Современные подходу к планированию воспитательного процесса в коррекционной школе
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мурашова Маргарита Валентиновна

Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки.

Новые стандарты  образования выдвигают новую систему информационно-методических требований к образовательным учреждениям  и  к  учителю  как  воспитателю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Гармония»

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

Мурашова М.В.

2016


СОВРЕМЕННЫЕ   ПОДХОДЫ  К  ПЛАНИРОВАНИЮ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки.

Новые стандарты  образования выдвигают новую систему информационно-методических требований к образовательным учреждениям  и  к  учителю  как  воспитателю.

Поэтому решение многих проблем в реализации ФГОС нового поколения современного образования зависит от профессиональных качеств педагога, его квалификации и методической подготовки, ведь именно педагог является ведущим субъектом образовательного процесса. Только  профессионализм, творчество, ответственность,  способность  к  непрерывному образованию, социальная активность,  конкурентоспособность учителя помогут ему воспитать   социализированную  личность  в  быстро  меняющемся  мире.  В связи с  этим  на методическую службу района, школы  возлагается задача об изменении подходов к  организации  и  содержанию  методической  работы, её формам и методам.

Методическая работа   ОУ должна основываться  сегодня на научном и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте, на целостной системе взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста педагога( классного руководителя), развитие его творческого потенциала и в конечном итоге на повышение качества и эффективности образовательно-воспитательного процесса. Отсюда, главная  задача   заместителя  директора  школы   в  работе  с педагогом ( классным  руководителем)– внедрение современных педагогических технологий.

Чтобы  реализовать  её,    проектируется    методическая  деятельность  исходя  из  следующих    подходов:  

  • - диагностического;
  • - дифференцированного;
  • - личностно-ориентированного;
  • - программно-целевого;
  • - компетентностного;
  • - деятельностного.

При планировании методической работы   учитывается уровень подготовленности и знаний учителя-воспитателя в социально-педагогической деятельности с детьми и подростками. Это позволяет организовать работу с педагогами-воспитателями на индивидуальной и дифференцированной основе.

В процессе диагностики  соблюдается периодичность, изучается не только исходное состояние, но и промежуточное и конечные результаты, поэтому проводится три этапа срезов:

  • Первичный (стартовый);
  • Вторичный срез;
  • Итоговая диагностика.

Организация методической работы с педагогами на диагностической основе позволяет  учитывать два других инновационных подхода:

- дифференцированный,

- личностно-ориентированный.

Первый исходит из типа педагогов-воспитателей, различающихся по мотивации педагогической деятельности, и предусматривает разнообразие приемов и способов воспитания для различных микрогрупп и отдельных педагогов с учетом их особенностей. Этот подход дает возможность более эффективно  работать с каждым педагогом, повышает уровень мотивации в решении профессиональных проблем.

Одной из  задач методической   работы  с  педагогами-воспитателями мы  считаем   помощь и поддержку личности учителя-воспитателя, его самореализации и самоутверждения. Эти отличительные признаки наиболее полно отражают  личностно-ориентированный подход, сущность которого заключается в опоре на опыт, знания, профессиональные интересы и умения педагога-воспитателя. Овладеть заместителю  директора технологией личностного подхода  - значит научиться так строить методическую работу, чтобы важнейшие функции педагога – ответственность, выбор ценностей, толерантность, признание прав человека, рефлексия и другие – проявлялись постоянно и были направлены на гуманистическое отношение к воспитанию юного гражданина, его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.

Одним из действенных подходов  в методической работе является –

программно-целевой, предусматривающий первоочередное внимание педагогов-воспитателей при составлении воспитательных программ, рассмотрение реальных жизненных ситуаций, ценностных ориентиров личности, активизацию школьников, обращение к социальному опыту подростков и т. д. По В. А. Сластенину цель является «системообразующим фактором педагогического процесса», а «центральным звеном всякой педагогической системы являются цели воспитания личности ребенка» (Б. Т. Лихачев). Рассматривая воспитание как систему профессиональной деятельности педагога, мы выходим, прежде всего, на четкую постановку целей, после чего определяем содержание работы в целевых программах, планах, специальных курсах, занятиях по выбору и т. д. Только определив цель, можно охарактеризовать нормативное содержание воспитания.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

В условиях деятельностного подхода  педагог выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, педагог учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности  он (педагог-воспитатель) становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Согласно деятельностному подходу происходит не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела.

Инновационным в  методической  работе  с педагогом-воспитателем является – компетентностный подход.

Компетентностный подход, с нашей точки зрения, наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования. Он расширяет сферу влияния образования на личность ученика и предполагает качественно иную систему оценки готовности выпускника к продолжению образования и успешной адаптации к быстро меняющемуся обществу.

Учитывая  выше  сказанное, компетентностную модель современного педагога-воспитателя  мы  представляем  в виде входящих в нее элементов:

  • ценности, принципы и цели;
  • профессиональные качества;
  • ключевые компетенции;
  • педагогические методы, способы и технологии;
  • профессиональные позиции.

Педагог-воспитатель  должен владеть теми компетенциями, которым он обучает. Вот некоторые из них:

  • планировать и организовывать самостоятельную деятельность учеников (помогать определять цели и образовательные результаты);
  • мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать требуемые компетенции;
  • строить образовательный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая учеников в разные виды работы, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы;
  • занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых школьником компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев;
  • владеть проектным мышлением (уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью);
  • владеть исследовательским мышлением (уметь организовать исследовательскую работу и руководить ею);
  • осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных и  внеучебных занятий и мероприятий;
  • организовать понятийную работу школьников;
  • вести занятия в режиме диалога и дискуссии.
  • владеть компьютерными технологиями и использовать их в образовательном процессе.

