Статья в журнал
статья (1 класс) на тему

Спирюхина Елена Юрьевна

Дети с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя-дефектолога Спирюхиной Е.Ю. для публикации                               в журнале

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.

В настоящее время для детей с задержкой психического развития разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по системе коррекционно-развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ. В них созданы адекватные условия — малая наполняемость класса (10 — 12 чел.). Дополнительные часы на индивидуальные занятия с ребенком не позволяют упустить те особенности, которые существенны для его обучения.

Урок по окружающему миру «Красный день календаря — 23 февраля» для детей с ОВЗ ЗПР 1 класса.

Цели урока:

Создание календаря знаменательных дат;

Расширение словарного запаса детей словами, связанными с темой 23 февраля;

Развитие навыков работы в микрогруппе, навыков взаимопомощи, положительного отношения и интереса к предмету;

 Задачи:

1. Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.

2. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об историипраздника.

3. Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путём уточнения понятий: Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, лётчики; фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.

4. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В. О. В., желание заботиться о них.

Методы и формы работы:

 Беседа, художественное слово (стихотворения, пословицы, Рассматривание и обсуждение иллюстраций).

Материалы и оборудование: иллюстрации, картины., изготовленние детьми открыток , точечное изображение надписи «23 февраля».

                                        Словарная работа:

 Отечество   Родина   Россия  Моряк  

Лётчик  Танкист   Пограничник   Пословица   Газета

                                         Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

 Я приглашаю вас на познавательную игру-обозрение, посвящённую приближающемуся празднику – Дню защитника Отечества. Сегодня вы узнаете, почему именно 23 февраля наша страна поздравляет своих защитников. Узнаете, что такое календарь знаменательных дат, и мы вместе начнём его составление, узнаете о том, какие военные специальности есть в российской армии. Мы послушаем стихи и пословицы, которые вы подобрали к занятию. Вы расскажите о своих папах, которые служили в армии.

 Итогом нашего урока будет газета-поздравление от нашего класса, в которой мы поздравим всех мужчин с праздником.

3. Актуализация ранее полученных знаний.

 - Итак, наша игра начинается! (на доске: Календарь знаменательных дат)

 - Как вы думаете, какую знаменательную дату мы поместим в календарь?

 Ответы детей.

- А знаете ли вы, почему именно 23 февраля наша страна поздравляет своих защитников?

 Ответы детей.

4. Открытие нового знания.

Учитель:

 1. В далёком 1918 году наша армия называлась Красной. Она была создана для борьбы с теми, кто нападал на нашу страну, и 23-е февраля 1918 года, был объявлен Днем рождения Красной Армии.

 2. С 1946 года этот день стал отмечаться как День Советской Армии и Военно-Морского Флота, а после был переименован в День защитника Отечества. С 2002 года 23 февраля является нерабочим праздничным днем.)

Учитель: - Что значит Отечество? (Родина; страна, в которой человек родился и гражданином которой является)

Учитель: - Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили и живут отцы и деды наши.

Учитель: У каждой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь.

 - Какие это символы? (флаг, герб, гимн)

 - Поговорим о флаге.

 - Какие цвета вы видели на нашем флаге?

Игра “Собери флаг” (составить флаг из 3-х частей, работа выполняется в 3-х группах)

- Что обозначает каждый цвет нашего флага? (Эти цвета не случайно появились на нашем флаге: белый цвет обозначает мир, чистоту, синий – верность и честность, красный – храбрость и мужество.)

 - Когда поднимают флаг? (в случае победы в спорт. соревнованиях, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников)

 - Все военнослужащие дают присягу на верность служения Родине под российским флагом.

 - Ребята, вы, наверняка, знаете, кто защищает наши границы на земле, на воде и в небе.

 Наши ребята подготовил загадки на эту тему. Отгадайте их и проверьте себя.

 1.

 На мачте наш трёхцветный флаг,

 На палубе стоит ……(моряк).

 И знает, что моря и страны,

 Границы океанов

 И днём, и ночью быть должны

 Под бдительной охраной!

