Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «В краю родном»
рабочая программа (3 класс)
Методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «В краю родном» реализована в рамках школьного краеведения в 2024-2025 учебном году в МБОУ «Гимназия № 11г. Ельца».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №11 города Ельца»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«В краю родном»
- Автор
- Соколова Галина Евгеньевна,
- учитель начальных классов,
- педагог дополнительного образования
Елец, 2025
Оглавление
стр.
1.Пояснительная записка 4-6
2.Содержание 6-16
2.1. Цели и задачи программы 6-9
2.2.Планируемые результаты 9-11
2.3. Учебный план 11-12
2.4 Календарно-тематический план 13-16
2.5.Организационно-педагогические условия 16-17
3.Источники и литература 17
4. Приложение. 18-20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 (ред. от 02.02.2021) «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» необходимо обновление методов и содержания дополнительного образования учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, интересами семьи и общества.
В качестве главного целевого ориентира реализации дополнительных программ образования рассматривается содействие интеллектуальному. духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Актуальность. Проблема гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для воспитания положительных качеств личности. В этот период развиваются те черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Краеведение- это благодатная почва, позволяющая прививать учащимся чувство любви к родному городу, Отечеству. Российский академик Д.С.Лихачёв отметил, что только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества». Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе.
Новизной программы является применение технологии медиаобразования. Краеведческий материал сложен для восприятия младшими школьниками, а значимым фактором в обществе на современном этапе становится информация. Её создание и использование в различных формах занимает все больший процент деятельности человека. Наиболее актуальным средством введения краеведческого компонента в начальной школе является использование технологии медиаобразования. Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить ребёнка понимать ее, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Используя эту технологию, учитель получает возможность применить средства визуализации, показать видеофильм, создать коллективный видеоролик, записать интервью, обменяться аудиоинформацией, подключиться к интернету. Такая деятельность позволяет поддерживать внимание детей к краеведческой информации, мотивирует их к изучению родного края.
Рабочая программа данного курса разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21;
Цель составления методического материала: продемонстрировать
использование в реализации дополнительной общеобразовательной программы туристско-краеведческой направленности современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной- исследовательской деятельности, взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями и навыками.
Ожидаемый результат от использования методического материала для педагогов: данная программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной краеведческой информации, а на активное участие в процессе её освоения и применения с использованием ЭОР. Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно- значимой практической туристско-краеведческой деятельности с позиции познания и изучения родного края с учётом развития личности. Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
По типу данная рабочая программа является досуговой и направлена на получение воспитательных результатов в туристско-краеведческом направлении.
Цели и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Обучающие: ознакомление учащихся основами музеологии, методами исследования , с основами экскурсионной и поисковой деятельности.
2. Развивающие: формирование практических навыков комплексной работы с разными видами исторических источников; самостоятельных исследований; коммуникативно-речевых умений; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
3. Воспитательные: развитие интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, привитие любви и уважения к истории и культуре своей страны, воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения в разные века.
- Повышение уровня знаний учащихся об истории своей малой родины и своего рода.
- Освоение основ русской культуры, быта родного края.
Воспитательные:
- Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
- Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.
- Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.
- Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
- Воспитание позиции исследователя и хранителя духовных и материальных богатств своего народа, бережного и уважительного отношения к культурному наследию.
- Воспитание личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему.
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование интереса учащихся к краеведению.
- Развитие навыков общения, оформления творческих работ.
- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Форма проведения занятий: групповые, малыми группами, индивидуально.
Методы и формы познавательной деятельности обучающихся
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; экскурсии.
Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, интернет-ресурсами.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1. теоретические (беседы, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Программа предназначена для учащихся начальной школы. Реализация программы обеспечивает достижение школьниками следующих результатов.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений национальной художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач посредством изучения речевой деятельности других народов, проживающих на территории Липецкой области;
5) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, энциклопедиях, интернет-источниках и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
6) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
1) понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном крае;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;
4) овладение способами восприятия медиаинформации, обучение различным способам самовыражение с помощью медиатехники;
Данная программа имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте 8-10 лет в течение 1 года. На изучение курса выделено 68 часов. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчёта 2 часа в неделю по 40 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий несколько занятий объединяются в одно.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Разделы программы | Кол – во часов |
1 | Что и как изучает история История и культура | 12 |
2 | Путешествие вглубь времен | 16 |
3 | Елец– купеческий город | 12 |
4 | Суровые годы ВОВ войны | 8 |
5 | Ими гордятся ельчане Ими | 8 |
6 | Наш город сегодня нашего края | 8 |
7 | Люби и знай родной край Рос РРоссия. | 4 |
Всего | 68 |
Программа включает в себя семь разделов.
Первый раздел «Что и как изучает история» (12 ч) знакомит:
- с понятиями «история», «археология», «археологи».
- с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие».
В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени», учатся воспроизводить «Ленту времени», работать с географической и исторической картами.
Второй раздел «Путешествие в глубь времен» (16 ч) знакомит:
-с историей возникновения города Елец;
- с информацией о елецких князьях.
В ходе изучения этого раздела учащиеся узнают о занятиях племен, населяющих наш край, получают и анализируют информацию о городе Ельце от смутного времени до 18 века. Самостоятельно находят исторический материал о 33 Елецком пехотном полке, об участии наших земляков в Бородинском сражении.
Третий раздел «Елец– купеческий город» (12ч) знакомит:
- с достопримечательностями древнего города, с его населением и их
занятиями;
- с особенностями елецких промыслов.
Изучая этот раздел, учащиеся посещают Елецкий музей народных ремёсел и промыслов, находят исторический материал о купечестве, о старинных ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.
Четвертый раздел «Суровые годы Великой Отечественной войны» (8 ч) знакомит:
- с датами и событиями военной истории родного города;
- подвигами земляков, защищавших родную землю.
В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию из различных источников о событиях Великой Отечественной войны , готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения.
Пятый раздел «Ими гордятся ельчане» (8 ч) знакомит:
- с ельчанами - героями Великой Отечественной войны;
- с почетными гражданами города Елец.
В этом разделе ученики делятся найденной информацией о ельчанах– героях ВОВ, о почетных гражданах города Елец, их заслугах перед народом.
Шестой раздел «Наш город сегодня» (8 ч) знакомит:
- с образовательными учреждениями Ельца;
- с отраслями промышленности города;
- с местоположением Ельца в составе Липецкой области.
Изучая этот раздел, школьники узнают, какие образовательные учреждения находятся в нашем городе, знакомятся с отраслями промышленности .
Седьмой раздел «Люби и знай родной край» (4 ч) включает в себя творческую работу для детей и подборку вопросов для викторины с целью самопроверки знаний, полученных учащимися за год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п\п | Сроки | Колич часов | Тема занятия | Форма проведе ния занятий | ЦОР/ЭОР |
«Что и как изучает история» (12 ч) | |||||
1-2 | сентябрь | 2 | Понятия « история», «археология». | Пезентация | |
3-4 | сентябрь | 2 | Понятия «дата», «год», «век» «тысячелетие». | Работа в паре | |
5-6 | сентябрь | 2 | Классификация исторических источников по группам | Викторина | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-klassifikaciya-istoricheskih-istochnikov-3864976.html |
7-8 | сентябрь | 2 | Летоисчисление. Лента времени. | Работа в группах | |
9-10 | октябрь | 2 | Археологические раскопки на территории Елецкого района. | Беседа | |
11-12 | октябрь | 2 | «Древний. как сама Русь…» | Экскурсия в Елецкий краеведческий музей | |
«Путешествие вглубь времен» (16 ч) | |||||
13-14 | октябрь | 2 | Город-крепость Елец. Никоновская летопись. | Беседа | https://vk.com/wall-71941140_5026 |
15-16 | октябрь | 2 | Племена, населяющие елецкую землю | Работа с исторической картой | |
17-18 | ноябрь | 2 | Нашествие на Елец кочевых племён. | КТД | https://vk.com/wall-71941140_5026 |
19-20 | ноябрь | 2 | Разорение Ельца в 14 веке. Легенда о граде Ельце. | Просмотр медиаотрывка оперы «Легенда о граде Ельце» | |
21-22 | ноябрь | 2 | Елецкое знамя и герб. | Исследова тельская деятельность | |
23-24 | ноябрь | 2 | 33 Елецкий пехотный полк | видеосообщение | https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-go-pehotnogo-eleckogo-polka-1515562.html |
25-26 | декабрь | 2 | Елецкая операция 1941г | Просмотр видеохроники | https://infourok.ru/prezentaciya-puteshestvie-v-istoriyu-rodnogo-goroda-elca-tvorcheskaya-rabota-4399418.html |
27-28 | декабрь | 2 | Елец-город воинской славы | Интерактивная экскурсия | |
«Елец– купеческий город» (12ч) | |||||
29-30 | декабрь | 2 | Елец-город мастеров. | Проектная деятельность. | |