Если вы будете использовать  в  методической  работе с педагогами  выше  перечисленные  подходы, то  обязательно получите  положительные  результаты.

Исходя из современных требований были определены основные пути развития профессиональной компетентности педагога- воспитателя:    

1. Работа в районных  и школьных методических объединениях, творческих группах; школе  профессионального  мастерства  классных  руководителей;  

2.   Исследовательская деятельность;  

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;  

4.   Различные формы педагогической поддержки;  

5.  Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;  

6.  Трансляция собственного педагогического опыта;  

7.  Использование ИКТ и др.

Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения методического мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании. В процессе проведения  методической  работы  вами должны проводиться семинары - практикумы  по изучению  и  использованию в практической  деятельности педагогов-воспитаелей активных форм методической работы.

В  литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а В педагогической также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Используя  в  своей  методической    деятельности  такую  активную форму  как  теоретический  семинар, целью  которого  является повышение  теоретического  уровня  профессиональной  подготовки учителя-воспитателя, мы  знакомим  их  с  новыми  педагогическими  идеями  и  технологиями, с  новыми  подходами  к  организации  образовательного  процесса.

Проводя «деловую  игру» мы отрабатываем определённые  профессиональные  навыки, педагогические  технологии.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.

Мозговой штурм – это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной  точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием  используется при обсуждении методики изучения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.
Ведущий хорошо продумывает вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещаются критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма - 15-30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Ролевая игра (по существу, игра-драматизация) – это процесс, в котором участвуют руководители проблемных групп, методических объединений, распределяющие между  собой роли учителя, учащихся, заместителя директора по воспитательной работе, директора, методиста районного методического центра и т.д.

Руководить игрой должен либо методист, либо заместитель директора по  воспитательной  работе, либо руководитель методического объединения.

Механизм проведения ролевой игры довольно прост:

  • руководитель сообщает тему игры;
  • дается инструктаж о ходе игры;
  • фиксируется эмоциональная реакция каждого из играющих;
  • руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя  с их эмоциональными  
  • реакциями играющих;
  • подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений.

Такая игра активизирует внимание, переживания, мышление участников. И самое важное – учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.

  • Мастер-класс  является отличной организационной  формой   для  приобретения  и  закрепления  педагогами-воспитателями  практических  знаний  и  навыков.  Открытый  показ  даёт  возможность  получить  ответы  на  интересующие  вопросы, помогает  проникнуть в  своего  рода  творческую  лабораторию  учителя-воспитателя,  стать  свидетелем  педагогического  творчества, что,  безусловно,  способствует  продвижению  в  своём  деле.
  • Анализ конкретных педагогических ситуаций
  • Анализ конкретных педагогических ситуаций может выступать как самостоятельная форма работы и как прием, используемый в любой форме методической работы, помогает формированию умений вычленять проблемы, содержащиеся в педагогической ситуации, а также намечать возможные пути и способы их решения.
  • Разработка педагогической ситуации включает в себя:
  • отбор ситуаций, отвечающих целям и задачам методической
    работы (источником могут быть практика педагога, материалы по
    состоянию преподавания, периодическая печать).
  • Работу по анализу конкретных педагогических ситуаций строим по схеме:
  • анализ причины возникновения ситуаций;
  • конструирование вариантов их решения;
  • разработка рекомендаций педагогу, школе на основе сделанных выводов.
  • Разновидностью данной формы работы является разбор инцидентов, основывающийся на ознакомлении участников с ситуацией и последующим распределением ролей между ними. Участники получают описание ситуации, в котором содержится объяснение занимаемой каждым из них (по роли) позиции.
  • После проигрывания педагогической ситуации все приступают к ее обсуждению.
  • Тренинг (англ.) – специальный тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.
  • При проведении тренинга отрабатываются определенные профессиональные навыки и умения; широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренинга.
  • Выше перечисленные формы методической работы  с  учителями- воспитателями связаны с развитием практических умений учителя-воспитателя, отсюда  прослеживается необходимость   их проведения.
  • Известна истина, что получение вузовского диплома – не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
  • Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Новой школе нужен новый учитель-воспитатель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Изучение системы коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. ...

Современные подходы к организации урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации.Развитие внимания, воображения, наблюдательности.Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных логических связей.Р...

Доклад:"Применение технологии личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы"

Личностно ориентированный подход- важный принцип психологии и педагогики. Сущность этого подхода: общие цели – конкретно и соответственно индивидуальным качествам ребенка. Использование дидактического...

Использование современных ИКТ в учебно-воспитательном процессе в начальной школе

Системное использование электронных учебных материалов при обучении грамоте, математике, на уроках чтения и окружающего мира не только способствует развитию информационной компетентности учеников нача...

Современные педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС

Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека: - информационной (умение искать, анализировать, прео...

Современные подходы к планированию воспитательных мероприятий.

Выступление на районной августовской конференции...

из опыта работы Современные подходы к организации воспитательного процесса.

Доклад из опыта работыСовременные подходы к организации воспитательного процесса....