Внеклассное занятие по теме: " Огонь- друг или враг"
план-конспект занятия (3 класс)

Цыцылина Людмила Михайловна

Внеклассное мероприятие для 2 класса по теме " Огонь-друг или враг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме:

« Огонь- друг или враг человека»

Кружок « Спасайкин»

Цыцылина Л.М.

учитель начальных классов

Тема:           "Огонь — друг или враг человека?"

Цели:

  • познакомить детей с правилами пожарной безопасности;
  • научить соблюдать их;
  • довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
  • отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

I. Орг. момент

II. Введение материала по цели занятия

– Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами.

1.Знают все: человек без огня                          
Не живёт ни единого дня!
При огне, как при солнце, светло
При огне и зимой тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг.

2.Человеку друг – огонь,                                
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться,
То беды не миновать – 
От огня несдобровать.

3.Знайте, в гневе он сердит:                      
Ничего не пощадит!
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом,
И у дома всё кругом!
А взметнувшись до небес 
Перекинется на лес.

- Какая тема урока?

III. Тема занятия

На доске открывается запись:

– Вот сегодня мы и попытаемся выяснить: огонь – друг или враг?

IV. Вступительная беседа учителя

– Огонь издавна был другом человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он  верно служит людям в повседневном быту и на производстве. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Вам много раз приходилось слышать слово “пожар”. Может быть, некоторым из вас приходилось и самим наблюдать его или видеть его последствия.  Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате –  огромные убытки. И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети

V. Работа по теме

1. Работа в группах ( соберите пословицы)

Человек без огня не живет ни единого дня.

При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.

В руках спичка была, да изба сплыла.

Маленькая спичка сжигает большой лес.

(Зачитывают выводы)        

- Я хочу немного рассказать вам, о том,  как в старину люди боролись с пожарами. Был такой император, Николай 1, который повелел  в каждом городе построить пожарную каланчу. Пожарная каланча была самым высоким строением , с неё дозорный  мог обозревать весь город.

Дежурный ходил по круглой площадке, которая была устроена на верхушке каланчи и смотрел, не покажется ли в какой стороне черный дым или языки пламени. И если такое случалось, то он звонил в колокол или  поднимал сигнальный флаг, или вывешивал шары, означающие: в городе пожар! Тогда из пожарного депо выезжала пожарная бригада и мчалась на пожар.

На площади базарной,          
На каланче пожарной

Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг – 
На север,

На юг,
На запад,
На восток, - 
Не виден ли дымок.
И если видел он пожар,              

Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.


И два шара                                              
И три шара
Взвивались вверх, бывало
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.
Тревожный звон будил народ,
Дрожала мостовая.
И мчалась с грохотом вперед
Команда удалая.

 Пожарные ехали на специальных повозках, запряженных лошадьми. Лошади скакали очень быстро- мчались во весь опор. Отсюда пошло выражение «нестись как на пожар», т.е. очень быстро.

До появления профессиональных пожарных бригад, пожар тушили сами жители. Они заливали по возможности пламя водой, которую таскали ведрами. Горящее здание рубили топорами, а горящие бревна растаскивали в разные стороны специальными крюками. Здание спасти удавалось очень редко, но главной задачей было не дать пламени перекинуться на соседние здания. Известно, что Москва, например, полностью или частично сгорала 60 раз.

- Сейчас нет деревянных зданий, но все равно дома быстро горят. Как думаете, почему?

( Много легковоспламеняющихся предметов)

-Какие предметы легковоспламеняющиеся вы знаете?

-Какие причины пожара вы знаете?

- Сейчас мы немного поиграем,

Тот,  кому попадет шар, должен быстро сказать  слово в рифму.

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в … (
КВАРТИРЕ.)

Дыма столб поднялся вдруг, -
Кто не выключил … (
УТЮГ?)

Красный отблеск побежал, -
Кто со спичками… (
ИГРАЛ?)

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над… (
ГАЗОМ?)

Столб огня чердак объял, -
Кто там спички…(
ЗАЖИГАЛ?)

Побежал пожар во двор, -
Это кто там жег… (
КОСТЕР?)

Пламя прыгнуло в листву, -
Кто у дома жег… (
ТРАВУ?)

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые… (
ПРЕДМЕТЫ?)

Дым увидел – не зевай, -
И пожарных… (
ВЫЗЫВАЙ!)

Помни каждый гражданин
Этот номер…
(01).

- А как вы думаете ребята, почему номер пожарной службы  01?

(Номер пожарной службы 01,потому что его очень легко и быстро набрать.)

- Как вы думаете ребята, какими должны быть пожарные? ( Ловкими, смелыми, сообразительными, отважными).

3. Спортивные конкурсы.

- Умелый пожарный! (Добежать до стула, надеть противогаз, снять его, свистнуть в свисток  и вернуться обратно.)  ( конкурс для мальчиков)

-Помогите затушить пожар! (Наполнить водой стакан, кто больше принесёт воды ложкой за определённое время.)  ( конкурс для девочек)

-  Молодцы, ребята! В конкурсах вы себя показали ловкими, смелыми! 

- А сейчас мы посмотрим на сколько вы внимательны.
4. Игра “Это – я, это – я, это все мои друзья!”

– Если вы считаете, что поступить нужно именно так, как сказано в стихотворении, то дружно отвечаете: “Это – я, это – я, это все мои друзья!”, если с утверждением не согласны, тогда  хлопаете в ладоши.

1. Кто, почуяв, запах гари, сообщает о пожаре?
2. Кто из вас, завидев дым, говорит: «Пожар! Горим!»?
3. Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
4. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по 04?
5. Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
6. А признайтесь – ка мне в том, кто из вас шалит с огнем?
7. Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
8. Кто пожарным помогает, правила не нарушает?
9. Кто задорный и веселый,
   Верность правилам храня,
   Бережет родную школу от огня?

10. Кто поджег траву у дома,
     Подпалил ненужный сор,
     А сгорел гараж знакомых
     И строительный забор?

11. Кто соседской детворе
     Объясняет во дворе,
     Что игра с огнем недаром
     Завершается пожаром?

5. Разбор ситуаций.

- Ребята, давайте разберём ситуации, в которых каждый из нас может оказаться:


1.Если огонь небольшой, можно ли сразу его затушить? (Да).
Чем? (Одеялом, водой, песком, огнетушителем).
 

2.Если огонь не погас, что делать? (Быстро убегать из дома).

3.Можно ли прятаться в укромном месте? (Нет.) (Можно задохнуться и сгореть).

4. Если не можешь убежать из горящего дома, что делать? (Звонить 01, а после этого звать на помощь из окна прохожих).

- Молодцы ребята, вы хорошо разбираетесь в таких сложных ситуациях!

 

- Подходит к концу наше занятие, давайте сделаем выбор: какое слово мне убрать из темы урока, а какое оставить? Так кем же может быть огонь? А от чего это будет зависеть?

 Он всегда бывает разным, удивительный огонь.          
То буяном безобидным, то тихоней из тихонь!

То он змейкой торопливой по сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой полыхает на заре.


Да, огонь бывает разный: бледно – жёлтый, ярко – красный,      

Синий или золотой, Очень добрый, очень злой!

Где с огнём беспечны люди,
Там пожар, конечно будет!

Нам без доброго огня                      
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя                  
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почет, 
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет!

 

Но бывает огонь и другим –                    
Не согреет ладошек он ваших,
Превращает всё в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.

Не шути, дружок с огнём,
Чтобы не жалеть потом.

VI. Рефлексия

- Оцените ребята свою работу на уроке. (выбор смайлика)



Предварительный просмотр:

                                Сценарий классного часа:

Юные герои Кубани

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край,       своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни.

 

Задачи:  вызвать чувство гордости за юных земляков-героев, желание быть похожими на них, воспитывать активную жизненную позицию.

 

Оборудование: портреты героев, фотографии памятников.

Слайд №1

Памяти юных мальчиков и девочек,

кто боролся и умирал за свободу

 и счастье людей, посвящается…

Слайд №2

Ученик:

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

                                 Роберт Рождественский

Учитель:

      22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

      Эта война стала тяжелым испытанием для народа нашей страны. Решался вопрос о жизни и смерти не только Советского Союза, но и всей тысячелетней российской государственности.

    Поэтому с первых дней войны советский народ проявил небывалый героизм, защищая свою Родину от немецко-фашистских захватчиков.

     Вслед за первым июньским днем последовало еще 1418 дней войны. И сколько бы ни прошло времени с тех пор, в памяти людей, в их сердцах будет жить и не изгладится никогда та точка опоры, отсчета лет, месяцев, дней и часов бессмертия, несгибаемого мужества и героизма советских людей.

Слайд №3

Ученик:

      Ранним солнечным утром в июне,

                В час, когда пробуждалась страна,

                Прозвучало впервые для юных

                Это страшное слово « война».

                Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

                 Сквозь лишения, боль и беду,

                 Уходили из детства ребята

                 В сорок первом году.

Учитель:  Счастливая мирная жизнь советских людей на рассвете 22 июня 1941 года была прервана нападением фашистской Германии. На войне тяжело всем, но особенно противоестественно, когда в войну втягиваются дети, которые должны радоваться, дружить, учиться и обязательно- жить. Но…

Слайд №4

Ученик:

Роса еще дремала на лафете,

Когда под громом дрогнул Измаил:

Трубач полка-

У штаба-

На рассвете

В холодный горн тревогу затрубил.

Набата звук,

Кинжальный, резкий, плотный,

Летел Троянов Вал,

Как будто он не гарнизон пехотный,

А всю Россию к бою поднимал!

                                        А. Недогонов

Звучит «Священная война» (муз. А. Александрова)

Учитель:  Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

         ПРИШЕЛ  ЧАС - ОНИ  ПОКАЗАЛИ,  КАКИМ ОГРОМНЫМ   МОЖЕТ   СТАТЬ  МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ   СЕРДЦЕ,  КОГДА   РАЗГОРАЕТСЯ  В  НЕМ    СВЯЩЕННАЯ  ЛЮБОВЬ  К  РОДИНЕ  И  НЕНАВИСТЬ  К  ЕЕ  ВРАГАМ.

Слайд №5

Ученик:

Чёрным было небо над Кубанью,

Нефть клубила адскую пургу.

Мальчики без воинского званья

Бились на кубанском берегу.

Не надев солдатских гимнастёрок,

Пареньки из краснодарских школ

По- солдатски  вплавились в пригорок,

Как велели честь и комсомол.

Слайды №6-10

Учитель:  Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими-отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду.

И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай  их  даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах  ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Слайды 11-17

Звучит песня Война бывает детская

Слайд 18

Ученик:   Его я узнал не из книжки-

                  Жестокое слово- война!

                  Прожекторов яростной вспышкой

                  К нам в детство врывалась она.

                  Смертельными тоннами стали,

                  Сиреной тревоги ночной.

                  В те дни мы в войну не играли-

                  Мы просто дышали войной.

                  В читальнях, притихших и тесных,

                  На отмелях книжных морей

                  При свете коптилок железных

                  Шуршали листы букварей.

                                                               (А. Иоффе)

Учитель:

Кубанские пионеры также внесли свой вклад в победу над врагом.

        В годы войны зародилось и развернулось в массовое, поистине всенародное ребячье движение. В госпиталях ребята ухаживали за ранеными, выступали с художественной самодеятельностью. В летнюю пору 1941 года в колхозах края работало около 200 тысяч школьников.

       

       В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти своё место пионеры. Юные герои вписали замечательные, беспримерные страницы в летопись боевой славы.

 

Ученик:

Лены, Володи, Сережи и Коли

Мирно учились в родной своей школе

В тихих уютных кубанских станицах,

Там, где в колодцах вода серебрится,

Там, где поют соловьи на рассвете

Жили спокойно и счастливо дети,

Строили планы, влюблялись беспечно,

Жизнь им казалась такой бесконечной!

Но прогремели железные грозы,

С неба упали свинцовые слезы,

Горькою стала в колодцах вода,

Черною тучей нависла беда.

В раз потемнели и сгорбились хаты,

Папки и братья подались в солдаты,

Все изменилось в станице родной,

Даже цветы вдруг запахли войной.

Страшною стала вокруг тишина.

Кончилось детство. Настала война.

Звучит «Пионеры герои Кубани»

Слайды № 19-31

      Учитель:  Кубанцы по праву гордятся юными героями, своими земляками. До войны это были обычные ребята. Они учились, занимались общественными делами, любили книги, охотно ходили в кино. Но сегодня, мысленно прослеживая их деятельность в чрезвычайных обстоятельствах, нельзя не поражаться их мужеству, ибо на осознанное самопожертвование во имя достижения победы над ненавистным врагом шли не закаленные опытом солдаты, а дети 12-15 –летнего возраста. Вспомним имена некоторых из них.

Слайд №32

(Рассказы учеников о юных героях)

  ЖЕНЯ ПОПОВ. Учился в 8-й Майкопской школе, писал листовки и расклеивал их по городу, вел подрывную деятельность в тылу врага, срывая выполнение боевых операций фашистов. В декабре 1942 года был схвачен фашистами. Целый месяц его пытали в гестапо. 17 января, в день своего рождения, Женя был расстрелян.

                  А что было дальше?

                  Гестапо, тюрьма.

                  Пытки,

                             Допросы,

                                           Расправа.

                  А что было дальше?

                  Холодная тьма

                  И юная

                              Вечная слава.

Слайд №33

ЛЁНЯ ОБЪЕДКО.  Жил в хуторе Семисводном Красноармейского района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.

        Завгородний Алексей Иванович посвятил  подвигу Лени Объедко стихотворение:

                Про мальчика, про Леню, будет этот рассказ.

                В Семисводном он рос, быстрый, легкий, как птица,

                Как и все он мечтал, и твердил каждый раз:

                -Я хочу быть пилотом, летать научиться!

                Он хотел, чтобы ветер дул упруго в лицо,

                Он хотел, чтобы шапку срывал он со свистом.

                Он хотел быть похожим на наших отцов,

                Смело шедших вперед на клинок, на винтовочный выстрел.

                Он хотел, чтоб в полях колосились хлеба,

                Чтоб комбайны гудели в пшеничном просторе.

                Вдруг … Война! Всех сплотила она,-

                Что ни дом, то огромное горькое горе.

                Вербы косы склонили над рекою вдали.

                Немцы Леню схватили, на допрос повели.

                Злобной пыткой пытали (для других, мол, пример)

Слайд №34

НАДЯ ГНЕЗДИЛОВА. Ученица 6 класса станицы Даховской Тульского района. Была разведчицей в партизанском отряде, участвовала в операции по освобождению станицы. Погибла в перестрелке во время боя.

Слайд №35

ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.

Юные  безусые  герои,
Юными  остались  вы  навек.
Перед  вашим  вдруг  ожившим  строем
Мы  стоим,  не  поднимая  век.
Боль  и  гнев  сейчас  тому  причиной.
Благодарность  вечная  вам  всем,
Маленькие  стойкие  мужчины,
Девочки,  достойные   поэм.

Слайд №36

ВИТЯ ГУРИН. Учился в школе № 2 станицы Новотитаровской Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде. Вместе с группой партизан был схвачен фашистами и расстрелян в декабре 1942 года. Витя Гурин посмертно награжден медалью «За оборону Кавказа».

ТОЛЯ АЛЕХИН. Учился в школе № 1 города Анапы, занимался в радиокружке. Был радистом в партизанском отряде, участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. Погиб в бою с врагами в январе 1943 года.

Слайд №37

ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА. Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами.

Слайд №38

ВОЛОДЯ ГУКОВ. Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года.

Дети войны-и веет холодом,
Дети войны-и пахнет голодом,
Дети войны- и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!

Л.М.Голодяевская.

Слайд №39

ЛЁНЯ ТАРАННИК. Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.

Слайд №40

ФЕДЯ ТОКАРЕВ. Учился в школе № 3 станицы Абадзехской. Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми.

СТЕПА ПОНОМАРЕВ. Жил в станице Каменномостской. Ему было 14 лет. Он был связным в партизанском отряде, участвовал в операциях по освобождению пленных, предотвращал угон скота, раскрывал имена предателей. Был схвачен фашистами на пороге родного дома. После жестоких пыток в октябре 1942 года Степа был расстрелян.

Слайд №41

НИНА КАМЕНЕВА. Дочь партизана. Жила в станице Новосвободной Тульского района. Ей было 15 лет. Она добывала информацию для отряда, в котором воевал отец. Нина и ее мать были схвачены, подверглись страшным пыткам и были вместе расстреляны в октябре 1942 года.

Слайд №42

ВИТЯ НОВИЦКИЙ. Житель города Новороссийска. Не раз убегал на фронт, был под Керчью в самом пекле сражений. Во время наступление фашистов на Новороссийск Витя помогал нашим матросам отбивать атаки врага. Когда матросы погибли, он встал за пулемет. Фашисты проникли в дом и зверски расправились с Витей. Они облили его бензином, подожгли и сбросили на мостовую. Витя Новицкий посмертно награжден орденом Отечественной войны.

