Родительское собрание "Роль семьи в трудовом воспитании младших школьников"
методическая разработка на тему

Якина Светлана Владимировна

Родительское собрание  может быть проведено в 3-4 классе.  Материал содержит анкеты, педагогические ситуации, рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_trudovom_vospitanii.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания

«Роль семьи в трудовом воспитании младших школьников»

Учитель Якина С.В.

3- 4 класс

Цель: создание условий для осознания родителями значимости трудового воспитания детей в семье.

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье.

2. Показать родителям необходимость формирования у ребенка потребности выполнения посильных трудовых обязанностей.

3. В процессе совместного обсуждения разработать рекомендации по воспитанию у детей трудолюбия, бережного отношения к результатам трудовой деятельности.

Ход собрания                                         

1.Вступительное слово классного руководителя.

  «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями   своим детям, это даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия»  

                                                                                                   К. Д. Ушинский.

- Уважаемые родители, я думаю, что вы обратили внимание на слова К. Д. Ушинского и догадались, какой теме будет посвящено наше собрание.

- А что такое трудолюбие?

- Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами вопросы о способности ваших детей выполнять домашние трудовые обязанности , о желании трудиться.

   Дело в том, что чаще всего мы сами обрекаем своих детей на страдания и одиночество во взрослой жизни, не приучая их в детстве постоянно трудиться. Ведь человек, который не умеет трудиться, иногда монотонно  выполняя одни и те же обязанности, часто становится одиноким. Домашний труд, домашние обязанности большей частью скучны и обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на закупку продуктов 5-6 часов, на уборку квартиры 4-7 часов. Конечно, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство любви к своим близким, умение жертвовать своими желаниями ради для других людей и просто умение делать всё перечисленное быстро и качественно. Учим ли мы этому своих детей, требуем ли от них выполнения домашних обязанностей, поручений?

2. Круглый стол

- А теперь я предлагаю вам  поделиться опытом приобщения детей к труду в ваших собственных семьях. Вот вопросы,  на которые вы можете опереться.

1. Любит ли Ваш ребенок трудиться?

2.  Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно?

3. Долго ли может трудиться Ваш ребенок?

4. Увлеченно ли выполняет поручения?

5. Контролируете ли Вы выполнение ребенком домашней работы?

6. Поощряете ли Вы ребенка за выполненную работу?

7. Наказываете ли Вы его, если он не выполнил работу или  поручение?

3. Ознакомление родителей с результатами анкетирования детей.

- А вот как ваши дети ответили на заданные им вопросы.

Анкета 1.

Дома я

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

Убираю свою постель

Прибираю в своей комнате

Мою посуду

Хожу в магазин

Стираю мелкие вещи

Помогаю в уборке квартиры

Ухаживаю за младшими

Умею кое-что готовить

Анкета 2

  1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
  2. Что тебе нравится больше всего из домашних дел?
  3. Хвалят ли тебя за выполненную работу?
  4. Ругают ли, если сделал что-то не так?
  5. Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
  6. Домашние дела – это трудная работа?

 - Итак, результаты проведенного анкетирования показывают, что дети, в основном, имеют разовые поручения,  немногие дети выполняют их добросовестно и охотно. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их домашнем труде. Родители зачастую сами виноваты в том, что их дети не хотят и не умеют трудиться. Папы и мамы продолжают опекать не только дошколят, но и ребят старшего возраста в самых простых бытовых делах, которые им пора делать совершенно самостоятельно (следить за чистотой одежды, пришивать пуговицы, разогревать еду, стелить постель и др.). Дело доходит порой  до того, что родители укладывают в портфель учебные вещи школьников чуть ли не до 4 класса. Немудрено, что так у ребят развиваются лень, инфантильность, иждивенчество.

   Самообслуживание складывается постепенно, в совместном труде со старшими. Чем разнообразнее участие ребенка в бытовом труде семьи, тем быстрее растет его самостоятельность. Во всяком домашнем труде можно найти посильную долю для младших. Сначала поручается какая-то часть работы, но как можно скорее переводите ребенка на самостоятельное выполнение работы от начала до конца. У младшего школьника должны быть и постоянные обязанности как у члена семейного коллектива. Чем больше доверено маленькому человеку, тем серьезнее он относится к порученному делу, тем быстрее растет его чувство ответственности и самоуважения. Помощь взрослым постоянная, по собственной инициативе – это не только физическое участие ребенка в каком-то деле, это еще и воспитание чуткости и отзывчивости.

