"Культура поведения".
методическая разработка по теме

Казакова Любовь Васильевна

Целью данной методической разработки является развитие этических норм поведения в обществе, воспитание у детей дружественных взаимоотношений со сверстниками. 

Методическая разработка расчитана на начальную школу и реализуется за один учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_povedeniya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка "Культура поведения"

Сентябрь. Первая неделя. Объясняю детям правила: «Самостоятельно готовься к занятию. Напомнить, что в школе ученики сами готовятся к урокам».

Вторая неделя. Закрепить знакомые правила поведения (Здороваться, прощаться, не перебивать разговор старших, во время разговора смотреть на собеседника).

Третья неделя. После игры побеседовать с детьми о том, как они выполняли знакомые им правила

  • справедливо разрешать спор;
  • будь внимателен к товарищу;
  • за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого;
  • уступай игрушки товарищам.

Четвертая неделя. Во время прогулки в парк начать с детьми разговор о бережном отношении к природе. Познакомить с правилами поведения в парке: нельзя ломать деревья кусты и т. д.

Октябрь. Первая неделя. Побеседовать на тему: «Скучен день до вечера коли делать нечего».

Вторая неделя. Прочитать рассказ «Трудный день». Отметить, как дети могут заботиться о маме, помогать ей. Показать дети Алгоритм «Осень». Поговорить о красоте родной природы, закрепить правила поведения в парке. Побеседовать о чутком доброжелательном отношении к людям А. Барто «Вовка - добрая душа».

Третья неделя. Во время прогулки предложить детям заняться каким-либо трудом; познакомить с правилами: «Не сиди без дела». «Если закончил задание раньше товарища, помоги ему». Прочитай рассказ В. Асеева «Три товарища». Уточнить и обобщить имеющееся у детей представление о дружбе, учить понимать и оценивать поступки людей. Напомнить пословицу: «Дружба заботой да подмогой крепка». Закрепить правила: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».

Четвертая неделя. Побеседовать о том, как дети помогают дома родителям, если у них свои обязанности. На примере рассказа В. Асеевой «Волшебное слово» закрепить правила вежливости.

Ноябрь. Первая неделя. Рассмотреть иллюстрацию книги Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Поговорить о хороших и плохих поступках. Ввести правила: «Не перенимай дурных поступков, старайся подать хороший пример другим».

Напомнить: старшие должны заботиться о малышах дома и в детском саду, не обижать их.

Вторая неделя. По математике объяснить правила: прежде чем выполнять задание, подумай.

Во время обеда напомнить правила за столом сиди прямо, не клади локти на стул. Предложи детям выбрать себе такое дело, чтобы самим было интересно и другим приятно. Напомню пословицу: «Скучен день до вечера коли делать нечего».

Третья неделя. Побеседовать о трудных делах, которые они могут делать в школе и дома. Прочитать пословицы: «Только одному тяжко жить на свете», «Друга ищи, а найдешь - береги», «Человек без дружбы, что дерево без корней». Выясню как их понимают дети. Познакомить с правилом: «Всем советуем дружить ссорится не смейте. Без друзей нам не прожить ни за что на свете».

Четвертая неделя. Учить детей заранее планировать трудовую деятельность, подбирать необходимые материалы, продумать действия по порядку, добиваться результата. Если при выполнении задания тебе помогали - поблагодари за помощь.

  1. Во время беседы обобщить и закрепить представления детей о дружбе, вспомнить пословицы, поговорки, правила: «Помогай товарищу, не жди пока он у тебя попросит помощи», «Поделись с товарищем книгами, карандашами, если у него нет», «Останови товарища, если он поступает плохо».
  2. Побеседую о том, как они понимают правила «Уважай взрослых в школе и дома», привести примеры добрых дел.

Декабрь. Первая неделя.

  1. Напомнить детям культурного поведения за столом: «Окончив еду, не облизывай ложку»
  1. Предложить детям несколько упражнений на правило: «Не перенимай дурных поступков». Сережа дернул Аню за косичку, а Антон увидел и засмеялся. А как бы ты поступил на месте Антона.

Вторая неделя

  1. Во время обеда напомню о бережном отношении к хлебу. Закрепить правило: «Не кроши хлеб, доедай кусок до конца».
  2. Как можно помочь птицам зимой. Закрепить правило: «Береги природу». Третья цеделя.
  1. Беседы на тему: «Мы в гостях». Чтение стихотворения А. Барту «День Рождения». Закрепления правил поведения в гостях.
  2. Во время прогулки закрепить правила поведения на улице: «Переходить улицу можно только по разрешению взрослого в указанном месте»; «Идя по улице, придерживайся правой стороны, иначе будешь мешать прохожим, двигающимся на встречу».

Январь. Первая неделя.

  1. Предложить детям нарисовать картину на тему: «Как мы заботимся о малышах дома и в саду».
  2. Беседа на тему: «Волшебные слова -наши верные друзья». Закрепить представления детей о том, что «волшебные слова» помогают человеку, вызывают добрые чувства к тем, кто говорит их.
  3. Предложу детям настольные дидактические игры.

Вторая неделя Во время прогулки упражнять в выполнении правил поведения на улице: «идти парами, организованно переходить улицу».

Третья неделя.

  1. Индивидуальные беседы с детьми: «Какие правила культуры поведения ты знаешь? Какого из ребят ты можешь назвать вежливым? Почему ты так думаешь? Подсказываешь ли ты своему товарищу как себя вести, если видишь, что он поступает не так как надо?»
  2. Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе.

Четвертая неделя.

  1. Обратить внимание на внешний вид детей, познакомить с правилом: «Если ты видишь не порядок в одежде ровесника или взрослого, то об этом надо сказать так чтобы человек не обиделся»
  2. Показать детям как расположены игры в шкафу. Отметить: каждая вещь должна иметь свое место.
  3. После чтения произведения Горской «Колин папа» побеседовать на тему: «Чему нас учит герои этого рассказа». Познакомить с пословицей «Скромность красит человека».

Февраль Первая неделя

  1. Побеседовать с детьми о том как они собираются в школу, (убирают постель, умываются, причесываются, чистят обувь, одежду и т. д.)
  2. Прочитать стихотворения С. Маршака «Как себя вести», закрепить правило «Уважай взрослых в школе и дома».

Вторая неделя

  1. Составляем рассказы из личного опыта на тему «Как дети выручили из беды товарища». Знакомство с правилом: «Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть кому нужна помощь».
  2. Предложить дидактическую игру «Вежливые ребята». Вспомнить правила вежливости, назвать литературные произведения, в которых говорится о вежливости.
  3. Во время прогулки понаблюдать за посадкой пассажиров в автобус, уточнить правила поведения в транспорте, отметить нарушения.
  4. Индивидуальные беседы на тему: «Тебя пригласили в гости».

Третья неделя.

  1. Творческие высказывания на тему: «Приключения новой куклы в школе». Закрепить правило «каждой вещи свое место».
  2. Во время прогулки дать детям поручения разной сложности. Проследить как они будут вести себя в этой ситуации. Напомню правило: «Если закончил работу раньше товарища, помоги ему».

Предложу ситуацию: две подружки вошли в трамвай и уселись на скамейку. Едет трамвай позванивает, колесами постукивает, но громче трамвая девочки на перебой рассказывают друг другу про разные мультфильмы. Рядом сидела женщина. Посмотрела она строго, но подружки не унимались. Вопрос: «Почему женщина строго посмотрела на девочек?» познакомить с правилом: «В общественном транспорте нужно разговорить тихо, в полголоса, чтобы не мешать остальным пассажирам».

