Классный час о толерантности
классный час (3 класс) на тему

Томахина Валентина Александровна

 Воспитание культуры общения, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_tolerantnosti.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «Урок толерантности»

Цель классного часа – воспитание культуры общения, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

   Задачи:

  • Познакомить младших школьников с понятием «толерантность»;
  • Воспитывать чувство уважения личность каждого;
  • Способствовать формированию атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки в классном коллективе.

Ход урока.

  1. Вступительная беседа.

Единственная настоящая роскошь -

          это роскошь человеческого общения

Антуан де Сент Экзюпери

Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, то есть слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство родного языка. Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко довести свои представления, мнения, понять предмет разговора (общения).

        Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.

-Так что же такое общение? Что мы вкладываем в смысл этого слова? (Ответы ребят.)

В толковом словаре С.Ожегова можно прочитать, что общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. Это слово мы увидим и словаре великорусского языка  В. Даля. Слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. А вот слово толерантность в этих словарях мы не встретим, но оно всё чаще и чаще звучит с экранов телевизоров. Для русского языка слово толерантность относительно новое. Толерантным считают человека, который умеет общаться и принимать другого таким, какой он есть, может избежать конфликтных ситуаций.

 Предлагаю разобраться в ситуации, которая, к сожалению, может произойти в школе или на улице.

 Ситуация: Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.  

 Как поступите в этой ситуации? Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации? Как можно избежать драки? 

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Классный час у нас пройдет под девизом «Мы разные, но мы вместе!» Скажите, пожалуйста, как вы понимаете это слово?

 - А знаете, ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

 - Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе»?

- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.

 - А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. - Прошу подняться ребят, у кого тѐмные волосы, а теперь - у кого светлые?

 - Подумайте и скажите: «Какие все мы?»

 Ответ учащихся: «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные». - Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим конфеты.

 Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет войны.

- А сейчас давайте вспомним хорошие качества, которые вы заметили друг в друге. Встанем в круг и, передавая мяч, будем называть эти качества. - Что же значит быть Толерантными? - Это означает, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

 - Ребята, а я вам принесла  цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать? (Раздаю лепестки со словами – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, а они выбирают те лепестки, которые подходят к цветку.)

Что общего в этих словах? (они толерантны) прикрепляю серединку, на которой написано слово толерантность. А оставшиеся лепестки почему не подходят? (эти слова не толерантные)

 - Наш цветок такой красивый и разноцветный и так похож на радугу из страны Толерантности.

Итак, как называется наш первый город? (Добро)

 - Верно! Этот город необычный: туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит «волшебные», то есть вежливые слова. А вы знаете волшебные слова? (выслушиваю ответы детей) - А того человека, кто использует в речи такие слова, как можно назвать? -толерантным, а все эти слова можно объединить под одним понятием- толерантность. А в городе Добро нас ждут герои из сказок

 Вы их узнали? Кто из них не толерантный? (волк). А почему? (выслушиваю ответы детей ). Он приготовил для нас испытания, и если мы будем дружными, помогать друг другу, то мы с ними справимся. Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла.

 Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, какой он. Если добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами

. Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина.

. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение

. Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.

 Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день)

 Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим: … (Простите, пожалуйста)

 И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: … ( До свидания) –

- Наше путешествие продолжается, и мы попадаем в город Загадок.

Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неѐ надо хором сказать: "Это я, это я, это все мои друзья!)‖и похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.

 · Кто быть вежливым желает, Малышей не обижает?

 · Кто быть вежливым желает, Старушке место уступает?

 · Кто опрятный и весѐлый спозаранку мчится в школу?

 · Кто из вас идет по школе, Обдирая стены в холе?

 · А во вчерашний понедельник, Кто был грубый и бездельник?

 · Сколько будет пятью пять, Кто мне сможет подсказать?

 · Ну, а кто всегда поможет, Друга вызволить кто сможет?

 · Малышей кто обижает, Им учиться лишь мешает? –

Я буду задавать вопросы, вы улыбаетесь, если так поступает толерантный человек и хмуритесь, если так поступает не толерантный человек · Поздороваться при встрече? ·

 Толкнуть и не извиниться?

 · Говорить: «Спасибо» за подарок?

· Обозвать обидным словом соседа?

 · Поздороваться при встрече?

 · Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

 · Помогать родителям?

 - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Вот мы и попали в Страну Добра! Ребята, а вы как думаете, каким человеком нужно быть, чтобы вас любили? Человек рождается и живѐт на земле для того, чтобы делать людям добро. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова.

Давайте друзья встанем в круг толерантности. А теперь положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться.

Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.

Закрепление: - Давайте составим правила толерантного общения. Например:

  • Уважай собеседника.
  • Старайся понять то, о чем говорят другие.
  • Отстаивай свое мнение тактично.
  • Ищи лучшие аргументы.
  • Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
  • Стремись учитывать интересы других.

- Ребята, сегодня мы затронули очень важную тему. В течение года мы ещё не раз вернемся к разговору о толерантности.

Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о толерантности

Что такое толерантность...

Проект классного часа по толерантности.

Проект классного часа по толерантности: " Что такое толерантность?"...

Классный час "Воспитание толерантности"

Разработку классного  часа  "Воспитание толерантности" можно использовать как в начальной школе, так и в среднем звене....

сценарий классного часа по толерантности

Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России....

Классный час по толерантности в 4 классе на тему "Человек среди людей"

Данная разработка предназначена для учащихся 4 класса.и раскрывает проблему толерантности в современном мире.Целью проведения является способствование духовно-нравственному развитию ребёнка, развитию ...

классный час - диспут «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»

Проведение диспута было направлено на следующие цели:сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);формировать у учащихс...

Классный час «Урок толерантности или учимся сочувствовать» 4 класс

Цель: Познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, дать возможность по...