Начало блокады Ленинграда
материал (2 класс)

Бережная Олеся Александровна

Сценарий музейного занятия ко Дню начала блокады Ленинграда для 1-2 классов по экспозиции музея ГБОУ СОШ №291 "Связь времён"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когда началась ВОВ война?

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Началась внезапно без всякого объявления войны, и советские войска буквально были захвачены врасплох, что позволило немецким войскам на 18 день войны, даже несмотря на ожесточённое сопротивление выйти к границе современной Ленинградской области. Наступление проходило молниеносно.

Кто знает что такое генеральный план «Ост»?

Ответы

А теперь, рассчитайтесь, пожалуйста на «первый-второй-третий-четвёртый». «Четвёртые», пожалуйста встаньте. Выжили только вы, остальные были уничтожены (сгорели заживо, замучены в концлагере, отравлены газом, умерли от голода), выжившие стали обслуживающим персоналом для «истинных арийцев» на оккупированных территориях.

Генеральным планом «Ост» предусматривалось выселить с территорий людей, готовилось истребление отдельный групп людей по национальному признаку (евреи, цыгане), а остальные должны были стать рабами. Разгромить русских и разобщить их. Ограбить и истощить материальные ресурсы. Россия должна быть ликвидирована. Срок –весна 1941 года.

А как получилась блокада? Что это такое?

8 сентября пал Шлиссельбург, и город окончательно был блокирован. Но означало ли это, что город будет сдан на милость врагу? Как бы не так! Для Города наступало время величайшей трагедии и подвига. Наступило время Блокады Ленинграда.

В сентябре немцы попытались сжать тиски блокады и затем взять Ленинград. Город потерял все свои предместья, но, благодаря храбрости солдат и офицеров Красной армии и полководческому гению маршала Жукова, враг остановился у самых границ города. Фронт проходил в 16 километрах от Зимнего дворца и 4 километрах от кировского завода. Его танки буквально с заводских стапелей отправлялись в бой.

Город не был взят, но враг не был бы подлым врагом если не искал способ как победить город и его людей. По его представлению это должен был сделать голод и жесточайшие авиационные бомбёжки, и артиллерийские обстрелы.

В начале в город пришли обстрелы.

А затем голод.

Что же могли получить из продуктов жители Блокадного Ленинграда? Для примера выберем категории иждивенцев и детей до 12 лет. Это самые бесправные категории в ту страшную пору. Ведь они получали самый минимум продовольствия.

В зале на открытом пространстве (в шкафы заглядывать не нужно) находятся экспонаты связанные с питанием ленинградцев. Ваша задача молча передвигаясь по кабинету найти заданные предметы. Важно! Тот кто нашёл, не должен ни коим образом дать понять другим что предмет найден. Нужно молча сесть на место.

Что вы нашли?

Прежде всего хлеб. В сутки эти категории получали не более 125 грамм на человека.

Мяса — 13 граммов, а точнее около 400 граммов в месяц. Сравнить это можно с одной банкой тушёнки. Но зачастую консервы выдавались в армии, а вместо мяса выдавался заменитель в виде требухи и прочих остатков мясного производства, что не употребляется в мирное время.

Крупы и макарон – 20-40 граммов в день (от 600 граммов до 1,2 килограмма в месяц). То есть, на день человеку полагалось не более столовой ложки крупы в день. Сахара — 27-40 граммов (от 800 граммов до 1,2 килограмма в месяц). Приведённые нормы продуктов не насытят человека полноценно. В истории есть свидетельства о том, что первоначально многие тратили эти карточки буквально за неделю, а затем медленно погибали от голода. Однако даже экономия не всегда спасала. Ведь карточки не всегда можно было отоварить. В лучшем случае можно получить хлеб, да и не более того.

А мы ведь с вами находимся в музее. Здесь, находятся немые свидетели того времени, вещи, которые находились в блокадном городе, или были изготовлены там.

Мы разделимся на четыре группы. Каждая группа получает текст, который нужно прочитать, найти в зале экспонат о котором говорится и пересказать текст.

1-2 класс:


Солдатский котелок

Выпущен в 1940-е годы на Ленинградском заводе «Красный Выборжец» (Свердловская набережная,12).

Так как запасы алюминия для производства котелков быстро сокращались,  постепенно, алюминиевые, овальные котелки были  заменены на стальные с зелёной или коричневой горячей эмалью, остатки которой мы можем видеть на нашем школьном экспонате.

Поднималась пыль густая

Вдоль проселочных дорог,

И стучал, не уставая,

Мой походный котелок.

Пела пуля в непогоду,

Смерти кровная сестра,

Я с тобой ходил в походы,

Спал и мерзнул у костра.

Из тебя в метель ночную —

Помнишь пушечный набат?—

Пил водицу снеговую

Насмерть раненый комбат.


Патефон

это механическое (работает без электричества) устройство для проигрывания и прослушивания мелодий.

Назван в честь французской фирмы - производителя Патэ, которая первой начала поставки таких устройств в Россию.

Для получения звука применяется пружинный двигатель. Заводить его надо было осторожно, чтобы не сорвать пружину, т.к. эта деталь была большим дефицитом. Одного завода хватало на прослушивание одной пластинки, а это примерно 5 минут.

В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, а сам аппарат скомпонован в чемоданчик и переносился в застёгнутом виде за специальную ручку.

Этот патефон был подарен школьному музею выпускницей 2019 года Анастасией Щербаковой в мае 2016 года.

Техническая служба школы разобрала и почистила аппарат. В ходе чистки на внутренней поверхности футляра было обнаружено клеймо: «Деревообрабатывающий завод имени Халтурина, Ленинград, 1940 год, 2 сорт».

Большое значение патефон приобрел в военное время. О нем пели как о бойце, его жалели, называли «усталым», «бродягой-патефоном». Он внес свой добрый вклад в Великую Победу над фашизмом.


Фотокор-1

В годы войны использовались самые разные модели фотоаппаратов: складные, ящичные зеркальные камеры начала ХХ века, малоформатные («Praktiflex»).

Встречались даже фотоаппараты для съемок в павильоне или дорожные камеры XIX века. Первый советский массовый фотоаппарат «Фотокор-1» активно использовался в окопах и блиндажах. Им делали фотографии на партийный билет. Интересно, что носителем является не плёнка, а стекло, с которого делали впоследствии отпечаток.

Без особого разрешения категорически запрещалось снимать военную технику и любые боевые действия. Нельзя было фотографировать и сам город, жителей, этим занимались только фотографы с удостоверением. За невыполнение приказа виновные подлежали наказанию по законам военного времени. 


Брошюра «Дикие съедобные растения» академика Келлера

Весной 1942 года ленинградцы стали употреблять в пищу те растения, которые могли найти в городе. Были созданы пункты по приему растений, переработкой которых занимался фасовочно-пищевой комбинат. Сборщикам выдавали дополнительные карточки на хлеб за 25 кг травы.

Из травы готовили и пюре, и салаты, и запеканки. Но главным блюдом, конечно, были щи из крапивы. Нередко их варили вместе с лебедой, которая традиционно на Руси шла в пищу в голодные годы.

В Ленинграде стали распространяться тоненькие книжечки с описанием съедобных растений и способами их приготовления.

В центре витрины вы видите подлинное издание, которое увидело в свет в сентябре 1941 года


Какие факты сегодня вас удивили?

 Как вы думаете, почему необходимо помнить жертвы и подвиг Блокады?

история учит нас стоически переживать наши беды и горести, ведь по сравнению с жизнью Ленинграда в годы войны, они слишком маленькие и не стоят этих переживаний.

А ещё, это то, что нас объединяет.

Каждый на этот вопрос отвечает сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Начало блокады Ленинграда – 8 сентября»

«Начало блокады Ленинграда – 8 сентября»...

«Начало блокады Ленинграда – 8 сентября». Презентация.

«Начало блокады Ленинграда – 8 сентября». Презентация....

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

Презентация "8 сентября- День начала Блокады Ленинграда"

Данную презентацию можно использовать в начальной школе на занятиях в ГПД и во внеурочной деятельности как иллюстративный материал....

75 лет со дня начала блокады Ленинграда

Данный урок мужества по теме:"75 лет со дня начала блокады Ленинграда" воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ; знакомит ребят с понятием блокада,пробуждает чувс...

Начало ВОВ. Блокада Ленинграда.

Начало ВОВ. Блокада Ленинграда....

Урок мужества «75 лет со дня начала блокады Ленинграда»

Что нас объединяет? Мы жители одной страны, одного города. Мы должны знать историю своей страны, своего города. Эта история его народа, история жизни наших дедушек и бабушек, наших родителей. Сегодня ...