Дополнительная образовательная программа "Мой край родной
рабочая программа на тему

Рассалова Светлана Андреевна

Рабочая программа  "Мой край родной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_dona.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАГАЛЬНИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

(МБОУ Кагальницкая СОШ № 1)

Согласовано:                                                                                                         Утверждаю:

на заседании МС                                                                                                          Директор

                                                                                             МБОУ Кагальницкой СОШ№1 №1

_____________Л.А. Катьянова                                                          ________Н.А. Молодова

«______» ________2016г.                                                                 «_____» _________ 2016г.

 

Дополнительная образовательная программа

«Мой край родной»

 

Возрастная категория:

  10-11 лет

Срок реализации программы:

2 года

Разработчик:

педагог дополнительного образования

 МБОУ Кагальницкой СОШ №1

Колесникова С.А.

Год разработки программы:

2016г.

ст. Кагальницкая

2016г.

Пояснительная записка.

 

       Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа.

       Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

   На основе накопленного материала возникла идея создания самостоятельного курса краеведения, целью которого стало бы расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре родного края, литературе, природе. Что дает возможность получить целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

        Не дублируя уроки природоведения, истории, литературы, опираясь на знания детей в этих областях, необходимо дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимание взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира.

       Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Актуальность программы:

       В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.     Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.

        Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».

Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем  и душой.

Основная цель программы: формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены длительным периодом исторического пути народов Донского края.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • формировать чувства гордости и уважения к истории и современности Донского края, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности;
  • учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
  • совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
  • развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
  • воспитывать у детей желание к совместной деятельности.

 

Организационно-педагогические основы обучения:

        Настоящая программа рассчитана на 2 года  обучения и предназначена для работы с обучающимися 6-7х классов. Занятия проводятся из расчёта 35 часов в год.

Педагогические условия реализации программы: 

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

       Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.  

   

        Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.

         Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

На занятиях рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.

Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, выставки,  праздники народного календаря, викторины, конкурсы. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России. 

Ожидаемый результат:

  • рост познавательной активности у ребят;
  • увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.

Оценка результативности:

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
  • участие в различных конкурсах;
  • проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

  • индивидуальные встречи с родителями в течение года;
  • посещение родителями различных выставок, мероприятий;
  • проведение занятий совместно с родителями.

Учебно-тематический план  1 й год обучения

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Географическое краеведение.

5

2

3

2.

Историческое краеведение.

10

7

3

3.

Народная культура.

5

2

3

4.

Литературное краеведение.

3

1

2

5.

Экологическое краеведение

5

1

4

6.

Экскурсионно-исследовательское краеведение.

7

2

5

35

15

20

Учебно-тематический план  2 й год обучения

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Географическое краеведение.

4

2

2

2.

Историческое краеведение.

9

6

3

3.

Народная культура.

6

2

4

4.

Литературное краеведение.

4

2

2

5.

Экологическое краеведение

6

 2

4

6.

Экскурсионно-исследовательское краеведение.

6

2

4

35

16

19

Содержание программы:

1 й год обучения:

Тема 1: Географическое краеведение  (5 часов)

Теория: Наш край родной. Месторасположение на карте. География Донского края. Природа родного края.

Практические работы:

   Выставка рисунков «Любимый уголок».

   Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении  

   Ростовской области

   Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? ”  

   Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории области.

  Оформление электронного альбома о городах Ростовской области

Тема 2: Историческое краеведение  (10 часов)

Теория: Донская земля в древности. Историческое прошлое станицы.   Герои Донской земли. Символика РО и станицы.

 Практические работы:

Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых Дню станицы. Оформление выставки. Выпуск презентаций в Power Point об истории Донского казачества.

Экскурсия – районный краеведческий музей

Выполнение проекта -  «Какой я вижу станицу будущего».

Тема 3: Народная культура (5 часов)

Теория: Народности нашего края.

 Быт, обычаи и праздники донских казаков.

Практические работы:

 Выполнение проекта -  «Интересное из жизни моего народа».

    Творческие работы – конкурс сочинений «

Тема 4:  Литературное краеведение  (3 часа)

Теория:  Пушкин на Дону.  Лермонтов «С милого севера  в сторону южную». А.П. Чехов и Таганрог. Л.Н. Толстой на донской земле. Маяковский. Поэт революции на Дону. Донской писатель Калинин. Внук степей-С. Королев.

Практические работы: чтение и заучивание стихов С. Королева

 Экскурсия по Чеховским местам г. Таганрога.

Тема 5: Экологическое краеведение (5 часов)

Теория: Что ты знаешь об экологии?

Забота о зелёном друге. Охрана водоёмов, рек, родников.

Охрана  животного и растительного    мира родного края.

