Главные вкладки

    75 лет со дня начала блокады Ленинграда
    классный час (2 класс) на тему

    Бояркина Юлия Викторовна

    Данный урок мужества по теме:"75 лет со дня начала блокады Ленинграда" воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ; знакомит ребят с понятием блокада,пробуждает чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны. Все этапы урока строго соблюдены. Данную разработку можно использовать как в младших классах, так и в старших - на уроках истории.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_muzhestva.docx923.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок мужества

    «75 лет со дня начала блокады Ленинграда»

    2 класс

    C:\Users\CREATIVE\Desktop\000446405_1-f25ce7e664dd66dad6e19c6f96588ee8.png

    Подготовила    Бояркина Ю.В.

    Цель:

    Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

    Задачи:

    1. Познакомить ребят с понятием блокада;
    2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
    3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

    Оборудование: проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация «Защитникам Ленинграда  посвящается…»,  плакаты военного времени, фотографии  военных лет, календарь  с изображением даты Блокады, детские рисунки по теме.

    1. Организационный момент.   Мотивация. 

    Учитель: Сестра моя, товарищ, друг и брат,

                    ведь это мы, крещённые блокадой!

                    Нас вместе называют - Ленинград,

                    и шар земной гордится Ленинградом.

                                                            О. Берггольц

    Звучит музыка. “Священная война”.

    22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков. ( 1 слайд)

    Ученик:

    Была война, прошла война,
    Над полем боя тишина.
    Но по стране, по тишине,
    Идут легенды о войне.

    Ученик:

    Июнь! Клонился к вечеру закат.
    И белой ночью разливалось море.
    И раздавался звонкий смех ребят.
    НЕ знающих, не ведающих горя
    Июнь! Тогда еще не знали 
    Со школьных вечеров к Неве шагая.
    Что завтра будет первый день войны,
    А кончится лишь в 45-м в мае.
    И песня над рекой лилась Невой,
    Мы шли на встречу утру и смеялись,
    НЕ знали мы еще тогда с тобой.
    Что с детством мы и с юностью прощались.

         2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуально деятельности. 

    Учитель: Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.( 2 слайд) (3 слайд)

    - Скажите, ребята, с кем воевал русский народ в Отечественной войне?

    - О каком городе пойдёт речь у нас на уроке мужества?

    - Что произошло с эти великим городов годы Великой Отечественной войны?

    Учитель:  Совершенно верно, для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов. ( 4 слайд) Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.(5 слайд)

    Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

    Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

     Началась блокада. В этом году исполняется 75 лет со дня начала блокады Ленинграда.( 6 слайд)

    3.Выявление места и причин затруднения

    Учитель:                                 

    -Ребята, может кто-то знает, что такое блокада?

    - Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. (7 слайд) Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. (8 слайд)

    Ученик: Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!». (9 слайд)

    Ученик: В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

    Ученик: Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.(10 слайд)

      Учитель: Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.(11 слайд)

    Ученик:

    На Ленинград обхватом с трех сторон 

    Шел Гитлер силой сорока дивизий.

    Бомбил. Он артиллерию приблизил,

    Но не поколебал ни на микрон,

    Не приостановил ни на мгновенье

    Он сердца ленинградского биенье,

    И, видя это, разъяренный враг,

    Предполагавший город взять с разбега,

    Казалось бы, испытанных стратегов

    Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

    И те пришли, готовые к победам,

    А третий, Голод, шел за ними следом.   

    Учитель: - Как  вы думаете, как жили люди в эти страшные дни? Как спасались?

    Не было топлива. Не было электричества. Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя. Начался голод

     20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. (12 слайд) Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

    - Ребята, представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась. (13 слайд, ) (14 слайд)

    Видеоролик о блокадном хлебе.

     Голодная смерть косила людей.(15 слайд). Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева (16 слайд).

    • "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
    • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
    • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
    • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
    • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
    • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
    • "Савичевы умерли"
    • "Умерли все"
    • "Осталась одна Таня"(17 слайд)

    При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

    (18 слайд)

    В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

    Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». (19 слайд) 

    « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. (20 слайд)

    Ученик:

    "Дорогой жизни шел к нам хлеб,
    Дорогой жизни многих к многим.
    Еще не знают на земле
    Страшней и радостней дороги".

    И было так: на всем ходу
    Машина задняя осела.
    Шофер вскочил, шофер на льду.
    Ну, так и есть, мотор заело.
    Ремонт на 5 минут - пустяк,
    Поломка эта - не угроза
    Да рук не разомкнуть ни как.
    Их на руле свело морозом.
    Ученик:

    Чуть разогнешь - опять сведет.
    Стоять? А хлеб? Других дождаться?
    А хлеб? 2 тонны! Он спасет
    16 тысяч ленинградцев.
    И вот в бензине руки он 
    Смочил, поджег их от мотора,
    И быстро двинулся ремонт.
    В пылающих руках шофера.
    Вперед! Как ноют волдыри,
    Примерзли к варежкам ладони,
    Но он доставит хлеб, пригонит
    К хлебопекарне до зари.
    16 тысяч матерей
    Пайки получат на заре -
    125 блокадных грамм
    С огнем и кровью пополам.
    О, мы познали в декабре:
    Не зря "священным даром" назван
    Обычный хлеб и тяжкий грех
    Хотя бы крошку бросить наземь.

    Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

    4.Проектная работа

    Ребята, многие из вас подготовили сообщение о родственниках, участвовавших в блокаде Ленинграда. ( Выступают дети).

    5. Итог

    Учитель: Молодцы, ребята.

    И все-таки город выжил! 27 января 1944 года в небе над Ленинградом распустились разноцветные цветы. Это был победный салют. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть. По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц с надписями.   Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

    Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная карточка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях? Во что оценить блокадную пайку хлеба?

    Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан на крови. Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу: “ Это хлеб наш насущный”? Может потому, что хотя не хлебом единым жив человек, хлеб все-таки мы ставим на первое место?

    - Как вы понимаете последние слова?

    - Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

    -Что вас впечатлило больше всего?

    За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание Город-Герой ,  награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

    Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

    6. Рефлекия

    -Ребята, оцените твою работу на уроке

    C:\Users\CREATIVE\Desktop\img10.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Начало блокады Ленинграда – 8 сентября»

    «Начало блокады Ленинграда – 8 сентября»...

    «Начало блокады Ленинграда – 8 сентября». Презентация.

    «Начало блокады Ленинграда – 8 сентября». Презентация....

    Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

    Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

    Презентация "8 сентября- День начала Блокады Ленинграда"

    Данную презентацию можно использовать в начальной школе на занятиях в ГПД и во внеурочной деятельности как иллюстративный материал....

    Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

    Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

    Начало ВОВ. Блокада Ленинграда.

    Начало ВОВ. Блокада Ленинграда....

    Урок мужества «75 лет со дня начала блокады Ленинграда»

    Что нас объединяет? Мы жители одной страны, одного города. Мы должны знать историю своей страны, своего города. Эта история его народа, история жизни наших дедушек и бабушек, наших родителей. Сегодня ...