Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Светлана Анатольевна  Афоньшина

В статье представлен опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию, диагностические материалы, методы работы, результативность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_ml.shkolnikov.docx126.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»

Опыт работы  по теме:

 «Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы»

SAM_1563                                                                Выполнила:

учитель начальных классов

                                                                                       Афоньшина С.А.

                                                                 

р.п. Красные Баки

2016 г.

                                                         

                                                               Заботливый садовник укрепляет корень,

от которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий. Так учитель должен

 заботиться о воспитании  у своих детей

 чувства безграничной любви к Родине.

В.А.Сухомлинский

1. Актуальность.

Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки. 

К сожалению, в современном обществе усилилось проявление жестокости, агрессии со стороны молодежи по отношению к взрослым. Вечные ценности отошли на второй план, а  новые еще не выработаны. Молодое поколение уходит от обсуждения социальных вопросов в пространство виртуальных игр. Поэтому патриотическое воспитание определяется как одно из приоритетных направлений.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Постановление Правительства РФ «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.», Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года, подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.

Школа должна воспитать «порядочного, патриотического» человека.

Процесс формирования патриотических качеств личности в специальной (коррекционной) школе осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной отсталости не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Проблема патриотического воспитания в специальной школе стоит еще острее и обусловлена рядом причин.

2.Проблемы и противоречия.

Актуальность проблемы патриотического воспитания в коррекционной школе состоит в устранении противоречий между требованиями Стандарта и низким уровнем сформированности понятий патриотизма у детей; противоречий между стремлениями школы воспитать в детях патриотические качества и отсутствием этого стремления в семье.

Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Они формируются на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности.

Формирование высших духовных чувств у умственно отсталых детей происходит с опозданием. Это обусловлено следующими причинами:

1.Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий (Л.С.Выготский, Г.М.Дульнев, Л.С.Рубинштейн, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др).

2.Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.

Исходя из этого, основная роль в воспитании патриотических качеств личности у школьников умственной отсталостью с (интеллектуальными нарушениями) принадлежит учителю.

3.Механизм реализации.  

Основной целью моей работы в патриотическом воспитании младших школьников с умственной отсталостью является:

создание  условий для формирования навыков поведения в обществе, показать важность участия их в жизни страны, родного края.

Считаю, что наибольшим воспитательным эффектом в достижении целей является  внеклассная работа, которую я осуществляю с детьми в течение всего учебного года, включая работу в прогулочных группах и в лагере с дневным пребыванием «Искорка».

Задачи:

1.Воспитывать  любовь к своей малой родине и своей стране, через изучение её истории, культуры и традиций народа.

2.Приобщать к боевым и трудовым традициям народа, Российской Армии

3.Разъяснять  истоки  героизма людей

4.Воспитывать  уважение к подвигу защитников Отечества и стремления подражать им.

Первоначально я провожу диагностику сформированности базовой ценности «Патриотизм», направленную на выявление представлений о своей семье и ее традициях; своей малой родине, о своей стране с помощью анкеты -  опросника «Я и моя семья», «Я  и моя страна». (Приложение 1.) Анализ данных показывает, что у половины поступивших в 1 класс обучающихся не сформированы  ценности патриотизма. (Приложение 2.)

Результаты диагностики позволяют мне наметить траекторию работы по патриотическому воспитанию. Она представлена следующими направлениями:

1.Воспитание  на традициях школы:

- включение детей в организацию творческих выставок и праздников краеведческой направленности;

- участие в общешкольных конкурсах патриотической песни, конкурсах чтецов.

2. Осуществление гражданско – патриотического воспитания через включение в содержание:

- бесед, классных часов, Уроков Мужества, мероприятий и краеведческих праздников;

- экскурсий по поселку и улицам;

-экскурсий в районный музей;

- взаимодействия с  районной библиотекой в проведении мероприятий;

-организацию конкурсов рисунков;

-встреч с ветеранами педагогического труда школы;

- волонтерской работы (шефство над ветеранами)

Привить любовь к Родине умственно отсталым школьникам возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать. Одним из мотиваторов является гордость за  свою малую родину. Её я воспитываю, знакомя школьников с культурой, народными промыслами  и людьми Краснобаковского края. Обстановка в музее позволяет сформировать чувство уважения к прошлому. Натуральные предметы старины в крестьянской избе позволяют понять нелегкую жизнь в далеком прошлом.

Для изучения истории нашего поселка тесно взаимодействую с районной библиотекой. Посетив  мероприятия «Сказания о Баковской старине», «Россия – Родина моя», ребята из первоисточников узнали о происхождении названия нашего поселка, как менялось его название за период истории существования.

Культуру и традиции  родного края ребята так же узнают, участвуя в подготовке и проведении праздников, музыкально – литературных композиций в классе и школе. Об этом свидетельствует внеклассное мероприятие «Люблю тебя, мой край родной!», и общешкольное мероприятие  «Родные наши, отчие края - частичка света солнечной России».

Воспитать в детях свое причастие к Великому Русскому народу позволяет проведение с детьми древнейших народных праздников: Масленица, Крещение, Пасха. Так дети с удовольствием участвовали в подготовке и проведении общешкольного праздника «Масленица». У ребят появилась возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них. Они  водили хороводы, играли в народные игры, слушали заклички и потешки, угощались блинами.

Широко использую в своей работе приемы театрализации. В этом мне помогает устное народное творчество – богатый  источник воспитания нравственных ценностей. В качестве материала выступают русские народные сказки, которые знакомят с правилами поведения в обществе, нормами морали. Своеобразный язык сказок зарождает в детях чувство Родины.

Воспитание патриотизма осуществляю через участие в экологических акциях. Ежегодно ребята участвуют в акциях «Очистка берега реки Ветлуги», «Сделаем мир чище».

Патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды  и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию  уважения к подвигу защитников Отечества. Мероприятия, проводимые к Дню Победы, способствуют решению этих задач. Это Урок Мужества, участие в школьном конкурсе чтецов о войне, конкурсе патриотической песни, участие в Параде Победы на площади поселка, знакомство с военной символикой.

 «Помнить можно только то, о чем знаешь. Если рассказывать детям о войне, им будет что помнить» (девиз Международной акции «Читаем о войне»). С этой целью я организую встречи с ветеранами и участниками войны, с тружениками тыла, в ходе которых дети не только усваивают понятия «Ветеран», «Герой», «Родина», но и начинают их осознавать. Труженица тыла, бывший работник нашей школы Торикина Елена Васильевна, на одной из встреч с ребятами рассказала о трудном военном времени, о том,  как приходилось ей, 15 летней,  работать в тылу счетоводом. Ребята, затаив дыхание,  слушали историю её семьи, из которой 5 братьев и старшая сестра ушли на фронт. Ребята узнали, за что присваивают звания и получают награды. Еще одна участница войны в тылу, Ковалева Софья Ивановна, рассказала о голоде, который испытывали люди во время войны.  

Во внеклассной работе стараюсь включить ребят в посильную проектную деятельность. Проектирование обостряет внимание ребят к историческому прошлому, вырабатывает твердые убеждения. Выбор темы проекта «Герои Советского Союза – краснобаковцы» подсказали экскурсии к памятникам нашим землякам. Работа началась с изучения материалов в районной библиотеке, экскурсии по улицам, которые названы в честь героев. На основе полученных сведений мы оформили альбом и передали его в школьный музей.

Значимым для ребят было участие в общешкольном проекте «Моя семья в истории войны», в рамках которого Зайцева Регина приняла участие и собрала информацию о своем прадеде.

Волонтерская работа - продолжение работы по приобщению детей к уважению старшего поколения, воспитанию трудолюбия, ответственности. Наш класс проявляет заботу о ветеранах педагогического труда Ковалевой Галине Ивановне, Матвеевой Галине Викторовне, приглашая их на встречи в класс, на праздники, оказывая посильную помощь по хозяйству, изготовление открыток к праздникам.

4.Результативность.

В настоящее время проводится много конкурсов по воспитанию патриотических качеств личности на уровне школы и района. Результаты некоторых детей радуют. Так, участвуя в районном конкурсе  детского рисунка «Дети разных народов – одна семья», целью которого было воспитание любви к Нижегородскому краю и народам, который проживает в нем,  Веселов Алексей занял 1 место. Многие ребята, принимая в них участие, хотя и не становятся победителями, но вкладывая частичку своего тепла в рисунок, передают отношение к стране, своей малой родине. У них расширяются знания, повышается уровень формируемых понятий и ценностей. Об этом также свидетельствуют данные диагностики в конце обучения в 4 классе.  Нет обучающихся на низком уровне сформированности представлений о себе и своей семье. (Приложение 2.)

5.Заключение.

 Но главным результатом работы считаю реальные изменения в личностном развитии своих учеников. Особенно приятно видеть, как  ребята, проявляя самостоятельность, стали бережно относятся к природе, оказывают помощь пожилым, принимают традиции своей семьи и рассказывают о них родителям.

Я убеждена и могу с уверенностью сказать, что интересные, живые формы внеклассной работы по патриотическому воспитанию благоприятно воздействует на эмоциональные переживания младших школьников. А только на такой основе у них можно воспитать чувство любви к Родине, выработать установки правильного поведения.

Литература.

1. Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя -М.:Эксмо, 2008.

2.Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников//Воспитание школьников -2015.-№7.

3.Малофеев Н.Н., Никольская О.С.,Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция ФГОС для детей с ОВЗ. Основные положения//Дефектология- 2010.-№1.

4.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника-М.: Просвещение,1986.

5.Тивикова С.К. Воспитание гражданственности у младших школьников//Практика школьного воспитания – 2015.-№1.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ № 1599 Министерства образования и науки РФ от 19декабря2014 г.)

 Интернет-ресурсы:

http://mosmetod.ru.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

http://www.consultant.ru/document/cons  Закон РФ «Об образовании»


                                                                                                        Приложение1.                                    

Анкета «Я и моя страна»

Цель: определение уровня сформированности представлений о себе, своей малой родине, о стране, уровень сформированности патриотизма как ценности.

Вопросы на начало учебного года для 1 класса:

1. Назови своё имя, фамилию и отчество.

2. Как называется страна, в которой ты живёшь?

3. Назови свой адрес (поселок, улица, дом, квартира).

4. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку,…

5. Чем ты гордишься  в своем поселке, в своей стране.

6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).

7. Кто такой  ветеран?

Вопросы на конец учебного года для 4 класса

1.Назови своё имя, фамилию и отчество.

2.Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей, бабушек  и дедушек.

3.Назови свой адрес (область, город, улица, дом, квартира).

4. Как называется страна, в которой ты живёшь?

5.Как называется столица области, в которой ты живёшь?

6.Чем ты гордишься в своей семье, в своем поселке, в своей стране.

7. Какой праздник у нашей страны главный?

8. Когда празднуют День России?

9. Когда в нашей стране отмечают День Победы?

10.Про какие войны в нашей стране ты знаешь, кроме Великой Отечественной войны?

11. Кто защищает Родину?

12.Зачем нужно помнить о героях?

13. Кто такой  ветеран?

14.Кто- то из твоих родственников защищал страну во время ВОВ?(если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).

Если ребенок отвечает на все вопросы правильно - высокий уровень(3)

Если ребенок отвечает правильно на половину вопросов - средний уровень(2)

Если отвечает на 1-3 вопроса правильно - низкий уровень(1)

Анкета «Я и моя семья»

Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника.

Вопросы

Признаки и уровни формирующихся ценностей

1.Тебе нравится твоя семья?

2.Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?        

3.Тебе нравится указывать и помогать младшим братьям и сёстрам?

4.Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?

5.Часто ли ты слушаешь своих родителей?

6.Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?

7.Знаешь ли ты традиции своей семьи?

8.Знаешь ли ты традиционные праздники своей семьи?

9.Знаешь ли ты обычаи традиционных праздников?

Да (часто) – 2 балла

Бывает по-разному, не всегда, иногда, (не знаю)– 1 балл

Нет – 0 баллов

18б.-16б. - высокий

14б-10б.- средний

Меньше10б.- низкий

Приложение 2.

Показатели сформированности представлений о своей семье и ее традициях, о своей стране и распределение обучающихся по уровням на начало поступления в образовательное учреждение и на конец обучения в начальном звене

Имя Фамилия

обучающихся

Моя семья

Моя страна

1 класс

4 класс

1 класс

4 класс

Кол-во баллов

Уро

вень

Кол-во баллов

Уро

вень

№ вопросов с правильным ответом

уровень

№ вопросов с правильным ответом

уровень

Алексей В.1кл

Денис Ф.4кл

4

н

11

ср

1,4

н

1,4,5,9,

11.

н.

Петр И.

7

н

13

ср

1,3,4

н

1-5,7,

9-11,13.

ср.

Ян Л.

11

ср

14

ср

1-4

ср

1-5,7-9,

11-13,14

ср.

Даша М.1кл

Регина 4кл

10

ср

17

в

1,4

н

1-14

в

Саша Н.

13

ср

18

в

1,3,4

н

1-14

в

Анжела Н.

7

н

16

в

1-4

ср

1-9,

11,13,14

ср

Илья П.

7

н

13

ср

1,3,4

н

1-5,7,

9-11,13

ср

Настя Б.

9

н

14

ср

1,4

н

1-5,7-9,

11-13

ср

Света Т.

5

н

17

в

1,4

н

1,3,4,5,7,8,9,

11,13

ср.

Итого по классу

В.ур- 0%

Ср.ур-33,3%

Н.ур.-66,7%

В.ур- 45%

Ср.ур-55%

Н.ур.-0%

В.ур- 0%

Ср.ур-22,2%

Н.ур.-77,8%

В.ур- 22,2%

Ср.ур-66,7%

Н.ур.-11,1%

Вывод: Поступающие в 1 класс дети имеют низкий уровень представлений о себе, своей семье, стране, семейных традициях, традициях страны.45% обучающихся не знают свой адрес,33% не знают названия страны, в которой живут; 55% не знают о традициях своей семьи, традиционных семейных праздниках и обычаях этих праздников,55% ничего не знают о Великой Отечественной войне, ни у кого из детей понятие «ветеран» не сформировано. К 4 классу, вследствие проводимой воспитательной работы, у обучающихся наблюдается положительная динамика в развитии: нет обучающихся на низком уровне сформированности представлений о себе и своей семье, только 1 обучающийся (11.1%) остается на низком  уровне  представлений о своей стране. У многих  детей слабо сформированы представления о государственных праздниках, о других войнах, которые были в России. К концу обучения в начальной школе у двух детей (22,2%) отмечается высокий уровень сформированности представлений о своей стране, у четверых обучающихся (66,7%) высокий уровень представлений о своей семье, её традициях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...

Дидактические игры по формированию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях по внеурочной деятельности

Дидактические игры предназначены для обучающихся 1-4 классов, которые реализуются на занятиях по программам внеурочной деятельности...

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...

Особенности обучения математике младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одно из направлений подготовки особенных детей к самостоятельной жизни – обучение математике. Всё обучение математике начинается с детского сада и не заканчивается никогда.  В УМК дан матер...

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности.

В данной статье рассмотрены вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программы внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использован...

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.

Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....