Практическая работа: Игра «Заповеди природы».

Составление красной книги природы родного края. Экологическая викторина.

Тема 6: Экскурсионно-исследовательское краеведение (7 часов)

Теория: Станица в годы Великой Отечественной войны

Экскурсия  в районный краеведческий музей. Встреча с ветеранами ВОВ.

 Практика: 

Конкурс – выставка рисунков, фотографий «Моя станица».

 

   2й год обучения:

Тема 1: Географическое краеведение  (4часа)

Теория: ст Кагальницкая на карте Ростовской области .  Природа родного края.

Практические работы:

   Выставка рисунков «Моя станица».

   Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении  

   ст. Кагальницкой

    Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории станицы.

   

Тема 2: Историческое краеведение  (9 часов)

Теория:   Историческое прошлое станицы.   Земляки-герои.  Герои современности.

 Практические работы:

Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых Дню станицы. Оформление выставки. Выпуск презентаций в Power Point о героях –земляках.

Экскурсия – районный краеведческий музей

Выполнение проекта -  «Какой я вижу станицу будущего».

Тема 3: Народная культура (6 часов)

Теория: Народности нашего края.

 Быт, обычаи и праздники донских казаков.

Практические работы:

 Выполнение проекта -  «Интересное из жизни моего народа».

    Творческие работы – конкурс сочинений  

Тема 4:  Литературное краеведение  (4 часов)

Теория:    Внук степей-С. Королев.

Практические работы: чтение и заучивание стихов С. Королева

 

Тема 5: Экологическое краеведение (6 часов)

Теория: Экологическая обстановка в станице.

Забота о зелёном друге. Охрана водоёмов, рек, родников.

Охрана  животного и растительного    мира родного края.

Практическая работа:  

Составление красной книги природы родного края. Экологическая викторина.

Тема 6: Экскурсионно-исследовательское краеведение (6часов)

Теория: Освобождение станицы в годы Великой Отечественной войны

Экскурсия  в районный краеведческий музей. Встреча с ветеранами ВОВ.

 Практика: 

 Исследовательская работа - «История памятников станицы Кагальницкой».

Требования к обучающимся:

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о своём крае, районе, станице;
  • основы исторического прошлого родного края;
  • сведения о своей школе и её героях;
  • Государственную символику области, станицы;
  • названия улиц станицы и историю их названий;
  • основные заповеди природы.
  • особенности природы своего края: водоёмы, растения, животные;
  • названия растений, животных, характерных для своей местности;
  • стихи и песни о родном крае.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в группе;
  • уметь работать над проектом;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими  пособиями;
  • целенаправленно читать литературу по определённой теме;
  • различать историко-архитектурные объекты в городе;
  • вести  себя в общественном месте, в природе.
  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы.
  • презентовать свою работу.

Календарно – тематическое    планирование 1 года обучения:

 

№ п/п

Тематика занятий

Кол-во часов

дата

теор

практ

Географическое краеведение  (5 часов)  

1

 Географическое положение, территория и границы Донского края. Рельеф.

1

 

2

Полезные ископаемые

1

3

Водоемы Ростовской области

1

4

Города и районы области.

1

5

Растительный и животный мир

1

Историческое краеведение  (10 часов)

1

Первые поселения на Дону.

1

2

Тайны Донской земли

1

3

Дикое поле. Нашествие монголо-татар.

1

4

Казаки – люди вольные. Первые казачьи городки.

1

5

Жилище казака. История вещей. Посуда.

1

6

Казачьи символы.

1

7

Яркие страницы истории земли Донской

1

8

Яркие страницы истории земли Донской

1

9

 Дон в годы Великой Отечественной войны

1

10

Символы Ростовской области  

1

Народная культура (5 часов)

1

Народности донского края.

1

2

Казачьи семьи.  Имена и фамилии казаков.

1

3

Обычаи, обряды на Дону.

1

4

Обычаи, обряды на Дону.

1

5

 Праздники на Дону

1

Литературное краеведение  (3 часа)

1

Дон литературный

1

 

2

А.Калинин- донской писатель.

1

3

Внук степей – Сергей Королев.

1

Экологическое краеведение (5 часов)

1

Что ты знаешь об экологии?

1

2

Охрана рек, родников, водоёмов.

1

3

Охрана животного мира

1

4

Охрана растительного мира

1

5

Проект «Красная книга Ростовской области»

1

Экскурсионно-исследовательское краеведение (7 часов)

1

История станицы Кагальницкой

1

2

 Станица в годы Великой Отечественной войны.

 

1

3

Знаменитые люди станицы.

 

1

4

Экскурсия в районный краеведческий музей

1

5

Встреча с ветеранами ВОВ.

2

6

Современная станица.

1

Итого: 35

Календарно – тематическое    планирование 2 года обучения:

 

№ п/п

Тематика занятий

Кол-во часов

дата

теор

практ

Географическое краеведение  (4 часа)  

1

 Географическое положение, территория и границы станицы Кагальницкой. Рельеф.

1

 

2

Полезные ископаемые

1

3

Водоемы  

1

4

 Растительный и животный мир

1

Историческое краеведение  (9 часов)

1

 Яркие страницы истории станицы Кагальницкой

2

2

 Символы станицы Кагальницкой  

2

3

 Станица в годы Великой Отечественной войны

2

4

 Освобождение станицы от немецко-фашистских захватчиков

1

2

Народная культура (6 часов)

1

Народности станицы Кагальницкой.

2

2

 Обычаи, обряды .

2

3

Праздники на Дону

2

Литературное краеведение  (4 часа)

1

 Внук степей – Сергей Королев.

2

2

Экологическое краеведение (6часов)

1

Экологическая обстановка в станице кагальницкой

2

2

Охрана рек, родников, водоёмов.

1

3

Охрана животного мира

1

4

Охрана растительного мира

1

5

Проект «Красная книга станицы Кагальницкой»

1

Экскурсионно-исследовательское краеведение (6 часов)

1

История станицы Кагальницкой

1

2

Знаменитые люди станицы.

 

1

3

Экскурсия в районный краеведческий музей

2

4

Встреча с ветеранами ВОВ.

2

Итого: 35

Методическое обеспечение программы.

Методические рекомендации

Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия, экскурсии. В ходе занятий ребята выполняют исследовательские работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в дискуссиях.

        Занятия могут проводиться в различных формах:  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.

         На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Дидактические средства могут быть представлены в виде презентаций, докладов, рисунков, сообщений  для усвоения детьми.

          Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.

        Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления  трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

  Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.

 Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях краеведческого кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

     При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

       Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

        Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

- беседы;

- практикумы;

- интеллектуальные  игры;

 -библиотечные уроки;

- дискуссии;

- творческие работы;

- исследования;

 - экскурсии;

 - путешествия;

 - викторины;

 - встречи  с интересными людьми;

 - конкурсы;

  - КВН;

  - праздники;

  - выставки;

  - походы с осмотром краеведческих объектов.

Дидактические игры:

  • «Помоги почемучке!»
  • «Закончи предложение!»
  •  «Да или нет!»
  •  «Какие рыбы спрятались?»
  •  «Назови лишнее»
  •  «Составь слова»
  •  «Угадай, чьё это меню»
  •  «Составь пары»

 Викторины

  • Викторина «Наш край»
  • Викторина «Что ты знаешь об экологии»

 

Для кружковцев домашние задания в разумных пределах являются обязательным. Они заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы,  рекомендованной учителем.

                

Материально- техническое обеспечение.

Оборудование для занятий в кабинете: компьютер, проектор, экран,   музыкальный центр.

Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить, используя карту Ростовской области, рисунки, фотографии, схемы - конспекты.  

        Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.       

       На занятиях краеведческого кружка рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.


Список литературы.

  

  1. Нагорный Б. На донском меридиане. Ростовское книжное издательство 1984г.
  2. Венков А.В. История донского казачества. Ростов-на-Дону. 2001
  3. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. Батайск. 2002
  4. Астапенко М.П. Природа и история родного края. Баро пресс.2004.
  5. Нагорный Б.А. География Ростовской области. Ростовское книжное издательство 1985г.
  6. Нагорный Б.А. Твой край родной. Ростовское книжное издательство 1988г.
  7. Левченко В.С. История донского края. Ростовское книжное издательство 1975г.
  8. Левченко В.С. Знай свой край. Ростовское книжное издательство 1977г.
  9. Истоия Дона в лицах. Ростов-на-Дону.2007.
  10. Кияшко В. Легенда и быль донских курганов. Ростовское книжное издательство 1972г.
  11. Ростовская область-святыня донская. Ростов-на-Дону. 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Мой край родной"

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.  Основная цель программы:...

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Дополнительная образовательная программа "Мой родной край"

Данная программа направлена на   развитие у обучающихся мотивации к познанию родного края и расширение  культурного опыта.     Програм...

"Алтайский край-мой край родной".

Материал  об Алтайском крае....

Образовательная программа по краеведению «Мой край родной»

Комплекснаяинтегрированная программа  «Мой родной край» позволяет решить задачу первоначального знакомства с историей, культурой, бытом донских казаков и  переселенцев  из У...

Дополнительная образовательная программа "Любим мы родной язык"

Программа «Любим мы родной язык» помогает научить детей правильно и грамотно писать, обогатить речь обучающихся, обеспечить разностороннее развитие школьников.Образовательная программа &la...