Правила этикета для младших школьников
статья на тему

В целях социализации уже в начальной школе следует обучать детей этикету. Правила поведения в классе,на уроке,на перемене в столовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket_v_nachalnoy_shkole.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правила этикета для младших школьников.

Перед учителем  начальной школы стоит задача социализации школьника, в результате которой ребенок должен вписаться в социум, то есть принять его, быть в нем принятым и позитивно на него воздействовать. В целях социализации уже в начальной школе детей следует обучать основным правилам этикета.

Школа является для первоклассника неизвестным заведением. С одной стороны ему там интересно, но с другой стороны сложно. Зачастую малыш просто не понимает как необходимо себя вести в школе. Он знает ее основное назначение, но многое ему все, же неизвестно. Познакомить с основными правилами поведения в школе ребенка должен именно учитель. Учитель обязан помочь учащимся начальной школы в познании тайн взаимоотношений, дать им

поведенческие ориентиры, без которых человек не может уверенно чувствовать себя в обществе. Эти ориентиры заложены в этикете.

Целью таких  занятий является воспитание современного человека, который знает правила этикета и умеет ими пользоваться. Кроме того, занятия по этикету помогут созданию в школе нормативной рабочей обстановки, способствующей успешной учебе каждого ученика, воспитанию, уважению к личности и ее правам, развитию культуры поведения и навыков общения.

Основные правила этикета, которых следует придерживаться в школе, можно разделить на следующие подразделы:

Правила поведения в раздевалке:

  • Вешай одежду нужно быстро, не заставляя других долго ждать.
  • Проявляй вежливость, при необходимости помогай другим.
  •  Если у кого-то упала одежда ее нужно поднять. Ни в коем случае нельзя по ней топтаться.
  •  Не оставляй в карманах верхней одежды никаких ценных вещей: деньги, телефон, ключи от квартиры и т.п.

Правила поведения в классе:

  • На занятия следует приходить вовремя, не опаздывать.
  • Если ты все-таки опоздал и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения у учителя;
  • Когда  входишь  в  класс, поздоровайся  сначала  с  учителем, а  потом  с  товарищами.
  • Во время урока нельзя кушать, жевать жевачку, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами.
  •  Если  учитель  задаёт  вопрос  классу,  и  ты  хочешь  ответить - подними  руку. Руку  надо  поднимать  и  тогда, когда  хочешь  спросить  что-либо  у  учителя.
  • Если во время занятий тебе  необходимо выйти из класса, то нужно поднять руку и спросить разрешения у учителя.
  •  Если  в  класс  входит  взрослый (учитель, директор, родитель), все  дружно, но  тихо  и  спокойно  встают  за  партами, приветствуя  вошедшего.
  •  Выходить  на перемену  можно  лишь  после  того, как  разрешит  учитель.

 Правила поведения на перемене:

  • На перемене нельзя  бегать по лестницам, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу;
  • Нельзя употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать другим.

Правила поведения в столовой:

  • Поведение в столовой должно быть организованным: дети вместе с учителем посещают столовую в специально выделенное для этого время.
  •  Входить в столовую нужно спокойно, не толкаясь и не мешая другим посетителям.
  • В столовой нельзя кричать, пищать, бегать и уж тем более играть.  
  • Во время еды нельзя разговаривать, так как можно подавиться.
  • После еды нужно убрать за собой грязную посуду и сказать «спасибо» обслуживающему персоналу.

Обучение правилам этикета может происходить во время тематических классных часов, кружков, факультативов и т.п. При этом важно помнить, что беседы должны происходить не только с детьми, но и с их родителями. Ведь с самого раннего возраста малыши копируют действия взрослых, а значит, именно от них зависит, как дети будут вести себя в обществе с взрослыми людьми и со сверстниками. Беседы с родителями могут быть как индивидуальными, так и проводиться родительских собраниях. При этом учитель, как профессионал, направляет работу по формированию у школьников этикетного поведения, а родители ежедневно практически организуют, контролируют, подправляют деятельность своего ребенка по самовоспитанию.

В начальной школе особое значение приобретают формы обучения этикету. Вышеописанные правила недостаточно просто рассказать детям. Для наибольшей эффективности данные формы должны приобрести более наглядный характер. Это может быть использование презентаций, видеофрагментов (например, из киножурнала «Ералаш»), ситуационных задач, различных игровых форм, стихов и т.п. Желательно использовать литературные (например, Г. Остер «Вредные советы»), музыкальные и живописные произведения, что усиливает эмоциональную направленность занятий по этикету этикета. Выбор конкретной формы будет зависеть от особенностей класса, мастерства учителя, важности решения поставленной задачи.

Очень хорошо при обучении правилам этикета в начальной школе использовать стихи. Например правило сидеть на уроке тихо и не заниматься посторонними делами хорошо иллюстрирует следующее стихотворение:

Сидит за партою Лисица,
Но ей спокойно не сидится:
Она то шубку поправляет,
То время по часам сверяет,
То обернётся посмотреть,
Что пишет в дневнике Медведь.

Вся извертелась, искрутилась
И ничему не научилась.
Вот потому-то, как Лисица,
Вам отвлекаться не годится.

Нужно стараться, чтобы школьники выполняли упражнения добровольно, не следует их к этому принуждать. Для активизации деятельности лучше использовать положительные оценки их деятельности. Если использовать в ходе занятий по этикету  призы и награды, то они должны быть не только для победителей, но и для всех детей.

Список литературы

  1. Дубинина Е.Г. Междисциплинарный курс «Бон Тон или хорошие манеры» как средство воспитания школьника. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. - №10. – с.142
  2. Курочкина И.Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Экон-информ, 2014. – 240 с.
  3.  Соколова О.А. Мир общения: Этикет для детей. – М.: КАРО, 2993. – 288 с.
  4. Усачев А. Этикет для детей различных лет. – М.: Оникс, 2014. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование умений речевого этикета у младших школьников"

Презентация "Формирование умений речевого этикета у младших школьников...

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Дипломная работа тема " Формирование русского речевого этикета у младших школьников"

Дипломная работа Формирование русского речевого этикета у младших школьников...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этикет для младших школьников»

Данная программа позволяет учащимся 2 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике....

Занятия по культуре общения и этикету с младшими школьниками

Воспитание ребенка, привитие ему навыков и привычек  культурного повeдeния начинaeтся в семье, но систематическая  работа по вocпитанию культуры  проводится  в школе.  Целенап...

Специфика формирования этикета у младшего школьника

Специфика формирования этикета у младшего школьника...