- Назовите варианты поручений, которые наиболее успешно можно использовать в практике воспитания своих детей. (Учитель может дополнить список своими  предложениями)

Примерный список:

- оказание помощи родителям в уборке квартиры

-наводить порядок в своей комнате, на рабочем столе

-заботиться о младшем брате, сестре

-стирать свои мелкие вещи

-мыть чайную посуду

-кормить домашних животных

-покупать хлеб, молоко.

   

4. Работа в группах. Педагогические ситуации для обсуждения.

 -А теперь я предлагаю вам поработать в группах, обсудить ситуации. У каждой группы своя история. 

Ситуация первая.

 Дочь Нина взялась подметать дома пол. Но у нее еще нет сноровки. Она метет медленно, местами оставляет за собой мусор. Мать стала нервничать, делать  дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нина метет еще хуже.  Наконец мать отбирает веник у дочери и заканчивает уборку сама. При этом она говорит: « Лучше самой сделать, чем ждать помощи от тебя»

Ситуация вторая.

« У нас двое детей. Дочери одиннадцать, а сыну девять лет. С мужем часто спорим и не можем прийти к единому мнению. Я утверждаю, что у детей должны быть постоянные обязанности по дому. Например, дочь убирает в комнате и моет посуду, а сын убирает свою постель и ходит в магазин. Муж считает, что неизменных обязанностей у детей не должно быть. Они должны делать все, о чем их попросят. Иначе ребенок будет отвечать: «Это не моя обязанность, я не буду этого делать!». Кто прав?

Ситуация третья

В семье растет девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует свое нежелание что-то делать тем,  что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет все за внучку и даже обижается, если мама дает поручения дочке, а не ей.

Ситуация четвертая

Вале 7 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю! » Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.

Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия матери на Валю ?

 Выступление групп. Обмен мнениями.

  -  Труд детей под руководством родителей, вместе с ними служит хорошей школой подготовки к самообслуживанию вне дома: достаточно  понаблюдать в школе за работой дежурных, и вы без ошибки определите тех ребят, которые занимаются привычным делом. Но трудность, оказывается, состоит еще и в том, что ребенка нужно научить трудиться. Учить, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не просто. Но не просто сейчас. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

5. Коллективное обсуждение. Разработка рекомендаций для родителей.

 - Чтобы испечь вкусный пирог, связать красивые варежки, хозяйка следует  в своем деле проверенным полезным советам. Такие советы очень нужны и в деле воспитания наших детей. Поэтому предлагаю обсудить этот вопрос сначала в группах, а затем вместе.

В процессе обсуждения получаются примерно следующие рекомендации для родителей:

  1. Будьте последовательными в своих требованиях к ребенку.
  2. Поручения, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям и возрасту.
  3. Прежде чем требовать от ребенка правильного выполнения поручения, нужно сначала научить, показать, несколько раз совместно с ребенком выполнить задуманное дело.
  4. Нельзя наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться.
  5. Контроль и требовательность должны быть в меру.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка, хвалите его.
  7. Учите детей уважать труд людей. Рассказывайте детям о своей работе, о работе родных людей, своих друзей.
  8. Будьте примером для ребенка в выполнении домашних дел.

- Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. Поэтому закончить наше собрание мне хотелось бы такими словами:

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Пусть помнят, что с лихвой получат

От них всё то, чему их учат.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе!

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Уважаемые родители, предлагаю вам продолжить фразы:

Я задумался (задумалась) …

Я понял (поняла) ……….

Мне хотелось бы……..

Решение собрания.

  1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания в семье индивидуальные трудовые поручения.
  2. Использовать в воспитании детей советы классного руководителя, предложения родителей, высказанные на собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно до...

Трудовое воспитание младших школьников как средство коррекции интеллектуального развития

В данной разработке отражены особенности трудовой деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью; показаны методы, приемы коррекционной работы по данному направлению...

Трудовое воспитание младших школьников в семье.

Трудовое воспитание в семье — процесс длительный и сложный. Здесь есть свое трудности, свои правила....

Трудовое воспитание младших школьников в рамках введения ФГОС НОО.

В данной работе определены цели и задачи трудового воспитания с введением ФГОС НОО....

Трудовое воспитание младших школьников в рамках введения ФГОС НОО.

В данной работе определены цели и задачи трудового воспитания с введением ФГОС НОО....

Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»

Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье....