Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие День поэзии, в рамках акции «Читающая Югра» «Нам воспеть бы тебя, край Югорский» к 85-летию Ханты-Мансийского Автономного округа.
    классный час (4 класс) на тему

    Айтыкина Амина Худжатловна

    Цель:

    • Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, стихи.

    • Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

    • Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

    • Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие

    День поэзии, в  рамках акции «Читающая Югра»

    «Нам воспеть бы тебя, край Югорский»

    к 85-летию Ханты-Мансийского Автономного округа.

    Творческая встреча с салымской поэтессой Коневой Тамарой Витольдовной

    Цель:

    • Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, стихи.

    • Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

    • Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

    • Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

    Предварительная работа:

    • Рассматривание альбомов о жизни народов Севера: быт, промыслы, прикладное искусство
    • Чтение сказок народов Севера «Сказки бабушки Аннэ», загадок, пословиц и поговорок, сборник стихов «Золотое пёрышко»
    • Проектные работы детей
    • Рисунки детей и раскраски

     Оборудование урока:

    • Презентация учителя  Power Point 2007
    • Проекты детей
    • Выставка книг
    • Детские рисунки, раскраски

                                     

                                             Ход мероприятия:

    Учитель:

    Я Родины себе не выбирал.
    Она, как жизнь, дается от рожденья,
    Мне стала вьюжная суровая  Югра
    Отечеством, той точкой становленья, 
    Откуда в жизнь шагнул и где иду
    У всех, как свечка в юрте, на виду.
    Я Родины себе не выбирал…
                                   В. Плесовских
    ( Слайд 1)

    Родина….( Слайд2)  Никому не дано выбирать её. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны  мы коренным жителям – хантам и манси. (Слайд  3,4) Эти люди издревле живут на земле, которую называли Югрой или Югорией. Югра – имя короткое и звучное, овеянное романтикой старины, снова возвращается в обиход и все чаще используется как неофициальное название Ханты-Мансийского автономного округа.  (Слайд 5,6)

    Ученики:

    1.Я счастлив, что в крае Югорском родился,

    Что с ним я судьбою навек породнился.

    Горжусь я, и гордость свою не скрываю

    Стихи я и песни Югре посвящаю!

    2. Не зря край родной мой Югорским зовут,

    Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,

    И там, где шумела когда-то тайга,

    В лесах новостроек теперь города.

    3. Считаю свой край богатырски богатым,

    Здесь самые лучшие в мире девчата.

    Здесь самые смелые парни на свете,

    Югра – ты красивее всех на планете!

    4. Много стран на белом свете,

    Я сегодня, скажу не тая,

    Но милее нигде края нету,

    Чем родная Югра, ты моя.

    5. Ты - святая земля, ты надежда,

    Ты богатством своим дорога.

    Летним зноем, зимой белоснежной,

    Дорогая моя Югра.

    Учитель: Олтул олнэ! Так звучит приветствие на хантыйском языке. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »( Слайд7)

    Ученица:

    Югорский край, как ты велик. Гостеприимен, щедр, красив.

    Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!

    Я здесь родилась, выросла, живу!

     Югра, как я тебя люблю!(Слайд 8)

    Учитель: 

     - Какую территорию так называют Югорский край? ( ХМАО) (Слайд9)

    - Какие города в нашем округе вы знаете (Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут, Ноябрьск…)

    - Какие поселки есть в ХМАО? (Сингапай, Чеускино, Пойковский,Юганская Обь, Лемпино…)

    -А как называется наш район? (Нефтеюганский)

     - В каком поселке живём мы с вами?  (Салым) (Слайд10)

     Что обозначает это хантыйское название «Салым»?

    Учитель: 10 декабря 2015 года Ханты Мансийский автономный округ отмечает свой 85-и летний юбилей. А вы знаете, что названием округ обязан коренным жителям. (Слайд 11)

    - Как они называются? Правильно, это ханты и манси.

    Эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией.

     А вот что обозначает слово «хант», об этом расскажет Лазарев Женя

    Женя: «Всех людей мы называем ханты, ханты - русский, ненец и узбек.

    Потому что слово это «ханты» - в переводе значит «человек».

    Учитель: Сегодня вы можете увидеть красивую выставку работ о жизни коренных народов Севера (показывает на выставку).

     В центре выставки находится герб ХМАО. Зеленый цвет на гербе и еловые ветки означают, что в крае много лесов. Синий цвет – символизирует о множестве рек и озер. Венчает герб – национальный орнамент «оленьи рога», что говорит об основном занятии народов – оленеводстве. (Слайд12)

    А какой же народ без своего национального языка, на котором они говорят. Этот язык понимают ханты и манси.

