Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с использованием современных технологий.
методическая разработка по теме

Наумова Наталья Владимировна

Методические рекомендации  по организации   работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся   в разновозрастных группах  летнего оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием   с использованием современных технологий окажут методическую и практическую помощь учителям, воспитателям ДОЛ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka.doc140.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_semya.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» пгт Троицко – Печорск

        

Организация работы

по духовно-нравственному воспитанию учащихся

 в разновозрастных группах

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием

с использованием современных технологий.

Номинация: инновация в воспитании

Категория  учащихся: I ступень обучения (1-4 классы)

Предмет: для воспитателей ДОЛ, учителей начальных классов

Форма  представления методической разработки:   программа воспитания

        Наумова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов.  

Вирясова Мария Васильевна,  

учитель начальных классов.  

пгт. Троицко-Печорск

2011

        Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………..………………........3-5
  2. Методические рекомендации по организации   работы  по духовно-нравственному воспитанию учащихся   в     разновозрастных группах  летнего оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием   с использованием современных технологий.………………………………………………… ……....5-12
  3. Заключение………………… …………………………………….13- 14
  4. Список использованной литературы…………………………...…..  15
  5. Приложение:
  1. Программа детского оздоровительного лагеря «СЕМЬ +Я».
  2. Анкета для родителей.
  3. Презентации мини- проектов: «Семь чудес Троицко-Печорска», «Семь чудес Республики Коми», «Моя школа – безопасная зона».
  4. Диагностические исследования учащихся.
  5. Видеофильм «Мы за безопасность на дороге».
  6. Видеофильм о жизнедеятельности лагеря.

Пояснительная записка.

 

Современный период в  российском образовании – время смены ценностных ориентиров.

В новых ФГОС  одним из приоритетных направлений является духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального образования, задачами которого являются:

  • воспитание гражданственности, патриотизма;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

        Одним из ведущих факторов формирования духовно-нравственного и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость  развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом родителей: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, природе, традициях, тем  более действенными окажутся они в воспитании  любви к Родине. На основе этих факторов была разработана программа ДОЛ «Семь + Я» (Приложение 1), которая стала основой для предложенной  методической разработки. Программа позволила учащимся расширить  свои знания о Республике Коми,  о Троицко-Печорске в юбилейный 2011 год.

На наш взгляд,      повышению  интереса  к изучению родного края  способствует  активное использование в процессе   воспитания инновационных технологий.

Мы считаем, что одна из таких технологий - метод проектов, как благодатный  вид  исследовательского    труда школьников, направленный на активизацию познавательной деятельности, развитие креативности и определенных личностных качеств. 

В нашей методической разработке   предложен  апробированный опыт работы по организации работы с учащимися разного возраста  по созданию мини-проектов в условиях ДОЛ.

Программа духовно- нравственного развития образовательного учреждения по ФГОС должна содержать теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно- нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. Данная методическая разработка будет являться составной частью программы по духовно-нравственному воспитанию образовательного учреждения МОУ СОШ №2 п. Тр-Печорск.

            Актуальность методической разработки - модернизация старых форм  работы в ДОЛ  и введение новых - проекты, исследовательская деятельность.

Значимость методической разработки заключается в том, что она универсальна, так как может использоваться учителями начальных классов и  воспитателями ДОЛ для работы на уроках окружающего мира, во внеклассной деятельности, в ДОЛ.  

        Цель  методической разработки – оказать методическую помощь учителям начальных классов, воспитателям ДОЛ  в организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием  с использованием современных технологий.

Задачи:

  • Показать этапы работы над программой ДОЛ и способы организации учащихся в разновозрастных группах.
  • Пробудить интерес учителей начальных классов и воспитателей ДОЛ  к использованию проектной деятельности.

           

Новизна данной методической разработки заключается в том, что мы предлагаем систему работы с  учащимися  разновозрастных групп в условиях ДОЛ с использованием мини-проектов.

     

Методические рекомендации по организации   работы

по духовно-нравственному воспитанию учащихся

в  разновозрастных группах   летнего оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием

с использованием современных технологий.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. 

Духовно-нравственное воспитание  тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Этот процесс продолжается и во внеучебное время, в частности в каникулярное время. Организация  летнего отдыха обучающихся предусматривает создание условий для  оздоровления детей, развития их творческих способностей, повышения их самостоятельности и духовно-нравственного воспитания.   Детский оздоровительный лагерь является звеном в организации этой работы. Организация ДОЛ  основывается на объединение детей разного возраста, которая несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты.

Положительные моменты:

  • старшие дети помогают организовать  работу с младшими;
  • соревновательность   с ребятами не своего возраста, которой нет в отношениях с родителями и сверстниками;
  • объединение  интересов детей разного возраста.
  • принципы равноправия и творчества благотворно способствуют внутреннему раскрепощению детей в  отрядах.

Сложность в деятельности ДОЛ:

  • сложность организации отрядных мероприятий;
  • индивидуальный подход к каждому возрасту в условиях одного отряда;
  • дети никогда не станут единым организмом, коллективом, все части которого равноценны и равнозначны. Да, дети могут относиться друг к другу с уважением, поддерживать друг друга... Но вы не увидите в этом коллективе то, что называют «одной компанией». Отряд все равно будет делиться на разные слои.
  • дети осваивают материал в неодинаковом темпе, используя способы и средства, адекватные их индивидуальным особенностям.

Наш многолетний опыт в лагерях такого типа показал, что для преодоления  трудностей при организации детей разного возраста служат коллективно-творческие дела. Одним из видов коллективных дел, по нашему мнению,  является создание проектов. Тем более, что всё более актуальным в воспитательном  процессе становится использование   приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения,  что и является основой проектной деятельности.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.

В проектной деятельности решаются сразу несколько задач: развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творчества, стимулирование познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется проект. Причем участие школьников в проектной деятельности стимулирует развитие их взаимодействия сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).

Все перечисленные выше умозаключения легли в  основу создания программы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе нашей школы.

Этапы реализации программы.

                                  Подготовительный этап.

Этот этап характеризовался тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря началась подготовка к летнему сезону:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • анкетирование родителей и учащихся с целью выявления их запросов;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

Анкетирование родителей.

Цель анкетирования: выявление запроса родителей и учащихся по выбору направления ДОЛ.

Анкета проводилась среди родителей и учащихся начальной школы (Приложение 2).

 

Вывод: анкетирование показало, что основным направлением деятельности ДОЛ должно стать духовно-нравственное.

На основе результатов анкетирования была разработана программа  оздоровительного лагеря с дневным пребыванием для детей «СЕМЬ + Я». Программа стала  продолжением программы «Тимуровцы», реализованной на базе школы  в 2010 году и была ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.

Основная цель программы – создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи:

  • Формирование активной гражданской позиции, патриотизма.
  • Развитие   интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Вовлечение детей в проектную деятельность.
  • Сохранение  и укрепление здоровья каждого ребенка.

Своеобразие программы:

Данная программа построена в русле изучения окружающей действительности, родного поселка и района посредством  включения детей в игровую ситуацию с использованием информационной и проектной  технологий.

Программа  называется «Семь + Я» («Семья»), т.к. ее название отражает ее сущность:

  1. Цифра 7 в названии программы указывает на название проектов, которые станут результатом совместной деятельности детей: «Семь чудес посёлка», «Семь чудес Республики Коми».
  2. Местоимение «Я» указывает на то, что главной особенностью школьника является острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект-субъект в его связях с окружающим миром. Школьнику необходимо утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я».
  3. Обе части в названии соединяются в общее слово «семья» - сплочение детей в единый коллектив для достижения общих целей.

Программа  лагеря опирается на следующие принципы:

  • Познавай себя и окружающий мир!
  • Развивай и воспитывай себя!
  • Учись быть настоящим патриотом своей малой родины!
  •  Мое здоровье - в моих руках!

Программа разделена на 4 блока:

  1. Ура! Каникулы!
  2. Я и моя школа.
  3. Я и мой посёлок.
  4. Я и моя Республика.

Каждый блок состоит из еженедельно повторяющихся тематических разделов, соответствующих направлениям программы:

-   «Друзья мои, прекрасен наш союз!»-  патриотическое направление;

-    «Здоровым быть модно»- спортивно-оздоровительное направление;

-   «Алло, мы ищем таланты!»- творческая деятельность;

-   «Мы – дети природы»,  «Спеши делать добро»-  нравственно- экологическое направление.

Основной этап смены

        Основная деятельность этого этапа:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
  • работа творческих мастерских по созданию проектов.

Основная идея реализовывалась через:

  1. изучение окружающей действительности, родного поселка и района посредством  включения детей в игровую ситуацию информационных технологий;
  2. блоки программы, основа которых было духовно-нравственное воспитание.

Дети были вовлечены в разные виды КТД:

  1. коллективно-творческая деятельность: выставка «Мои таланты»,  концертная программа для детей ДОУ «Березка», фотовыставка «Мой поселок: вчера, сегодня, завтра», смотр песни и строя, создание видеофильмов;
  2. участие в районных  мероприятиях: «Веселые старты», «День защиты детей», акции «С любовью к России», «Мы за здоровый образ жизни»;
  3. работа творческих мастерских, которая состояла через организацию детей и создание мини-проектов (Приложение 3).

Каждое создание мини – проекта состояло из следующих этапов:

  1. Объявление  темы и цели  проекта.
  2. Составление плана сбора материала.
  3. Определение сроков сбора и обработки материалов.
  4. Промежуточные результаты проекта.
  5. Представление материала (защита проекта)

Организация детей происходила следующим образом:

- распределение ролей в группах;

- объединение по интересам;

- создание групп по творческим способностям.

   

                    Заключительный этап смены

           Основная деятельность этого этапа:

  • подведение итогов смены:

- анкетирование детей (Приложение 4);

- экономическая игра, в ходе которой дети смогли обменять заработанные «смайлики» на школьные принадлежности;

- демонстрация созданных детьми проектов и видеофильмов родителям.

 

 

Заключение.

             В ходе реализации программы мы добились следующих результатов:

  • У учащихся происходил непрерывный процесс воспитания духовно-нравственных качеств:

- развитие чувства патриотизма через углубление    знаний по   истории и природе Коми края,  района, поселка;  

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

  • Учащиеся приобрели навыки работы в разновозрастных группах, умения планировать свою деятельность при работе над проектом,  показали свои  творческие и интеллектуальные способности.
  • Учащиеся приобрели практические умения по созданию проектов:

           - коллективно работать над темой проекта;

           - вовлекать к совместной деятельности родителей;

- создавать презентации и публично представлять свою работу.

Результатом проектной деятельности стало:

- развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творчества;

- стимулирование познавательной активности;

- углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполнялся проект.

Причем участие школьников в проектной деятельности стимулировало развитие их взаимодействия сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).

- вовлечение  в проектную деятельность учащихся, родителей, воспитателей;

- пополнение материалами   фонда школьного музея;

- реализация проекта «Моя школа – безопасная зона» в виде создания мобильного городка по ПДД в рекреации начальной школы;

- создания видеофильма по  ПДД  

- сплочение разновозрастного детского коллектива.

         Во время смены ДОЛ были созданы  следующие проекты:     «Семь чудес Троицко-Печорска», «Семь чудес Республики Коми», «Моя школа – безопасная зона» и  видеофильм по ПДД (Приложение 5).

              Мы считаем, что подобные работы  открывают широкие возможности для удовлетворения познавательных интересов учащихся, значительно углубляют и дополняют программный учебный материал.

             Анализируя программу «СЕМЬ + Я» можем сделать следующий вывод: программа имеет воспитательную  направленность, так как включает в себя духовно-нравственное воспитание, спортивную и творческую деятельность.

