Организация работы по духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию детей школьного возраста, находящихся на длительном лечении, в условиях больничного стационара
методическая разработка по теме

Работа составлена для методического объединения и направлена на развитие духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей находящихся на длительном лечении. Работа содержит  примерную таблицу, раскрывающую возможности внедрения патриотических элементов во все сферы жизни и деятельности детей, формы и методы работы. А так же диагностический и иследовательский материал нравственной сферы школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriot.metod_._obed.doc685.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема педагогического совета:

Организация работы по духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию детей школьного возраста.

Составила: воспитатель Волкова Ю.И.

2016 год.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Патриотизм предполагает любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский  долг и  конституционные обязанности по защите страны. Вместе с тем патриотизм – это привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека во всех его проявлениях. Любовь к родине проявляется у каждого по - своему. Сначала неосознанно ребёнок тянется к отцу и матери, потом он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу, взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне.

В младшем школьном возрасте складываются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких, совершать добрые поступки по отношению к другим людям, беречь природу и то, что создано руками человека, ответственно относиться к порученному делу. Всё это имеет большое  значение для воспитания патриотизма, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая  деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Цель патриотического воспитания – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
  • расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
  • изучение живой национальной культуры, народного искусства;
  • привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ…

Младший школьник сенситивен для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет педагога, создают предпосылки для успешного решения данной проблемы. Именно в этом возрасте происходит активное накопление знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора способа поведения.

Младший школьный возраст – период интенсивного развития эмоциональной сферы личности. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру. При этом происходит расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Эти чувства вызваны  широким кругом социальных явлений. Знакомство младших школьников с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к факторам окружающей жизни.

Эмоциональные переживания младшего школьника, а не разумные доводы имеют доминирующее значение, приобретают более глубокий и устойчивый характер они способны проявлять заботу о близких, дружить со сверстниками. Но чувства продолжают оставаться ещё недостаточно устойчивыми, и это создаёт трудности в воспитании патриотизма. В результате расширения знаний об окружающем мире, усвоения нравственных норм, формирования самооценки чувства детей становятся более осознанными. Если поначалу эмоциональные переживания вызывают оценки взрослых, то в ходе своего развития младший школьник начинает понимать, что хорошо, что плохо, самостоятельно оценивать свои поступки и поступки других людей.

В патриотическом воспитании младших школьников большое значение имеют:

  1. пример эмоционального отношения к действительности взрослого (педагог может оказать сильное влияние на учащихся примером собственных переживаний и отношений, что облегчает воспитание патриотических чувств у детей). В нашей работе каждый наш шаг формирует личность воспитанника.

Воспитание такого многогранного чувства, как любовь к родине, осуществляется на основе развивающихся чувств – симпатии, сопереживания, доброты, доброжелательности (сначала к родным и близким). С взрослением ребёнка растёт и чувство, распространяясь на более широкий круг людей, предметов, явлений окружающей жизни.

  1. Прошлый опыт ребёнка, опыт чувств, отношений к окружающей действительности.

Если ребёнок в прошлом испытал чувство жалости к другому человеку, гордости за своих родителей, радости от хорошего поступка, уважение к труду другого человека, восхищение героическим поступком, ощутил эмоциональный подъём от соприкосновения с прекрасным, то он приобрёл эмоциональный опыт, который будет иметь огромное значение для его дальнейшего роста. Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останутся в памяти. Поэтому важно, чтобы всё, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему – основа нравственных чувств. Чувство патриотизма, как одно из нравственных чувств, активно формируется в младшем школьном возрасте  на основе роста осознанности, глубины, устойчивости эмоциональных переживаний. Нравственные чувства школьников формируются на основе интереса и эмоционального положительного отношения к окружающему.

  1. Знания и упражнения чувств в деятельности.

Воспитание патриотических чувств невозможно без активизации интеллектуальной сферы личности ребёнка. Знания обеспечивают познание окружающего мира, развитие мышления, формирование представлений о явлениях общественной жизни, оказывают влияние на их волевые усилия. У ребёнка складывается система мотивов, регулирующая поведение, появляется интерес к социальным явлениям. У младшего школьника можно сформировать систему обобщённых знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему миру, предпосылкой патриотического воспитания.

Психолого – педагогические компоненты чувства патриотизма:

  • потребностно – мотивационный компонент патриотизма формируется в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания ситуаций, в которых ребёнок переживал бы чувства любви, гордости за свою Родину, восхищался её славной историей, мужеством и храбростью её патриотов.

Огромное влияние на возбуждение потребностно – мотивационной сферы оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной литературе, включение ребёнка в краеведческую работу, дистанционные походы по памятным местам, интерактивные встречи со знаменитыми людьми.

