Мужество
классный час на тему

Овчинникова Анастасия Сергеевна

Тема: «Мужество и трусость. Каковы их последствия?»

Цель: формирование навыка критического анализа жизненных ситуаций, умения высказывать и отстаивать свои взгляды.

 

Ход классного часа

 

I. Вступительное слово учителя

-- У Ярослава Смелякова есть замечательные строки, с которых мне бы хотелось начать наш классный час:

Спервоначалу и доныне,

Как солнце зимнее в окне,

Должны быть все-таки святыни

В любой значительной стране?

-- Как вы считаете должны быть святыни, к которым должен стремиться каждый человек?

-- Да, конечно, этот вопрос нашего южно-уральского поэта на сегодняшний день звучит очень актуально. Нужны ли святыни современному человеку, который стремится добиться успеха любой ценой? Нужны ли святыни эпохе, которая сомневается во всем без исключения: в любви, вере, культуре, благородстве?

-- Но разве могут не волновать и сегодня нравственные категории, ставшие вечными?

-- Наш русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту.

-- Главное на сегодняшний день – необходимость поиска и возвращения в нашу жизнь духовности. Библия говорит: «Беды приходят тогда, когда человек забывает заботиться о своей душе».

Если душа бьется, тоскует, вспыхивает страстью, озарена милосердием, добротой, значит, жив человек, значит, есть в нем человеческое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu_muzhestvo.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мужество и трусость. Каковы их последствия?»

Цель: формирование навыка критического анализа жизненных ситуаций, умения высказывать и отстаивать свои взгляды.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

-- У Ярослава Смелякова есть замечательные строки, с которых мне бы хотелось начать наш классный час:

Спервоначалу и доныне,

Как солнце зимнее в окне,

Должны быть все-таки святыни

В любой значительной стране?

-- Как вы считаете должны быть святыни, к которым должен стремиться каждый человек?

-- Да, конечно, этот вопрос нашего южно-уральского поэта на сегодняшний день звучит очень актуально. Нужны ли святыни современному человеку, который стремится добиться успеха любой ценой? Нужны ли святыни эпохе, которая сомневается во всем без исключения: в любви, вере, культуре, благородстве?

-- Но разве могут не волновать и сегодня нравственные категории, ставшие вечными?

-- Наш русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту.

-- Главное на сегодняшний день – необходимость поиска и возвращения в нашу жизнь духовности. Библия говорит: «Беды приходят тогда, когда человек забывает заботиться о своей душе».

Если душа бьется, тоскует, вспыхивает страстью, озарена милосердием, добротой, значит, жив человек, значит, есть в нем человеческое.

Как же предостеречь всех нас от опасности душевного очерствения, как усвоить и пополнить духовный багаж, накопленный предыдущими поколениями? Что поможет нам это сделать? Я думаю, что это скорее всего то, о чем говорит Василий Шукшин: Я хочу, чтобы наши люди… чаще привлекали бы для решения вопросов в тех или иных ситуациях совесть, силу своего сердца, мужество… – вот это не должно исчезать». Именно эти святыни помогают человеку оставаться человеком в самых немыслимых условиях, помогают любить жизнь, ценить ее радости.

-- И сегодня мне бы хотелось поговорить об одной из нравственных категорий, благодаря которой совершаются подвиги, и о противоположном качестве, оно очень часто встречается в нашей жизни.

И речь сегодня пойдет - Мужество и трусость. Каковы их последствия? И эпиграфом нашего часа я взяла слова какого-то мудрого человека:

Будь тверд –

И пускай надвигаются беды лавиной.

Ты все их осилишь отвагою львиной.

-- Каждый человек ставит себе цель, к достижению которой он стремится. Одному хотелось бы изобрести нечто нужное людям, другому – стать выдающимся мастером своего дела, третьему – завоевать спортивный разряд и достичь рекордов, четвертому – вызвать восторженные рукоплескания своей игрой на музыкальном инструменте. Есть цели и более скромные: получить высокую оценку за ответ на уроке, найти работу по избранной специальности, поступить учиться. Чтобы достичь той или иной цели, мы совершаем сознательные действия, одни действия совершаются легко, а другие – только после преодоления трудностей.

-- В чем же суть этих трудностей?

II. Проблемный блок

-- Мы очень часто задумываемся о жизни, задаем себе вопрос, почему это происходит так, а не иначе. А когда-нибудь вы задавали себе вопрос, С чем можно сравнить человеческую жизнь. Представьте себе на минутку, что вы не на занятии, а на свежем воздухе. Прекрасное летнее утро, может быть, и день. Вы сидите в лодке и управляете ею. У каждого из вас своя река и своя лодка. Никого рядом с вами нет.

1. Что собой представляет река?

2. Что вы будете делать?

3. А если река с сильным течением?

4. Каковы ее глубинные воды?

5. Что может происходить на поверхности реки?

6. Можно ли справиться с волнами, не будучи умным лодочником?

7. Как вы думаете, легко ли бороться с трудностями?

8. Какие качества для этого нужны? (предполагаются ответы – мужество, смелость, отвага)

III. Ролевая игра «Мой выбор»

Предлагаю детям обсудить следующую ситуацию: «Пусть каждый из вас представит, что он с одноклассником или одноклассницей нашел потерянный учителем листок с ответами на тесты, которые будут даны в классе на уроке» Ты и только ты должен решить, отдать этот листок учителю или нет.

-- Прошу одному из вас сыграть роль этого человека.

Второму – роль мужества, третьему – роль трусости.

Вывод по результатам игры:

Почему человеку было трудно сделать выбор, почему вообще возникают эти жизненные трудности? Давайте попробуем сформулировать причины жизненных трудностей.

Причины жизненных трудностей человека:

1. тебя могут неправильно понять;

2. ты рискуешь остаться в меньшинстве или в одиночестве;

3. ты должен отказаться от удовольствий;

4. ты должен принять болезненное решение для себя самого и для окружающих;

5. ты должен предвидеть последствия своих поступков для окружающих и для себя.

6. …

IV. Анализ ситуаций

1. Ребята, а в вашей жизни встречались ли подобные ситуации, где проявлялось то или иное качество: мужество или трусость? Может быть кто-нибудь сегодня во время этого серьезного разговора сможет рассказать об этом. Помните, ребята, что признать свои ошибки это тоже проявление мужества. (предполагаются примеры учащихся)

2. Рассмотрение предложенных ситуаций:

a) Ситуация 1. Ваш лучший друг или подруга поступают с вами несправедливо. Вам нужно расставить все точки над «и», но при этом вы не хотите терять своих друзей.

b) Ситуация 2. Вы совершаете плохой поступок и знаете заранее реакцию на него ваших родителей. Вы признаетесь сразу или будете оттягивать финал?

c) Ситуация 3. Самые лучшие друзья пытаются заставить тебя курить. Как ты поступишь?

Вывод после обсуждения:

Памятка

Как преодолеть жизненные трудности:

Учись управлять собой;

Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир, кто способен самому себе приказать;

Решительно и твердо приказывай себе, когда тебе надо преодолеть лень, усталость, робость, страх, дурное настроение.

Упорно побеждай все, что мешает достижению цели, прежде всего недостатки своего характера.

V. Рефлексия

-- Мы много сегодня говорили о мужестве и трусости.

И больше всего мне бы хотелось узнать какое же качество вам все-таки ближе и почему?

-- И я хочу, чтобы сделали это в форме синквейна.

Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пяти строк.

В синквейне человек выражает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выражает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Пример синквейна: МУЖЕСТВО

Благородное, безграничное.

Воспитывает, сохраняет, помогает.

Мужество подобно подвигу.

Честь.

-- Говорить о мужестве можно бесконечно. Главное, мужеству учиться, ведь учиться никогда не поздно. Поэтому продолжением памятки, которую вы получили, пусть станут слова Э. Асадова:

Учитесь мечтать, учитесь дружить,

учитесь милых своих любить

И жить горячо и смело.

Воспитывать душу и силу чувств

Не только труднейшее из искусств,

но сверхважнейшее дело!

- Позвольте, - воскликнет иной простак, -

Воспитывать чувства? Но как же так?

Ведь в столбик они не множатся!

Главное в жизни без лишних слов –

Это найти и добыть любовь.

А счастье само приложится!

Спорщики, спорщики! Что гадать,

Реку времён не вернете вспять,

Чтоб заново жить беспечно.

Так для чего повторять другим

Всех наших горьких ошибок дым,

Жизнь-то ведь быстротечна.

Нельзя, не учась, водить самолёт,

но разве же проще любви полет,

где можно стократ разбиться?

Веру, тепло и сердечность встреч

Разве легко на земле сберечь?

Как же тут не учиться?!

Учитесь, товарищи, уступать,

Учитесь по совести поступать

И даже в пиру – не упиться.

Не просто быть честным всегда и везде.

И чтобы быть сильным в любой беде,

Трижды не грех учиться.

С готовой, с красивой душой навек

Отнюдь не рождается человек.

Ничто ведь само не строится.

Уверен, что скромником и бойцом,

отзывчивым, умницей, храбрецом

Учатся и становятся!

Но как это сделать? Легко сказать!

Как сделать? А душу тренировать

На искренность, на заботы,

Как в спорте, как в музыке, как в труде,

Тренаж нужен людям везде-везде.

Вот так и берут высоты.

Высоты всяческой красоты,

любви и действительной доброты.

И нечего тут стыдиться!

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание «Человек», -

Стоит, друзья, учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества посвященный 2 февраля.

Урок мужества "Через года, через века - помните!".Данный материал можно использовать для проведения уроков мужества посвященных 2 февраля....

Урок мужества

Классный час на тему " Никто не забыт-ничто не забыто"...

Урок-мужества Ничто не забыто ,никто не забыт

Воспитывать чувства любви, уважения к    ...

Урок Мужества к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция, которую можно представить для ветеранов Великой Отечественной войны. Использованы стихи, песни о войне, отрывки из сочинений детей, исторические материалы о городе ...

"Час мужества пробил на наших часах: Курская битва".

Внеклассное мероприятие, посвященное День Победы....

Урок мужества "Город мужества и славы "

Материал содержит всё необходимое для проведения: сценарий....