Культура общения
классный час (1 класс) на тему

классный час в форме беседы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_obshcheniya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :  «Культура общения»

Цели: 1. Познакомить с культурой общения между людьми,  вежливыми

            словами, и употреблением их речи.

            2. Развивать речь, память, навыки выразительного чтения  стихотво-

            рений на публике.

            3. Воспитывать вежливость, доброту, взаимоуважение.

Учитель: - Много славных дел ждёт нас, но прежде всего мы должны вырасти

 настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.

- Сегодня мы с вами проведём беседу на тему: “Вежливость”. Сейчас я зачитаю рассказ, внимательно послушайте и ответьте на такой вопрос:

- Кого из ребят можно считать вежливым? Рассказ называется: “На катке”.

Автор: Осеева.

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейки.

Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал различные фокусы - то ехал на одной ноге, то крутился волчком.

- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

- Я нечаянно .... - сказал Витя, оттряхнул с её шубки снег.

- Ушиблась? Девочка улыбнулась:

- Коленку.... Сзади раздался смех.

“На до мной смеются” - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

- Эка невидаль - Коленка! Вот плакса - крикнул он проезжая мимо школьников.

- Иди к нам! - позвали они.

Витя пошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Вы прослушали рассказ. Кто же мне ответит на вопрос? У кого какие будут предположения.

- Можно ли считать Витю вежливым, по сравнению с ребятами?

           Пойди, узнай, пойди, пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

Он всех в один несчастный день

Чуть не довёл до слёз.

Его зовут - стоит как пень,

Как будто в землю врос.

-Смотри, не пей воды сырой!

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьёт в ответ.

Пойди, узнай, пойди, пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

-Придёшь обедать к трём часам,

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам...

А сам явился в пять.

-Ну, что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

-Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

Учитель: - Грубость, неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.

Синенькая юбочка, ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике соберутся в круг

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка, и ленточка в косе.

Все глядят на Любочку, радуются все.

Но если к этой Любочке вы придёте в дом,

Там вы эту девочку узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:

-У меня уроков много, я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае-

Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая, продвигается вперёд.

Говорит она, толкаясь:

-Фу, какая теснота!

Говорит она старушке:

-Это детские места!

-Ну, садись, - вздыхает та.

Синенькая юбочка, ленточка в косе,

Вот какая Любочка во всей её красе.

Случается, что девочки порой бывают грубыми

Хотя не обязательно они зовутся Любами.

- «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только

Алёшка, Петька, Ванька, Толька

Учитель: - Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя,

 «Извините, я немножко опоздал».

Спор давно ведётся в школе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

Учитель: - А как, ребята, вы считаете? Вежлив Витя или нет?

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле:

Он в полночный, тихий час

Поднял мать с постели.

-Что с тобой?! — вскричала мать,

Заболел сыночек?...

-    Я забыл тебе сказать:

«Мама, доброй ночи!»

Учитель: - Вежливо ли поступил мальчик?

Пошёл я гулять и в саду по привычке

Я дёрнул девчонку за обе косички.

На крик прибежала девчонкина мать,

Меня изловчилась за ухо поймать...

Попробовать, что ли?

В сторонку куда-то

«Простите меня»,-

Я шепнул виновато.

-Ступай, - улыбнулась.

Прощаю пока.

И ухо моё отпустила рука.

«Простите»... Ура!

Убедился я снова,

Какое оно интересное слово.

Учитель: - Можно ли извинение мальчика считать искренним

Глаза у Саши велики,

Но очень близоруки.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу

Они кричат ему:

«Зачем тебе четыре глаза?

Саша, Саша - водолаз!

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стёклами не хвастай!

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

-Нет, - говорит он, - никогда

Очков я не надену!

Но мать утешила его:

-Очки носить не стыдно.

Всё надо делать для того,

Чтоб было лучше видно!

Над теми, кто надел очки,

Смеются только дурачки!

Меня прозвали «Вата»!

Как я страдал когда-то,

Переживал когда-то...

В походы шли ребята

И на вершины лезли.

И мне кричали: «Вата!

Тебе сидеть полезней!

Не бегал я в горелки

И в речке самой мелкой,

Не мог со всеми вместе

Плыть в безопасном месте. Подбадривала мама

(А в голосе тревога):

-Твоя кардиограмма

Улучшилась немного,

И словно извиненье

В словах её звучало:

-Ангина.. .Осложненье...

Поправишься сначала.

Меня прозвали «Вата».

Кричали мне ребята:

-Сиди, грызи орешки,

-Тебе сидеть полезней!

Мне было от насмешки

Больней, чем от болезни.

-О каком слове забыла Маша?

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

-        Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём...
Настя - славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но.. .давно уже от Насти

Я не слышу слова..,

А слово-то какое-

Очень дорогое!

-        Встретил Витю я соседа
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!

Но представьте, зря от Вити

Ждал я слова ...

А слово-то какое-

Очень дорогое!

- Он про внучку говорил:

-Экая досада!

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Но нельзя ж молчать, как рыба.

Ну сказала бы ...

А слово-то какое

Очень дорогое!

ИГРА «ДОБАВЬ ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО!»

  1. Растает даже ледяная глыба
    От слова тёплого ...
  2. Зазеленеет старый пень,
    Когда услышит ...
  3. Если больше есть не в силах,
    Скажем маме мы ...
  4. Мальчик вежливый и развитый
    Говорит, встречаясь ...

5.Когда нас бранят за шалости,

Говорим ...

6.И во Франции и в Дании

На прощанье говорят ...

Ежели вы вежливы,

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

Вы, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами!

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

На тех, кто послабее,

Вы нападать не будете

Пред сильными робея.

Медведя лет пяти - шести

Учили, как себя вести:

-В гостях, медведь, нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

И старших уважай.

И бабушку медведицу

В туман и гололедицу до дома провожай.

Так мишку лет пяти - шести

Учили как себя вести...

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-

Лисицам и медведям.

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овёс.

Наваливался брюхом

На публику в метро.

И, старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти - шести

Учили как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили.

Перемена, перемена!

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает на порог.

Вылетает на порог,

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним бо-о-о-льшая перемена.

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи-

Словом, сделал всё, что мог!

Ну, а тут опять звонок.

Вова в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём!

-Ничего, - вздыхает Вова, -

На уроке отдохнём!

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать:

Запомни, драчун - забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует смелость, азарт, красота,

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица

И пусть тот кто злится - стыдится!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...

Культура общения преподавателя и студентов

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического...

Открытый урок по культуре общения "Если добрый ты - это хорошо!"

Нашим современным детям так не хватает доброты, тактичности, сочувствия. Поэтому данная тема урока актуальна. Урок содержит практический материал, позволяющий каждому ребёнку задуматься о добре, вежли...

Психолого-педагогические основы культуры общения

Данный материал можно использовать для развития культуры речи учащихся...

Урок по культуре общения "Язык мой - друг мой" в начальных классах

Заниматься таким предметом, как русский язык, совсем не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно. Этот урок о богатстве русского языка....

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"

Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова....