Статья на тему: АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ к школе
статья

Дадыева Зоя Александровна

 

Статья на тему:

Адаптация детей с ОВЗ к школе

 

 

 

Составитель:

Воспитатель

Дадыева З.А.

Санкт-Петербург

2021

 

Дошкольное детство – важнейший этап в жизни ребенка. Посещение дошкольниками дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) – не только способ для родителей «пристроить» ребенка, но и важнейший институт социализации, обучения и воспитания ребенка. И от того, насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть не только его пребывание там, но и успешность дальнейшего обучения в школе. Адаптация ребенка к ДОУ определяется различными факторами как объективного, так и субъективного характера. Важнейшим среди них являются отношения в семье, а в частности особенности детско-родительских отношений.

И поэтому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.

Актуальность исследования обусловлена тем, что работа с родителями является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненно, чем у самого ребенка.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношении между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателю. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Нам представляется, что следует наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые, современные формы сотрудничества с родителями.

Над изучением проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ работали Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, В.П. Дуброва, А.Н. Леонтьев, Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева, А.В. Меренков, Р.Ш. Хабибуллина и другие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Они рассматривают необходимость поиска решения проблем таких, как взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

В настоящее время проблема согласованности и взаимодействия общественного и семейного воспитания рассматривается на государственном уровне: Конституции Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52; Законов российской Федерации «Об образовании», ФГТ к структуре основных общеобразовательных программ.

Так, согласно с Законом РФ «Об образовании» и новыми федеральными государственными требованиями, одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения – это «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

При описании феномена адаптации применимы такие понятия как «адаптивность» и «адаптированность». Подчеркнем, что термин «адаптированность» отражает определенное качественное состояние личности как результат процесса адаптации, а термин «адаптация» адекватен для обозначения самого процесса взаимодействия личности и среды. Если адаптация – процесс включения личности в деятельность, процесс интернализации личностью общественных отношений, реализующихся в этой деятельности, то адаптированность – мера включенности личности в новую или изменяющуюся социальную среду, уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.  Термин «адаптивность» можно определить как совокупность адаптивных качеств, фактор, характеризующий потенциальные возможности личности как субъекта адаптационного взаимодействия со средой.

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затрат психической энергии и часто проходящий с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма» [7;9].

 Под адаптацией детей к условиям ДОУ, по мнению А. С. Русакова, «принято понимать процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям» [15;69].

Таким образом, адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться.

Так, при поступлении в детский сад ребенок проходит процесс адаптации к условиям ДОУ. Адаптация ребенка к детскому саду – процесс двухсторонний. Это и биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет изменение привычных форм жизни ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Для множества детей прибытие в ДОУ – это первейший мощный стресс в их жизни; приспособление проходит неспокойно и более или менее долго. Иные дети привыкают к детскому саду быстрее, без каких-либо перемен в обычном поведении. Имеется и еще одна категория детей, самая небольшая, - это дети, которые так и не могут освоиться в ДОУ.

Список использованной литературы

  1. Авдеева, Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева // Психол. наука и образование. – 2010. - № 3. - С. 97-105.
  2. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 2. – С. 58-60.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология: новый журнал и новые перспективы // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 4–8.
  4. Барышникова, Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – C. 1-5.
  5. Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 7. – С. 13-18.
  6. Вертягина, Е.А. К определению понятий «адаптация»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zoya.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ

Составитель:

Воспитатель

Дадыева З.А.

Санкт-Петербург

2021

Дошкольное детство – важнейший этап в жизни ребенка. Посещение дошкольниками дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) – не только способ для родителей «пристроить» ребенка, но и важнейший институт социализации, обучения и воспитания ребенка. И от того, насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть не только его пребывание там, но и успешность дальнейшего обучения в школе. Адаптация ребенка к ДОУ определяется различными факторами как объективного, так и субъективного характера. Важнейшим среди них являются отношения в семье, а в частности особенности детско-родительских отношений.

И поэтому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.

Актуальность исследования обусловлена тем, что работа с родителями является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненно, чем у самого ребенка.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношении между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателю. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Нам представляется, что следует наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые, современные формы сотрудничества с родителями.

Над изучением проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ работали Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, В.П. Дуброва, А.Н. Леонтьев, Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева, А.В. Меренков, Р.Ш. Хабибуллина и другие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Они рассматривают необходимость поиска решения проблем таких, как взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

В настоящее время проблема согласованности и взаимодействия общественного и семейного воспитания рассматривается на государственном уровне: Конституции Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52; Законов российской Федерации «Об образовании», ФГТ к структуре основных общеобразовательных программ.

Так, согласно с Законом РФ «Об образовании» и новыми федеральными государственными требованиями, одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения – это «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

При описании феномена адаптации применимы такие понятия как «адаптивность» и «адаптированность». Подчеркнем, что термин «адаптированность» отражает определенное качественное состояние личности как результат процесса адаптации, а термин «адаптация» адекватен для обозначения самого процесса взаимодействия личности и среды. Если адаптация – процесс включения личности в деятельность, процесс интернализации личностью общественных отношений, реализующихся в этой деятельности, то адаптированность – мера включенности личности в новую или изменяющуюся социальную среду, уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.  Термин «адаптивность» можно определить как совокупность адаптивных качеств, фактор, характеризующий потенциальные возможности личности как субъекта адаптационного взаимодействия со средой.

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затрат психической энергии и часто проходящий с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма» [7;9].

 Под адаптацией детей к условиям ДОУ, по мнению А. С. Русакова, «принято понимать процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям» [15;69].

Таким образом, адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться.

Так, при поступлении в детский сад ребенок проходит процесс адаптации к условиям ДОУ. Адаптация ребенка к детскому саду – процесс двухсторонний. Это и биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет изменение привычных форм жизни ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Для множества детей прибытие в ДОУ – это первейший мощный стресс в их жизни; приспособление проходит неспокойно и более или менее долго. Иные дети привыкают к детскому саду быстрее, без каких-либо перемен в обычном поведении. Имеется и еще одна категория детей, самая небольшая, - это дети, которые так и не могут освоиться в ДОУ.

Список использованной литературы

  1. Авдеева, Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева // Психол. наука и образование. – 2010. - № 3. - С. 97-105.
  2. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 2. – С. 58-60.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология: новый журнал и новые перспективы // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 4–8.
  4. Барышникова, Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – C. 1-5.
  5. Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 7. – С. 13-18.
  6. Вертягина, Е.А. К определению понятий «адаптация»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. «Адаптация детей-инофонов в условиях школы-интерната»

Проблемы, трудности адаптации детей билингвистов в образовательной среде. Помощь в адаптации таких детей, которую оказывает образовательное учреждение....

Статья на тему Адаптация детей в 1 классе

Статья на тему Адаптация детей в 1 классе...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Статья на тему: адаптация и реабилитация школьников с ОВЗ в системе коррекционных школ.

Статья по коррекционной  педагогике, посвящённая проблеме взаимоотношений педагогов и обучающихся начальной школы, первоклассников или новых учеников. Этот процесс формировния авторитетных  ...

Статья «Адаптация детей первого класса в школе»

В данной статье рассматриваются особенности адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. Даются практические рекомендации для родителей и учителей (алгоритм психологического сопрово...

Статья на тему: Адаптация детей к условиям ДОУ. Взаимодействие педагогов и родителей

Статья на тему: Адаптация детей к условиям ДОУ. Взаимодействие педагогов и родителей ...