Статья на тему Адаптация детей в 1 классе
статья (2 класс) на тему

Китаева Ниита Викторовна

Статья на тему Адаптация детей в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_adaptatsiya_detey_v_1_klasse.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7 лет.

Известно, что возможность успешного продвижения школьников на этом этапе зависит от их способности адаптироваться к изменениям условий обучения при переходе в 1-й класс, где они осваивают новый вид деятельности – учение. Появляется учитель – новый значимый для ребёнка взрослый человек, который будет являться таковым на протяжении нескольких лет обучения в начальной школе. После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной.

Адаптация к школе  —  переломный период, когда меняется   место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузка на детскую психику.

Это трудный и ответственный момент в жизни ребенка и его родителей.

С поступлением в школу расширяется круг общеня детей, складываются новые межличностные связи и отношения, изменяется состав значимых сверстников. Первоклассник знакомится с новым детским коллективом, учителями. Взрослые требуют от него выполнения дисциплины, усидчивости и внимания на уроках.

Многим первоклассникам с трудом дается социальная адаптация, потому что они не могут принять строгий школьный режим, учебные нагрузки. Не все дети быстро вживаются в новую для них роль «школьника».

Некоторые первоклашки, уходя из дома в школу, берут с собой игрушки . Не стоит запрещать этого делать. Родителям надо только объяснить, что играть можно лишь на переменах. Ведь в младшем школьном возрасте ведущую роль все-таки занимает игра. В игре решаются проблемы совместимости и дружбы. Игра выявляет интерес к партнеру по общению, адекватное отношение к себе, способность поставить себя на место другого. В игре происходит сплочение детей, они лучше понимают друг друга, включаются в общение, учатся учитывать желания и вкусы других ребят.

Учителя (в первые месяцы учебного года) для быстрой адаптации первоклассников к условиям межличностного общения со сверстниками могут организовывать игры на переменах, коллективные игры, подвижные игры, игры по сплочению коллектива. (Примеры игр можно посмотреть в приложении №1).

Также учителя на классных часах могут провести цикл практических занятий, которые помогут в сплочении детского коллектива. (Примеры упражнений можно посмотреть в приложении №2).

В этот период остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для его здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно перейти от игровой деятельности, которая была основной у дошкольника, к новой учебной.

Здесь несомненно школьнику нужна доброжелательная эмоциональная поддержка как со стороны родителей, так и со стороны учителя, школьного психолога.

Родителям необходимо ежедневно подбадривать своего ребенка, радоваться его самым, казалось бы, незначительным успехам, чаще хвалить и поощрять. Не нужно ругать первоклассника за плохое поведение в школе. Приучайте ребенка делиться с вами его проблемами (со сверстниками, учителем). Почаще разговоривайте с ним и объясняйте, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в адаптации первоклассников. Учитель, психолог –  первые союзники родителей в данном вопросе. 

Советуйтесь с ними, поддерживайте авторитет учителя. Замечания о работе учителя не стоит делать в присутствии детей.

Первые недели учебы, а иногда и месяцы (в среднем первое полугодие), организму ребенка трудно привыкнуть к новым требованиям и ритму жизни. Поэтому у первоклассников могут появляться жалобы на усталость, общее недомогание, возникать плаксивость, раздражительность. Нередко нарушается сон.  Могут возникнуть трудности психологического характера: страх перед учителем, отрицательное отношение к учебе, недооценка своих способностей и возможностей. Не перегружайте ребенка делами, просьбами. По возможности, освободите личное время младшего школьника. Ведь ему нужно погулять с друзьями, поиграть в любимые игрушки, посмотреть мультики. Большую нагрузку маленький организм не выдержит.

Родители могут обратится за советами по адаптации ребенка к школьному психологу. Следуя этим советам, ребенок с вашей помощью быстрее перешагнет на новую ступень-ступень школьника.

Вот некоторые советы, которые может дать любой школьный психолог:

  • Любите своего ребенка, принимайте его таким, какой он есть!
  • Будьте терпеливы и отзывчивы!
  • Чаще хвалите Вашего ребенка. И, главное, сами верьте в то, что у него все получится!
  • Почаще разговаривайте с ребенком о школе, сверстниках, учителе. Выясняйте, что нравится вашему ребенку в школьной жизни, а что нет. Чем он доволен, а что хотел бы изменить. Объясняйте ребенку все, о чем он спросит!
  • Постарайтесь завлечь ребенка занятиями, которые ему по душе. Сделайте так, чтобы его увлечения стали его успехами!
  • Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка. Вспомните, какими вы были в детстве!
  • Почаще беседуйте с учителем, узнавайте об успешности обучения вашего ребенка!
  • Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте разумную помощь в его выполнении!
  • Старайтесь посещать все школьные и классные родительские собрания!

Признаками того, что ребенок прошел успешную адаптацию к школе, являются:

  • Ребенку нравится в школе, он уверен в себе и не испытывает чувство страха.
  • Ребенок справляется с учебной программой.
  • У ребенка сложились доверительные отношениями с одноклассниками и учителями.

Для многих детей поступление в школу может явиться сложным испытанием. Однако вопрос заключается в том, как ребенок справляется с этими трудностями, какие способы решения проблем, связанных с процессом адаптации к школе, выбирает сам. К сожалению, для некоторых учащихся эти проблемы остаются неразрешимыми. И если в таких случаях не оказывается помощь со стороны школьного психолога, учителя, родителей, то у детей могут наблюдаться различные формы школьных неврозов.

Приложение №1. Примеры игр для благополучной адаптации школьника  к межличностным отношениям со сверстниками.

Подвижные игры:

  • Игра «Ворвись в круг».

Все дети должны встать в один большой круг и крепко сцепиться руками. Один должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него.

Нужно быть осторожным, чтобы никого не травмировать.

  • Игра «Совушка».

Один из играющих – «Совушка». Он находится в небольшом круге («гнезде»). Остальные дети свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек, лягушек. По команде воспитателя или взрослого «Ночь наступает!» – все останавливаются. Совушка вылетает на охоту после слов «наступает». Заметив пошевелившегося игрока, Совушка берет его за руку и уводит к себе в гнездо. По команде «День!» все снова начинают двигаться.

После двух-трех повторений игры выделяется новая сова. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, которые не попадались совушке.

 Правила игры:

  1. Совушка не имеет права подолгу наблюдать за одним и тем же игроком.
  2. Вырываться от совушки нельзя.

Игру можно проводить под музыку. Бравурная, громкая музыка – «день», плавная, тихая – «ночь».

  • Игра «Невод».

Игровая площадка представляет собой «озеро». По нему ходят двое водящих с «неводом» (держа за концы натянутую скакалку, веревочку, шнур). Они стараются загнать в «невод» других играющих детей — «рыбок», которые стараются вырваться из «невода», перепрыгнув через него. «Рыбки», не успевшие перепрыгнуть через «невод» или задевшие его в момент прыжка, выбывают из игры, а водящие начинают новый заход с «неводом» по игровой площадке.

Правила игры:

  1. «Невод» должен все время двигаться на одинаковой высоте.
  2. Категорически запрещается поднимать «невод» во время прыжка, что может привести к травме.

Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки».

Игры на переменах:

  • Игра «Запрещенное движение».

Учитель или ведущий становится в центр зала, площадки. Дети выстраиваются в колонну друг за другом.

Перед началом игры выбирается одно «запрещенное движение», например, «прыжок» или «руки вверх», несколько раз демонстрируется детям.

Дети ходят по кругу и повторяют движения, которые им показывает ведущий. Задача детей не повторить именно «запрещенное движение». Если ребенок сделал «запрещенное движение», он становится в конец колонны.

