятие:                       "Огонь. Друг или враг"                                  (с использованием ИТК)

    Задачи: 

    • Разобрать причины возникновения пожара в быту, изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать дома.
    • Воспитывать нормы поведения ребенка, оставшегося одним дома, беречь своё имущество, не использовать воспламеняющиеся предметы.
    • Знакомство с профессией пожарного, с наградами государства.
    • Создавать условия для воспитания уважительного отношения к людям, приходящим на помощь другим.

    Оборудование: карточки, проектор, компьютер, книги с дополнительной литературой по теме

    Предварительная подготовка. Класс разделен на 3 команды, каждая получила задание. Весь класс подбирает пословицы, поговорки по теме.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Ну-ка проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте, Все ль в порядке:
    Ручка, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?
    Пусть пойдет ребятам впрок,
    Очень важный наш урок.

    2. Сообщение темы и цели занятия.

    - Кто станет героем нашего занятия, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

    Презентация. Слайд № 1  Загадка.

    Чуть родился – он забавный,                      
    Тихий, слабый, но коварный.
    Подрастет – трещит и жжется,
    Роем искр опасно вьется
    И, танцуя на углях,
    Вызывает часто страх.

    (Огонь.)

    Смел огонь, они смелее,
    Он силен, они сильнее,
    Их огнем не испугать,
    Им к огню не привыкать!
    (пожарные)

    Сегодня мы с вами поговорим о пожаре, причинах возникновения пожара и о правилах тушения пожара. А эпиграфом нашего урока будут слова В. Маяковского:

    «Запомнить твёрдо нужно нам – Пожар не возникает сам!»

    - Огонь, ребята, и друг, и враг человека. Когда он друг?
    - А когда враг?

    3. Сообщение подготовленного ученика.

    В древние времена люди огонь называли “красный зверь”. Познакомились в то время, когда молния коснулась деревьев, и они загорелись. “Красный огонь” не мог перепрыгнуть реку, значит, он боится воды. Понравилась им пища, обожжённая огнём. Была очень вкусной, мясо сочным и мягким. Попытались перенести “красного зверя” в пещеру, но он потух, его надо было подкормить сухой травой. Так человек изучил огонь и поселил его рядом с собой.

    Ученик:

    Мне бабуля говорила:                                                                                                                                                                                                                                            

    «Что огонь нам друг и враг,

    Без него темно бы было.

    Жили б мы совсем не так,

    Мы б от холода дрожали,

    Превратились бы в пингвинов

    Или мамонтами стали.

    Обросли бы шерстью длинной,

    Телевизора б не знали.

    Ни поесть и не попить.

    В «Денди» тоже б не играли.

    В общем, плохо бы жилось.» Вывод:

    - С помощью огня можно осветить комнату, даёт человеку тепло.
    - А враг: пожар дома, в лесу.

    Слайд № 2   Деление на 3 группы - команды.

    1 команда – причины возникновения пожара;
    2 команда – правила тушения пожара;
    3 команда – правила эвакуации.

    - Мы разделились на три команды, у каждой своя тема. В конце урока увидим, какая команда лучше справилась с предложенными заданиями, и выпустим диск- презентацию нашего урока.

    4. Проверка домашнего задания.

    - Вы к занятию должны были подобрать стихи, поговорки, пословицы стихи, загадки об огне, пожаре, предметах, связанных с темой урока. Весь материал вам пригодится в ходе нашего урока.

    Задание № 1. “Аукцион”.

    Побеждает та команда, которая назовёт больше пословиц, поговорок, загадок по теме урока     (Приложение №1).  

    Загадки.  

    Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает (огонь)
    Без рук, без ног, а бушует
    (огонь)
    Шипит и злится, а воды не боится
    (огонь)
    Дремлют в домике девчонки - бурые шапочки
    (спички)
    Летала мошка – сосновая ножка, на стог села – всё сено съела
    (спичка)
    С языком, а не лает, без зубов, а кусает
    (огонь)
    Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит
     (огнетушитель)
    Он друг ребят, но когда с ним шалят, он становится врагом и сжигает всё кругом
    (огонь)
    Серое сукно тянется в окно, вьется, взвивается, в небо устремляется
    (дым)
    В бумажном домике проживают гномики уж такие добряки – раздают всем огоньки
    (спички)

    Пословицы и поговорки

    От искры пожар рождается.
    Искра мала, а велик – пламень родит.
    Пока искра в пепле, тогда и туши.
    Не шути с огнем – обожжешься.
    Огонь да вода все сокрушат.
    В огне и железо плавко.
    Огонь не вода, схватит – не всплывешь.
    С огнем не шути, сгореть можно.
    Не играй кошка с огнем – лапу обожжешь.
    Искру туши до пожара, беду отводи до удара.                                                                   Пожар чернилами не зальешь.

    5. Работа в командах и презентация работы.

    1) Команда №1. Причины пожара.

    Задание: сформулировать  причины возникновения пожара

                                                Нельзя:

    1.Оставлять спички и маленьких детей без присмотра

    2.Захламлять коридоры, чердаки громоздкими и легковоспламеняющимися предметами

    3.Хранить на балконах и лоджиях канистры с бензином и другими горючими жидкостями

    4.Ставить рядом с электроприборами легковоспламеняющиеся предметы

    5.Разогревать на открытом огне краски, лаки

    6.Закрывать электролампы и светильники бумагой и тканями

    Оформление слайда №3.

    - Послушайте шуточное стихотворение Г.Остера.

    Ученик:

    Спички – лучшая игрушка
    Для скучающих детей.
    Папин галстук, мамин паспорт -
    Вот и маленький костер.
    Если тапочки подкинуть,
    Или веник подложить,

    Можно целый стул зажарить,
    В тумбочке сварить уху.
    Если взрослые куда-то
    Спички спрятали от вас,
    Объясните им, что спички
    Для пожара вам нужны.

    - Стихотворение то шуточное, но можно ли шутить с огнём?

    - К чему это может привести?  (к пожару) Слайд № 4

    Учитель
    - Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага.
    - Пожар. Что это такое?      

                                                ПОЖАР

    • Неконтролируемый процесс горения;
    • Уничтожение материальных ценностей;
    • Создающий опасность для жизни людей.

    2) 2 команда. Правила тушения  пожара.

    Задание:  сформулировать правила тушения пожара

    1.Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды

    2.Нельзя тушить водой воспламенившийся газ, горючие жидкости и электрические провода

    3.При возгорании электропроводки необходимо обесточить сеть

    4.Нельзя тушить водой горящее масло или жир, это  приведет к распространению огня по всей комнате. Применяй мокрую тряпку

    Отчёт команды: Слайд №5

    3) 3 команда. Правила эвакуации.

    Задание: сформулировать правила эвакуации при возникновении пожара

    Ищут пожарные,
    Ищет милиция,
    Ищут фотографы
    В нашей столице
    Ищут давно,
    Но не могут найти
    Парня какого-то
    Лет двадцати.

    - Из какого произведения эти строки? (С. Я. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”)
    - О пожарах много написано книг, снято фильмов и мультфильмов.

    -Как нужно действовать, если вы оказались в горящем помещении?

    1.Двигайся ползком или пригнувшись

    2.Надень на нос и рот повязку, смоченную водой

    3.Дверь в задымленное помещение открывай осторожно, чтобы быстрый поток воздуха не вызвал вспышки пламени

    4.Проходя через горящие комнаты, накройся с головой мокрым одеялом, плотной тканью или верхней одеждой  

    Слайд №6

    Познавательные сведения о профессии пожарных.

    Главное – позвать на помощь тех, кто борется с огнём.

    Мы их очень уважаем и пожарными зовём.  