Надеемся, методические рекомендации  по организации   работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся   в разновозрастных группах  летнего оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием   с использованием современных технологий окажут методическую и практическую помощь учителям, воспитателям ДОЛ.

        Работа не претендует на законченность и полноту.

        

                                                              Литература:

  1. Новые педагогические  информационные технологии в системе образования/ Под ред.  Е.С.Полат.- М.: «Академия», 2003.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2010. —(Стандарты второго поколения).
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. –М.: Народное образование. -1998.
  4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., испр.  и доп.  М,: АРКТИ, 2005. -80 с. (Метод. биб-ка).
  5. Интернет- ресурс -festival@1september.ru.



Предварительный просмотр:

 УТВЕРЖДЕНО

Приказом от 19.05.2011 № 196

Программа

летнего  оздоровительного лагеря

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Пгт. Троицко-Печорск, Республики Коми

        

                   

                                                                                   

пгт. Троицко - Печорск

2011 год


Паспорт программы.

        

1.Наименование

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием « Семь +Я»

2. Юридический адрес

169420 Республика Коми,  пгт. Троицко – Печорск, ул. Ленина, 17.

3. Заказчик

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

4.Разработчики

Наумова Н.В., Вирясова М.В.

5.Исполнители

Начальник лагеря,  воспитатели,  медработник, учащиеся, обслуживающий персонал

6. Адресат

Республика Коми  пгт. Троицко – Печорск,

 ул. Ленина,17, МОУ СОШ №2,1 корпус

7.Цель

Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

8.Задачи

  • Формирование активной гражданской позиции, патриотизма.
  • Развитие   интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Вовлечение детей в проектную деятельность «История  и природа родного края».
  • Сохранение  и укрепление здоровья каждого ребенка.

9.Ожидаемые результаты

  • Расширение кругозора  об истории и природе Коми края,  района, поселка. Развитие чувства патриотизма.
  • Развитие  своих творческих и интеллектуальных способностей.
  • Создание проектов «Семь чудес Троицко-Печорска», «Семь чудес Республики Коми», «Моя школа – безопасная зона» (ПДД)
  • Укрепление  здоровья детей в летний период, привитие навыков здорового образа жизни;
  • Сплочение детского коллектива через КТД.

10. Участники программы

Учащиеся 1-4 классов в количестве 45  человек (июнь), 25 человек (июль).

11. Сроки реализации

1-25 июня 2011 года, 1-25 июля 2011 года


1. Пояснительная  записка.

В рамках программы развития школы МОУ СОШ №2 с целью организации отдыха детей в летний период с 1 по 25 июня создается оздоровительный  лагерь с дневным пребыванием для учащихся в возрасте 7-11 лет. Программа оздоровительного лагеря с патриотическим направлением «Семь + Я» является продолжением программы «Тимуровцы», реализованной на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» в 2010 году.

В новых ФГОС  одним из приоритетных направлений является духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального образования, задачами которого являются:

  • воспитание гражданственности, патриотизма;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

На основе этих подходов и разработана данная программа  оздоровительного лагеря дневного пребывания для детей 7-11 лет.

Актуальность данной программы:

  1. В летнее время много детей  находится в положении, когда после завершения учебы, у них  много свободного времени.  В связи с этим,  организация данного оздоровительного  лагеря позволит  учащимся 1-4 классов рационально организовать свой досуг, развить творческие способности, расширить круг общения и укрепить свое здоровье.
  2. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость  развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, природе, традициях, тем  более действенными окажутся они в воспитании  любви к Родине. Реализация данной программы позволит учащимся расширить  свои знания о Республике Коми,  о Троицко-Печорске в юбилейный год.
  3. Обеспечением преемственности в работе лагеря  предыдущих лет.
  4. Модернизацией старых форм работы и введением новых (проекты, исследовательская деятельность).

Своеобразие данной программы:

Данная программа построена в русле изучения окружающей действительности, родного поселка и района посредством  включения детей в игровую ситуацию информационных технологий.