Март. Первая неделя

  1. Беседа о том, как дети помогают взрослым дома, какие у них есть обязанности. Вспомнить правило: «Любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно. Хорошо выполненное задание доставит удовольствие и тебе и взрослым».
  2. Предложить ситуацию: Мальчик восьми лет зашел с папой в троллейбус, женщина встала и предложила мальчику сесть, мальчик сел. Папа и мальчик сказали: «Спасибо». Вопрос: «Как ты себя вести, если тебе уступят место в транспорте?»

Вторая неделя

  1. Индивидуальные беседы с детьми на тему: «Как ты ведешь себя в кинотеатре (театре)?»
  2. Игра «Письма доброго сказочника». Раскрыть значение слова «нельзя», «можно», «надо».
  3. Предложить несколько упражнений на правило «Не перенимай дурных поступков»: один мальчик обижал кошку, другой стал делать то же самое.

Третья неделя.

  1. Поговорить с детьми о правилах вежливости: «Какие правила вы знаете? Кого из ребят можно назвать вежливыми? Подсказываешь ли ты своим товарищам, как себя вести, если видишь, что они поступают не так, как надо?»

Вспомнить пословицы о вежливости: «Ласковое слово не трудно молвить».

  1. Вечером рассмотреть иллюстрации к правилам дорожного движения.

Четвертая неделя

  1. Во время обеда закрепить правила культуры еды: «Когда ешь, не откусывай сразу большой кусок - это некрасиво. Не разговаривай с полным ртом, старайся есть беззвучно. Если тебе нужно что-нибудь взять на столе, вежливо попроси соседа передать».
  2. Вечер вопросов и ответов: «Какие ты знаешь правила культуры поведения? Какие правила тебе трудно выполнять? Почему? Какие знаешь пословицы о культуре поведения? Какие правила тебе трудно выполнять? Почему?»

Апрель. Первая неделя.

1. Во время прогулки в парк обратить внимание на березы. Отметить: некоторые люди, чтобы добыть березовый сок, делают на березе надрезы! Дерево от этого сильно страдает. Чтобы помочь ему, надо пластилином и изолентой заклеить порезы.

Вторая неделя.

1. индивидуальные беседы о правилах речевого общения: «Когда мы говорим слова «скажите», «пожалуйста» , «разрешите спросить»? Как нужно разговаривать со взрослыми? Как нужно разговаривать в общественных местах? и т. д.»

2. Прогулка. Упражнять детей в правильном переходе улицы. Вспомнить правило: «Переходить улицу надо в указанном месте, неправильный переход может привести к несчастному случаю».

Третья неделя  .

1.Поговорить о том, как вести себя в театре, кино. Вспомнить правила: «Бывая в театре, кино, музее, помни, что ты здесь не один. Веди себя так, чтобы не мешать другим. В театр приходи вовремя. Не ешь во время спектакля, фильма - это некрасиво. Во время действия не разговаривай».

Прогулка        Рассмотреть первые цветущие растения (первоцвет,

ветреница); спросить, почему над ними летает много насекомых. Рассказать о бережном отношении к растениям, объяснить, почему они занесены в Красную книгу. Познакомить с правилом: «Не рви в парке, в лесу, на лугу цветов, пусть красивые растения останутся в природе! Помни, что букеты можно составлять из растений, выращенных человеком!»

Май. Первая неделя.

1. «Незнайка учит правила поведения». Закрепить с детьми правила

поведения в гостях, на занятии, в общественном месте, на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

культура поведения

интересное занятие для первоклассников....

Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"

Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....

Программа по культуре поведения младших школьников.

Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...

Классный час "Культура поведения"

Как Тётушка Сова  знакомила детей с правилами поведения. Помогают её Вредные советы Г. Остера, народная мудрость, сценка, показанная детьми. Учащиеся приходят к вывожу, что внешний вид, волшебные...

Беседа о культуре поведения "Правила, обязательные для всех".

Классный час о правилах общения; вежливом, внимательном и доброжелательном отношении к другим людям. В ходе беседы раскрываются правила вежливости, точности, деликатности....

Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"

Беседа даст  детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...