    Северный край – край холодный и суровый. Чтобы выжить в таких нелегких условиях, им нужно теплое и надежное жилье. (Слайд 13,14)

    - Как называется хантыйский дом? Правильно, это чум. (Слайд15,16) ). 

    Люди долго искали клад,
    Хлынул в небо нефти каскад!

    В недрах нашей северной земли умные люди – геологи нашли черное золото – это нефть. (Слайд17) Вот поэтому по нашей земле люди ведут нефтепровод. Благодаря работе нефтяников на нашей Югорской земле среди болот и непроходимой тайги выросли многочисленные современные поселки и города, построены дороги и мосты, аэропорты и много еще разных сооружений на благо людей.На нашей территории работает 56 нефтяных компаний. Среди них такие крупные, как «Лукойл - Западная Сибирь», «Сургутнефтегаз», «Юкос», «ТНТ», «Русснефть», «Юганскнефтегаз». В округе добывается более 15 миллиардов кубометров природного газа компанией «Газпром» (Слайд18).

    «Мы ни где-то проживаем, а в таёжном королевстве, 
    И никто-нибудь, мы сами в этом мире короли!»

    И вы, ребята, когда вырастите большими и умными, тоже, наверное, станете нефтяниками и будете строить новые и новые нефтепроводы, новые поселки и города.  (Слайд19)

     Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. (Слайд20) 

    Щедра тайга на дары природы. Грибы тут растут, как на плантациях. (Слайд 21) Здесь и белые, и маслята, и рыжики, и грузди. Ханты грибов почти не собирают. По их мнению - это пища оленей. Грибами пахнет каждый куст. 
    Ученики:

    Под куполом - под елью
    В рубашке жёлтой дремлет груздь,
     (Слайд22)
    Чуток посыпан прелью.
    Волнушка издали видна - 
    (Слайд 23)
    Красавица с пелёнок.
    Она всегда окружена
    Гурьбой своих сестрёнок.
    И роща белая зовёт, 
    У ней свои подарки:
    Тут подберёзовик растёт,
    (Слайд 24)
    Лисичка в шапке яркой. 
    Идём, как в сказку, по грибы.
    Идём тропинкой узкой. 
    И не устанем от ходьбы
    В тайге грибной, июльской.
                                         Тарханов А.С.

    Богата тайга и ягодами - сладкой морошкой, сочной брусникой, крупной голубикой и черникой, вкусной смородиной, полезной клюквой. (Слайд 25,26,27) 

    Ученики:

    Морошковое лето. (Слайд 28)
    Пояса цветущие надели 
    Тысячи улыбчивых озёр.
    И выходят окуни на мели
    На морошковый взглянуть простор.
    И глядят завистливо кувшинки 
    На морошку - зоренька она.
    От рожденья белые крупинки
    Солнце раскалило до красна.
    Опьянев от ягоды бардовой, 
    Веселят озёра, посмотри,
    На опушке солнечной, сосновой,
    Распевают песни глухари.
    Ароматной ягодой согреты, 
    Оленята счастливы в лесах.
    И цветёт морошковое лето 
    У меня в душе и на губах.
                              Тарханов А.С.

     В тайге обилие зверя и птицы, среди них много промысловых. Здесь известно около 100 видов млекопитающих, 350 видов птиц(Слайд 29).  Царь пушных зверей - соболь(Слайд 30,31)  Недаром говорят, что открытие Сибири шло по «соболиному следу». Реки и озёра богаты ценной рыбой: осётр, стерлядь, нельма, муксун, щука, окунь, карась и другие.  Задача нашего поколения - сохранить природу Сибири для потомков. (Слайд 32-37).

    Но главное богатство – это люди, которые создали мощный экономический потенциал и которые заслуживают лучшей жизни. (Слайд38)

    Труден и опасен был путь смельчаков в сказочную страну Югру. На их пути были высокие горы, широкие реки, тайга дремучая без конца и без края.  

    В 1968-70 гг. на место бывшего поселения юрты Кинтусовские прибыли первопроходцы Салыма. Среди них были Владислав и Эмма Малинкины, Владимир и Мария Курочкины, Юстин и Галина Садаускас, Михаил и Раиса Киреевы, Анатолий и Магия Сепеевы, Галина и Валентин Пакуленко. (Слайд 39).

    Всем знакомы писатели и поэты округа: Конькова Анна Митрофановна - мансийская сказительница. Её книги «И лун медлительный поток», «Сказки бабушки Аннэ». (Слайд 40)

     Юван Шесталов - мансийский писатель и поэт. Его книги: «Таёжная поэма», «Сказка в синий полдень». (Слайд 41)

    Ученики:

    Лесное заклинание.
    Ноги соболиные у бесснежной осени,
    Ноги лося быстрого у бесснежной осени. 
    Зверь с красивой шеей,
    Шею свою вытяни,
    Лось, рогами острыми путь к спасенью выбери.
    Пусть тебя не смогут - сын лесной метели -
    Одолеть вовеки железные звери!
    Пусть тебя не смеют по спине потрогать,
    Крылья вертолёта пусть поднять не смогут!
    Пусть же не ослепят, пусть отступят сами 
    Юноши с железными хмурыми глазами.
    И живи не пойманным, а на вольном выпасе,
    Ржавчиною рыжею шерсть свою не выкраси!
    Очаруй их силой, красотою звонкой,
    Доноси всё это до моих потомков.

    У каждого из нас есть одна общая для всех, могучая Родина, которую мы безгранично любим и которой гордимся. Но в этой большой Родине у каждого есть частица Отечества - свой родной край. Наш Ханты-Мансийский автономный округ, район, Югорская земля.

     Родина, где родился и вырос, для нас - это Салым. (Слайд42)                     Поселок развивался вместе со строительством железной дороги. На ударную комсомольско-молодежную стройку ехали со всей страны хлебнуть романтики сурового края. Самая первая улица, которая появилась в поселке была названа улицей Строителей.(Слайд 43)

    Строительство шло ударными темпами. В поселке построены – центральная котельная, электростанция, баня. Жилой фонд состоял из 15 двухквартирных жилых домов, общей площадью 1200 кв. метров, трех общежитий на 60 мест каждое. Действовала столовая на 80 мест, хлебопекарня, два магазина, ФАП, отделение связи. В поселке проживали 761 человек.
    Первым коренным салымчанином стал долгожданный ребенок, Андрей Курочкин, родившийся в ноябре 1969 года.
    В 1971 году в Салыме молодожены Александр и Валентина Тимоничевы сыграли первую свадьбу. В этом же году в поселке построена школа. Первая учительница – Раиса Константиновна Киреева – занималась одновременно с учениками 4-х классов.
    (Слайд 44-47)

     В нашем поселке живет Конева Тамара Витольдовна, которая с трепетной любовью пишет о Салыме, ставшей для неё родной с 80-х годов. (Слайд48)

    Слово предоставляется Коневой Т.В.

    Учитель: На этом наш устный журнал «Нам воспеть бы тебя, край Югорский» окончен. Спасибо всем за внимание. (Слайд49)

    Литература:

    1. «Золотое перышко», сборник стихов детей Нефтеюганского района, -

    Екатеринбург, 2004.

    2. Электронный атлас «Люби и знай свой край родной»

    3. Википедия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "День матери"

    Сценарий принимал участие в конкурсе  "Классный руководитель года -2011"...

    Внеклассное мероприятие "День рождения класса"

    Цель проведения праздника: узнать детям лучше друг друга, родителям – познакомиться друг с другом. Подготовка к празднику: каждый ребенок совместно с родителями готовит страничку «классного с...

    Внеклассное мероприятие "Мама, папа и я -читающая семья"

    Праздник проводится для учеников 3-4 классов и их родителей. Ведут праздник сами ребята.Они читают стихи, показывают сценки, проводят викторины и конкурсы для участников соревнования и болельщиков. Це...

    Внеклассное мероприятие "День поэзии"

    Данный материал можно использовать во внеурочной деятельности, а также включать в методическую неделю, если она совпадает с датой проведения Всемирного Дня Поэзии- 21 марта....

    Внеклассное мероприятие "Вечер поэзии..."

    Внеклассное мероприятие: "Вечер поэзии.." может быть использован  в любой параллели начальных классов, мною он проведен был среди четвертых классов. Приурочоен  к дню осени....

    Творческая гостиная (сценарий), посвященная 85-летию Ханты-Мансийскому автономному округу

    Творческая гостиная (сценарий), посвященная Ханты-Мансийскому автономному округу...

    Внеклассное мероприятие «Мама, папа и я – читающая семья»

    laquo;Если с детства у ребенка не воспитаналюбовь к книге, если чтение не стало егодуховной потребностью на всю жизнь -в годы отрочества душа подросткабудет пустой, на свет божий выползает, какбудто ...