31-32 | декабрь | 2 | В музее ремёсел и промыслов. | Экскурсия | (прил.1) |
33-34 | январь | 2 | Елецкие ремёсла. Елецкая рояльная гармонь | Сообщение | https://vk.com/garmonika_matukhin |
35-36 | январь | 2 | Елецкие кружева. | Встреча с кружевницей | |
37-38 | январь | 2 | Сапоговаляльный промысел в Ельце | экскурсия на фабрику | ( прил.3) |
39-40 | февраль | 2 | Купечество Ельца | КТД | |
Суровые годы ВОВ (8ч) | |||||
41-42 | февраль | 2 | Военная летопись Ельца. | Обсуждение | https://nsportal.ru/download/yandex.html#https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/09/09/elets._doblest._chest._otvaga_0.pptx |
43-44 | февраль | 2 | По местам боевой славы. | Заочная экскурсия. | |
45-46 | февраль | 2 | «Никто не забыт, ничто не забыто» | Исследовательский проект | |
47-48 | март | 2 | Мы помним | Создание памятной книги | ( прил.5) |
«Ими гордятся ельчане» (8 ч) | |||||
49-50 | март | 2 | Ельчане- герои Великой Отечественной войны. | Поисковая деятельность | |
51-52 | март | 2 | Мы гордимся нашими предками. | Краеведческая конференция | ( прил.4) |
53-54 | апрель | 2 | Мои родственники – участники ВОВ. | Проект | |
55-56 | апрель | 2 | Почетные граждане города Елец. Н.Н. Жуков | Экскурсия в дом-музей | (прил.2) |
«Наш город сегодня» (8 ч) | |||||
57-58 | апрель | 2 | Образовательные учреждения Ельца; | Беседа | |
59-60 | апрель | 2 | Предприятия нашего края. | Сообщение | |
61-62 | май | 2 | «Стань патриотом сегодня!» | Создание видеоролика | https://vk.com/galina_sokolova11(прил.6) |
63-64 | май | 2 | Липецкая область | Работа с атласом | |
«Люби и знай родной край» (4 ч) | |||||
65-66 | май | 2 | Елецкий сувенир | Творческая мастерская | |
67 | май | 1 | Моя малая родина. | Викторина | |
68 | май | 1 | Я люблю Елец. | Выставка рисунков |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнёрами школы (МБУК «Елецкий городской краеведческий музей») (прил.7)
Формы и методы, используемые в работе по программе
Методы:
1. Словесные: рассказ, беседа, работа с книгой, лекция.
2. Наглядные: использование экспонатов музея, просмотр фотографий, схем.
3. Практические: экспедиции, исследовательская работа.
Формы: практические занятия, групповые и индивидуальные занятия, беседы, экскурсии, занятия-исследования.
Перечень основных пособий, материалов:
1. Электронные образовательные ресурсы.
2.Краеведческая литература.
3.Видеозаписи.
4.Карты, фотографии, альбомы.
5. Материалы интернета.
Технические средства обучения:
1. Фотоаппарат, видеокамера.
2. Компьютер с выходом в интернет
3. Видеопроектор, интерактивная доска.
Система оценки результативности деятельности является комплексной и предусматривает оценку достижений обучающихся ( портфолио) – происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающегося входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы; создание коллективных мини-проектов.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1.Атлас Липецкой области
2.Елецкая Е. «Елец. Прогулка с экскурсоводом»- Липецк. 2013г
3. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
4. Новосельцев А., Горлов В. «Елец веками строился»-Липецк. 1993
5.https://www.livelib.ru/book/1001295921-elets-vekami-stroilsya-aleksandr-novoseltsev
6. https://ordenrf.ru/geroi-rossii/goroda-voinskoy-slavy/elets.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для первичного ознакомления...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный
Рабочая программа кружка «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "По тропам Тамбовского края"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "По тропам Тамбовского края"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности» составлена с учетом следующих нормативных документов:1) Федеральный...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности направленности «ЛЕГО-мастер»
Актуальность программы заключается в том, что одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, ...
Рабочая программа курса «По дороге к Азбуке» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Программа может использоваться в начальной школе,детском саду....
