Тема: «Трудолюбивый человек, какой он?»
классный час (4 класс) на тему

Александрова Наталья Васильевна

Цель:Формирование представления о такой нравственной категории, как трудолюбие.

Задачи:.

1. Познакомить детей с понятием «трудолюбие», названиями и сущностью различных профессий.                                                                                                                                                                                         Учить детей давать нравственную оценку поступкам других людей.

2. Развивать быстроту реакции, внимание, речь, мышление, воображение

3. Воспитывать уважение к труду. Воспитывать желание трудиться и приносить пользу окружающим.Воспитывать потребность в учении, в добросовестном отношении к нему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_trud.docx43.56 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

В группе продленного дня                                              3 - 4 класс

«Трудолюбивый человек, какой он?»

                                                                                     Олина Ирина Борисовна

                                                                                            Воспитатель ГПД

Тема: «Трудолюбивый человек, какой он?» 

Цель: Формирование представления о такой нравственной категории, как трудолюбие.

Задачи:.

1. Познакомить детей с понятием «трудолюбие», названиями и сущностью различных профессий.                                                                                                                                                     Учить детей давать нравственную оценку поступкам других людей.

2. Развивать быстроту реакции, внимание, речь, мышление, воображение

3. Воспитывать уважение к труду.                                                                                                  Воспитывать желание трудиться и приносить пользу окружающим.                                Воспитывать потребность в учении, в добросовестном отношении к нему.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация, мультфильм «Финская народная сказка о труде», карточки с пословицами, толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 1949-1992.)

.Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Основные методы работы учащихся:

Словесный: изложение материала, беседы, инструкции, обсуждения, анализирования.

Наглядный: мультфильм, компьютерная разработка, иллюстрации.

Практический: творческая работа.

Поисковый: участие в коллективном решении поставленной задачи.

                              Ход  занятия:

   1.Мотивационно–целевой этап:      

1.1 Сюжет (3мин).

Смотрим мультфильм «Финская народная сказка о труде»

1.2 Обсуждение сюжета (2мин)

 О ком говорится в этой сказке?  Дети отвечают: о парне, который думал, что будет богатым, ничего не делая. Что заставило его так думать? Дети отвечают: слова его умирающего отца, которые парень воспринял не так как нужно. Понял ли в конце концов парень. Что нужно делать, чтобы жить богато?  Дети отвечают: понял, после того, как старичок ему указал, что надо все. что ему умирающий отец наказал, сделать самому, своими руками. Послушался ли парень старичка?  Дети отвечают: послушал, стал делать все так как старичок сказал, начал работать усердно и скопил богатства, стал жить - поживать еще богаче прежнего.                     Ребята, наверное,  вы уже поняли, о чем мы сегодня на занятии будем говорить? Дети высказывают свои предположения.

1.3 Постановка проблемы  (3мин)

Сегодня мы с вами поговорим о труде, попытаемся разобраться, узнаем какое зло несёт лень.

Я знаю, что к этому занятию мы увлечённо готовились:

- читали литературные произведения о людях труда, их профессиях;

- знакомились с пословицами и поговорками о труде, рисовали рисунки;

- разучивали сценки и стихи.        

Сейчас нам ребята прочтут стихи о труде:

1. Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

2. Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

3. Кто на все века и годы

Настоящий царь природы?

Царь полей, заводов, руд?

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!


Да, ребята, труд – это главная необходимость на земле. Всему, что у нас есть, мы обязаны труду. 

Послушайте отрывок стихотворения В. Лившица «И мы трудиться будем», и смотрите на картинки слайдов.(слайды 3 – 10)

«И мы трудиться будем»
Стол, за которым ты сидишь,                                                                                                              Кровать, в которой ты уснешь,                                                                                                  Тетрадь, ботинки, пара лыж,                                                                                                              Тарелка, вилка, ложка, нож                                                                                                                         И каждый гвоздь, и каждый дом,                                                                                                                 И каждый ломтик хлеба –                                                                                                                                Все это создано трудом,                                                                                                                                А не свалилось с неба.

А как вы понимаете слово ТРУД? Дети высказывают свои точки зрения.

1.4 Задание для следующего этапа, (1мин).

  Толковый словарь Ожегова даёт следующее определение понятия этого слова: «Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей».

Умственный труд.

Физический труд.

Толковый словарь Ожегова - (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 1949-1992.)

Посмотрите на следующую картинку слайда, читаем.(слайд 11)

Труд- это источник радости, удовольствия.. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

А как вы понимаете слово ТРУДОЛЮБИЕ?

Ответы  учеников…

Посмотрите на следующую картинку слайда, читаем.(слайд 12)

Трудолюбие – склонность, любовь к труду. Проявляется трудолюбие в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Что значит трудолюбивый человек. Ответы  учеников…

2. Ориентационный этап: (3мин)

Давайте  посмотрим  сценку  «Про  папу  и  ленивого  Петю»   по  Л.Каминскому:

Однажды папа попросил Петю:

– Сходи, пожалуйста, в булочную за хлебом!

– Мне лень! – ответил Петя.

– А ты, оказывается, ленивый, – сказал папа. – Это плохо!

– А разве ленивому плохо? – возразил Петя. – Лежишь на диване, ешь конфетки и читаешь книжки!

– Неплохо, – согласился папа. – Но представляешь: рабочие с фабрики вдруг скажут: «Нам лень делать конфеты!» Тогда ты останешься без них.

– Ну и пусть, – ответил Петя. – Можно читать и без конфет. Так даже полезнее для зубов.

– Хорошо, – сказал папа. –А если рабочие на станции скажут, что им лень давать ток? Выключат свои рубильники и пойдут отдыхать. Как ты будешь читать в темноте?

– Ну и пусть, – ответил Петя. Я буду читать только днем, а вечером просто лежать. Так даже полезно для глаз.

– Ладно, – сказал папа. – Но ты забыл про писателей и художников, которые делают журналы и книжки. Однажды они скажут: «Нам лень сочинять и рисовать!» Тогда что ты будешь читать?

– Ну и пусть, ответил Петя. Я буду просто лежать. Это еще полезнее для глаз.

– Хорошо, – сказал папа. – А теперь представь, что мастерам-мебельщикам станет лень делать диваны и кровати. На чем ты будешь лежать?

– Ну и пусть, – ответил Петя. – Можно прекрасно лежать на полу.

– Ладно, сказал папа. – А если строители домов…

– Понятно, перебил Петя. – Тогда я просто буду гулять по улице и дышать свежим воздухом. А вообще:

--Ладно, я схожу в магазин!

 Можно ли назвать мальчика трудолюбивым?.

Ответы ребят…

3.Содержательно – операционный этап

3.1 Лень, что это такое? (4мин)

Как можно назвать тех, кто ничего делать не хочет?

Ответы ребят:.лентяй, лодырь, бездельник, лежебока.

Причина всему плохому – лень. Лень порождает многие отрицательные нравственные черты характера (другими словами - пороки). Как вы думаете, какие?

Ответы детей…

Каждый из вас знает, как легко изучать  теоретический материал, пользуясь схемой. Обратимся к ней.

 Посмотрите пожалуйста на картинку слайда. (слайд13)

Прокомментируйте, пожалуйста, почему говорят лень – мать всех пороков.

Согласны ли вы с данным утверждением и схемой.

-недисциплинированность, потому что лень соблюдать правила и следовать законам;

-нерешительность, потому что принять решение- великий труд, душевный, эмоциональный, волевой;

-безответственность, потому что отвечать за свои и чужие поступки также большой труд;.

-лень, как безволие, то есть, лень. как отсутствие желания работать, отсутствие целеустремленности, поэтому на пути к достижению цели, воле нередко приходится бороться с ленью;

-замкнутость: лень как боязнь ответственности порождает в человеке страх - а вдруг не так сделаю, в результате чего человек замыкается в себе, становится необщительным – замкнутым.

Посмотрите пожалуйста на следующую картинку и прочтите, пожалуйста, высказывание, согласны ли вы? (слайд 14)

Это ужасно тяжелая работа –

ничего не делать.

Оскар Уайльд.

(Ответы детей…)

Безусловно, быть ленивым нелегко по многим причинам. Во-первых, тебе приходится терпеть постоянные нарекания со стороны родителей и учителей, во-вторых, ты ничего не добиваешься в жизни и чувствуешь себя некомфортно среди успешных сверстников, в-третьих, тебя не покидает ощущение, что ты в каком-то смысле лишний: все куда-то спешат, что-то делают, а ты в состоянии покоя.

3.2 Творческая работа (5 мин)

Что такое лень и какие обличья она принимает – теперь всем понятно. А вот как с ней бороться?