Слайд №43

ВИТАЛИК И ЛЕНА ГОЛУБЯТНИКОВЫ. Учились в школе № 3 станицы Брюховецкой. В 1943 году во время отступления немецких войск ценой своих жизней они спасли колонну советских солдат, предупредив их о засаде.

                     

Эта новость летела как птица,

                      Отступала угрюмо тоска:

                      Оставляют фашисты станицу,

                      Наступают родные войска.

                      Ждали жители наших

                                                     Советских,

                      Ждали, словно любимых своих,

                      Ждал свободы народ

                                                      В Брюховецкой,

                      Ждал прихода бойцов дорогих.

                      Ждали этого Лена и Витя.

                      День февральский был долгий ,

                                                        Как год.

                      Вдруг из дома напротив-

                                                         Смотрите-

                      В щель немецкий глядит пулемет.

                      Их пронзила догадка: засада!

                      Непонятная слышалась речь…

                      « нам спасти наших воинов надо,

                      Нужно наших бойцов уберечь».

                      Стали строгими юные лица,

                      На раздумье -секунды ушли…

                      А бойцов- принимала

                                                      Станица,

                      Вот они показались в вдали.

                      И все ближе родные шинели

                      И счастливые лица солдат…

                    « Стойте! Сто-о-ой…»,-

                                                Голоса зазвенели,

                      Но прервал их чужой автомат.

                      Нет для памяти нашей

                                                         Преграды,

                      Наступил он, торжественный

                                                        Миг:

                      Вижу сверстников ясные

                                                     Взгляды

                      И не в камне, не в бронзе-

                                                            Живых.

Слайд №44

ВЛАДИК КАШИРИН. Житель города Анапы. Принимал участие в подрывной деятельности подпольной группы «Рассвет», возглавляемой Катей Соловьяновой. Он спас заминированный склад зерна, вынув 55 запалов и оборвав шнуры в ящиках со взрывчаткой. За этот подвиг он был награжден медалью «За отвагу». В составе 18-й армии Владик принимал участие в боях за Крым, дошел до Будапешта. Среди его наград есть медаль «За оборону Кавказа». Герой погиб после войны, обезвреживая неразорвавшуюся бомбу.

Слайд №45

ЮРА САЗОНОВ и КОЛЯ ТОКАРЕВ. Жили в станице Даховской. Были связными в партизанском отряде, передавали партизанам ценные сведения, расклеивали в станице листовки. Юных разведчиков выследили и после долгих пыток в гестапо расстреляли в октябре 1942 года.

Слайд №46

КОЛЯ ШУЛЬГА. Родился в станице Кисляковской Кущевского района, учился в 18-школе. Ему было 11 лет. Он был связным в партизанском отряде, переправлял оружие партизанам, перерезал линии связи фашистов. По доносу Коля был схвачен, его пытали и закопали в яме живым.

Слайд №47

МУСЯ ПИНКЕНЗОН. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть-Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо скрипку и заиграл. Торжественно и гордо звучала мелодия, которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди…                            

Никак забыть я не могу

                            Тот город Краснодар.

                            Лежала скрипка на снегу,

                            Над ней закат пылал.

                            Он так потешиться хотел,

                            Фашистский генерал.

                             Но мальчик пел, он только пел

                            « Интернационал»!

Звучит мелодия скрипки.

Слайд №48

           Краснодар, площадь у Кубанского Государственного Технологического университета. Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам Университета, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

Авторы: А.Кибальников, А.Жолтиков, В.Протоков, 1985г.

Минута молчания

       

  Учитель:          

        Неправда, что время сушит слезы. Неправда, что время притупляет горечь утрат. Седые матери помнят погибших детей. Никто не заставит их позабыть. Повешены, расстреляны, погребены заживо…

         Мы вспомнили только о немногих, кто свои юные жизни отдал за освобождение Родины. Но мы помним всех.

                                               

   Вела на подвиги страна,

                                               И в жизни быстротечной

                                               Их не забудут имена,

                                               И точно так же, как весна,

                                               Их юность будет вечной.

 

                Много юных, еще не познавших жизнь, ребят забрала война, но они отдали жизнь за наше будущее, и как могли приближали своими подвигами день Победы.

            Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. Над нашими городами и селами ясное небо, теплое солнце. Буйно цветут сады и шумят неоглядные нивы. За все это отдали свои жизни малолетние герои. Их

повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.

                                                                                                                 

Слайд №49

Ученик:

Над нами небо голубое,

Нам жизнь счастливая дана,

И мы обязаны с тобою

Запомнить эти имена.

Герои наши – просто дети,

Чью жизнь оборвала война.

И мы должны запомнить эти,

Запомнить эти имена!

Принять их к сердцу близко-близко,

Их подвиг оценить сполна.

И, поклонившись обелискам,

Запомнить эти имена!

Запомнить навсегда и свято

И пронести сквозь времена.

Во имя Родины, ребята,

Запомним эти имена!

                 

Минута молчания

Ученик:

Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,- помните!

О тех, кто уже никогда не споет,- помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

 (Р.Рождественский)

Звучит песня «Войне нет места»

                                                                                                                                                                                           



Предварительный просмотр:

Конспект урока по кубановедению

Тема: «Лекарственные растения Краснодарского края»

Цель урока: познакомить учащихся с лекарственными растениями Краснодарского края

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся о растительном мире Краснодарского    

края;

            2. Охрана растений. Правила поведения в природе. Красная книга Кубани.

            3. Научить учащихся находить лекарственные растения и использовать.

Оборудование: слайды, плакаты, рисунки.

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

  • Правила поведения в лесу.

Сегодня мы совершим интересное  и полезное путешествие. Куда? Догадайтесь!                  Есть у меня зеленый друг,                                                                                                               Веселый  друг, хороший.                                                                                                                                            Он нам протянет сотни рук                                                                                                            И тысячи ладошек.                                                                                                                              - Это лес.                                                                                                                                     Учитель: Молодцы! Верно, мы сегодня пойдем в лес. Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем. Но прежде чем отправиться в лес мы должны помнить, что мы идем в гости. В лесу, в поле и на лугу мы в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. А в гостях надо вести себя вежливо, необходимо соблюдать определенные правила поведения. Давайте вспомним их.

1. Не оставляй после себя мусор.

2.Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

3.Помни: бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более двух

лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200

лет, а стекло – 1000 лет.

4.Не ломай зеленые ветки и деревья, не качайся на них.

5.Не повреждай кору деревьев.

6.Не разоряй муравейники и птичьи гнезда.

7. Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.

8.Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.

9. Не рви цветов в природе для букетов.

                                                                 

Учитель: Внимание! Экологическая задача.

Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал одно растение?

А если бы не 1, а 5 штук?

Какой вывод из этого можно сделать?   ( Ответы детей)                                                     Если я сорву цветок,                                                                                                                            Если ты сорвешь цветок,                                                                                                                            Если мы сорвем цветы -                                                                                                                     Опустеют все поляны -                                                                                                                      И не будет красоты.                                                                                                                           Учитель: Не разжигайте костры, берегите лес от пожара.

Помните: из 1 дерева можно сделать 1 млн. спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу. Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь  природу, и умножать ее богатства. И, конечно, необходимо учить этим правилам других.

Ну, а теперь добро пожаловать в лес.                                                                                 Дети читают стихи под фонограмму музыки П.И.Чайковского «Времена года».                    Здравствуй, лес, дремучий лес,                                                                                                        Полный сказок и чудес!                                                                                                                       Ты о чем шумишь листвою                                                                                                            Ночью темной, грозовою?                                                                                                                  Что там шепчешь на заре                                                                                                                  Весь в росе, как в серебре?                                                                                                              Кто в глуши твоей таится?                                                                                                              Что за зверь? Какая птица?                                                                                                             Все открой, не утаи:                                                                                                                           Ты же видишь мы свои!                                                                                                                        Учитель: Почему мы с лесом дружим, для чего он нужен?                                                         - Лес – это наше богатство!

- Лес – это наряд нашей Земли.  Там, где лес, всегда чистый воздух.

- Лес – это дом для птиц и зверей.

- Лес – это наш друг и помощник.

- Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.

Учитель: Вот мы и добрались. Лес. Он полон прекрасных чудес. Мы на лесной полянке. Но далеко не всем путешественникам везет в походе. Иногда пойдут дети на экскурсию или в лес за грибами – и вдруг кто–нибудь натрет ногу   или поранит. Что делать? Вперед идти тяжело, а домой не дойти. И аптеки нет по- близости. Как быть? Как вы, ребята, думаете? ( Ответы детей).

Учитель: А вот Лесовичок – хозяин леса нам подсказывает: в лесу, в поле и даже на дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается более 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо их знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.

  • Знакомство  с лекарственными  растениями.                                                                              Учитель: Сегодня поговорим о наиболее распространенных лекарственных растениях на территории Краснодарского края. И помогать нам будет, конечно же, Лесовичок, который очень хорошо знает лес и его обитателей.                                                                         Много трав растет полезных                                                                                                               На земле страны родной.                                                                                                                Могут справиться с болезнью                                                                                                           Мята, пижма, зверобой.                                                                                                                          Учитель: Ребята, кто из вас знает, какое растение нам поможет в путешествии, если вы поранили  или растерли ногу или руку?         ( Ответы детей).                                                           Путника друг подорожник,                                                                                                                Скромный невзрачный листок.                                                                                                           Ты на порезанный палец                                                                                                                     Влажной заплаткою лег.                                                                                                                    Многим из нас невдомек,                                                                                                                 Что отыскалось лекарство                                                                                                                 Тут же на тропке у ног.                                                                                                               Слайд 1                                                                                                       Подорожник используют как лекарственное растение. Мы им пользуемся в дороге: свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. В медицине подорожник применяют и при других болезнях.

Вырастает подорожник,                                                                                                                  Лишь приходит срок,                                                                                                                          На земле сухой и твердой                                                                                                                Около дорог.                                                                                                                                         Говорят о нем в народе                                                                                                                   Добрые слова.                                                                                                                                    Если ты порезал руку                                                                                                                         Или ногу сбил,

Он тебе залечит раны

И прибавит сил.                                                                                                                               Учитель: Ребята, а почему это лекарственное растение так назвали? Ответы детей.  Лесовичок: В народной медицине издавна знали о целебных свойствах этого растения. Соком подорожника лечат болезни желудка, им смазывают раны и порезы. Свежие листья подорожника прикладывают к фурункулам: листья способствуют уменьшению гнойного воспаления. В медицине препараты, ПРИГОТОВЛЕННЫЕ ИЗ ЛИСТЬЕВ ПОДОРОЖНИКА, ПРИМЕНЯЮТ КАК ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ, ПРОТИВОМИКРОБНОЕ, СНОТВОРНОЕ СРЕДСТВО. Ими лечат и аллергию.

 А еще, какое лекарственное растение нам поможет?

Конечно же, лопух.

 В народной медицине используют как цветы, так и листья, и корни лопуха.

                                                                                                                                                            Слайд 2

Как хорош сегодня наш лопух!                                                                                                       Он вчера был тусклым, запыленным,                                                                                                                     Дождь его промыл, он весь набух,                                                                                                Стал тугим, блестящим и зеленым.                                                                                              Свежие литья лопуха прикладывают к ранам, чтобы те быстрее заживали, их используют и при ревматизме, накладывая их на больные суставы. Отваром лопухов лечат заболевания кожи, из лопухов готовят репейное масло. Если его втирать в кожу головы, то волосы перестают выпадать, становятся гуще и пышнее. А только что сорванные листья этой травы способны снизить высокую температуру.

Учитель:  Ребята, а если вы простыли, то чем лечиться, какую лекарственную траву необходимо взять?

И если случится тебе простудиться,                                                                                                Привяжется кашель, подымится жар,                                                                                                Придвинь к себе кружку, в которой дымится                                                                                           Слегка горьковатый отвар.                                                                                                            Знакомые с детства, родные ромашки,                                                                                                                       Вот легкий поповник у нашей реки.                                                                                             Как белые звезды средь розовой кашки                                                                                         В букете сияют его лепестки.                                                                                                             Он любит – не любит ответить нам может.                                                                                            И глянет приветливо желтым глазком.                                                                                            Вот эта ромашка знакома нам тоже,                                                                                                Ее мы лекарственным другом зовем.                                                                     Слайд 3                                                                                            Учитель: Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка. А при ангине используют календулу.

Лесовичок: Люди давно заметили: «Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год». В ароматных кисло- сладких ягодах земляники много полезного витамина С. Издавна люди знают о целебных свойствах «царицы ягод» - земляники. Из сушеных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Пьют их при простудах, болезнях горла, печени и желчного пузыря. Земляничное варенье, наверное, самое вкусное, но полезней свежие, только что собранные ягодки! Земляника – самая ранняя ягодка. Она созревает в лесу раньше всех других ягод.                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                              Слайд 4

Учитель:  Ребята, а какое растение может заменить вату?

Вы пошли в лес, а вату забыли? Это мох сфагнум.

Меж клюквы и морошки -                                                                                              Слайд 5                               Жилец лесных болот.                                                                                                                          На кочке мох без ножки,                                                                                                                    Куда ни глянь растет.                                                                                                                          Он снизу седоватый,                                                                                                                         Повыше – зеленей.                                                                                                                            Нужна коль будет вата,                                                                                                                    Нарви его скорей.                                                                                                                              На кустиках поляны                                                                                                                            Подсушен в летний зной,                                                                                                                                                       Он партизанам раны                                                                                                                          Лечил в глуши лесной.                                                                                                                         Мох сфагнум еще в Первую мировую войну использовался как заменитель ваты. Он очень хорошо впитывает кровь и гной. Да и раны лучше заживают. Для этих же целей используют белую сердцевину камыша, который в большом количестве произрастает на Кубани.

Учитель: А чем вылечить бородавки и наросты на коже?  Это чистотел.                                Ну а если у вас пропал аппетит?

Вам поможет корень одуванчика.  

Носит одуванчик  желтый сарафанчик.                                                                                           Подрастет, нарядится в беленькое платьице.                                                                                 Пышное, воздушное, ветерку послушное.                                                                                     Он заметный, золотой, постарел – и стал седой.                                                                         А как только поседел, вместе с ветром улетел.                                                              Слайд 6 

                                                                                                                              

 Ребята, как вы думаете, почему так назвали этот цветок?                                                                                                     А еще вам поможет корень цикория.

Он возбуждает аппетит, улучшает пищеварение.                                                                                                                                         От усталости и хвори                                                                                                                        Помогает нам цикорий.                                                                                                                    Если кто-то захандрит,                                                                                                                     Чай с цикорием взбодрит.                                                                                                                Стебель, лист, цветы и корень                                                                                                         Даром дарит нам цикорий,                                                                                                                 Дарит, словно шубу с плеч.

И поэтому, ребята,                                                                                                                               Надо нам его беречь.                                                                                                                         Без потребности не резать,                                                                                                                 Не топтать, не рвать, не жечь.                                                                                                                   Слайд 7  

                                                                                               

 Учитель: А от болезней желудка нам поможет тысячелистник.                                                Каждый лист разбит на дольки.                                                                                                             Подсчитай-ка, долек сколько?                                                                                                              Тут легко со счета сбиться.

У кого желание есть                                                                                                                             Дольки снова перечесть?                                                                                                 Слайд 8                                                                                                             Учитель: А если болит сердце? При болезнях сердца нам помогают капли ландыша.

Родился ландыш в майский день,                                                                                                    И лес его хранит.                                                                                                                                Мне кажется его задень -                                                                                                                   И этот звон услышат луг,                                                                                                                  И птицы, и цветы вокруг.                                                                                                   Слайд 9                                                                                                              Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. Цветы используют для изготовления духов, одеколонов, мыла. Растение это занесено в Красную книгу. Значит, рвать его нельзя. Обратите внимание, плоды ландыша и все растение ядовиты. Из 100 граммов сухой травы ландыша изготавливают 1 литр настойки для страдающих болезнями сердца.

Учитель: Угадайте, что это за растение.                                                                                       Руку может вам обжечь                                                                                                                    Волосками жгучими,                                                                                                                          Острыми, колючими.                                                                                                                        Прячет каждый волосок                                                                                                                     Едкий и кусачий сок!                                                                                                    Слайд 10                                                                                                                                                                                                                                             Правильно, это крапива.  Внимание! Из 1 килограмма высушенной крапивы можно получить лекарство для 30 больных. Люди издавна использовали крапиву как целебное растение. Парились в банях с крапивными вениками, чтобы излечить боли в суставах и простуду. В современной медицине также используют лекарства, приготовленные на основе крапивы. Они останавливают кровь, лечат язвы, заживляют раны. Из крапивы готовят настои, отвары, чаи. Например, в состав витаминного чая входят ягоды рябины, шиповника, брусники, смородины и листья крапивы. В листьях крапивы содержится много витаминов. Поэтому весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них крапивный борщ и салат.                                                                                                               Лесовичок: Ребята, рядом с лесом раскинулся прелестный луг.

А какие луговые лекарственные растения вы знаете?                                                                                                Луг раскинул пестрый веер                                                                                                              Около реки.                                                                                                                                        Кисти иван-чая, клевер,                                                                                                                           Будто огоньки.                                                                                                                                 Шмель из норки вылетает,                                                                                                               Весело гудит.                                                                                                                                   Запах клевера вдыхает                                                                                                                       И к цветам летит.                                                                                                        Слайд 11                                                                                                                          Клевер – очень полезное растение. Среди цветущего лугового разнотравья клевер – великолепный медонос. Все лето потчует он неутомимых пчелок и шмелей. А настои и отвары, приготовленные из головок клевера и верхних листьев, применяют при кашле, болях в суставах, отеках. Припарки и отвары листьев прикладывают к ушибам, ранам и опухолям.

3.Физкультминутка.

4.Закрепление изученного материала.

Викторина.

Учитель: Ребята, мы с Лесовичком рассказали вам много интересного и полезного о лекарственных растениях, а теперь послушаем вас.

Отгадайте загадки и расскажите, при каких заболеваниях используют эти растения.

1.Он шипы свои выставил колко,                                                                                                        

   Шипы у него, как иголки.                                                                                                                  

   Но мы не шипы у него соберем,                                                                                                      

   Полезных плодов для аптеки нарвем.                                                                                             - Это шиповник.

2.Витаминное средство.

  Травка та растет на склонах                                                                                                              

  И на холмиках зеленых.                                                                                                                    

  Запах крепок и душист,

  А ее зеленый лист                                                                                                                              

  Нам идет на чай.                                                                                                                              

 Что за травка, отгадай.                                                                                                                       - Душица, чабрец.                                                                                                                     3.Бусы красные висят,                                                                                                                          

   Из куста на нас глядят.                                                                                                                      

  Очень любят бусы эти                                                                                                                      

  Дети, птицы и медведи.                                                                                                                    - Это малина.

Она помогает при простуде.                                                                          

4. В сенокос горька,

   А в мороз сладка.                                                                                                                                  

   Что за ягода?                                                                                                                                                - Это рябина или калина – витаминное средство, используется при простуде и кашле.                                                                                                                                                 5.Жгусь, а не огонь,

   С листочками, а не дерево.

   Что это?                                                                                                          

 - Это крапива.

6.Я из крошки-бочки вылез,                                                                                                                  

   Корешки пустил и вырос.                                                                                                                  

   Стал высок я и могуч,                                                                                                                        

   Не боюсь ни града, ни туч.

   Я кормлю свиней и белок.                                                                                                            - Это дуб и его плод – желудь. Полезно полоскать горло при ангине, при заболеваниях десен.                                                                                                                          

А какое дерево цветет в начале лета?                                                                                            - Это липа. Она помогает при простуде

 Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются желтые цветки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветет и ветер унесет легкие плоды с летучками из волосиков, начинают разворачиваться крупные листья.                                                                                                                                              - Это мать-и-мачеха. Полена при кашле.                                                                              

 А почему так названо?                                                                                                                       У этого растения листочки с одной стороны мягкие, как руки матери, а с другой – жесткие, как руки мачехи.                                                                                              

 Учитель: Молодцы! Все загадки отгадали и дали верные ответы. Да, все это лекарственные растения. С их помощью человек может лечить и предупреждать различные болезни. Лекарственные растения разнообразны. Их собирают и сдают в аптеки. Но нужно собирать их так,  чтобы не нанести вред природе, да и человеку.              Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Растения собирают в сухую погоду, когда исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было ни пыли, ни грязи. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растения накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают автомобили.                                                                                                                                            

              А сейчас мы подведем итог урока и проведем небольшую викторину.

Она называется «Лесная аптека». 

Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

-Нужно приложить лист подорожника или лопуха.                                                            Учитель: Свежие листья  какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых?

- Листья подорожника, лопуха, липы.                                                                                     Учитель: Какое растение заменяет вату?                                                                                       - Мох сфагнум или белая сердцевина камыша.                                                                     Учитель: Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?                                              - Плоды черной смородины, шиповника, калины.                                                              Учитель: Какими лечебными свойствами обладает мать - и - мачеха?                                           - Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля.                                      Учитель: Участники экспедиции порезали руку. Чем можно остановить кровь?

- Белой сердцевиной камыша, приложить лист подорожника, мох сфагнум.

5. Итог урока.

Учитель: Когда нужно собирать лекарственные растения? Как нужно себя вести в природе, чтобы не причинить вред? Что делают у нас в стране для охраны растений?

Ребята, каждый килограмм лекарственных растений – это здоровье, возвращенное десяткам и сотням людей, это труд на благо нашей Родины. Помните об этом!

Викторина  по кубановедению  для учащихся 3-4 классов

Цель:  Расширять знания и развивать интерес к родному краю.

Задачи:  1. Расширить знания о краснодарском крае.

                2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

                3. Воспитание любви к родному краю.

Оборудование: карта Краснодарского края, таблицы, слайды, рисунки.

Ты был на Кубани? А ты побывай:                                                                                                   Отличные люди, прославленный край.                                                                                           Там вечер просторный и песня простая,                                                                                         У клуба парнишек и девушек стая.                                                                                                 Там примут тебя, как хорошего друга,                                                                                           Покажут как землю ворочают плугом,                                                                                           Как хлеб убирают, как стол накрывают,                                                                                         Как в горнице гостя у нас угощают.                                                                                                 Кубанцы на зависть умеют трудиться!                                                                                          Там где-то саманный курень мой дымится…                                                                              Люблю тебя, край мой, простор краснодарский.

