Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»
методическая разработка (3 класс) по теме

Мозговая Татьяна Николаевна

 

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».  К. Д. Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Родительское собрание

               «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»

Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Участники: родители учащихся  и классный руководитель.

Подготовка.

1. Классный руководитель проводит индивидуальные беседы с детьми, используя следующие вопросы:

1. Помогаешь ли ты дома?

2. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому? Какие?

З. Охотно ли ты их выполняешь?

4. Поощряют ли тебя за это родители?

5. Наказывают ли тебя за невыполнение поручения? Как?

На предыдущем собрании проходило анкетирование родителей:

                               Анкетирование для родителей

1 Помогает ли вам ребенок по дому?

2. Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому? Если они существуют, то какие?

З Охотно ли ваш(а) сын (дочь) их выполняет?

4. Приходится ли вам повторять просьбу?

5. Поощряете ли вы ребенка за выполнение домашних обязанностей (поручений)?

б. Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручения? Если да, то каким образом?

Оформление, оборудование и инвентарь:

1. На доске помещается плакат со словами К. Д. Ушинского: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

2  В центре классной доски изображается дерево (без листьев 14 плодов).

З. На столе у учителя находятся:

а) изготовленные в форме листьев дерева таблички со следующими надписями:

       «Цель»;

       «Задачи»;

—  «Труд не понарошку»;

— « Домашние поручения»;

__  «Педагогические ситуации»;

—  «Полезные советы»;

б) листки из бумаги в форме яблок, к которым приклеены картинки и фотографии из газет и журналов с изображением детей, участвующих в различных видах трудовой деятельности.

Ход проведения.

Вступительное слово классного руководителя о теме родительского собрания, об актуальности проблемы трудового воспитания младших школьников в семье, о написанных на плакате словах К.Д. Ушинского как эпиграфе к коллективному обсуждению данной проблемы.

I этап . «Определение цели и задач трудового воспитания в семье».

Классный руководитель: На доске изображено дерево. Вы видите, что в данный момент оно не имеет ни листьев, плодов. Но они могут появиться на дереве, если наше коллективное обсуждение окажется продуктивным. На моем столе лежат таблички, изготовленные в форме листьев. Надписи на табличках означают названия  этапов нашей совместной работы на собрании. Постепенно эти листья-таблички я буду прикреплять к изображению дерева,  и мы с вами вместе постараемся выполнить предусмотренные для каждого этапа задания.

Первыми листочками па нашем дереве станут листья-таблички «Цель» и «Задачи». Это означает, что мы начнем коллективное обсуждение с осмысления целевых ориентир в трудового воспитания ребенка в семье.

Необходимо заметить, что в педагогических публикация’ часто подчеркивается: если детей правильно воспитывать, то даже самый непривлекательный и тяжелый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребенка. Но как это сделать? К сожалению, на этот вопрос редко дается обстоятельный ответ. Особенно нелегко ответить на него сейчас, когда в нашей стране произошли радикальные изменения.

Однако вряд ли и в нынешней ситуации кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье, что и является заданием на этом этапе нашего собрания.

Учитель прикрепляет листья-таблички «Цель» и «Задачи» на изображение дерева, а родители после размышлений (в течение 5—7 минут) вносят свои предложения о целевых ориентирах трудового воспитания. Мнения родителей записываются на доске напротив прикрепленных табличек.

II этап «Труд не понарошку».

Классный руководитель: Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают плохо сочетающимися слова «дети» и «труд». А ведь раньше приходилось довольно часто слышать такую родительскую фразу: мы потрудились, пусть теперь хоть дети отдохнут. И все-таки результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что при наличии у большинства учащихся разовых поручений по дому немногие дети выполняют их охотно и добросовестно. Меня взволновали серьезные расхождения в ответах детей и родителей. Стало очевидным, что многие учащиеся трудятся дома понарошку. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться устойчивое нежелание трудиться. давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос: какие трудовые поручения могут и должны быть у ребенка в семье?

Учитель прикрепляет на доску листья-таблички «Труд не понарошку» и «Домашние поручения», а родители предлагают варианты поручений, которые были наиболее успешно использованы ими в практике воспитания своих детей. Классный руководитель составляет перечень называемых родителями поручений и при необходимости дополняет этот список своими предложениями.

 Как правило, в перечень включаются следующие поручения:

— оказывать помощь родителям в уборке квартиры;

— наводить порядок на своем столе и в своей комнате;

— заботиться о младшем брате или сестре; стирать свои мелкие вещи,

мыть чайную посуду;

— следить за чистотой обуви;

— выносить мусор;

— кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;

— гулять с собакой, кошкой;

— покупать хлеб, молоко.

III этап «Педагогические ситуации».

Учитель предлагает родителям найти оптимальный выход из трудных  педагогических ситуаций, возникающих в жизни каждого.

    IV этап  «Полезные советы».

Классный руководитель: Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать белье или связать красивые и теплые варежки, каждая домашняя хозяйка следует в своем деле проверенным полезным советам. Такие советы очень нужны и для трудового воспитания наших детей, поэтому предлагаю участникам собрания поделиться ими друг с другом.

Классный руководитель прикрепляет лист-табличку «Полезные советы» на изображение дерева и записывает на доске предлагаемые родителями советы. А затем учитель дополняет составленный перечень.

Полезными советами могут быть такие:

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.  воспитании детей.

5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Каждый совет педагог дополняет разъяснениями о том, как правильно их выполнить.

V этап «Удивительный плод».

Классный руководитель: Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового воспитания детей в семье словами К.Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, — это трудолюбие». И тогда наше дерево будет плодоносить. Учитель помещает на изображение дерева листки бумаги в форме яблок с иллюстрациями участия детей в различных видах трудовой деятельности.

Решение собрания.

1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения.

2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия советы классного руководителя и предложения родителей.

3. Предложить родительскому  комитету школы обсудить на своем заседании проблемы трудового воспитания детей в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании младшего школьника

В статье раскрывается понятие нравственности человека, даются практические советы родителям в вопросах воспитания нравственной позиции младшего школьника.Такая позиция способствует развитию чувства от...

Родительское собрание "О роли семьи в трудовом воспитании детей"

Родительское собрание на тему: "О роли семьи в трудовом воспитании детей"...

Родительское собрание "Роль семьи в трудовом воспитании младших школьников"

Родительское собрание  может быть проведено в 3-4 классе.  Материал содержит анкеты, педагогические ситуации, рекомендации для родителей....

Родительское собрание . Тема: «Роль родителей в формировании УУД младшего школьника"

Цель:• оказание помощи родителям в формировании УУД младшего школьникаЗадачи:   • расширить объем знаний родителей о ФГОС, о формах и методах решения возникших проблем с деть...

Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»

Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье....