"Путешествие в мир профессий".
методическая разработка (2, 3, 4 класс) на тему

Шиляева Ольга Владимировна

овог5


Цель: формирование у воспитанников представлений о многообразии профессий.
Задачи: Образовательные: • Познакомить детей с существующими профессиями. • Показать важность созидательного труда в любой профессиональной деятельности. • Показать связь данного занятия с жизнью.
Развивающие: • Формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом. • Стимулировать познавательную деятельность. • Развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты. • Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание. • Актуализировать житейский опыт воспитанников в ходе занятия.
Воспитательные: • Прививать навыки культуры поведения, творческого самовыражения детей. • Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

 
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ.
Практическая значимость: занятие по формированию профессионального самоопределения и социально-трудовой адаптации у лиц с ОВЗ носит побудительный характер. При проведении этой работы на данном этапе вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У воспитанников продолжаются формирование социальных установок, и вместе с тем начинается профориентация. Представленное занятие – путешествие «В мир профессий» очередное в разделе «Профориентация» и содержит сведения по формированию представлений о многообразии профессий для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной коррекционной общеобразовательной школе 8 вида. Материал занятия предназначен для решения проблем затруднения профессионального определения будущих выпускников коррекционной школы, успешной профессиональной интеграции их в общество.
Цель: формирование у воспитанников представлений о многообразии профессий.
Задачи: Образовательные: • Познакомить детей с существующими профессиями. • Показать важность созидательного труда в любой профессиональной деятельности. • Показать связь данного занятия с жизнью.
Развивающие: • Формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом. • Стимулировать познавательную деятельность. • Развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты. • Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание. • Актуализировать житейский опыт воспитанников в ходе занятия.
Воспитательные: • Прививать навыки культуры поведения, творческого самовыражения детей. • Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда.
Учебно-наглядное пособие: • презентация «Путешествие в мир профессий»; • выставка различных книг, посвященная труду, рабочим профессиям; • плакаты: «Рабочие профессии»; • набор пословиц о труде; • волшебный сундучок; • рисунки детей по теме занятия.
Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, подключенный к ПК.

 Ход занятия.
Воспитатель
:- Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох - вдохнем свежесть утра, а потом сделаем выдох - выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется три раза)
- Молодцы, ребята! А теперь внимание
- 1 задание. Посмотрите на экран и ответьте на вопрос: «Какое это время года?», «Когда это бывает?» Слайд 1-5
Дети: осень …
Воспитатель:- А осенью, как известно, людям свойственно мечтать, фантазировать…. Давайте и мы с вами немного помечтаем…. Представьте себе, что вы уже оканчиваете школу и стоите перед выбором «Кем быть?», какую профессию выбрать. Слово профессия вам уже знакомо из предыдущих занятий, вспомните, пожалуйста.- Что же такое профессия? Слайд 6(Дети дают свои ответы, затем появляется определение слова профессия).
Воспитатель:- А кем вы хотите стать, когда вырастите? …… Дети дают свои ответы…
- Выбрать себе профессию – дело нелёгкое, но у вас еще есть время серьёзно подумать, оценить свои возможности.
 Воспитатель:- И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми видами профессий, совершив «Путешествие в мир профессий» в славный город Мастеров на нашем красивом современном поезде. Слайд 7
- Хлопните в ладоши, кто из вас пойти готов славный город Мастеров?- Что ж, тогда в путь! Слайд 7 (гудок паровоза)
Воспитатель:- Ребята, в городе Мастеров действуют свои законы. Законами в этом городе являются пословицы и поговорки о труде.- Итак, сейчас я вам предлагаю совершить 1 остановку на нашем пути, и называется она «Собери пословицу» Слайд 8
- Вам необходимо собрать пословицы и поговорки из перепутанных половинок.- Внимание на экран! Слайд 9 (дети читают пословицы и составляют их) «Без труда … того люди чтут». «Кто любит труд, а лень портит». «Труд человека кормит, славен делами». «Славен человек не словами, не выловишь и рыбку из пруда».
Воспитатель: - Итак, какие же законы действуют в нашем городе Мастеров? (дети дают свои ответы, а затем проверяем правильность выполнения на экране). Слайд 9
Воспитатель
: - Молодцы! С законами нашего славного города мы уже познакомились, а люди, каких профессий живут там, мы пока не знаем. Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо отгадать загадки и назвать профессии, правильно подобрав рифму.

- Поэтому я предлагаю совершить 2 остановку на нашем пути, и называется она «Отгадай профессию» Слайд 10.
Воспитатель: Итак, начинаем! Слайд 14. Слёзо-носо-вытиратель в группе нашей … /воспитатель/,Слайд 11.У станка он дни и ночи Все умеет, он ... /рабочий/, Слайд 15. Всех лентяев укротитель, Слайд 12. До работы он охотник, В школе учит нас … /учитель/, День-деньской с рубанком … /плотник/, Слайд 16. Стену выкрасил … /маляр/ Доску выстрогал … /столяр/, Слайд 13. Знает точно детвора: Кормят вкусно… /повара/, Слайд 17. В жаркой кузнице … /кузнец/, Кто всё знает … /молодец/!!!
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились!- А сейчас я предлагаю, вам немножко потрудится, выполнить работу некоторых мастеров и провести физ. минутку. Слайд 18. Слайд 19.
ФИЗМИНУТКА. (слова стихотворения сопровождаются действиями детей)                У Семёна – столяра  
Дело спорилось с утра!
Он строгал, пилил, сверлил
Гвоздик молотком забил!
А шуруп, блестящий, вёрткий
Быстро завернул отвёрткой!
Воспитатель:- Мы продолжаем наше путешествие, и чтобы узнать какими, инструментами труда пользуются люди разных профессий, мы совершим      3 остановку. Называется она «Инструменты труда» Слайд 20.Сейчас мы поиграем в игру: «Волшебный сундучок» /Показать детям сундучок и сказать, что он чудесный, так как в нём лежит много интересного/
Воспитатель:- Каждый может узнать, что там лежит, только надо сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок!»/
Дети по очереди достают из сундучка картинки, показывают всем и четко называют их, отвечая на вопрос: «Для чего нужны эти предметы?» Иголка нужна, чтобы шить одежду, Топор нужен, чтобы рубить дрова, Отвертка нужна, чтобы закрутить шуруп/.-МОЛОДЦЫ!
Воспитатель: Узнать о профессиях вы можете из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» /Воспитанник читает четверостишие/«У меня растут года, будет мне 17…Где работать мне тогда, чем мне заниматься?» Слайд 21
Воспитатель: -А ответ на этот вопрос вы найдёте в стихотворении Дж. Родари «У каждого дела запах особый». Давайте узнаем, чем же пахнут разные профессии в городе Мастеров?

- Внимание, внимание!!! Наш поезд совершает 4 остановку под названием «Кем быть?»Слайд 22./дети по очереди читают четверостишия стихотворения, вставляя пропущенные слова/Слайд 23.Мимо столярной идёшь Пахнет маляр скипидаром и Куртка шофёра пахнет …мастерской, краской, /бензином/,Стружкою пахнет и пахнет, … Пахнет стекольщик оконной Блуза рабочего – маслом …/доской/, … /замазкой/, /машинным/,Слайд 24.Пахнет кондитер орехом Только безделье не пахнет… /мускатным Рыбой и морем пахнет … никак/. Доктор в халате - … /рыбак/,/лекарством приятным/,
Воспитатель:- А почему безделье не пахнет никак? /дети отвечают/
Восп.: Молодцы! И с этим заданием справились!
Восп:-А сейчас мы с вами проведем игру – разминку «Кем станут девочки, кем станут мальчики» Будьте внимательны!- Если названные мной профессии могут выбрать девочки, то ПОДНИМИТЕ РУКИ ВВЕРХ, если мальчики, то ПРИСЯДЬТЕ, а если и те, и другие, то – ХЛОПАЙТЕ В ЛАДОШИ,
Пожарный, врач, слесарь, швея, столяр, учитель, няня, нефтяник, официант, библиотекарь, дворник, повар, воспитательница, пекарь, шофер, парикмахер….
Восп: Молодцы! С заданием справились!
Восп.:- Скажите, пожалуйста, что же главное при выборе профессии?/желание трудиться, чтобы любимая работа приносила радость и удовлетворение/
Восп.:- Каждый человек на земле должен трудиться. В Конституции РФ записаны слова о труде, что каждый человек в нашей стране имеет право на труд.- А какой ваш главный труд? /учение/
Восп.:- Думали ли вы когда - нибудь, сколько людей работает, чтобы вы были сыты, обуты, одеты, чтобы у вас было светло, тепло, чтобы в ваших портфелях были учебники и тетрадки…
Восп.:- Назовите профессии людей, которые трудятся в нашей школе. Дети: директор, завуч, завхоз, учитель, воспитатель, библиотекарь, повар, уборщица, сторож, кастелянша, слесарь-сантехник.
Восп: Молодцы, ребята. Итак, что же главное при выборе профессии?/желание трудиться, добросовестно выполнять работу, чтобы любимая работа приносила радость и удовлетворение/.

- А теперь представьте и ответьте, что может произойти, если каждый мастер станет делать не то, что умеет? Ну, например, что произойдёт, если брюки будут шить плотники или лесорубы.
Восп.:- Вот и подошло наше путешествие к концу. Сегодня вы узнали о многих профессиях и поняли, как они важны и прекрасны. Закончить наше путешествие мне бы хотелось таким четверостишием (дети читают хором)
 За всё, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час ,
И мы трудится, будем!-
 Слайд 27
Спасибо, ребята, за работу!
Слайд 28

 Литература.
1. Воронкова М. В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью.//Дефектология. -1996. - № 3.
2. Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 1988.
3. Ковалева Е. А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах.//Дефектология. - 1991. - № 4.
4. Михайлов И. В. Психология в системе работ по профориетации.//Вопросы психологии. - 1975. - № 1.
5. Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология. - 1996. - № 3. 6. Плахова Н. А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками.//Дефектология. - 1995. - № 5. 7. Симоненко В. А. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. - Москва, 1985. 8. Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - Москва, 1983. 9. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1996. - № 4. 10. Щербакова А. М., Москоленко Н. В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида.// Дефектология. - 2001. - № 3. 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по стране профессий"

Работа знакомит детей с наиболее распространенными профессиями. Этот материал можно использовать на классном часе....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.Задачи: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расш...

Беседа « Путешествие в мир профессий»

Цель занятия: создание у школьников младшего дошкольного возраста конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире. Получе...

Игра «Путешествие в мир профессий».

Тема: «Путешествие в мир профессий».Цели: - познакомить с профессией раклист;- расширять представления детей о мире профессий;- развивать самостоятельность в выборе профессии;- способствовать углублен...

Путешествие в мир профессий. Профессия - эколог

Профессия - эколог. Мини - проект обучающихся...

Путешествие в мир профессий. Конспект занятия по внеурочной деятельности "Профессия "Адвокат"

Путешествие в мир профессий. Конспект занятия по внеурочной деятельности "Профессия "Адвокат"...

Путешествие в мир профессий. Урок мужества. "Есть такая профессия - Родину защищать!"

Урок мужества. "Есть такая профессия - Родину защищать!"...