1тур: Конкурс «Из истории Кубани».                                                                                               Вопросы:                                                                                                                                              1.Кто населял Кубань до казаков?                                                                                                   2.Кто подарил казакам эти земли?                                                                                                      3. Для чего царица Екатерина подарила земли казакам?                                                            4. Из чего строили казаки хаты-курени?                                                                                           5. Где была заложена крепость казаками?                                                                                         6. Как назвали крепость-город?                                                                                                        7. Как назвали главную улицу? Почему?                                                                                      8. Чем освещали раньше улицы города?                                                                                        9. Какой общественный транспорт появился первым в городе?                                                 10. Как называли на Кубани полотенце?                                                                                       11. Как называли летнюю печь?                                                                                                                        12. Что такое брыль?                                                                                                                          13. Что такое макшира?                                                                                                                       14. Для чего при строительстве дома в фундамент закладывали шерсть, зерно и монету?                                                                                                                                                

2тур: Конкурс « Все о Кубани».                                                                                                       Вопросы:                                                                                                                                            

1. Назовите моря Краснодарского края.                                                                                          2. Назовите реки Краснодарского края.                                                                                           3. Какие города Краснодарского края вы знаете?                                                                           4. Назовите заповедники Краснодарского края.                                                                              5. Назовите столицу Краснодарского края.                                                                                           6. Где берет начало река Кубань? А где заканчивает течение?                                                       7. Какие цвета присутствуют на флаге Кубани? Почему?                                                                8. Какие народности живут на Кубани?                                                                                          9. Какие ремесла развиты на Кубани?                                                                                            10.Что выращивают на Кубани?                                                                                                        3тур: Конкурс «Поговорим о природе».                                                                                          Вопросы:                                                                                                                                            

 1. Выберите из названий животных тех, которые обитают на Кубани:

волк, медведь, лиса, заяц, шакал, белый медведь, косуля, верблюд, кабан, енотовидная собака, тур, рысь, зубр, барсук, еж, тушканчик.                                                                        

 2. Выбери из названий деревьев те, которые растут на Кубани:

 дуб, граб, платан, липа, верба, клен, сосна, ель, лиственница, береза, тополь, каштан, кедр, вяз.                          

3. Назовите  водные растения.                                                                                                             4. Как по- научному называется кувшинка? Что вы знаете об этом растении?                          5. Догадайтесь, о какой траве я говорю:                                                                                            Лекарственная трава растет вблизи водоемов и имеет приятный запах?                                         Растут в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички?                                                          Есть один такой цветок, не вплести его в венок! На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка.                                                                                                                                          Его все топчут, а ему все нипочем! Так же он упруг на вид, на листе роса горит.                 Руку может нам обжечь волосками жгучими, острыми, колючими. Прячет каждый волосок едкий и кусачий сок!                                                                                                          6. Самое крупное животное нашей страны, обитающее на Кубани?                                          7. Собери из букв названия животных:                аадртно – ондатра,                                                              

                                                                                 медведь - вьедедм

     4тур: Конкурс «Из бабушкиного сундука»  

                                                                               

        Отгадай загадки:                                                                                                                                  1. Крепка, звонка да отточена,                                                                                                            

    Кого поцелует, тот с ног долой.    Сабля.                                                                                     2. Летит птица крылатая                                                                                                                      

    Без глаз, без крыл,                                                                                                                            

    Сама свистит, сама бьет.   Стрела.                                                                                                  3. Мал мужичок – костяная рука.  Нож.                                                                                        4. На чужой спине едет, на своей - груз везет.   Седло.                                                                5. Шесть ног, две головы, один хвост.    Всадник на коне.                                                            6. Какая обувь изготавливается и с ног не снимается.  Подковы.                                                7.Погоны желтые, шашки острые,                                                                                                    

    Пики длинные, кони борзые,                                                                                                                                    

    Полем едут с песнями                                                                                                                      

    Искать царю чести, а себе славы.  Казаки.                                                                                       8. Никого не родила, а все матушкой зовут.   Земля.                                                                    9. Сто один брат – все в один ряд, вместе связаны стоят.    Сноп.                                                10. На горе-горушке стоит старушка, руками машет,                                                                    

       хлеба просит, даешь ей хлеба – назад отдает.  Мельница.  

Подведение итогов и награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру. Тема "Огонь-друг или враг"

Урок разработан с использованием элементов современных образовательных технологий: ТРКМ, проблемного обучения....

Внеклассное занятие по правилам пожарной безопасности по теме "Огонь - друг или враг?"

В ходе диалогической беседы и с помощью игровых моментов дети отвечают на вопрос "Огонь - друг или враг?", повторяются правила поведения при возникновении пожара....

Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по основам безопасности жизнедеятельности на тему: "Огонь – друг или враг"

Цели и задачи: ·        формировать у детей понятие “пожарная безопасность”;·        дать общее представление назначения (функций)...

Внеклассное занятие по теме: "Огонь. Друг или враг"

Внеклассное занятие, способствующее ознакомлению детей с тем, какую пользу или вред может принести огонь человеку....

Внеклассное мероприятие по гражданской обороне на тему "Огонь - друг или враг человека?" ГПД 1 класс

Знакомство учащихся с некоторыми правилами противопожарной безопасности, объяснение важности их соблюдения для охраны жизни и здоровья, обращение с огнём. Профессия - пожарник....

Внеклассное мероприятие на тему "Огонь-друг или враг" 1 класс

Сценарий внеклассного мероприятия в 1 классе на тему "Огонь-друг или враг"...

Внеклассное занятие по теме: "Огонь друг или враг"

Данный материа предназначен для проведения внеклассный занятий. В ходе занятия используется много игрового материала....