Советы родителям детей всех возрастов
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Алексеенко Анна Александровна

Предлагаю вашему вниманию советы (памятки) для родителей детей младшего школьного возраста. Здесь вы ознакомитесь с такими советами:  "О внимании и внимательности" ;

Как относиться к отметкам ребенка";

"Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий" ;

"Как поощрять ребенка в семье";

"Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей ";

 "Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка";

"Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка";

"Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день";

"Поощрение и наказание как методы воспитания";

"Рекомендации родителям обучающихся 1 – 4 классов";

"Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_o_vnimanii_i_vnimatelnosti.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям о внимании и внимательности (памятка)

     

Уважаемые родители!

Помните, что внимание — один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

  1. В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.

  1. Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

  1. Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.

  1. Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимание обращайте на достигнутые им успехи.

  1. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

  1. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.

7.      Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.

 

 

Как относиться к отметкам ребенка (памятка)

  1. Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть таким не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

  1. Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

  1. Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

  1. Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

  1. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

  1. Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

  1. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

  1. Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

  1. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

10.  Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий

  1. Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.

  1. У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

  1.   Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.

  1. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

  1. Объясните ребенку главное правило учебной работы — учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.

  1.    Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.

  1. Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.

  1.  Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

  1.  Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.

  1.  Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.

  1.      Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

  1.  Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

  1.    Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую:   отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

  1. Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

  1.   В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье — с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

Как поощрять ребенка в семье

           Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.

  1. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

  1. Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.

  1. Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

  1.  Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.

  1.  Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д.

  1.  Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

  1. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.

  1. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.

  1.  Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.

  1.   Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.

  1.  Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
  2. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

  1. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей 

  1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

  1. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  2.   Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

  1.  Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  2.   Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

  1. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  2.  Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

  1. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  2.   Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  1. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  2. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

  1.    Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

 Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.

Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Часто бывает так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому почитать книжку?» И тогда в ход идет принуждение: «Прочитай еще хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть» и т.д.

Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и велело. Огромную роль  играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны. 

Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка

Советы родителям

  1. Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет в школу, умея читать. В 4—5 лет учиться читать легче, чем в 7—8 лет.

  1.  Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.

  1. Обучая детей чтению, опираться на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.

  1.  Больше играть с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

  1. Рассказывать детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семи-восьмилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.

  1. Чаще устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

  1. Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

  1. Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.

  1. Принимать во внимание, что возраст с 7 до 16 лет - это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.

  1.  Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

  1.  Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т.д.; вырабатывать у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

  1.  Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращать внимание на то, что сын или дочь читает.

  1.   Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.

  1.   Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.
  2. Обязательно записать ребенка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

Памятка для родителей 

Уважаемые родители!

Если Ваш ребенок неуверен в себе, он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

  1.  Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.
  2. Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
  3. Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.
  4. Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.
  5. Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников.
  6. Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
  7. Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.
  8. Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.
  9.  Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу и не мешайте ему.
  10.  Не ставьте ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
  11.  Вселяйте в ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».
  12. Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
  13. Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.
  14. Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.
  15. Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера е качествами характера детей, которые бывают у вас дома.
  16. Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
  17.  Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.
  18. Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
  19. Радуйтесь его победам над собой.
  20. Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
  21. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день

Уважаемые родители! Помните!

          Самое главное — сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.

  1. Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.

  1. Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.

  1. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.

  1.   Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет - не препятствуйте ему.

  1. Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.

  1. Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.

  1. Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.

  1. Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.

  1. Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.

  1. Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему навстречу!

        Поощрение и наказание как методы воспитания        

Уважаемые родители!

Внимательно прочтите эту памятку и задумайтесь о том, насколько правильно вы поступаете, воспитывая своего ребенка и определяя меру поощрения и наказания детей в семье.

  1. Ваш ребенок должен чувствовать вашу последовательность и ответственность, объективность и рассудительность в оценке его поступков, поведения.

  1. Никогда не наказывайте своего ребенка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.

  1. Не принимайте формальное решение о наказании своего ребенка.

  1. Уважайте в своем ребенке человека, не оскорбляйте и не унижайте его.

  1. Не бойтесь рассказывать своему ребенку о своих проступках в его возрасте. Это только поможет ребенку понять вас и себя.

  1. Требуйте от ребенка говорить только правду, какой бы горькой она для вас не была.

  1. Защищайте своего ребенка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.

  1. Наказывайте ребенка, не унижая его человеческое достоинство.

  1. Наказывая ребенка, придерживайтесь единой линии наказания, не таите от одного из родителей проступки ребенка. Это может привести к потере вашего авторитета.

  1. Будьте терпеливы в наказании, любой промах ребенка не оставляйте без внимания.

  1. В промахах и проступках своего ребенка не пытайтесь делать виноватыми других людей.

  1. Кто старое вспомнит, тому глаз вон». Вспоминайте эту пословицу тогда, когда вам хочется укорить ребенка дурным поступком, когда-то им совершенным.

  1. Общайтесь со своим ребенком, иногда он совершает проступки, чтобы обратить на себя внимание.

  1. Помните! Хвала должна быть объективной!

15.  Любите своего ребенка, несмотря ни на что!

Рекомендации родителям обучающихся 1 – 4 классов

  1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными «Что получил?», "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.

  1. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные на Ваш взгляд достижения ребёнка, страх не активизирует его деятельность.

  1. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребёнку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. Нам всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.

  1. Покупайте и дарите книги, картины. Читайте вслух, предлагайте ребёнку почитать.

  1. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребёнка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

  1. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребёнку будет приятно, если вы не оставите его проблемы без внимания.

 

Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?

  1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

  1. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

  1. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

  1. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

  1. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

  1. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологический проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).

  1. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.

  1. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

  1. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.

  1. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям детей младшего школьного возраста

Рекомендации психологов, как сделать так, чтобы ребенок гордился своей семьей....

Советы родителям при переходном возрасте ребёнка.

Вы пережили полуночные кормления, с достоинством выдержали перепады настроения двухлетнего малыша и стойко сопротивлялись его нежеланию идти в школу. Тогда почему же само слово «подросток» вызывает у ...

Советы родителям "Дети учатся у жизни"

10 советов по воспитанию детей...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Советы родителям детей начальной школы на каждый день

Советы родителям детей начальной школына каждый день...

Советы родителям детей "группы риска".

Почему обучение трудно дается? Как помочь ребенку? Полезные советы родителям....