Познавательно-игровая деятельность в группе продленного дня.
статья на тему

Деревянко Нина Витальевна

Познавательно-игровая деятельность в группе продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_splochennost_v_gpd.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-игровая деятельность в группе продленного дня.

        Группа продленного дня является немаловажной составляющей школьной жизни. Реализация положений ФГОС сегодня происходит как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

       Группа продлённого дня, в которой дети проводят значительную часть времени, помимо помощи школьникам в выполнении домашнего задания, берёт на себя важную функцию - создать максимально возможные условия для развития личности учащихся.  

     Важной задачей воспитателя  группы продленного дня является забота о том, чтобы часы, свободные от домашних заданий, заполнялись разумно, интересно. Большую помощь в этом воспитателю может оказать игровая деятельность.

     Игра – важная составляющая жизни любого ребенка. С ее помощью дети учатся общаться друг с другом, познают окружающий мир, перенимают жизненный опыт.

     Игровая деятельность позволяет воспроизводить реальность через игровые модели ситуаций, развивать фантазию, интеллект, способствует обучению.
В игре легко и незаметно для ее участника формируются способности общения с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.

     С помощью игры ребенок имеет возможность получать новые знания о мире, развивать в себе те или иные качества,  испытывать переживания, которые  недостижимы в обычной жизни.

    В игре воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти правильный индивидуальный подход к каждому ребёнку. Игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить тесный контакт.

  Существуют разные игры: подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, музыкальные, познавательные. Все они нужны и по-своему полезны детям.

        У воспитателей групп продленного дня большие возможности познакомить детей с различными играми, привить любовь к ним.  Для этого в группе продленного дня необходима интересная и разнообразная игротека.

     Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми, где школьники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные жизненные впечатления с личным опытом. Одна и та же тема разыгрываемой ситуации включает в себя разнообразные эпизоды в зависимости от интересов детей и их фантазии. Ребенок может изображать человека определенной профессии (учитель, шофер, библиотекарь, доктор) или члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества.

Хочу привести примеры некоторых игр.

Наша игротека

Сюжетно-ролевые игры:

Игра «Концерт»

     Для детей занимательной станет и сама игра, и подготовка к ней. Дети выбирают ведущего (конферансье). Ведущий готовит афишу, помогает участникам выбрать номер для концерта. Выступающие готовят свой номер, подбирают /создают костюмы и атрибуты для выступления. В назначенное время начинается концерт. Игроки выступают и в роли артистов, и в роли зрителей.

Игра «Окно»

Игра начинается со слов: "Перед тобой окно с очень толстым стеклом, через которое не проникают звуки. Ты хочешь что-то сказать товарищу. Заранее реши, что. Можно артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах". Второй участник игры, которым можете быть и вы сами, должен его понять и ответить тем же способом.

Игра «Учимся заботиться».

      Попросите ребенка подумать, как бы он поступил в следующих ситуациях, как проявил бы свою заботу. Пусть он выберет одну из ситуаций, и вы вместе инсценируете ее. - Мама заболела. (Вариант решения: надо уложить ее в постель, принести чай с малиновым вареньем или медом; открыть форточку, чтобы в комнате был свежий воздух, и поставить маме градусник.);
-
День рождения бабушки;
-
Младший брат капризничает;
- В гости пришел друг;
- Папа вернулся с работы уставший;

-Тебя (твоего брата или сестру, друга) отругали родители; - Твой друг плохо учится; - У кого-то из членов семьи (друга, учителя) плохое настроение.

       Большое влияние на воспитание физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости) оказывают подвижные игры.

Игра «Путаница»

   Ведущим по очереди должен быть каждый из участников. Дети встают в круг, берутся за руки и запутываются, не разнимая рук. Задача ведущего – распутать получившийся «клубок», а игроков – запутаться так, чтобы не покалечить друг друга.

 Игра «Скульптура»

     Выполняется в парах. Каждый должен слепить из другого какую-либо фигуру, а затем занять его место – почувствовать то же, что чувствует партнер. Затем дети образуют новую пару. Следует дать возможность каждому поработать со всеми членами группы. Затем проводится обсуждение упражнения.

Игра «Охотники и утки»

     Круг. На первый-второй рассчитываются дети. 1 – охотники. 2 – утки. Утки в кругу. Мяч у охотников. Охотники передают мяч друг другу, выбивают уток. Когда большее количество выбито, меняются ролями.

Игра «Холодно – горячо»

    Ведущий прячет вещь, а участники ищут ее по указаниям ведущего. Можно играть в парах – тройках, каждая из которых ищет свой предмет и слушается своего ведущего.

Игра «Замри-отомри»

    Это упражнение помогает расслабиться, сбросить напряжение. Все бегают, как хотят, а по сигналу ведущего должны замереть. После следующего сигнала дети снова бегут. Тот, кто не успел замереть, или пошевелился до сигнала, разрешающего движение, выбывает из игры.

Игра «Тише едешь - дальше будешь»

      Ведущий становится к стене, а остальные в 10-15 м за ним. Водящий говорит:

 «Тише едешь - дальше будешь», затем быстро поворачивается и смотрит на играющих.  Когда водящий говорит, можно продвинуться вперед, чтобы он не видел. Когда он повернется, дети должны не шевелиться. Побеждает тот , кто первым коснется водящего.

 Игра «Что изменилось?»

     На столе лежат 10 картинок. Их нужно запомнить. Играющим нужно отвернуться. Кто –то меняет местами картинки. Выигрывает тот, кто больше назовет изменений.

Игра «Зайчики»

     Зайчики резвятся и прыгают. Как только ведущий ударит мячом от пол, они должны принять позу сидящих зайчиков. Тот, кто шелохнется и сменит позу выходит их игры.

Игра «Удочка»

   Дети становятся в круг. Ведущий берет веревку с мешочком песка на конце. Ведущий кружит веревку. Дети должны перепрыгнуть через мешочек. Кто коснулся, тот выходит из игры.

Игра «Кузнечик»

    Прыжки в длину с места. Первый прыгает, делают отметку. От этой отметки прыгает второй и т. д. Чья команда дальше прыгнет, та и победила.

Среди многообразия игр особое место занимают развивающие игры, которые способствуют развитию у ребёнка мышления, воображения, речи, фантазии, интеллекта и памяти.

Игра «Используй предмет»

    Каждой вещи найдите применение.

Подготовьте карточки с вопросами. Сложите их в любую емкость.

(Что можно сделать с фольгой от шоколадки?

 Зачем еще нужно зеркало?

Как можно использовать шнурки от ботинок?

 Для чего может пригодиться утюг? И т.п.)

Игра «Лишнее слово»

    Напечатать карточки и поместить их в какую-либо емкость. Игрок достает одну карточку и вслух читает цепочку слов. Игроку нужно определить, какое слово является лишним и объяснить, почему.

Варианты простых карточек:

ёлка - дуб  - сосна

чайка — ворона — страус

лошадь — корова — бегемот

Варианты карточек посложнее:

апельсин — яблоко — груша - арбуз

голова — рука — нога — нос

диван — кровать — кресло - табурет.

Игра «Веселая викторина»

Подготовьте карточки с заданиями.

Учащиеся по очереди вытаскивают карточку с заданием. Для ответа есть 10 секунд. Если игрок ответил на вопрос, он забирает карточку себе, если нет — карточка возвращается в общую стопку. Игра заканчивается, когда все карточки отгаданы. Выигрывает тот, кто собрал больше всего карточек.

Примеры карточек:

Назови трех писателей

Назови трех домашних животных

Назови три города

И т. д.

      Другой вид игр -  дидактические игры,  их основная особенность  определена  названием. Это игры обучающие, они помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.  С помощью дидактических игр дети развивают  сосредоточенность, внимание, настойчивость,  познавательные способности. Дети любят соревноваться, у них появляется стремление быть быстрым, находчивым, четко выполнять задания, соблюдать правила игры, что воспитывает у учащихся дисциплинированность.

      Ребятам нравятся такие дидактические игры, как «Рыбалка», «Кто быстрее?», «Найди ошибку», «Недописанный пример», «Закодированный ответ», «Математическое домино», «Игра в снежки (мячик)», «Собери картинку» и др.

     Очень велико воспитательное и познавательное значение загадок. Воспитатель   группы продленного дня  должен иметь в запасе много загадок. Они могут быть темой самостоятельных занятий, могут быть использованы в перерыве между занятиями, во время отдыха.

      Нужным и полезным  для развития дикции, речи и памяти детей является чтение и разучивание скороговорок. Их можно напечатать на отдельных карточках для тренировки, организовать коллективное или хоровое чтение, затем заучивание и проговаривание наизусть.

    Уже с первого класса можно научить решать и отгадывать ребусы, постепенно усложняя их.

Полезно познакомить детей с такими играми как:

палиндромы (слова или фразы, которые читаются слева направо и справа налево одинаково: шалаш, казак, а роза упала на лапу азора и т.д.),  

анагрммы придумать  слова путем перестановки букв в исходном слове( равновесие — соревнование),

слова из слова (придумать как можно больше слов из букв данного слова),

разнообразные головоломки ( занимательные головоломки на разрезание фигур, математические головоломки, головоломки с палочками, зрительные головоломки на распознавание скрытых образов и другие).

   Таким образом, игра является наиболее доступным и интересным для ребенка способом выражения впечатлений, знаний и эмоций.

     Игра - это естественная и привычная для ребёнка деятельность. Она вызывает живой интерес к процессу познания. Игра позволяет каждому ученику, даже самому робкому и нерешительному, поверить в свои силы, стать более раскованным, открытым к общению.

     Игровая деятельность  имеет большое значение  и для развития личности ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал по проектной деятельности в группе продленного дня.

Разработанный учебно-методический материал предназначен для учащихся начальных классов, посещающих группу продленного дня, родителей и воспитателей ГПД. Оно направлено на освоение работы над проектами...

Специфика учебно-познавательной деятельности в группе продленного дня

В статье рассматриваются особенности режима младших школьников в группе продленного дня....

Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС. Психолого-педагогическая характеристика группы.

Основные задачи в работе воспитателя ГПД, примерная психолого-педагогическая характеристика группы....

Продленный день в школе. Значение деятельности воспитателя группы продленного дня

В последние годы, несмотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, растет число групп продленного дня. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей, да и современных...