        Я вас попрошу придумать «лекарство от лени».

Ребята, разделитесь на три команды.  Участники каждой команды обсудят между собой «лекарство от лени», то есть попытаются сформулировать, какие нравственные качества требуются для осуществления задуманной цели? Через 5 минут команды представят нам свои «лекарства от лени».

Команды представляют свои «лекарства от лени».

Давайте систематизируем ответы ваших команд:                                                                                             Итак, «лекарство от лени» - это:                                                                                                       стремление к цели, сила воли, дисциплина, настойчивость, деловитость. Эти лекарства исцелят от лени, человек начнет ценить и уважать труд свой и труд других людей, а значит. и приведут человека к трудолюбию.

Как пробрести эти качества? А как развить их?                                                                              Ответы детей…

3.3 Что даёт нам трудолюбие в жизни? (2 мин)

Что же нам даёт трудолюбие в жизни?

Ответы детей…………………….

Обратимся к схеме. Посмотрите на следующую картинку слайда.(слайд 15)

Вы согласны с этим?

Какой вывод мы можем сделать?                                                                                                      Каким человеком лучше быть: ленивым или трудолюбивым?

3.4 Приход неизвестного персонажа (5мин)

К нам сегодня пришёл в гости известный персонаж. Послушайте внимательно, каким трудолюбием и любознательностью он обладал.

(Ученик переодевается в стилизованный костюм: треуголка, комзол, кортик, ботфорты).

(«Отрывок из рассказа А. Ишимовой, читается от первого лица.)

Пётр I

Труда Пётр I не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для того, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству». Царь был мастер во всех ремёслах. На фабриках, которых заводил, иногда, сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев ( червонец – золотая монета достоинством в 10 рублей), но Пётр сказал: «Я не лучше других работал, дай мне то, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын ( алтын – монета достоинством в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: «Вот эти башмачки я купил на трудовую копейку». Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался по нескольку часов в день.            

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник».

                                          (А.С. Пушкин)

Вы узнали,  кто это?

Ответы детей…

Что заставляло Петра I трудиться?

Для чего вообще трудится человек? Ответы детей…

Ребята, чтобы стать тружеником, трудолюбивым человеком требуются немалые усилия. Нужно учиться любить труд – учиться трудолюбию.

Вот послушайте стихотворение: (читают три ученика)

1 Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,

Нетрудно, а всё-таки надо уметь.

За что ни возьмись надо мастером стать

И дело любое уметь выполнять!

2 Сломалась игрушка – умей починить,

А новую сам научись мастерить,

Недаром ребятам смекалка дана,

Во всём и везде помогает она.

3 Умей если нужно, заштопать носок,

Без помощи свой приготовить урок,

Будь первым в ученье, будь первым в труде,

У нас белоручек не любят нигде.

3.5 Высказывания великих людей (3мин)

Вы, наверное, слышали крылатое выражение «Кто не работает, тот не ест». Что оно означает? дети отвечают…

Знаменитые слова «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» принадлежат апостолу Павлу. Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общественной, что многие даже и не подозревают, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.

Давайте посмотрим на следующую картинку слайда и почитаем, что говорили великие люди о пользе труда (слайд 16)

(дети читают и делают свои выводы)

3.6 Физкультминутка.(2мин)

На берёзу галка села (присесть, руки к коленям),
С дерева потом слетела (встать, помахать руками).
На кровати спит Федот (присесть, руки под щёку)
 И с кровати не встаёт (встать, развести руками в стороны).
Поскачите, попляшите.
Поскачите, попляшите,
Сядьте тихо, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь.
Вы рифмовку прочитали...
А глаголы вы узнали?


Все выходят по порядку.
Все выходят по порядку - (ходьба на месте)
Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку -
Раз-два-три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
 Наклон вперёд.

3.7 Практическое задание (3мин)

А теперь вспомним народную мудрость, пословицы о лени и трудолюбии. Я хочу предложить вам такую игру: Задание по командам: каждой команде я дам карточки, они одинаковые. На этих карточках написаны пословицы,  которые пришли к нам издавна, они о лени и о трудолюбии, но вот беда, они разорваны, вы должны собрать половинки составить  и прочитать их вслух по очереди:

Ленивый сидя спит, лежа работает.

Проглотить-то хочется, да прожевать-то лень.

Лень добра не делает.

Ленивые руки не родня умной голове

Ленивому и в будни праздник.

