Статья "Организация занятий в группе продленного дня в начальных классах"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Борина Наталия Олеговна

Задача педагога группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию и обогащали его эмоционально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Организация занятий в ГПД20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Организация занятий

в группе продлённого дня

Вся деятельность  педагога в группе продленного дня может рассматриваться как цепь разнообразных, связанных и несвязанных между собой мероприятий. Воспитание в группе продленного дня ориентировано на развитие ребенка. Дети учатся самостоятельно решать поставленные задачи. Находить причину допущенной ошибки, сравнивать результат с образцом. Контролировать себя и товарищей. Творчески выполнять поставленную задачу. У детей на высоком уровне развивается мышление, воображение, связная речь.

        Когда у воспитателя группы продленного дня начинается рабочий день, у учеников рабочий день уже заканчивается.

        Действительно, дети приходят в школу рано утром, трудятся на протяжении 4-6 уроков, узнают очень много информации, выполняют массу заданий по учебной программе, получают за это свои заслуженные оценки. В это время дети максимально сконцентрированы и нацелены на результат. Они стремятся познать новое, получить хорошие оценки. Также дети помнят наставления родителей: «Учись хорошо», «Принеси сегодня  хорошие отметки», «Не отвлекайся на уроках», «Слушай учительницу внимательно» и так далее.

        Что касается группы продленного дня, то тут, конечно, для детей наступает совсем другое время, свободное от обязательных и «навязанных» действий. Для детей моей группы «продленка»- это уже своего рода праздник. Здесь нет оценок, не надо бояться получить двойку или замечание в дневник. Это очень радует детей, они становятся раскрепощеннее, наконец-то могут заняться «своими делами». Вот тут-то самое время раскрыть творческий потенциал каждого ученика. Этот нелегкий труд и ложится на плечи воспитателя группы продленного дня.  Наша задача состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его, не заставляя опять заниматься «за оценку». Конечно, легче всего ребенок соглашается оставить все свои дела, чтобы поиграть.

Режим группы продлённого дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Они характеризуется определённым расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года. Его структура складывается из следующих частей: уроки, активный отдых, самоподготовка, внеурочная деятельность, занятия по интересам, прогулки, экскурсии. Переход к игровым и самодеятельным формам занятий, после физических нагрузок, как правило, способствуют снятию утомления. Особое место в режиме дня занимает самоподготовка, которая должна проводиться в одно и то же время.

Самоподготовка

Одним из ведущих видов познавательной деятельности для учащихся в группе продлённого дня является самоподготовка. Это одна из форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время.

Самостоятельная учебная работа на этих занятиях преследует цель выработки навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у учеников положительного отношения к учебе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы.

Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в один и тот же определённый отрезок времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. Я отмечаю, что эта привычка в младшем возрасте возникает сравнительно быстро и обладает устойчивостью.

Прогулка

Прогулка – это одна из форм активного отдыха детей. Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного спокойного отдыха, быть насыщенной играми, развлечениями.

Подвижные игры на улице

        Через игру очень легко определить творческие способности детей, характер ребенка, его жизненную позицию. На улице мы играем в известные игры-  «Гуси-Лебеди», «Третий лишний», «Гусыня и гусь», «Кошки-мышки», «Вышибала». В этих играх сразу виден лидер. Сразу заметны и те дети, которые не любят занимать первые позиции, любят оставаться «в тени». Таким детям я уделяю особое внимание, стараясь сделать так, чтобы именно они стали ведущими. Иногда дети отказываются, стесняются, но стоит им побывать в лидерах, ситуация сразу меняется. Дети становятся увереннее в себе, выглядят в глазах сверстников совершенно по-другому. Это и есть развитие творческого потенциала. Ведь то, как дети себя ведут в игре, отображает их сущность.

        Также на прогулке я оставляю время, чтобы дети могли сами придумать себе игры. Ведь так развивается фантазия детей. Фантазируя, придумывая себе игры, дети становятся более инициативными,  активными. Все эти качества пригодятся ребенку в учебной деятельности. В дальнейшем, эти качества пригодятся и в любой профессии.

Занятия по интересам

        В группе продленного дня есть заметное преимущество- мы не ограничены временными рамками одного урока. Благодаря этому, мы можем творить и создавать, не ограничиваясь во времени. В нашем классе мы мастерим из бумаги, картона, ниток, проволоки, бисера, салфеток, пластилина. Здесь главное- не заставлять ребенка. В основном я приношу готовое изделие и показываю его детям. В силу своего возраста детям хочется сделать самому. Бывает, дети не проявляют интереса, отказываются делать вместе со всеми. В таких случаях я не настаиваю, ведь все дети разные. Если одному нравится оригами, то другому - проволока. Дети в моей группе сами выбирают, из какого материала и что они будут делать. Очень приятно, когда дети проявляют инициативу и предлагают свои идеи. Ведь так они развивают свои творческие способности.

Читаем книги

        Дети не очень любят читать. Да, они читают то, что им положено по школьной программе. В основном на чтение других книг у детей времени не остается. Поэтому в нашем классе мы повесили стенд с кармашками «Рекомендуем почитать». Теперь наши дети стремятся прочитать новую книгу, рассказать о ней друзьям, поделиться впечатлениями. Также дети очень любят читать по ролям, ставить сценки из сказок, рассказов. Дети придумывают реквизит, одежду, распределяют роли. Если в первое время мне приходилось делать всё самой, то на третий раз дети уже проявляют свою инициативу и фантазию. В течение года мы устраиваем литературные викторины, в которых дети узнают новые, неизвестные для себя факты о любимых писателях. Также часто я даю детям возможность побывать в роли писателя. Для этого я использую игру «Продолжи рассказ». Например, я им говорю строчку «Жила одна девочка, которая не любила делать уроки…». Задача детей- продолжить рассказ. Или придумать иной конец к какой-нибудь известной сказке.  Можно нарисовать иллюстрацию к какой-либо поговорке.

        Таким образом можно расширить творческие способности ребенка, научить ребенка фантазировать, проявлять находчивость и инициативность. Прививается также способность ребенка находить нестандартное в привычных явлениях и вещах. Все эти качества помогут ребенку не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Задача педагога группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию и обогащали его эмоционально.

 Доброжелательность, уважение и тактичность, введение занимательных форм времяпрепровождения и  использование новых компьютерных технологий – всё это помогает мне в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в группе продленного дня в 1 классе по теме: "Органы чувств человека"

Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований кохране органов чувств.Развивающие: раз...

ЭОР. Презентация по Правилам дорожного движения для занятий в группе продленного дня в начальной школе.

ЭОР будет полезен для занятий в группе продленного дня для учащихся начальной школы....

Конспект занятия в группе продленного дня в 1 классе по теме: "Привычки человека"

ответить на вопрос что такое привычки ;узнать, на какие группы делятся привычки;определить, как влияют привычки  на человека ....

Конспект занятия в группе продленного дня для 1 класса по теме «Вежливые слова».

раскрыть перед детьми сущность понятия вежливость;                 - содействовать развитию культуры речи...

Конспект занятия в группе продленного дня для 1 класса: "Путешествие в страну здоровья"

Занятие на тему:" Зжоровый образ жизни для младших школьников" в целях создания условий для формирования у  учащихся представлений о правильном питании и здоровом образе жизни....

Методическая разработка занятия для группы продленного дня в 1 классе. А вот весна.

О весенних изменениях в жизни растений, насекомых. О связях между живой и неживой природой. О наблюдение за птицами....