2.

 Он металлическую птицу

 Поднимет смело в облака.

 Теперь воздушная граница

 У нас надёжна и крепка! (лётчик)

3.

 Везде, как будто вездеход,

 На гусеницах танк пройдёт.

 Ствол орудийный впереди,

 Опасно, враг, не подходи!

 Танк прочной защищён бронёй

 И даже может встретить бой! (танк – танкист)

4.

 Ночью, в полдень, на рассвете

 Службу он несёт в секрете,

 На тропе, на берегу,

 Преграждая путь врагу. (пограничник)

- Видели ли вы военных? Как вы узнаёте, что перед вами военный? (по форме…..)

 - У военных на форменной одежде есть знаки различий:

 На доске:

 Знаки различий:

 Погоны (на плечах)

 Кокарда (на головном уборе)

 Нашивки, шевроны (на рукавах)

- По этим знакам можно отличить военных разных родов войск.

 Подробнее об этом мы поговорим во 2 классе.

5. Практическая работа.

 - Давайте познакомимся с теми материалами, которые вы готовили дома вместе с мамой, папой. Перед вами на столах лежат планы, по которым вы готовились дома.

 I. Вы написали рассказы о ваших папах, которые служили в армии.

“Вот они какие наши папы боевые”

 План: Вместе с мамой, папой, старшим братом расскажи о папе:

Фамилия, имя, отчество папы.

Служил ли в армии? Где, в каком городе?

В каком звании?

Чему он научился в армии?

6. Подведение итогов.

Сегодня вы узнали, почему именно 23 февраля наша страна поздравляет своих защитников. Узнали, что такое календарь знаменательных дат, и мы вместе  его составили, узнали о том, какие военные специальности есть в российской армии. Рассказали  о своих папах, которые служили в армии.

Урок окончен. До свидания.

Использованная литература:

1. Винник, Марина Олеговна. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 154 с. : ил. - (Школа развития). - Библиогр.: с. 152-153. - ISBN 978-5-222-11623-4.

2. Гарбузов, Вилен Исаакович. Нервные и трудные дети / В. И. Гарбузов. - Москва : АСТ, 2005 ; Санкт-Петербург : Ас-трель-Санкт-Петербург. - 351 с. - (Здоровье - это просто!). - ISBN 5-17-028272-9.

3.  Гудкова, Татьяна Викторовна. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Т. В. Гудкова ; Но-восиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2007. - 188 с. - Библиогр.: с. 183-185. - Сло-варь: с. 174-182. - ISBN 978-5-85921-643-7.

4.  Детская патопсихология : учебное пособие : хрестоматия / сост., [авт. вступ. ст. и ввод. замечаний к главам] Н. Л. Белопольская. - 3-е изд., стер. - Москва : Когито-Центр, 2004. - 350 с. : табл., схемы. - (Университетское образование). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 5-89353-109-4.

5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учите-лей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко и др. ; под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ, 2001. - 224 с. : ил. - Библиогр.: с. 221-223. - ISBN 5-89415-205-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в журнал

Данная статья была опубликована в межрегиональном журнале...

Статья для журнала "Первоклассные родители" №4, 2010 "Как лучше подготовиться к началу учебного года и что купить за лето для уроков окружающего мира".

Как лучше подготовиться к началу учебного года  и что купить за лето для уроков окружающего мира.Жанна Николаевна Чарнецкая,учебно-методический комплнект: «Школа России» Учитель начальных классо...

Статья в журнал "Метод проектов в начальной школе"

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...

Статья для журнала по теме " Школа и семья: пути сотрудничества"

Статья отражает практические советы для классных руководителей по организации совместной работы в классном коллективе....

Статья в журнал "Класс"

В журнале "Класс-Екатеринбург" ученики начальной школы помещают материалы о своей жизни....

Статья в журнал

Эссе «Учитель! Перед именем твоим…»...

Статья в журнал "Сылдысчыгаш"

Сказка – удивительный мир детства....