Ленивый к работе, ретивый к обеду.

Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.

Кто ленив сохой, тому весь год плохой.

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Отсталый да ленивый всегда позади.

У ленивого — что на дворе, то и на столе.

Проленишься, так и хлеба лишишься.

Ленивый да вялый походя спят.

Долгая нитка — ленивая швея.

Кабы лентяй на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал.

У лодыря что ни день, то лень.

Без труда хлеб не родится никогда.

Без уменья и сила ни при чём.

Будешь стараться - всё может удасться.

В труде рождаются герои.

Глаза облюбовали, руки сделали.

Горька порой работа, да хлеб сладок.

Дело мастера боится.

Дело человеком ставится, человеком и славится.

Днём раньше посеешь - неделей раньше соберёшь.

Доказательство делом - лучшее доказательство словам.

Кто в работе впереди, у них орден на груди.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Кто работы не боится, у того она и спорится.

Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат.

Паши не лениво, если хочешь жить счастливо.

Пока железо в работе, его и ржа не берёт.

Рабочие руки не знают скуки.

.Терпение и труд всё перетрут.

Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Трудись, не ленись.

У работающего в руках дело огнём горит.

Каких пословиц больше? (Ответы детей)

3.8 «Мастер – золотые руки».(3мин)

Когда у человека всё спорится в руках, за какую работу ни возьмётся - все получается. Про такого говорят – «Мастер – золотые руки».

Послушаем стихотворение «Золотые руки»

    Золотые руки

Золотые руки у парнишки,

Что живет в квартире номер пять.

К мастеру приходят понаслышке

Сделать ключ, кофейник запаять.

Золотые руки все в мозолях,

В ссадинах и в пятнах от чернил –

Глобус он вчера подклеил в школе,

Радио соседке починил.

Нам спираль переменил на плитке,

Подновил дырявое ведро…

У него гремят в карманах слитки –

Олово, свинец и серебро.

Ходики собрать и смазать маслом

Маленького мастера зовут.

Если электричество погасло

Золотые руки тут как тут.

Мать руками этими гордится.

Хоть всего парнишке десять лет,

Пробку сменит он – и загорится

В комнатах живой и яркий свет.

Не успев прочесть об этом в книжке,

До всего дошел он наугад.

«Золотые руки у парнишки!» –

Про него соседи говорят.


Что означает выражение «золотые руки»? Почему все говорили, что у мальчика золотые руки?  (дети отвечают)

Ребята, мы сегодня узнали высказывания великих людей о труде, трудолюбии, слушали стихи.

Давайте оценим ситуацию в нашей группе. И пусть каждый задаст себе вопрос: «Насколько я трудолюбив?». «Всегда ли в порядке наше рабочее место, парта?». «Всегда ли чистая доска?». «Всегда ли чистый класс?».

Многие ребята без напоминаний берут веник и подметают пол, берут тряпку – и моют доску, убирают брошенные кем-то фантики, мусор. А иные, не будем сегодня называть имён, говорят: «А это не я... А это не моё…».

(Рассматриваются примеры из жизни группы).

Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот нелёгкий труд. К сожалению, многие сейчас считают, что это не престижная, грязная работа, даже стыдятся ее. А между тем знаменитый русский писатель Л.Н. Толстой писал,                                                    (дети смотрят на следующую картинку слайда и читают) что:                                                                           «Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни». (слайд 17)

Праздный -                                                                                                                               1.Пустой, порожний, ничем не занятый.                                                                                    2.Ничем не занимающийся, живущий без работы, без дела

Итак, дорогие ребята, вы поняли, что трудиться надо с детства. Конечно, сейчас ваш главный труд – учёба, и он нелёгок. Хорошие, крепкие знания нужны всем.

3.9 Наш труд (3мин)

Какой ваш основной труд?

Ответы…-

Как мы должны относиться к своему труду.

Ребята, выйдите к доске, пожалуйста, те, кто принимал участие в различных конкурсах, выставках, соревнованиях, и, возможно, кто-то получил грамоты?

Давайте дружно похлопаем нашим трудолюбивым ребятам. Будем на них равняться и брать с них пример.

 Сейчас вы – школьники, но незаметно пролетят годы и вы будете выбирать профессию. Послушаем стихи о том, как сложно выбрать профессию.

Стихотворение читает девочка:

1.Много профессий разных,

Выбрать, что не знаешь сразу

В жизни каждая сгодится,

Стоит сразу научиться,

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь –

Хорошо работай в школе

Добросовестно учись!