    Ученик 1

     Работа пожарных


    За сутками сутки и ночью, и днем
    Готовы пожарные к битве с огнем.
    И нету на службе секунды для сна,
    Секунды - у них дорогая цена!

     

    Едва о беде сообщит телефон,
    Помчится на выручку дивизион.

    Но мало отважными, смелыми быть,
    Чтоб злой и коварный огонь победить.
    А следует много знать и уметь,
    Чтоб четко и быстро огонь одолеть.
     

    Всегда осторожными будьте с огнем –
    Всем скажут пожарные строго.
    Пусть реже и реже для нас с каждым днем
    Зовёт на пожар  к вам тревога.

    Ученик 2
    ПОЖАРНАЯ МАШИНА.

    Пожарная машина
    Проснулась по тревоге.
    Пожарная машина
    Помчалась по дороге.

    Туда, где плачут дети,
    Туда, где дым и жар
    И раздувает ветер
    Пожар, пожар, пожар.

    Не страшно ей нисколько
    Огню в глаза смотреть.
    Но только бы, но только
    Успеть, успеть, успеть.

    Найти того, кто в доме,
    И вырвать из огня!
    Надежная команда
    Сидит внутри меня.

    Скрывается команда
    В дыму, в дыму, в дыму,
    Чумазых ребятишек
    Несет по одному...

    Нашли! Спасли! Живые!
    Дрожит в глазенках страх,
    И жалобно мяучет
    Котенок
    На руках...

    Знакомство с наградами, вручаемыми пожарным за отличную работу.

    Слайд №7

    6. Просмотр отрывка из мультфильма “Кошкин дом”.

    7. Проверка знаний. Каждой команде предлагается ТЕСТ.

    1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?

    а) Залить телевизор водой;
    б) Позвать кого-нибудь на помощь;
    в) Попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных;
    г) Отключить ток, накинуть па телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01.

    2. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?

    а) Первым делом зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ;
    б) Пойду понюхаю, откуда пахнет;
    в) Позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут;
    г) Открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04  и все это буду делать, не включая света.

    3. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

    а) Убежать;
    б) Закричать;
    в) Вызвать пожарных.

    8. Подведение итога занятия.

    Выступление родителя - председателя жюри, работника пожарной безопасности.

    9. Раздача памяток ученикам “Школа вашей безопасности”   (Приложение 2)

    10. Домашнее задание: сочинить стих или нарисовать рисунок по теме “ Служба спасения 01»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час по теме: «Огонь – твой друг. Но, осторожно! Шутишь с огнём – беда возможна».

    Целью данного занятия была пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; знакомство с причинами возникновения пожаров; систематизация знаний учащихся о причинах и последствиях пожара; актив...

    Классный час на тему Огонь - твой друг! Но осторожно! Шутишь с огнем - беда возможна!

    Классный час знакомит детей с причинами возникновения пожара и учит правильно себя вести в экстремальных случаях....

    Внеклассное занятие по теме "Огонь"

    Занятие разработано для учащихся1-2 классов.Ребята в занимательной форме повторяют правила обращения с огнём, у детей формируется умение оказать помощь при неосторожном обращении с огнём....

    Внеклассное занятие по ПДД "Трехцветный друг"

    Внеклассное занятие для учащихся 1 класса. Целью данного мероприятия является повторение и обобщение знаний детей о соблюдении правил дорожного движения....

    АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ "Добрый волшебник и друг детей"

    Цель: привлечение и приобщение внимания учащихся к книгам Н. Носова, к творческому наследию детского писателя. Развитие творческих способностей; воображения, памяти, мышления; умения общаться друг с д...

    Внеклассное занятие "Книга - наш лучший друг"

    Занятие было проведено с детьми 8-10 лет. Форма занятия- путешествие в страну книг....

    Внеклассное занятие по теме: " Огонь- друг или враг"

    Внеклассное мероприятие для 2 класса по теме " Огонь-друг или враг"...