Экологическое воспитание младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Опыт работы на тему "Экологическое воспитание младших школьников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЩИТА ОПЫТА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ:
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Выбрав эту тему для работы с детьми младшего школьного возраста, мною были поставлены цели:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Сама работа началась со сбора методической литературы, различных разработок уроков на экологическую тему. Применялся найденный материал не только на уроках природоведения, но и на уроках математики, русского языка, чтения. Составлялись и проводились различные внеклассные мероприятия на экологические темы. Были проведены: игра «Поле чудес» для учащихся 3-4 классов, экологическая сказка «Репка» для учащихся 1-2 классов, конкурсы рисунков на тему «Береги природу!», конкурсы стихов о природе «Лес – наше богатство!».
В 2012 году в школе был проведен семинар на тему: «Экологическое воспитание в начальной школе», где я выступила с докладом на тему : «Научно-теоретические основы экологического образования в начальной школе. Требования к экологической подготовке младших школьников». На заседаниях МО начальных классов нашей гимназии так же выступала с докладами и разработками мероприятий на экологическую тему.
Начиная с 2010 года , в гимназии ежегодно проводятся «Недели природоведения». Собран огромный материал : рефераты о редких животных и растениях, о насекомых; альбомы с рассказами и фотографиям об охраняемых уголках природы – заповедниках и заказниках, о лекарственных растениях Ставрополья.
Систематически проводятся экскурсии по городу Ставрополю и походы по его окрестностям.
Летом, работая в пришкольном лагере, так же проводятся мероприятия, связанные с экологическим воспитанием.
Развитие исследований и совершенствование практики работы в области экологического образования учащихся привело к идеи зарождения экологического краеведения. Экологическое краеведение в школе является межпредметным по своей сути.
Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своём крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.
Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы. Эти объекты можно конкретизировать следующим образом:
Природа – типичные и редкие виды организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники природы, природные ресурсы края;
Хозяйство – местные промышленные предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы благоустройства;
Население – особенности экологической культуры местного населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы;
Искусство – произведения профессионального искусства; народные промыслы, связанные с использованием природных материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни местного населения с природными сюжетами;
История – происхождение обычаев и традиций отношения к природе; происхождение названий населённых пунктов и других географических объектов; развитие природоохранной деятельности взрослых и школьников в крае.
Школьное краеведение имеет две взаимосвязанные стороны – краепознание и краестроительство. При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба условия, т.к. только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды формируется бережное, а затем и ответственное отношение к природе.
Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации различных видов деятельности учащихся – познавательной, целостно-ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой – в их совокупности.
Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в образовании и воспитании, причём следует иметь в виду, что при выделении отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение учеником тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения с учителем и т.п. осознание специфики каждого вида деятельности и их взаимосвязи позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/03/picture-17288.jpg)
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня
Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня Приобщ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-51271-1445354656.jpg)
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395893-1391242989.jpg)
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-791424-1463429142.jpg)
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395893-1391242989.jpg)
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-551026-1552910484.jpg)
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....