ПРОСТУПОК. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
материал на тему

Ларина Елена Владимировна

Цели: 1) Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.

2) Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.

3) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostupok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГКС (К) ОУ РМ «ИНСАРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

ПРОСТУПОК.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Беседа-презентация

Воспитатель: Ларина  Е.В.

ИНСАР 2014

Цели: 1) Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.

2) Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.

3) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Оборудование: красные и зеленые карточки у каждого учащегося; «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс Российской Федерации».

ТСО: презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме: «Проступок. Правонарушение. Преступление». Слайд 1.

2. Основная часть.

2. 1. Беседа.

- Что общего между проступком, правонарушением и преступлением?

Все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов.

- Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Да – нет? Почему?

Нет. Проступок и преступление не одно и то же. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.

- Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

-. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Устав школы.

- А в нашей школе есть устав?

  Да.

- Вспомним его вместе.

Учащиеся обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

Проступком.

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

Да. Ученик может получить за него выговор, директор может вызвать в школу родителей.

-Все наказания за проступки описаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Слайд 2.

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Старшеклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Показывается издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации».

Слайд 3,4.

- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Старшеклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению. Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Проступок – это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение (нарушение правил поведения, вызывающее поведение). Приведите свой пример проступка.

Слайд 5.

Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте, не поздоровался с директором школы или учителем.

- Сформулируем определение правонарушения.

Слайд 6.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

- Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16-ти лет?

Родители.

-Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?

Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию.

- Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?

Нет. В тюрьму сажают за преступления.

- Дайте определение преступлению. Слайд 7,8,9,10.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

- С какого возраста наступает уголовная ответственность? Слайд 11.

С 14-ти лет.

- За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления? Слайд 12.

Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.

- Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы. Слайд 13,14.

2. 2. Игра «Верно – неверно».

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет – красную. Всем понятны правила?

- Итак, ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.

Дети поднимают карточки.

- Объясните, почему это проступок?

Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок.

- Есть ли у девочек выбор?

Они должны или уйти или попробовать поговорить с ребятами.

- Что они могут им сказать?

Они могут сказать, например, что не будут им мешать, просто погуляют в парке и уйдут.

- А если ребята начнут вести себя агрессивно, будут все равно их выгонять и угрожать?

Тогда лучше уйти, не идти с ними на конфликт.

- Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся? И если должны, то кому?

Да, родителям, старшим братьям, милиционеру.

- Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?

Дети поднимают карточки.

- Почему вы не согласны со мной? Что же это по-вашему?

Это преступление.

- Назовите, какое именно преступление.

Кража. \ Грабеж.

- Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?

Это грабеж – открытое хищение чужого имущества, а кража – это тайное хищение чужого имущества.

- Вы абсолютно правы. Должна ли Татьяна рассказать кому-нибудь о случившемся? Кому?

Конечно, должна рассказать родителям и заявить в милицию.

- Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в милицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день-два. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?

Да, ей не нужно было идти одной в позднее время.

- Татьяне нужно было кого-нибудь попросить, чтобы ее проводил домой с дискотеки, либо идти вместе с подружками, либо попросить, чтобы ее кто-нибудь из родственников встретил.

Следующая ситуация № 3. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», – сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», – ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны?

Дети поднимают карточки.

- Я вижу, что большинство из вас со мной не согласны. Тогда что же это по вашему мнению?

Преступление.

- Какое именно?

Кража – тайное хищение чужого имущества.

- Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?

Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в милицию.

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

Рассказал бы отцу. \ Рассказал бы учителю. \ Сказала бы, чтобы они вернули украденные деньги.

-Ситуация № 4. Группа ребят из 11 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. По-моему это преступление. Согласны?

Дети поднимают карточки.

- Какое преступление совершила группа одиннадцатиклассников?

Они избили Алексея и Диму. Это – нанесение побоев.

- Верно. А когда они забирали деньги у малышей, это было преступлением?

Да, это грабеж.

- Таким образом, ребята совершили два разных преступления. Как бы вы поступили на месте Алексея и Димы?

Тоже попытались бы заступиться за малышей. \ Рассказали бы об этом директору школы или учителю.

3. Итог занятия.

- Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.

- Что такое правонарушение?

- Дайте определение преступлению.

Слайд 15,16,17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Проступок. Правонарушение. Преступление.

Классный час по теме " Проступок. Правонарушение. Преступление" предназначен для учащихся 3 - 4 классов ,по профилактике правонарушений среди детей и подростков....

Проступок. Правонарушение. Преступление.

Учиться правильно себя вести в школе и на улице....

Тема занятия: «Проступок, правонарушение, преступление»

Знакомство воспитанников с такими понятиями, как "проступок", "правонарушение", "преступление", выяснение на примерах, в чем  их сходство и различие, знакомство с понятием "ответственность" и её ...

Классный час "Проступок. Правонарушение. Преступление. " 8 класс

Тема: Проступок. Правонарушение. Преступление.(Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.)Цель: Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении.За...

«Формирование системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних»

Программа «Формирование системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних вОУ» ...