Совет: Время от времени можно менять «запрещенное движение», таким образом, усложняя игру.

  • Игра «Комплимент».

Перед началом игры все участники становятся в круг. Затем первый игрок начинает с комплимента своему соседу. Тот, кто не сможет придумать комплимент своему соседу, выбывает из игры. Побеждают те, кто смог придумать или вспомнить наибольшее количество комплиментов.

  • Игра «Море волнуется».

Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

- Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).

Правила игры:

  1. Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки, стулья и так далее)
  2. Ведущий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Также ему не резрешено докасаться до играющих.

Примечания:

  • Количество участников игры не ограничено.
  • Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

Игры на сплочение коллектива:

  • Игра «Про что сочиним?».

Это игра чисто словесная. Предложите детям сочинить сказку. Договоритесь о теме: можно, например, придумать сказку про зайчиков. Затем вместе обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке: он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику. Зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу?

Вы с детьми говорите друг другу, про что именно будет ваша сказка. Через 2-3 минуты начинайте сочинять сказку. Каждый участник игры говорит по одному предложению. Начинает учитель, потом продолжают ученики. И по кругу, пока не закончите сказку.

  • Игра «Это мой нос».

Игроки садятся в круг. Ведущий начинает, говоря своему соседу слева: «Это мой нос», но в то же время касается своего подбородка. Сосед должен ему ответить «Это мой подбородок», показывая на свой нос. Получив правильный ответ, он поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: «Это моя левая ступня», показывая ему правую ладонь. Его сосед должен ответить: «Это моя правая ладонь», указывая на свою левую ступню и так далее. Следует всегда показывать часть тела, отличную от той, о которой говорят.

Приложение №2. Примеры упражнений для сплочения детского коллектива

  • Упражнение «Отгадай».

По желанию выбирается водящий. Он выходит из комнаты, и во время его отсутствия группа задумывает кого-то из числа присутствующих. Когда водящий входит в комнату, каждый член группы по очереди называет «прозвище», которое он дает задуманному группой ученику.

Например: девочка-мальчик, сегодня в красном-белом и так далее.

Задача водящего состоит в том, чтобы отгадать участника, которого задумала группа.

  • Упражнение «Школьник».

Дети рассаживаются по кругу, и поочередно каждый из них дает определение слова «школьник». Начало первого предложения обязательно включает такие слова: «Школьник — это…». Далее каждый заканчивает предложение так, как сочтет нужным.

При обсуждении акцентируется внимание на позитивных определениях.

  • Упражнение «Вдвоем».

Участникам предлагается разделиться на пары (по желанию или по усмотрению учителя). Парам дается задание — просидеть обнявшись (или взявшись за руки) 2-3 минуты. Проводится обмен впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Статья «Адаптация детей первого класса в школе»

В данной статье рассматриваются особенности адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. Даются практические рекомендации для родителей и учителей (алгоритм психологического сопрово...

Статья "Трудности школьной адаптации детей с аутизмом. "

В статье рассмотрены проблемы школьной адаптации в рамках инклюзивного обучения детей с психофизическими нарушениями. Автор обобщил особенности учеников с аутизмом, которые должны учитывать учителя пр...

Статья на тему: АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ к школе

Статья на тему:Адаптация детей с ОВЗ к школе   Составитель:ВоспитательДадыева З.А.Санкт-Петербург2021 Дошкольное детство – важнейший этап в жизни ребенка. Посещение дош...

Протокол №2 от 24.12.2021 года заседания МО учителей начальных классов МБОУ «Серго-Ивановская основная школа» по теме «Адаптация детей 1 класса»

     Протокол №2 от 24.12.2021 годазаседания МО учителей начальных классов МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»по теме «Адаптация детей 1 класса&raq...

Статья на тему: Адаптация детей к условиям ДОУ. Взаимодействие педагогов и родителей

Статья на тему: Адаптация детей к условиям ДОУ. Взаимодействие педагогов и родителей ...