Данная программа называется «Семь + Я» («Семья»), т.к. название программы отражает ее сущность:

  1. Цифра 7 в названии программы указывает на название проектов, которые станут результатом совместной деятельности детей: «Семь чудес посёлка», «Семь чудес Республики Коми».
  2. Местоимение «Я» указывает на то, что главной особенностью школьника является острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект-субъект в его связях с окружающим миром. Школьнику необходимо утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я».
  3. Обе части в названии соединяются в общее слово «семья» - сплочение детей в единый коллектив для достижения общих целей.

Программа разделена на 4 блока:

  1. Ура! Каникулы!
  2. Я и моя школа.
  3. Я и мой посёлок.
  4. Я и моя Республика.

Каждый блок состоит из еженедельно повторяющихся тематических разделов, соответствующих направлениям программы:

-   «Друзья мои, прекрасен наш союз!»-  патриотическое направление;

-    «Здоровым быть модно»- спортивно-оздоровительное направление;

-   «Алло, мы ищем таланты!»- творческая деятельность;

-   «Мы – дети природы»,  «Спеши делать добро»-  нравственно- экологическое направление.

Особенность

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Основная цель программы – создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи:

  • Формирование активной гражданской позиции, патриотизма.
  • Развитие   интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Вовлечение детей в проектную деятельность.
  • Сохранение  и укрепление здоровья каждого ребенка.

Программа  Лагеря опирается на следующие принципы:

  • Познавай себя и окружающий мир!
  • Развивай и воспитывай себя!
  • Учись быть настоящим патриотом своей малой родины!
  •  Мое здоровье - в моих руках!

Особенности детского оздоровительного  лагеря, созданного на базе школы, в отличие от учебного  процесса во время учебного года.

1. Смена деятельности

От учебных занятий – на конкурсы, викторины, КВН, игры, эстафеты.

Разнообразие в мыслительной и двигательной деятельности.

2. Смена формы общения.

Расширение общения между учащимися разных классов, разного возраста.

3.Разнообразие воспитательном процессе.

Деятельность на развитие познавательных и творческих интересов, воспитание коллективизма, толерантности.

4. Отличие от школьной  и социальной среды.

 Увеличение деятельности на свежем воздухе, простор для движений, увеличение разнообразных подвижных игр, состязаний и праздников.

Основные направления

Направление

Задачи

Формы

Патриотическое

направление

Пробуждение интереса к  истории,  культуре и традициям родного края

  • Посещение школьного и районного музеев;  памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, в годы Гражданской войны.
  • Беседы, викторины, народные игры, конкурсы
  • Сбор краеведческого материала для школьного музея.
  • Проект «Семь чудес пгт. Троицко-Печорска»

Спортивно-оздоровительное

 

1.Укрепление здоровье детей.

2. Формирование умений и навыков заботы о своем здоровье.

  • утренняя комплексная зарядка;
  • спортивные конкурсы, соревнования внутри лагерной смены;
  • походы, дни здоровья;
  • спортивные викторины, конкурсы рисунков, посвященных спортивной тематике;
  • беседы
  • организация витаминизированного питания воспитанников;
  • влажная уборка, проветривание помещений

Творческая деятельность

Создание условий для творческого развития детей  и их инициативе.

  • коллективно-творческая деятельность;
  • участие в районных  мероприятиях;
  • работа творческих мастерских;
  • конкурсы; викторины

Нравственно- экологическое

Создание условий для формирования  нравственных качеств  и основ экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе родного края

  • Экскурсии в природу
  • Беседы о нравственности
  • Викторины,  конкурсы  по

      нравственно –

     экологической тематике.

  • Проект «Семь чудес

     Республики Коми».

  • Выставки рисунков,

     поделок.

Профилактичес-

кая деятельность

Инструктажи для детей по технике безопасности,

правилам поведения.

Беседы.  

Игры.

2. Этапы реализации программы

Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

Организационный этап смены.

     Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной этап смены

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
  • работа творческих мастерских по созданию проектов.

