Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эколого-биологической направленности «Основы Школы здоровья»
рабочая программа (3 класс) на тему

Столярова Светлана Васильевна

Можно использовать для проведения классных часов или внеклассных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop.obrazovaniya_stolyarova_s.v.docx49.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Эколого-биологической направленности

«Основы Школы здоровья»

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: полгода

Автор-составитель:

Столярова Светлана Васильевна

1

Санкт-Петербург

2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Программа имеет эколого-биологической направленность

    Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

    Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.

    Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных  семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

  • Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
  • Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
  • Честен, самокритичен (нравственное здоровье);
  • Коммуникабелен (социальное здоровье);
  • Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность  образовательной программы

    Актуальность программы заключается в том, что предлагаемый курс занятий «Основы Школы Здоровья» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре и позволяет реализовывать основные направления такие как:

     - разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих физкультурно-оздоровительный и другие компоненты;

     -   привитие навыков самообслуживания.

     Новизна предлагаемой программы в том, что большинство занятий проходят в форме разнообразных игровых упражнений на развитие познавательных интересов. Занимаясь по этой программе, обучающиеся приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают бережное  отношение к своему здоровью.

   Педагогическая целесообразность

Планомерная и систематическая работа по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, в котором ребенок выступает активным исследователем, способствует нравственному, интеллектуальному развитию детей, активизации их познавательной деятельности. У детей формируется представление о жизненной важности всех человеческих органов, о бережном отношении к своему здоровью.

    Цель программы: 

  • cохранить  и укрепить здоровье детей через приобщение  их к здоровому образу жизни.

     Основные задачи программы.

     Обучающие:

  • Обогащать  словарный запас ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека
  • Расширить представление учащихся об окружающей среде
  • Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене
  • Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях

     Развивающие:

  • Развивать  у детей потребность в создании здоровой окружающей среды в школе и семье
  • Развивать  элементарные представления о структуре и функциях тела
  • Развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

     Воспитательные:

  • Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью
  • Формировать  установки на здоровый образ жизни
  • Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках
  • Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением
  • Воспитывать эстетический вкус и аккуратность
  • Установление положительной психологической атмосферы в коллективе  

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что    при построении  занятий, учитываются принципы: постепенности, научности, связи знаний, умений с жизненной практикой, развивающей направленности, доступности, активности и самостоятельности в познании. 

    Курс занятий ориентирован не только на усвоение детьми знаний и представлений, но и становление их мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоений знаний и представлений в поведении. Учитывая, что дети, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовятся к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.    

     Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы -

       от 7 до 12 лет.

     Сроки реализации дополнительной образовательной программы

       6 месяцев, 24 часа.

Отчет о выполнении программы: составляется по итогам работы по данной  программе за квартал (подведение промежуточного итога) и за полугодие (подведение итога по результатам работы по всей программе). В отчете будут указываться следующие данные:

  • количество детей, которые обучались по данной программе за указанный период (квартал)
  • какие знания и умения они приобрели
  • в каких выставках принимали участие

     Формы  занятий:

  • Групповые
  • Индивидуально-групповые
  • Индивидуальные

Занятия по данной программе состоят из теоретической  и практической частей.

     

Режим занятий:

1 день в неделю, исходя из плана.

    Организация образовательного процесса:

Работа организуется по тематическим блокам:

  1.  «В стране Здоровячков».
  2.  «Как я устроен».
  3.  «Если хочешь быть здоров».
  4.  «Уроки Неболейки».
  5.  «Помоги себе сам».
  6.  «Страна Злых Волшебников».
  7.  «Толпа и человек».

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Этапами для отслеживания результатов (диагностики) успешности овладения обучающимся содержанием курса являются разделы программы: 

I блок включает разделы:  «В стране Здоровячков», «Как я устроен», «Если хочешь быть здоров».

Ребенок должен уметь:

  • Определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье
  • Использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе
  • Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • Выполнять зрительный режим и гигиену глаз
  • Выполнять физические упражнения для развития физических навыков
  • Выполнять гигиену рта и кожи.
  • Составлять свое меню, используя полезные продукты
  • Применять правила личной гигиены в повседневной жизни
  • Составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его.