Стихотворение читает мальчик:

Я не знаю пока, кем я стану

И куда я работать пойду.

То мне хочется стать капитаном,

То командовать башенным краном,

То возить на машине руду…

Я хочу быть шофёром, актёром,

Взрывником и электромонтёром,

А ещё маляром, кузнецом.

И всемирно известным певцом!

Сколько в мире различных профессий,

Необычных и важных работ?

И бурильщиком быть интересно,

И водить грузовой самолёт.

Я позднее решу, кем я буду.

Столько разного в мире всего.

Посмотрите на картинки слайдов о том, как трудятся люди разных профессий (дети смотрят на картинки) (слайды 18-26)

Ребята, а только ли на работе трудится человек? А дома?

Ученик читает стихотворение  С. Погореловского «Попробуй волшебником стать»

 Хоть мама ещё не вернулась с работы,

Нетрудно узнать её думы, заботы:

«Вернусь – хорошо бы пошить, почитать…

Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь великое чудо –

Ковёр засиял, засияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись домой:

«Да это как в сказке! Волшебник ты мой!»

3.10 Творческое задание (3мин)

Задание по командам: каждой команде нужно будет разыграть сценку, то есть показать как человек трудится дома, а все остальные попытаются угадать, что это за труд.

4.Контрольно - оценочный этап занятия.

4.1 Подводим итоги и делаем выводы (1мин)

Итак, труд – это главная необходимость на земле. Всему, что у нас есть, мы обязаны труду.  Что такое трудолюбие? Что такое лень? Каковы лекарства от лени? Что означает выражение «Золотые руки»? Так какой же он трудолюбивый человек?

4.2Рефлексия (1мин)

Что ж, мы завершаем наш разговор. И нам остаётся подвести итог:                                                               посмотрите на следующую картинку слайда и прочитайте: (слайд 27)

Помните, что трудолюбие – источник всех благ. Духовных и материальных. Только трудясь, вы достигните всего, о чём сейчас мечтаете, или станете мечтать в будущем.

Будем трудолюбивыми! (слайд 28)

Какие чувства, эмоции вы испытывали на сегодняшнем занятии? Что вам запомнилось больше всего? Что очень понравилось, а что не очень?

Спасибо вам, что вы с активностью трудились на занятии. Я попрошу вас задать еще один себе вопрос: «Что я узнал нового сегодня на занятии, и что нужно для достижения цели? И каждый из вас пусть сделает вывод для себя – над чем ему работать.

Литература:

1.Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 2/ авт.-сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007

2 Г.К.Селевко «Педагогические технологии»

Литература для детей:                                                                                                                     1. Н.Носов «Заплатка».                                                                                                                             2. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».                                                                                                                  3. В.Маяковский «История Власа – лентяя и лоботряса», «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий»                                                                                                                                                                                    4. К.Чуковский «Федорино горе»

                                               Интернет- ресурсы:                                           .http://bio.1september.ru/                                                                                                         .  http://sbio.info/                                                                                             http://www.bril2002.narod.ru/                                                                                http://uchkopilka.ru/                                                                                                 http://nsportal.ru/                                                                                                                  http://ped-kopilka.ru/                                                                                       http://www.youtube.com/                                                                                     http://www.sonnik.ru/                                                                                        http://sonnik.main.ru/                                                                                         http://www.unisonnik.ru/

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешный человек. Какой он?

На классном часе дети делают вывод, что нужно для того, чтоб стать успешным....

Презентация к классному часу "Воспитанный человек, какой он?", 2 класс

Презентация к открытому классному  часу по технологии Системно-деятельностного подхода, по теме"Воспитанный человек, какой он"....

Классный час "Воспитанный человек, какой он?", 2 класс

Конспект открытого классного часа по теме "Воспитанный человек, какой он?" по технологии Системно-деятельностного подхода. Презентация....

Беседа с элементами дискуссии для младших школьников «Интеллигентный человек. Какой он?»

Задачи: формировать представление об интеллигентности как высшем проявлении воспитанности человека, его красоты....

Внеклассное мероприятие "Трудолюбивый человек"

Внеклассное мероприятие "Трудолюбивый человек"...

Технологическая карта классного часа (1 - 2 класс) на тему: «Воспитанный человек, какой он?»

Цель: формирование нравственного развития личности у детей....