  • когнитивно – интеллектуальный компонент включает в себя осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности: беседах, сообщениях на патриотическую тему, проведение литературно – музыкальных гостиных, устных фольклорных экспедиций, организацию работы следопытов;
  •  эмоционально – чувственный компонент состоит из формирования у ребёнка патриотических чувств, взглядов, убеждений.

Важно, чтобы полученные знания приобретали личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы деятельности и поведения.

  • поведенческий и волевой компоненты – это формирование у ребёнка способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры.  Межнациональные отношения, что в нашем многонациональном коллективе очень важно, это истории и традиции других стран. Сюда относятся различные виды трудовой, спортивной, краеведческой работы, празднование юбилейных дат,  интерактивные встречи с ветеранами и знаменитыми людьми.

Патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций языка и передачу этих знаний новому поколению.

Патриотическое воспитание младших школьников идёт от изучения своей семьи, семейных реликвий, профессий членов семьи, фольклора, вклада семьи в дело Победы; через привитие любви к природе, изучение истории своей малой Родины к  знакомству с историей, культурой России.

Внеурочная работа предполагает углубление, обобщение, систематизацию материала, изучаемого на уроках, использование разнообразных форм работы, направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа, народным промыслам. Мероприятия, посвящённые природе родного края, позволяют расширить представления младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогают задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать: озеленение кабинета, уборка мусора, изготовление кормушек…

Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы русских народных праздников, изучая русские народные игры, песни, можно познакомить их с традициями, культурным наследием предков. Важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.

С учетом УМК «Школы России», для полноценной совместной деятельности со школьным (учебным) сегментом и воспитательской деятельности, государственных стандартов и календарно тематического планирования нашего учреждения, я составила примерную таблицу, раскрывающую возможности внедрения патриотических элементов во все сферы жизни и деятельности детей.

Предмет

Тема

Коммуникация:

Развитие компонентов речи;

Развитие связанной речи.

Чтение художественной литературы.

Обучение грамоте.

Знакомство с законами и закономерностями родного языка, с историей появления букв, историей письменности, этимологией слов, фамилий, названий городов, обогащение словарного запаса через работу с различными словарями, использование текстов классики, тексты патриотической направленности, работа по картинам великих русских мастеров. Изучение фольклора, русской классики, современной периодики,  проект «Газета «День Победы», иллюстрации – фотографии изделий народных промыслов, картины известных художников. Государственные праздники, например день письменности. Дни рождения великих русских поэтов, писателей.

Формирование элементарных математических представлений.

Задачи нравственного содержания, связанные с семейными традициями, проекты по благоустройству территории, по изучению народных промыслов. Использование краеведения, а это задачи: содержащие исторические события (вычисление исторических дат); о временах года (например, северные города, особенности солнечного дня); о животных типичных нашим краям (самый быстрый, самый маленький и т.д.); географические особенности (длинна, глубина и д.р.); растения и прочее.

Формирование целостной картины мира, предметное и социальное окружение. Ознакомление с природой.

Разделы «Наша дружная семья», «Твои друзья», «Правила поведения» «Школа вежливости», «Что мы знаем о нашей стране», «Путешествия по родной стране», знакомство с растительным и животным миром страны, правилами поведения в природе; проекты «Профессии моих родителей», «Моя родословная», «Моя Красная книга», «Моя малая Родина», «Города России». Акции «Поможем птицам»…

Физическая культура. Прогулки.

Изучение народных игр, знакомство со спортивными достижениями граждан РФ, участие в соревнованиях…

Познание

Курс связан с изучением традиций, верований, народных промыслов, историей избы, народного костюма, игрушки, посуды, изучением профессий, генеалогического древа…

Художественное творчество. Музыка.

Эстетика.

История русского творчества. Знакомство фольклором, образцами классических произведений русских мастеров и композиторов, народные танцы, традиции. Коллективные работы!

Досуг

Государственные праздники. Фольклор. Дни рождения великих Русский людей. Знакомство с традициями других народов.

Работа с родителями

Различного рода консультации и индивидуальные беседы по формированию и укреплению семейных ценностей. Коллективная работа родителей с детьми.

          Большое значение в формировании полноценной личности – патриота я отдаю коллективным работам, это учит детей вежливому и уважительному общению друг с другом, а, следовательно, и с социумом в целом, взаимопомощи, отдачи делу, на примере других детей, доведению дела до конца. Соревновательный характер коллективных работ, помогает формированию самооценки и становлению личности в коллективе/микросоциуме.  Причем в нашем разновозрастном коллективе это актуально в особенности, так как дети старшего возраста прививают добрые качества младшим на личном примере, оказывая им помощь в разного рода видах  деятельности. А так же это помогает создать атмосферу семейного быта, доброжелательности и милосердия в детском коллективе.