  Ребенок должен знать:

  • Основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому  образу жизни
  • Правила гигиены
  • Основы развития познавательной сферы
  • Влияние здоровья на успешную учебную деятельность.
  • Способы сохранения и укрепление зубов, зрения,  мышечного и костного корсета
  • Особенности воздействия двигательной активности на организм человека.
  • Особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника.
  • Основы рационального питания.
  • Знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

  II блок включает разделы : «Уроки Неболейки», «Помоги себе сам».

 Ребенок должен уметь:

  • Применять полученные знания и умения в повседневной жизни
  • Выполнять процедуры по закаливанию организма
  • Использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит.
  • Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах
  • Находить выход из опасных ситуаций.

    Ребенок должен знать:

  • Правила и методы закаливания.
  • Основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных            

          заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем

  • Способы сохранения и укрепление  здоровья
  • Значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
  • Правила оказания первой помощи
  • Основные  правила безопасности при использовании   электроприборов и других бытовых приборов, препаратов бытовой химии
  • Порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной     охраны
  • Общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях.

 III блок включает разделы: «Злые Волшебники», «Толпа и человек».

 Ребенок должен уметь:

  • Находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет
  • Применять коммуникативные и презентационные навыки
  • Находить выход из стрессовых ситуаций.
  •  Адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях.
  • Отвечать за свои поступки.
  • Отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Ребенок должен знать:

  • Правила безопасного поведения в различных ситуациях;
  • Правила владения собой;
  • Правила предупреждения конфликтов;
  • Телефоны службы доверия.

     В результате реализации программы  по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.  Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья,  обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим,  доброта, честность, трудолюбие, бережливость,  дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность,  любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Становится:

  • Общительным, коммуникабельным.
  • Активным исследователем.            

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. Оформление выставок творческих работ по темам программы.
  2. Проведение тестирования и анкетирования.
  3. Проведение итоговых занятий по темам.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

             Т Е М А  

Количество часов

всего

теория

Практика

1

Вводный урок:

«В Стране Здоровячков»

1

1

-

2

Наше здоровье. Эмоции

1

-

1

3

Как я устроен

4

2

2

4

Если хочешь быть здоров

3

2

1

5

Уроки Неболейки

3

3

-

6

Помоги себе сам

3

2

1

7

Страна Злых Волшебников

4

4

-

8

Толпа и человек

4

3

1

9

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:

24

17

7

Содержание программы

  1. Вводное занятие «В Стране Здоровячков» (1 час).

Теория – 1 час:

           - вводная беседа;

- знакомство с «докторами»: доктор Свежий Воздух, доктор Вода, Упражнение, Красивая Осанка, здоровая Пища, Отдых, Любовь.

        - игра: «Закончи предложение»    

    - анкетирование и тестирование «Умеете ли вы вести здоровый образ

          жизни?»

  1. Наше здоровье. Эмоции.(1 час).

     Практика – 1 час:

     - беседа: Что помогает человеку быть здоровым? (смех)

     - игра «Представь себе…» (на различные эмоции: радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, забота, страх, удивление, испуг, ярость)

     - составление фотороботов с разными видами человеческих эмоций.

  1. Как я устроен (4 часа).

  1. Глаза-главный помощник человека.

Теория – 1 час:

- беседа «Как человек общается с окружающей средой?»

     - опыт: наблюдение за зрачком;

     - гимнастика для глаз;

     - игра «Полезно-вредно»

     - повторение правил бережного отношения к зрению.

    3.2.  Как сохранить улыбку красивой?

    Практика – 1 час:

- беседа: загадки о зубах;

- анализ ситуации: стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы…»

- практическая часть: рассматривание зубов в зеркало;

- показ схемы «Строение зуба»;

- чистка зубов;

- правила ухода за зубами.

3.3.  Зачем человеку кожа?

     Практика – 1 час: 

- беседа «С помощью какого органа мы ощущаем предметы?»

- практическая часть: наблюдение и опыт;

- работа с таблицей « Строение кожи»;

- правила: гигиена кожи;

- игра «Выбери ответ»

3.4   Скелет - наша опора.

Теория – 1 час;

- вводная  беседа;

- работа по схеме «Строение скелета человека»

- практические упражнения;

- показ видеоматериала;

- разучивание упражнений на сохранение правильной осанки;

- правила для поддержания правильной осанки.

  1. Если хочешь быть здоров (3 часа).

4.1.   Как следует питаться.

     Теория – 1 час:

- беседа «Это интересно»;

- игра «Угадай-ка»

- анализ ситуации: чтение стихотворение С.Михалкова «Про девочку,   которая плохо кушала»

- советы Доктора Здоровая Пища;

- проведение опыта;

- игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»;

- золотые правила питания.

    4.2.    Здоровый образ жизни. Режим дня.

Теория – 1 час:

- беседа «Тайна пирамиды здоровья»;

- стихотворение С.Я.Маршака «Мы знаем, время растяжимо»

- показ медиаматериалов;

- правила «Разумного хозяина своего времени»

- составление режима дня.

   

     4.3.    Вредные привычки.

     Теория – 1 час:

- беседа;

- игра «Да – нет»;

- анализ ситуации;

- это нужно запомнить! показ видеоматериалов;

     - рисование плаката.    

  1. Уроки Неболейки (3 часа).

  1. Почему мы болеем? Причины болезни 

Теория – 1 час:

- беседа: «Сказка о здоровье»

- анализ ситуации: причины болезни от маленького ручейка: стихотворение;

- «Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам»

- стихотворение С.Михалкова «Грипп»

- игра-соревнование «Кто больше знает?»

- правила сохранения здоровья.

  1. Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Теория - 1 час:

- беседа: «Сказка о микробах»

- показ видеоматериала: «жизнь Порфирия Иванова»

- шесть признаков здорового и закаленного человека;

- это интересно: секреты долгожителей;

- характеристика здорового человека.

  1. Как избежать отравлений. Виды отравлений.

     Тория – 1 час.

     - беседа по сказке К.Чуковского «Айболит»

     - виды отравлений и пути проникновения в организм;

     - практическая часть: найди и узнай свой пульс;

     - игра-соревнование «Кто больше знает?»

     - показ видеоматериала «Скорая помощь».

  1.  Помоги себе сам.(3 часа)
  1. Первая помощь.

Практика – 1 час:

- беседа: повторение видов отравлений;

- стихотворения о службах 01, 02, 03 и 04;

- игра «Полезно-вредно»

- показ методов оказания первой помощи;

- практическая работа: наложение повязки.

  1. Как вести себя с незнакомыми людьми.

     Теория – 1 час.

     - беседа: «Закончи высказывание»

     - стихи «Азбука безопасности»;

     - правила поведения с незнакомыми людьми;

     - проигрывание ситуаций.

  1. Правила безопасного поведения дома и на улице.

     Теория – 1 час:

      - беседа;

      - показ видеоматериала.

      - рисование рисунков.

  1.  Страна Злых Волшебников.(4 часа).
  1. Злой Волшебник – Табак.

Теория – 1 час:

- анализ ситуации;

- игра «Выбери правильный ответ»

- беседа «Живи разумом, так и лекаря не надо»;

- это интересно!

- Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения.

  1. Злой волшебник-алкоголь.

     Теория – 1 час:

     - анализ ситуации: басня С.Михалкова «Непьющий воробей»;

     - игра «Выбери ответ»

     - это интересно!

     - игра «Беседа по кругу»

     - это полезно помнить!

     - рисование плаката.

  1. Злой волшебник-наркотик.

     Теория – 1 час:

     - анализ ситуации: отрывок из сказки Дж.Родари;

     - беседа;

     - игра «Пирамида»;

     - это полезно помнить!

  1. Игровая зависимость.

Теория – 1 час:

-  показ презентации

- игромания - психологическая зависимость;

- симптомы игромана;

- компьютер – помощник или враг;

  1.  Толпа и человек (4 часа).
  1. Явления экстремизма в подростковой среде.

Теория- 1 час:

- беседа;

- показ презентации;

- ознакомление с молодежными организациями прошлого и настоящего времени и их влияние на подростков (октябрята, пионеры, комсомол, хиппи, фаны, рокеры, скинхеды);

- внешние признаки неформальных групп;

- причины, по которым подростки вступают в неформальные группы.

  1.  Правила защиты от мошенников.

Теория – 1 час:

- беседа;

- анализ конкретных ситуаций;

- работа в паре;

- куда обратиться за помощью?: телефоны доверия

  1. Как вести себя в конфликтной ситуации.

Практика – 1 час:

- дидактическая игра;

- правила владения собой;

- правила предупреждения конфликтов.

  1. Сквернословие-враг человеческой души.

Теория – 1 час:

- беседа;

- анализ ситуаций из практики;

- игра «Выбери правильный ответ»

  1. Итоговое занятие (1 час).

Практика – 1 час:

- дидактическая игра;

- выставка рисунков.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Формы занятий

   Тема

Форма занятия

Приемы и методы

1

Вводный урок:

«В Стране Здоровячков»

Групповая

Рассказ,

Практическая работа

Обсуждение

2

Наше здоровье. Эмоции.

Групповая

Индивидуально-групповая.

Беседа.

Показ,

Объяснение.

Практическая работа.

Свободное творчество.

Физминутки.

3

Как я устроен

Групповая

Индивидуально-групповая.

Индивидуальная

Беседа.

Показ - ознакомление.

Объяснение.

Использование мультимедиа.

Практическая работа.

Физминутки.

4

Если  хочешь быть  здоров

Групповая

Индивидуально-групповая.

Беседа.

Показ - Ознакомление.

Объяснение.

Использование мультимедиа.

Практическая работа.

 Физминутки.

5

Уроки Неболейки

Групповая

Беседа.

Объяснение.

Использование  мультимедиа. Физминутки.

6

Помоги себе сам

Групповая

Индивидуально-групповая.

Беседа.

Показ - Ознакомление.

Объяснение.

Использование мультимедиа.

Практическая работа.

Физминутки.

7

Страна Злых Волшебников

Групповая

Индивидуально-групповая.

Беседа.

Использование мультимедиа.

Обсуждение.

Физминутки.

Практическая работа.

8

Толпа и человек

Групповая

Индивидуально-групповая.

Беседа.

Показ - Ознакомление.

Использование мультимедиа.

Обсуждение.

Физминутки.

Дидактическая игра.

9

Итоговое занятие

Групповая

Диалог.

Физминутки.

Дидактическая игра.

Выставка рисунков

Дидактический материал дополнительной образовательной программы:

  • Демонстрационный материал (плакаты, методические пособия, экспонаты)
  • Иллюстрационный материал  (медиаматериалы)
  • Информационный материал (литература)
  • Методические пособия для детей младшего школьного возраста СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Комитета по здравоохранению Правительства СПб 
  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материалы и инструменты:

  • Плакаты и схемы строения скелета и частей тела человека: кожа, глаз, зубы.
  • Брошюры и листовки с правилами ухода за глазами и полостью рта, оказание первой помощи в различных ситуациях;
  • Ребусы, кроссворды, загадки;
  • Игра «Фоторобот»;
  • Карандаши цветные;
  • Фломастеры;
  • Краски;
  • Кисти;
  • Баночки с водой.

Оборудование:

  • Учебные столы.
  • Доска магнитная.
  • Информационная доска для выставок детских работ.

Технические средства обучения: 

  • Мультимедиа

Материалы на электронных носителях: 

  • Презентации по темам: «Закаливание», «Подростковые группировки», «Злой волшебник – Алкоголь», «Правила безопасности», «Злой Волшебник – Наркотик».
  • Мультфильмы: «Ваше здоровье», «Чистые руки», «Планета Вредных привычек», «Распорядок дня».
  • Серии фотографий и иллюстраций продуктов питания (полезные, неполезные), бактерий, строения глаз, скелета и зубов человека.

 

Формы подведения итогов

Наименование

Форма

Приемы и методы

1

Итоговое занятие.

Игра «Крестики-нолики». Награждение лучших участников и команды победителя.

групповая

Диалог

Физкультминутка

Рисование

Развивающая игра

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для ПЕДАГОГА

1.   Бальсевич В.К. Не упустите время! - // Здоровье, 2008. - №8.

2.   Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. - М., 2006.

3.   Зайцев Г.К. Школьная валеология. - С.-Петербург, 2004.

4.   Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - С.-Петербург, 2008.

5.   Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - С.-Петербург, 2006.

6.   Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. - С.-Петербург, 2004.

7.   Зайцев Г.К. Уроки Знайки. - С.-Петербург, 2005.

8.    Евсеева О.Л. Валеологический праздник «День здоровья». - // Завуч в              начальной школе, 2008. - №3.

9.    Касаткин В. Н. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в

 школе / В. Н. Касаткин, И. А. Паршутин, А. С. Митькин, Т. П.

       Константинова, А. В. Тихомирова. – Москва : 2005. – 136 с.

  1.   Касаткин В. Н. Программа профилактики курения в школе / В. Н.    

  Касаткин,  И. А. Паршутин, А. С. Митькин, Т. П. Константинова, А. В.  

       Тихомирова. – Москва : 2005. – 132 с.

  1.   Взрослые дети, или Инструкция для родителей» : дайджест / Чуваш.  

         респ. дет.-юнош. б-ка ; сост. И. В. Яковлева. – Чебоксары, 2010. – 39 с. –

           (Останови у края ; вып. 1).

  1. «Мозговой штурм» : методика проведения / Чуваш. респ. дет.-юнош. б-

        ка ;сост. И. В. Яковлева. – Чебоксары, 2010. – 10 с.

  1. «Твоя жизнь – твой выбор» : метод. рекомендации по привлечению в

             библиотеку трудных подростков / Чуваш. респ. дет.-юнош. б-ка ; сост.   И. В.Яковлева. – Чебоксары, 2010. – 47 с.

  1.   Книги о тебе и для тебя : рек. указ.-игра для подростков / Чуваш. респ.  

    дет.-юнош. б-ка ; сост. И. В. Яковлева. – Чебоксары, 2009. – 29 с. : ил. –        

       (Серия «Твоя жизнь – твой выбор» ; вып. 2)

15.  Выбирайте жизнь. Знать, чтобы жить / сост. Е. В. Новичкова. – Пенза:

       Областная библиотека для детей и юношества, 2010.- 28 с.

16.  Выбирайте жизнь: накормить ребенка правильно. Как? / сост. Е. В.

       Новичкова. – Пенза : Областная библиотека для детей и юношества,  

       2010. - 28 с.

17.  Выбирайте жизнь. Вниманию родителей / сост. Е. В. Новичкова. – Пенза  

       :Областная библиотека для детей и юношества, 2011. - 40 с.

18.  Будущее детей в опасности: подборка сценариев дополнительных    

        материалов по здоровому образу жизни / сост. М. С. Волчкова. – Пенза :      

       Областная библиотека для детей и юношества, 2011. - 36 с.

19.   Ключи к здоровью /ред. сост. Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2007.   – 128 с.

20.  Факел Гиппократа /ред. сост. Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2006. – 128 с.

21.  Уроки здоровья. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Йошкар-Ола : Педагогическая инициатива, 2004. – 68 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Катаев, В.П. Цветик-семицветик: сказки /В.П.Катаев. - М.: «СТРЕКОЗА ПРЕСС»,2003. - С.5-21.

2.     Михалков, С.В. Как медведь трубку нашёл: сказка /С.В. Михалков. -    М.: Дет. лит.1981. - 20 с.

3.     Осеева, В. А. Лекарство / В.А. Осеева //Осеева, В.А. Волшебное слово /В.А. Осеева. -М.: «Книги «Искателя», 2003. - С.38-39.

4.     Сутеев, В.Г. Про Бегемота, который боялся прививок: по мотивам сказки М.Мацуорека /В.Г. Сутеев // Сутеев, В.Г.

5.     Чуковский, К.И. Мойдодыр. Федорино горе /К.И. Чуковский//

        Чуковский, К.И.Сказки /К.И. Чуковский. - М.: СТРЕКОЗА, 2000. - С.38-45, 62-71.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Танцуйте на здоровье"

Общеобразовательная программа «Танцуйте на здоровье» художественной и физкультурно-спортивной направленности создана для учреждения дополнительного образования детей, культивирующих танец не только ка...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»

Пояснительная запискаСамое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкив...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»

Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе "Дошкольник"

Переход из детского сада в школу — сложный психологический процесс для ребенка. Важно, чтобы в новый этап своей жизни дети вошли подготовленными.Главная цель подготовки детей к школе – фор...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно - оздоровительной направленности "Школа здоровья"

   Доплнительная общеобразовательная программа "Школа здоровья" направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здоров...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»

Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным ...