Экологическое воспитание младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Опыт работы на тему "Экологическое воспитание младших школьников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   ЗАЩИТА ОПЫТА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ:

        «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

                   Выбрав эту тему для работы с детьми младшего школьного возраста, мною были поставлены цели:

     - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

    - развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

    - обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

    - воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

                   Сама работа началась со сбора  методической литературы, различных разработок уроков на экологическую тему. Применялся  найденный материал не только на уроках природоведения, но и на уроках математики, русского языка, чтения. Составлялись и проводились различные внеклассные мероприятия на экологические темы. Были проведены: игра «Поле чудес» для учащихся 3-4 классов, экологическая сказка «Репка» для учащихся 1-2 классов, конкурсы рисунков на тему «Береги природу!», конкурсы стихов о природе «Лес – наше богатство!».

                   В 2012 году в школе был проведен семинар на тему: «Экологическое воспитание в начальной школе», где я выступила с докладом на тему : «Научно-теоретические основы экологического образования в начальной школе. Требования к экологической подготовке младших школьников». На заседаниях МО начальных классов нашей гимназии так же выступала с докладами и разработками мероприятий на экологическую тему.

                   Начиная с 2010 года , в гимназии ежегодно проводятся  «Недели природоведения». Собран огромный материал : рефераты о редких животных и растениях, о насекомых; альбомы с рассказами и фотографиям об охраняемых уголках природы – заповедниках и заказниках, о лекарственных растениях Ставрополья.

                   Систематически проводятся экскурсии по городу Ставрополю и походы по его окрестностям.

                   Летом, работая в пришкольном лагере, так же проводятся мероприятия, связанные с экологическим воспитанием.

                    Развитие исследований и совершенствование практики работы в области экологического образования учащихся привело к идеи зарождения  экологического краеведения. Экологическое краеведение в школе является межпредметным по своей сути.

                   Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своём крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.

                   Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы. Эти объекты можно конкретизировать следующим образом:

         Природа – типичные и редкие виды организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники природы, природные ресурсы края;

         Хозяйство – местные промышленные предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы благоустройства;

         Население – особенности экологической культуры местного населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы;

         Искусство – произведения профессионального искусства; народные промыслы, связанные с использованием природных материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни местного населения с природными сюжетами;

         История – происхождение обычаев и традиций отношения к природе; происхождение названий населённых пунктов и других географических объектов; развитие природоохранной деятельности взрослых и школьников в крае.

                   Школьное краеведение имеет две взаимосвязанные стороны – краепознание и краестроительство. При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба условия, т.к. только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды формируется бережное, а затем и ответственное отношение к природе.

Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации различных видов деятельности учащихся – познавательной, целостно-ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой – в их совокупности.

                   Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в образовании и воспитании, причём следует иметь в виду, что при выделении отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение учеником тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения с учителем и т.п. осознание специфики каждого вида деятельности и их взаимосвязи позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....