Заключительный этап смены.

 Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Значение программы для детей:

Все мероприятия, реализуемые в рамках настоящей программы,  направлены:

-  на снятие физического и психологического напряжение детского организма, накопившееся за учебный год,

- на  обеспечение максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости;

- на раскрытие его потенциальных талантов,

- на сохранение и укрепление здоровья.

3.Планируемые результаты работы лагеря:

  • Расширение кругозора  об истории и природе Коми края,  района, поселка. Развитие чувства патриотизма.
  • Развитие  своих творческих и интеллектуальных способностей.
  • Создание проектов «Семь чудес Троицко-Печорска», «Семь чудес Республики Коми», «Моя школа – безопасная зона» (ПДД).
  • Укрепление  здоровья детей в летний период, привитие навыков здорового образа жизни;
  • Сплочение детского коллектива через КТД.

4. Основное содержание программы

Смена будет проходить  в форме «Экспедиции по родному краю». Дети погружаются в игровую легенду о том, что смена в  лагере – это увлекательная  экспедиция, которая продлится 21 день. На видном месте в холле вывешивается карта путешествия по родному краю. На карте будут отмечены маршрут следования и места, которые ребята откроют и посетят за время экспедиции. Пройденный путь отмечается флажком.  

Традиционно из участников лагеря  формируются два отряда, название и атрибутика которых выбирается самими учащимися; открытым голосованием избирается командир отряда, его заместители, распределяются поручения  между членами отрядов; формируется штаб из активистов, на заседании которого будут решаться все важные дела, подводиться итоги проведенных мероприятий.

Информация о жизнедеятельности лагерной смены,  план работы, итоги дня  будут отражаться на общем стенде. Кроме того, в течение всей лагерной смены участниками лагеря будет создаваться видеофильм – своеобразный отчет о жизнедеятельности лагеря с дневным пребыванием,  и еженедельная газета «Семь + Я».

В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно сложившимся законам и традициям лагеря.

Каждому воспитаннику в начале смены вручается именной Маршрутный лист, в котором  будут отражаться  результаты его деятельности в лагере, и где будут указываться его личностные достижения.

Во главе всего путешествия стоят начальник экспедиции (начальник лагеря) и его помощники-  проводники (воспитатели, учитель дополнительного образования,  мед работник), кашевары (повара школьной столовой). Все участники лагерной смены отправляются в экспедицию   под девизом:

«Отправляемся мы в путь, чудеса родного края нас ждут!»

Система стимулирования успешности и личностного роста:

 Для индивидуальной системы роста у каждого члена экспедиции будет свой  именной путевой лист достижений, где оформляется система его роста. Каждый ребенок будет получать свой знак успеха в виде «смайлика» за порученное и отлично выполненное  дело. Вручение знака проходит в отряде при подведении итогов мероприятия, соревнований, дня.

 

        Путевой лист будет отображать и ежедневное психологическое состояние ребенка: степень удовлетворенности проведенным в лагере днем. На «мордашки» приклеиваются бантики (бабочки) разного цвета:

       – день прошёл замечательно!;

     - обычный день;

     - день прошёл скучно.

В лагере существует денежная система – «смайлики». В конце лагерной смены  эти «смайлики» можно будет обменять на призы во время экономической игры.

 

 5. План реализации:

Каждое утро в лагере начинается с зарядки, которую ведет физорг. Затем – линейка, на которой  начальником экспедиции  объявляется план на день, оглашается необходимая  информация. После проведенного дня – заседание актива лагеря, на котором подводятся итоги дня, затем -   линейка, где доводится  до сведения воспитанников принятые решения. Обязательно называются фамилии отличившихся ребят.  

Режим работы ДОЛ (понедельник-пятница):

Время

Мероприятия

8.30 –9.00

Сбор детей, зарядка

9.00 – 9.15

Утренняя  линейка

9.15 – 10.00

Завтрак

10.00-12.00

Культурно-спортивные мероприятия согласно плану программы лагеря

12.00 – 13.00

Оздоровительные процедуры

13.00 – 13.30

Обед    

13.40 – 14.20

Творческая мастерская

14.20 – 14.30

Линейка, уход домой

Режим работы ДОЛ(суббота):

Время

Мероприятия

8.30 –9.00

Сбор детей, зарядка

9.00 – 9.15

Утренняя  линейка

9.15 – 10.00

Завтрак

10.00-11.30

Культурно-спортивные мероприятия согласно плану программы лагеря

11.30-12.30

Оздоровительные процедуры

12.30-13.00

Обед    

13.00-13.30

Линейка, уход домой

План работы  летнего  лагеря с дневным пребыванием  детей «Семь + Я »

Дни

Мероприятия

Ответственные

Ура! Каникулы!

1

Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!

  1. Организационное мероприятие-собрание «Здравствуй, лагерь!» - принятие правил поведения в лагере, разработка символики лагеря.
  2. Игровая программа, посвященная дню защиты детей.
  3. Операция «Уют» - обустройство и оформление лагеря.
  4. Коммуникативные игры на знакомство.
  5. Входное анкетирование.

Воспитатели

Начальник  лагеря

2

Открытие лагеря

  1. Праздничный концерт, посвященный  открытию лагеря.
  2. Выставка «Мои таланты».
  3. Медосмотр.
  4. Инструктаж по технике безопасности.

Воспитатели

Начальник  лагеря

3

Здоровым быть модно 

  1.  Игра по станциям ««Дорога к доброму здоровью»
  2. Дружеская встреча по пионерболу, перестрелкам.
  3. Минутка здоровья «Закаляйся!».  
  4. Просмотр мультфильмов о правилах ЗОЖ.  

Воспитатели

Начальник  лагеря

Медработник

4

Алло, мы ищем таланты!

  1. Конкурс талантов «Минута славы».
  2. Презентация отрядных уголков.
  3. Подвижные игры на воздухе.

Воспитатели

Начальник  лагеря

Я и моя школа

6

 Друзья мои, прекрасен наш союз!

  1. Интеллектуальная игра  о школе «Сто к одному».
  2. Конкурс сочинений на тему «За что я люблю свою школу»
  3. Викторина по сказкам  А.С.Пушкина «У лукоморья».
  4. Начало работы над проектом «Моя школа – безопасная зона» (ПДД)

Воспитатели

Начальник  лагеря

7

Спеши делать добро.

  1. Акция «Помоги школьной библиотеке».
  2. Трудовой десант.
  3. Путешествие в Страну Вежливости.
  4. Сбор материала для газеты.

Воспитатели

Начальник  лагеря

8

Здоровым быть модно 

  1. Малые Олимпийские игры.
  2. Беседа «Спортсмены нашей школы».
  3. Выпуск  видеоролика «Азбука пешехода».
  4. Минутка здоровья «Как сохранить улыбку красивой»  

Воспитатели

Начальник  лагеря

Медработник

9

Алло, мы ищем таланты!

  1. «Известные люди нашей школы». Экскурсия в школьный музей.
  2. Музыкальная гостиная. Разучивание песен о школе, гимна школы.
  3. Изготовление и выставка поделок «Умелые руки не знают скуки».
  4. Подготовка инсценировки.

Воспитатели

Начальник  лагеря

10

Мы – дети природы.

  1. Защита проекта «Моя школа – безопасная зона».
  2. Просмотр и обсуждение  видеоролика «Азбука пешехода»
  3. Подведение итогов недели

Воспитатели

Начальник  лагеря

11

Родина моя – Россия.

  1. Викторина: «С чего начинается Родина?»
  2. Конкурс рисунков «Моя малая родина»
  3. Акция «С любовью к  России» (работа волонтеров)

Воспитатели

Начальник  лагеря

Я и мой поселок

14

Мой поселок сегодня и завтра  

  1.  Начало работы над проектом «Семь чудес моего поселка»
  2. Выставка рисунков «Мой поселок в будущем»
  3.  Экскурсия в районный краеведческий музей.
  4. Презентация газеты лагеря (1 номер)

Воспитатели

Начальник лагеря

15

Здоровым быть модно.

  1. Дружеские встречи по пионерболу, футболу с ДОЛ СОШ №1.
  2. «Безопасное колесо» - игра по ПДД
  3. Беседа «Спортсмены нашего поселка»
  4. Минутка здоровья «Правильное питание»

Воспитатели

Начальник  лагеря

Медработник

16

Алло, мы ищем таланты!

  1. Концертная программа для детей ДОУ «Березка».
  2. «Проба пера» - стихи о малой родине
  3. Час общения «пойми меня» (жесты, мимика, пантомима).
  4. Музыкальная гостиная: разучивание песен о Троицко-Печорске

Воспитатели

Начальник  лагеря

17

 Мы – дети природы.

  1.  Экологический десант «Поможем природе» (уборка территории).
  2. «Остаться в живых» - экологическая игра.
  3. «Выставка поделок из бросового материала «Очумелые ручки».
  4. Акция «Берегите природу!» (работа волонтеров)

Воспитатели

Начальник  лагеря

18

Семь чудес поселка

  1. Защита проекта «Семь чудес моего поселка».
  2. Фотовыставка «Мой поселок: вчера, сегодня, завтра»
  3. Дискотека

Воспитатели

Начальник лагеря

Я и моя Республика

20

  Друзья мои, прекрасен наш союз!

  1. Начало работы над проектом «Семь чудес Республики Коми».
  2. Игра - викторина «Край мой северный»
  3. Презентация газеты лагеря (2 номер)

Воспитатели

Начальник  лагеря

21

День открытых дверей для родителей

  1.  Концертная программа «Секрет успеха».
  2.  «Семейные посиделки» - конкурсная программа с родителями.
  3.  Выставка «Золотые руки» (поделки, выполненные руками родителей)

Воспитатели

Начальник  лагеря

22

День памяти и скорби

  1. Торжественная линейка «Нам дороги эти позабыть нельзя…»
  2. Возложение цветов к памятнику «Никто не забыт, ничто не забыто».
  3. Смотр песни и строя.
  4. Встреча с ветеранами, оказание им шефской помощи

Воспитатели

Начальник  лагеря

23

Мы – дети природы

  1. Интеллектуальная игра «По страницам красной книги РК»
  2. Конкурс чтецов «Стихи коми поэтов о природе»
  3. Защита проекта «Семь чудес Республики Коми».

Воспитатели

Начальник  лагеря

24

Алло, мы ищем таланты!

  1. Конкурсная программа «Мисс и мистер лагеря».
  2. Подготовка к заключительному концерту, посвященного закрытию лагеря.
  3. Анкетирование «Подводя итоги смены».
  4. Медосмотр.

Воспитатели

Начальник  лагеря

Медработник

25

До свидания, лагерь!

  1. Подведение итогов.
  2. Просмотр видеороликов о жизни лагеря.
  3. Закрытие лагеря.

Воспитатели

Начальник лагеря

            Мониторинг результативности реализации программы.

критерий

метод

Срок проведения

Кто проводит

1

Приобретение детьми нового положительного социального опыта

Анкета 1 (вопросы №1,3,4)

Последние дни лагерной смены

Воспитатели

2

Уровень сформированности временного детского коллектива

Методика Лутошкина

3,20 дни смены

Воспитатели

3

Создание условий для самореализации детей (создание ситуации успеха)

Анкета №1 (вопросы №5,6,7)

Последние дни смены

Воспитатели

4

Межличностные отношения детей в коллективе

социометрия

17,18 день смены

Воспитатели

5

Организация питания в лагере

Анкета №1 (вопрос №8)

последние дни смены

Начальник лагеря

6

Общее настроение детей

Анкета «Цветопись»

После проведения мероприятий и в последние дни смены

Воспитатели

7

Результаты оздоровления детей:

-рост

-вес

Антропометрические  измерения

1 и 21 день смены

Медработник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»

В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:-  урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...