Главные вкладки

    Технология проектирования плана воспитательной работы класса совместно с родителями
    статья по теме

    Силко Арина Валентиновна

    Из опыта работы учителей начальной школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekhnologiya_proektirovaniya.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология проектирования плана воспитательной работы класса совместно с родителями

    (из опыта работы учителей начальных классов ГБОУ гимназии № 148 имени Сервантеса Зайцевой Л.А., Силко А.В., Повереновой О.А., Фроленковой А.Г.)

             В 2011-2012 учебном году на майском заседании творческой группы мы получили «Анкету ярких впечатлений»  для проведения опроса среди учащихся и их родителей. Нам эта анкета показалась интересной, и мы решили провести анкетирование.

             Основная идея анкетирования учащихся - выявить взаимосвязь между значимостью для ребёнка какого-либо события и степенью его участия в его подготовке и проведении. Кроме того, анкета позволит очертить круг наиболее значимых для учащихся партнёров (взрослые, ровесники), а также наиболее интересные для учащихся направления деятельности. Анкеты могут быть анонимными.

              Анкетирование было проведено в конце учебного года на классных часах и итоговых родительских собраниях. В анкетировании приняли участие дети начальной школы и их родители.

               1-ые классы- 55 учащихся и 48 взрослых (1А и 1В классы)

               2-ые классы- 76 учащихся и 65 взрослых (2А, 2Б, 2В классы)

               3-ие классы- 25 учащихся и  22 взрослых (3А)

               4-ые классы- 27 учащихся и 24 взрослых (4Б)

              К сожалению, не удалось привлечь все классы начальной школы к опросу, но так как участие приняли большее количество коллективов (7 классов из 12) и из каждой параллели были анкетируемые, то можно считать полученные результаты объективными.

               Обрабатывая анкеты, мы столкнулись с трудностью - было названо большое количество  разнообразных событий, значимых для ребят: приобретение кота или собаки, рождение братьев и сестёр, приезд родственников, новоселье и т. п. Мы взяли эти сведения на заметку, но для составления аналитической таблицы решили ограничиться событиями в школе и классе. Взяв за основу планы работы гимназии и классов, мы выписали основные, как нам казалось наиболее значимые мероприятия, и стали считать в скольких анкетах названо данное мероприятие. Тут мы столкнулись с первой неожиданностью, некоторые мероприятия, которые,  по мнению учителей,  были  важны, дети и взрослые  почти не вспомнили. Так произошло с праздником Детской Книги, неделей Безопасности и некоторыми классными часами и беседами. Тогда мы пошли другим путём: выбрали мероприятия, наиболее часто упоминаемые в анкетах, и зафиксировали их. Получилась следующая таблица. Разные цвета в  названии мероприятий означают межшкольный, общешкольный, классный уровень. Верхняя часть в каждой строке - количество мероприятий названных детьми, нижняя - взрослыми.

    Данная таблица даёт возможность рассмотреть,  как возрастает или падает интерес к данному мероприятию от класса к классу, какова доля участия  взрослых в подготовке и  проведении дел.

                  Обобщив данные,  зафиксированные в таблице, мы построили график     «Совпадения интересов». Там, где линии разных цветов совпадают или приближаются друг к другу, обозначены события,  которые оставили в памяти и детей,  и взрослых определённые воспоминания. А если к этому добавить степень участия в данном мероприятии (есть такой вопрос в анкете), можно сделать следующий вывод: МЕРОПРИЯТИЯ, ПРИДУМАННЫЕ И ПРОВЕДЁННЫЕ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ГДЕ ДЕТИ ЯВЛЯЮТСЯ ОРГАНИЗАТОРАМИ И АКТИВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ, ОСТАВЛЯЮТ НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И У ДЕТЕЙ И У ВЗРОСЛЫХ.

                Подумав, как можно использовать полученные результаты, мы решили

    их использовать  для составления плана работы на следующий учебный год.

    Проведя анкетирование, выявив и проанализировав интересы учащихся и проблемы, которые волнуют родителей, я начала готовиться к сентябрьскому родительскому собранию. Определила основные направления и выявила четыре  наиболее значимых. Расставила столы в 4 группы, изготовила таблички с указанием проблем: « Дети мало читают», « Дети испытывают дефицит общения в семье и не всегда умеют общаться со своими сверстниками в школе»,

    «Мы граждане огромной великой страны и дети должны осознавать это и гордиться своей Родиной», «Дети часто болеют». Входя в кабинет, родители выбирали интересующую их проблему и садились  за указанные столы. Сначала эта процедура вызвала некоторое замешательство: одни не могли определиться с проблемой, другие вообще не понимали - зачем это. Но постепенно все расселись и я  начала собрание. Я ознакомила родителей с результатами анкетирования, очертила круг проблем, волнующих родителей,  и попросила каждую группу предложить мероприятия по выбранному  направлению и объяснить,  зачем они их хотят включить в план работы. Таким образом,  я получила определённый набор целей и форм деятельности. Далее я попросила указать мероприятия, организацию и проведение которых они могли бы взять на себя.

                Через некоторое время мы собрались с родительским комитетом класса. Нашей задачей было проанализировать предложенные мероприятия, связать их с реалиями школы, определить сроки проведения и назначить ответственных. Таким образом, сложился план работы. Надо отметить, что на данном этапе важна роль учителя, как специалиста,  обладающего определёнными знаниями и опытом в планировании и проведении воспитательных мероприятий,  и нужно, чтобы родители это поняли и прислушались к рекомендациям. Авторитаризм здесь не допустим!

              Планирование решили делать на четверть, так как важно было определить эффективность мероприятий и иметь возможность корректировать дальнейшую деятельность. В конце четверти я провела опрос родителей через интернет-страничку нашего класса. Нужно отметить, что после каждого проведенного мероприятия,  на страничке размещался своеобразный фотоотчёт, состоящий из множества фотографий. Фотографии выполнены профессионально и точно передают эмоции детей, поэтому родители в курсе успешности мероприятий.

                Среди детей я провела конкурс рассказов и рисунков « Самые интересные моменты четверти». Сравнив результаты опроса среди детей и взрослых, мы с родительским комитетом составили  план работы на следующую четверть. После  2-ой четверти на родительском собрании я ознакомила родителей с результатами работы и попросила повторить работу, проведённую на первом собрании: разделиться на группы, определить цели, спланировать мероприятия. В этот раз работа прошла более осознанно и организованно. Мероприятия были выбраны более реальные, учтены интересы детей.

                 Какова эффективность этой технологии покажет время, но на мой взгляд она удобна тем, большая часть работы по организации и проведении  мероприятий ложится на родителей, причём не на одного-двух, а почти на каждого. Дети вместе с родителями участвуют процессе ( а в 3-4 классах можно будет приглашать их на этапе составления плана работы). Таким образом,  удаётся избежать ненужных   и неэффективных мероприятий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План воспитательной работы класса на 2 полугодие 2011-2012 уч. г.

    Запланированные мероприятия с учениками и родителями по различным напралениям....

    Перспективный план воспитательной работы класса

    Подробное планирование воспитательной работы класса на год...

    план воспитательной работы класса

    План воспитательной работы на 2013 -2014 уч.год....

    план воспитательной работы класса

    План воспитательной работы на 2013 -2014 уч.год....

    план воспитательной работы класса

    план воспитательной работы состоит:- характеристика классного коллектива;- план работы с учащимися с высокой мотивацией к обучению;- план работыс учащимися с низкой мотивацией к обучению;- работа с ро...

    План воспитательной работы класса

    План воспитательной работы с классом (таблица)...