Главные вкладки

    Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы
    статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Светлана Анатольевна  Афоньшина

    В статье представлен опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию, диагностические материалы, методы работы, результативность 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_ml.shkolnikov.docx126.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»

    Опыт работы  по теме:

     «Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы»

    SAM_1563                                                                Выполнила:

    учитель начальных классов

                                                                                           Афоньшина С.А.

                                                                     

    р.п. Красные Баки

    2016 г.

                                                             

                                                                   Заботливый садовник укрепляет корень,

    от которого зависит жизнь растения на протяжении

    нескольких десятилетий. Так учитель должен

     заботиться о воспитании  у своих детей

     чувства безграничной любви к Родине.

    В.А.Сухомлинский

    1. Актуальность.

    Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки. 

    К сожалению, в современном обществе усилилось проявление жестокости, агрессии со стороны молодежи по отношению к взрослым. Вечные ценности отошли на второй план, а  новые еще не выработаны. Молодое поколение уходит от обсуждения социальных вопросов в пространство виртуальных игр. Поэтому патриотическое воспитание определяется как одно из приоритетных направлений.

    В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Постановление Правительства РФ «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.», Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года, подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.

    Школа должна воспитать «порядочного, патриотического» человека.

    Процесс формирования патриотических качеств личности в специальной (коррекционной) школе осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной отсталости не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Проблема патриотического воспитания в специальной школе стоит еще острее и обусловлена рядом причин.

    2.Проблемы и противоречия.

    Актуальность проблемы патриотического воспитания в коррекционной школе состоит в устранении противоречий между требованиями Стандарта и низким уровнем сформированности понятий патриотизма у детей; противоречий между стремлениями школы воспитать в детях патриотические качества и отсутствием этого стремления в семье.

    Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Они формируются на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности.

    Формирование высших духовных чувств у умственно отсталых детей происходит с опозданием. Это обусловлено следующими причинами:

    1.Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий (Л.С.Выготский, Г.М.Дульнев, Л.С.Рубинштейн, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др).

    2.Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.

    Исходя из этого, основная роль в воспитании патриотических качеств личности у школьников умственной отсталостью с (интеллектуальными нарушениями) принадлежит учителю.

    3.Механизм реализации.  

    Основной целью моей работы в патриотическом воспитании младших школьников с умственной отсталостью является:

    создание  условий для формирования навыков поведения в обществе, показать важность участия их в жизни страны, родного края.

    Считаю, что наибольшим воспитательным эффектом в достижении целей является  внеклассная работа, которую я осуществляю с детьми в течение всего учебного года, включая работу в прогулочных группах и в лагере с дневным пребыванием «Искорка».

    Задачи:

    1.Воспитывать  любовь к своей малой родине и своей стране, через изучение её истории, культуры и традиций народа.

    2.Приобщать к боевым и трудовым традициям народа, Российской Армии

    3.Разъяснять  истоки  героизма людей

    4.Воспитывать  уважение к подвигу защитников Отечества и стремления подражать им.

    Первоначально я провожу диагностику сформированности базовой ценности «Патриотизм», направленную на выявление представлений о своей семье и ее традициях; своей малой родине, о своей стране с помощью анкеты -  опросника «Я и моя семья», «Я  и моя страна». (Приложение 1.) Анализ данных показывает, что у половины поступивших в 1 класс обучающихся не сформированы  ценности патриотизма. (Приложение 2.)

    Результаты диагностики позволяют мне наметить траекторию работы по патриотическому воспитанию. Она представлена следующими направлениями:

    1.Воспитание  на традициях школы:

    - включение детей в организацию творческих выставок и праздников краеведческой направленности;

    - участие в общешкольных конкурсах патриотической песни, конкурсах чтецов.

    2. Осуществление гражданско – патриотического воспитания через включение в содержание:

    - бесед, классных часов, Уроков Мужества, мероприятий и краеведческих праздников;

    - экскурсий по поселку и улицам;

    -экскурсий в районный музей;

    - взаимодействия с  районной библиотекой в проведении мероприятий;

    -организацию конкурсов рисунков;

    -встреч с ветеранами педагогического труда школы;

    - волонтерской работы (шефство над ветеранами)

    Привить любовь к Родине умственно отсталым школьникам возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать. Одним из мотиваторов является гордость за  свою малую родину. Её я воспитываю, знакомя школьников с культурой, народными промыслами  и людьми Краснобаковского края. Обстановка в музее позволяет сформировать чувство уважения к прошлому. Натуральные предметы старины в крестьянской избе позволяют понять нелегкую жизнь в далеком прошлом.

    Для изучения истории нашего поселка тесно взаимодействую с районной библиотекой. Посетив  мероприятия «Сказания о Баковской старине», «Россия – Родина моя», ребята из первоисточников узнали о происхождении названия нашего поселка, как менялось его название за период истории существования.

    Культуру и традиции  родного края ребята так же узнают, участвуя в подготовке и проведении праздников, музыкально – литературных композиций в классе и школе. Об этом свидетельствует внеклассное мероприятие «Люблю тебя, мой край родной!», и общешкольное мероприятие  «Родные наши, отчие края - частичка света солнечной России».

    Воспитать в детях свое причастие к Великому Русскому народу позволяет проведение с детьми древнейших народных праздников: Масленица, Крещение, Пасха. Так дети с удовольствием участвовали в подготовке и проведении общешкольного праздника «Масленица». У ребят появилась возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них. Они  водили хороводы, играли в народные игры, слушали заклички и потешки, угощались блинами.

    Широко использую в своей работе приемы театрализации. В этом мне помогает устное народное творчество – богатый  источник воспитания нравственных ценностей. В качестве материала выступают русские народные сказки, которые знакомят с правилами поведения в обществе, нормами морали. Своеобразный язык сказок зарождает в детях чувство Родины.

    Воспитание патриотизма осуществляю через участие в экологических акциях. Ежегодно ребята участвуют в акциях «Очистка берега реки Ветлуги», «Сделаем мир чище».

    Патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды  и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию  уважения к подвигу защитников Отечества. Мероприятия, проводимые к Дню Победы, способствуют решению этих задач. Это Урок Мужества, участие в школьном конкурсе чтецов о войне, конкурсе патриотической песни, участие в Параде Победы на площади поселка, знакомство с военной символикой.

     «Помнить можно только то, о чем знаешь. Если рассказывать детям о войне, им будет что помнить» (девиз Международной акции «Читаем о войне»). С этой целью я организую встречи с ветеранами и участниками войны, с тружениками тыла, в ходе которых дети не только усваивают понятия «Ветеран», «Герой», «Родина», но и начинают их осознавать. Труженица тыла, бывший работник нашей школы Торикина Елена Васильевна, на одной из встреч с ребятами рассказала о трудном военном времени, о том,  как приходилось ей, 15 летней,  работать в тылу счетоводом. Ребята, затаив дыхание,  слушали историю её семьи, из которой 5 братьев и старшая сестра ушли на фронт. Ребята узнали, за что присваивают звания и получают награды. Еще одна участница войны в тылу, Ковалева Софья Ивановна, рассказала о голоде, который испытывали люди во время войны.  

    Во внеклассной работе стараюсь включить ребят в посильную проектную деятельность. Проектирование обостряет внимание ребят к историческому прошлому, вырабатывает твердые убеждения. Выбор темы проекта «Герои Советского Союза – краснобаковцы» подсказали экскурсии к памятникам нашим землякам. Работа началась с изучения материалов в районной библиотеке, экскурсии по улицам, которые названы в честь героев. На основе полученных сведений мы оформили альбом и передали его в школьный музей.

    Значимым для ребят было участие в общешкольном проекте «Моя семья в истории войны», в рамках которого Зайцева Регина приняла участие и собрала информацию о своем прадеде.

    Волонтерская работа - продолжение работы по приобщению детей к уважению старшего поколения, воспитанию трудолюбия, ответственности. Наш класс проявляет заботу о ветеранах педагогического труда Ковалевой Галине Ивановне, Матвеевой Галине Викторовне, приглашая их на встречи в класс, на праздники, оказывая посильную помощь по хозяйству, изготовление открыток к праздникам.

    4.Результативность.

    В настоящее время проводится много конкурсов по воспитанию патриотических качеств личности на уровне школы и района. Результаты некоторых детей радуют. Так, участвуя в районном конкурсе  детского рисунка «Дети разных народов – одна семья», целью которого было воспитание любви к Нижегородскому краю и народам, который проживает в нем,  Веселов Алексей занял 1 место. Многие ребята, принимая в них участие, хотя и не становятся победителями, но вкладывая частичку своего тепла в рисунок, передают отношение к стране, своей малой родине. У них расширяются знания, повышается уровень формируемых понятий и ценностей. Об этом также свидетельствуют данные диагностики в конце обучения в 4 классе.  Нет обучающихся на низком уровне сформированности представлений о себе и своей семье. (Приложение 2.)

    5.Заключение.

     Но главным результатом работы считаю реальные изменения в личностном развитии своих учеников. Особенно приятно видеть, как  ребята, проявляя самостоятельность, стали бережно относятся к природе, оказывают помощь пожилым, принимают традиции своей семьи и рассказывают о них родителям.

    Я убеждена и могу с уверенностью сказать, что интересные, живые формы внеклассной работы по патриотическому воспитанию благоприятно воздействует на эмоциональные переживания младших школьников. А только на такой основе у них можно воспитать чувство любви к Родине, выработать установки правильного поведения.

    Литература.

    1. Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя -М.:Эксмо, 2008.

    2.Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников//Воспитание школьников -2015.-№7.

    3.Малофеев Н.Н., Никольская О.С.,Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция ФГОС для детей с ОВЗ. Основные положения//Дефектология- 2010.-№1.

    4.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника-М.: Просвещение,1986.

    5.Тивикова С.К. Воспитание гражданственности у младших школьников//Практика школьного воспитания – 2015.-№1.

    6.Федеральный государственный образовательный стандарт
    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ № 1599 Министерства образования и науки РФ от 19декабря2014 г.)

     Интернет-ресурсы:

    http://mosmetod.ru.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

    http://www.consultant.ru/document/cons  Закон РФ «Об образовании»


                                                                                                            Приложение1.                                    

    Анкета «Я и моя страна»

    Цель: определение уровня сформированности представлений о себе, своей малой родине, о стране, уровень сформированности патриотизма как ценности.

    Вопросы на начало учебного года для 1 класса:

    1. Назови своё имя, фамилию и отчество.

    2. Как называется страна, в которой ты живёшь?

    3. Назови свой адрес (поселок, улица, дом, квартира).

    4. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку,…

    5. Чем ты гордишься  в своем поселке, в своей стране.

    6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).

    7. Кто такой  ветеран?

    Вопросы на конец учебного года для 4 класса

    1.Назови своё имя, фамилию и отчество.

    2.Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей, бабушек  и дедушек.

    3.Назови свой адрес (область, город, улица, дом, квартира).

    4. Как называется страна, в которой ты живёшь?

    5.Как называется столица области, в которой ты живёшь?

    6.Чем ты гордишься в своей семье, в своем поселке, в своей стране.

    7. Какой праздник у нашей страны главный?

    8. Когда празднуют День России?

    9. Когда в нашей стране отмечают День Победы?

    10.Про какие войны в нашей стране ты знаешь, кроме Великой Отечественной войны?

    11. Кто защищает Родину?

    12.Зачем нужно помнить о героях?

    13. Кто такой  ветеран?

    14.Кто- то из твоих родственников защищал страну во время ВОВ?(если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).

    Если ребенок отвечает на все вопросы правильно - высокий уровень(3)

    Если ребенок отвечает правильно на половину вопросов - средний уровень(2)

    Если отвечает на 1-3 вопроса правильно - низкий уровень(1)

    Анкета «Я и моя семья»

    Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника.

    Вопросы

    Признаки и уровни формирующихся ценностей

    1.Тебе нравится твоя семья?

    2.Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?        

    3.Тебе нравится указывать и помогать младшим братьям и сёстрам?

    4.Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?

    5.Часто ли ты слушаешь своих родителей?

    6.Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?

    7.Знаешь ли ты традиции своей семьи?

    8.Знаешь ли ты традиционные праздники своей семьи?

    9.Знаешь ли ты обычаи традиционных праздников?

    Да (часто) – 2 балла

    Бывает по-разному, не всегда, иногда, (не знаю)– 1 балл

    Нет – 0 баллов

    18б.-16б. - высокий

    14б-10б.- средний

    Меньше10б.- низкий

    Приложение 2.

    Показатели сформированности представлений о своей семье и ее традициях, о своей стране и распределение обучающихся по уровням на начало поступления в образовательное учреждение и на конец обучения в начальном звене

    Имя Фамилия

    обучающихся

    Моя семья

    Моя страна

    1 класс

    4 класс

    1 класс

    4 класс

    Кол-во баллов

    Уро

    вень

    Кол-во баллов

    Уро

    вень

    № вопросов с правильным ответом

    уровень

    № вопросов с правильным ответом

    уровень

    Алексей В.1кл

    Денис Ф.4кл

    4

    н

    11

    ср

    1,4

    н

    1,4,5,9,

    11.

    н.

    Петр И.

    7

    н

    13

    ср

    1,3,4

    н

    1-5,7,

    9-11,13.

    ср.

    Ян Л.

    11

    ср

    14

    ср

    1-4

    ср

    1-5,7-9,

    11-13,14

    ср.

    Даша М.1кл

    Регина 4кл

    10

    ср

    17

    в

    1,4

    н

    1-14

    в

    Саша Н.

    13

    ср

    18

    в

    1,3,4

    н

    1-14

    в

    Анжела Н.

    7

    н

    16

    в

    1-4

    ср

    1-9,

    11,13,14

    ср

    Илья П.

    7

    н

    13

    ср

    1,3,4

    н

    1-5,7,

    9-11,13

    ср

    Настя Б.

    9

    н

    14

    ср

    1,4

    н

    1-5,7-9,

    11-13

    ср

    Света Т.

    5

    н

    17

    в

    1,4

    н

    1,3,4,5,7,8,9,

    11,13

    ср.

    Итого по классу

    В.ур- 0%

    Ср.ур-33,3%

    Н.ур.-66,7%

    В.ур- 45%

    Ср.ур-55%

    Н.ур.-0%

    В.ур- 0%

    Ср.ур-22,2%

    Н.ур.-77,8%

    В.ур- 22,2%

    Ср.ур-66,7%

    Н.ур.-11,1%

    Вывод: Поступающие в 1 класс дети имеют низкий уровень представлений о себе, своей семье, стране, семейных традициях, традициях страны.45% обучающихся не знают свой адрес,33% не знают названия страны, в которой живут; 55% не знают о традициях своей семьи, традиционных семейных праздниках и обычаях этих праздников,55% ничего не знают о Великой Отечественной войне, ни у кого из детей понятие «ветеран» не сформировано. К 4 классу, вследствие проводимой воспитательной работы, у обучающихся наблюдается положительная динамика в развитии: нет обучающихся на низком уровне сформированности представлений о себе и своей семье, только 1 обучающийся (11.1%) остается на низком  уровне  представлений о своей стране. У многих  детей слабо сформированы представления о государственных праздниках, о других войнах, которые были в России. К концу обучения в начальной школе у двух детей (22,2%) отмечается высокий уровень сформированности представлений о своей стране, у четверых обучающихся (66,7%) высокий уровень представлений о своей семье, её традициях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности

    В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...

    Дидактические игры по формированию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях по внеурочной деятельности

    Дидактические игры предназначены для обучающихся 1-4 классов, которые реализуются на занятиях по программам внеурочной деятельности...

    Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

    Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...