Для работы с данной таблицей можно использовать следующие формы и методы работы с воспитанниками:

  • Необычное приветствие.
  • Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.
  • Приглашение в путешествие.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Фразы педагога: «Я рада встрече с вами»; «Что бы это значило? Попробуем разобраться…»; «Мне не терпится поделиться с вами…»; «Предлагаю вам отправиться в путешествие»; «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?"
  • Совместная проектная деятельность.
  • Музей-изба.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд.
  • Природоохранная деятельность.
  • Изготовление подарков.
  • «Уроки доброты».
  • Акции.
  • Выставки и экспозиции.
  • Развлечения, досуги, праздники, концерты.
  • Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры «Мастерская старинных кукол», подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничкства).
  • Сказки.
  • Инсценировки, театрализации.
  • Выставка детских рисунков «Войне мы скажем – Нет!».
  • Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
  • Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»
  • Индивидуальные консультации, беседы.
  • Фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе» «Игра и дети», «Праздники и развлечения в тёплом доме»
  • Совместное создание взросло-детских проектов «Летающая страна», «Кукла Детка », «Моя любимая кукла».
  • Оформление информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
  • "Семейный клуб "(«Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию младших школьников").
  • Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».
  • «Интерактивные встречи с интересными людьми».

Подобная работа по изучению школьных предметов, внеурочная деятельность, проектная деятельность, проведение традиционных уроков и мероприятий: Урок Гражданина, Урок Семьи, Парад ко Дню Защитников Отечества, Праздничный концерт для мам на 8 Марта и День Матери, День Краеведения… обогащает учащихся/воспитанников знаниями, формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней появления ребёнка в школе включает его в многоплановую деятельность, направленную на воспитание патриотических чувств.


Диагностика и исследование нравственной сферы школьника.

         (Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)  

          Диагностика развития духовно- нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах.            Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

 

Метод «Беседа»

(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)

          Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.  

     

Вопросы для беседы:

▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

          Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

          Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

           Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю»

          Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Диагностика эмоционального компонента духовно- нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов)

( по Р.Р.Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях»

(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

           Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

          Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

          Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

           Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, стр. 37)

Методика оценки уровня морально-нравственного развития.

          Основываясь на работах Ж.Пиаже по выявлению стадий интеллектуального развития, Л. Кольберг предположил возможность существования стадий развития нравственного сознания.

          Кольберг выделяет три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный.

          Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание).

          Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса… Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься «хорошим». Эти правила могут быть и всеобщими, но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует.

          Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность.

Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу

Уровень

Возраст

Основания морального выбора

Отношение к идее самоценности человеческого существования

Преконвен-циональный

4-7

Наивный потребительский гедонизм. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «Ты – мне, я – тебе»

Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое ребенку доставляет этот человек

Конвенцио-

нальный

7-10

10-12

Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть хорошим.

Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам

Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку.

Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная категория моральных норм и обязанностей.

Анкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, стр. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

 

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(методика Н.П. Капустиной) 1 – 2-е классы

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться
  • я люблю мечтать
  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
  • мне нравится выполнять домашние задания
  • я стремлюсь получать хорошие отметки         

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

  • я старателен в учебе
  • я внимателен
  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
  • мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу
  • мне нравится дежурство в школе

3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • к земле
  • к растениям
  • к животным
  • к природе

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

  • я выполняю правила для учащихся
  • я добр в отношениях с людьми
  • я участвую в делах класса и школы

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен в делах
  • я опрятен в одежде
  • мне нравится красивое вокруг меня
  • я вежлив в отношениях с людьми

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

  • я управляю собой
  • я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой
  • у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

          По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6.

Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной) 3–4-е классы

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться
  • я всегда выполняю домашние задания
  • я люблю читать
  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
  • я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

  • я старателен в учебе
  • я внимателен
  • я старателен
  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
  • мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • я берегу землю
  • я берегу растения
  • я берегу животных
  • я берегу природу

4. Я И ШКОЛА:

  • я выполняю правила для учащихся
  • я выполняю правила внутришкольной жизни
  • я участвую в делах класса и школы
  • я добр в отношениях с людьми
  • я справедлив в отношениях с людьми

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен и опрятен
  • я соблюдаю культуру поведения
  • я забочусь о здоровье
  • я умею правильно распределять время учебы и отдыха
  • у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень

(Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, стр. 115 – 118)

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

          (Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

          Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

         Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с использованием современных технологий.

Методические рекомендации  по организации   работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся   в разновозрастных группах  летнего оздоровительного лагеря  с дневн...

Рабочая программа для детей с ОВЗ, находящихся на длительном лечении

Рабочая программа разработана для детей с ОВЗ, длительное время находящимися на лечении в больнице. Программа разработана на основании Инструктивно-методического письма "Об организации обучения и...

Специфические особенности обучения детей с ТМНР находящихся на длительном лечении

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития  занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу.  Как правило, ...

Физическое воспитание детей школьного возраста

Основные моменты физического воспитания школьников. Рассмотрены принципы, средства и методы физического воспитания....

Средства работы по развитию графо-моторных навыков у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

В работе представлены средства развития графо-моторных навыков у учащихся младших младших классов с ОВЗ...